Мотивация поведения военных

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:41, дипломная работа

Описание работы

Специфическим и весьма важным видом человеческой деятельности во все времена
была воинская деятельность. На протяжении всей истории России наши
соотечественник постоянно вставали на вооруженную защиту Родины, посвящали
себя воинской службе. Не потерял своей значимости ратный труд воинов и на
сегодняшний день. Однако объективные условия воинской деятельности в нашей
стране за последние годы кардинальным образом изменилось. В связи с этим
возрастает необходимость усиления внимания мотивационно-смысловой сфере
деятельности военных кадров.

Содержание

Содержание.....................................................................2
Введение. ..............................................................3
1. Теоретико - методологические основы исследования побудительных
мотивов деятельности военных кадров.... 6
1.1. Воинская деятельность: понятие, содержание, мотивация. 6
1.2. Основные побудительные мотивы военной деятельности: сущность и
содержание.............................................................. 26
2. Проблемы формирования военно-профессиональной направленности
военнослужащих в современных
условиях.....................................................................
...................................................... 55
2.1. Состояние и тенденции изменений содержания мотивационно-смысловой сферы
воинской деятельности............................. 55
2.2. Основные пути управления системой побудительных мотивов. 70
Заключение....................................................................87
Список литературы.............................................................92

Работа содержит 1 файл

Мотивация поведения военных.doc

— 650.96 Кб (Скачать)

общегражданского и военно-профессионального характера.

Остановимся на нем более подробно. Под средствами формирования мотивов

поведения военнослужащего можно подразумевать предельно общую совокупность

самых различных образований и институтов. Их как правило объединяют в

несколько групп:

1)     политико-правовая организация общества;

2)     материально-экономические институты;

3)     система нравственных отношений и деятельности субъектов;

4)     искусство;

5)     религия;

6)     средства массовой информации;

7)     межличностные и другие формы общения и т.д.

Выяснение характера воздействия, особенностей и роли отдельных средств в

процессе формирования мотивов поведения воинов представляет теоретический и

практический интерес. В условиях армии и флота данные средства не являются

какими-либо  "сверхмерами", а представляют собой применяемую командирами,

культурно-просветительными учреждениями и общественными институтами систему

факторов, способов и приемов, реализуемых ежедневно в практике воспитательной

работы с личным составом, во всех сферах жизни воинских коллективов. Многие

проблемы их использования в Вооруженных Силах исследованы военными

обществоведами.

Опираясь на проведенные исследования, рассмотрим место и роль средств

массовой коммуникации как наиболее эффективного средства воспитательного

воздействия в процессе формирования устойчивых потребностей, интересов и

ценностей военнослужащих российской армии.

Глобальные преобразования в нашей стране и се Вооруженных Силах, процессы

развития демократии и гласности оказывают воздействие как на коммуникационные

средства, действующие в масштабе государства, так и в специфических условиях

армии и флота, обусловливают проблематику их деятельности. Обозначим

наиболее актуальные, требующие решения вопросы, связанные со средствами

массовой коммуникации в ракурсе исследовательской задачи. На наш взгляд, это:

-         взаимосвязь  государственных средств массовой информации (радио,

телевидение, кино, печать и т.д.) и специфических информационных каналов,

действующих в условиях Вооруженных Сил;

-         проблема обратной связи от армейской среды к средствам массовой

коммуникации и субъектам управления, реализуемой в широком потоке устных и

письменных предложений, жалоб, заявлений, высказываний, а также поведении

воинов;

-         вопросы повышения эффективности деятельности средств массовой

коммуникации, в том числе и штатных средств Вооруженных Сил, в армейской

среде, их оперативности, компетенции;

-         проблема самой военной аудитории - более полное удовлетворение ее

потребностей в интересующей информации, реализация пожеланий и запросов

воинов;

-         повышение информационной привлекательности актуальных проблем

жизни российского общества и его Вооруженных Сил, связанных с духовным

развитием личности воина;

-         изучение стихийных, неофициальных каналов и форм циркулирования

социальной информации в армейской среде.

Вместе с тем следует учитывать и то обстоятельство, что продолжаются попытки

некоторых информационных источников проведения так называемой "антиармейской

кампании". Используя различные каналы информационного воздействия, некоторые

авторы, обыгрывая, а подчас искажая происходящие процессы в Вооруженных Силах

(обустройство выведенных войск из стран Прибалтики и Западной Группы войск,

недавние события по восстановлению конституционного строя в Чечне,

социальная защищенность военнослужащих и др.), подрывают авторитет

российской армии, поддерживают случаи отказа воинами служить в Вооруженных

Силах и честно выполнять свой долг перед народом. Наряду с другими

объективными причинами все это не могло не сказаться на состоянии

мотивационной сферы деятельности  военнослужащих. Так, на сегодняшний день в

войсках "нежелание служить в армии" стало "проблемой № 1".

Необходимо особо отметить, что такое отношение к службе в армии формируется у

юношей далеко не только в условиях Вооруженных Сил, а в большинстве своем до

призыва в армейский строй. Социологические исследования, проведенные среди

тех, кто стоит на пороге военной службы, показывают, что почти каждый второй

из числа опрошенных юношей убежден, что армия сегодня не нужна. 70% - против

прохождения действительной службы. За последние пять лет отношение к армии

продолжает ухудшаться. Так считают более 65%. Если в 1988 г. лишь от 6% до

13% опрошенных говорили о том, что не видят смысла в службе в Вооруженных

Силах, то в 1993-1994 гг. об этом заявил каждый второй призывник из числа

опрошенных [41].

Выделенные аспекты тем более актуальны, что функционирующие в армейской среде

штатные средства информационного воздействия не всегда оперативно реагируют

на постоянно растущие "информационные потребности" воинов, не отличаются

"информационной привлекательностью" в отражении существующих проблем. Так, в

некоторых коллективах отмечается снижение доверия и престижа к "чисто

армейским" каналам информации, в том числе к проводимым в ходе воспитательной

работы "официальным" мероприятиям. Ясно, что данное обстоятельство побуждает

воинов к обращению за "новой" информацией уже к другим источникам: слухам,

"самиздату", зарубежным "радиоголосам" и т.п.

Все это убеждает в необходимости радикального изменения средств

информационного воздействия на армейскую среду, относящихся к разряду

"универсальных", практически не изменяющихся на протяжении многих лет и

универсально применяемых к самым различным категориям военнослужащих и во

времена "культа личности", и в "период застоя", и в настоящее время.

"Цивилизаторские задачи", демократизация Вооруженных Сил, совершенствование

воспитания воинов армии и флота переориентация их ценностно-духовного мира,

- должны решаться достойными средствами. Пропаганда на радио и телевидении

героического прошлого нашей страны, объективно-доброжелательная

направленность их программ для личного состава армии и флота, развитые

средства неформального общения, организация досуга, учет мнений каждого,

компьютеризация процесса боевой учебы и подведения его итогов, использование

ЭВМ при анализе эффективности этих средств и т.д. - все эхо необходимо в

полной мере использовать для формирования профессиональной направленности

военнослужащих.

Что же является необходимым в использовании имеющихся сегодня средств? Тот

факт, что ни одна практическая ситуация не требует одновременного

использования всего объема, побуждает напомнить о некоторых правилах выбора

средств формирования мотивов поведения военнослужащих. К таковым следует

отнести:

1)     их комплексное, как последовательное, так и параллельное

использование и субординация;

2)     применение в конкретных условиях разноуровневых средств;

3)     их знание, наличие умений и навыков в использовании;

4)     знание духовного состояния военнослужащих.

Выделенные "правила" являются общими в применении к любому процессу

целесообразной деятельности. Поэтому обозначим те аспекты, от которых зависит

эффективное использование среди формирования мотивационной сферы военной

деятельности:

-         характеристика специфики конкретных воинских коллективов и личности

каждого воина;

-         особенности объектов» обусловливающих процесс формирования; арсенал

имеющихся у субъектов управления (командования, воспитательных органов)

средств;

-         выделение специфики задач, решаемых подразделением в данный период

времени, и целей, преследуемых командованием;

-         условия, обеспечивающие возможность формирования устойчивых

потребностей, интересов, целей у военнослужащих.

Третий этап процесса формирования и функционирования профессиональной

направленности военнослужащих связан с конкретной реализацией ее на практике.

Он обусловлен предыдущими этапами и направлен на развитие у воинов

устойчивых, зрелых потребностей, интересов, сообразно требованиям,

предъявляемым нынешней ситуацией в обществе применительно к Вооруженным

Силам.

Данный этап включает в себя» во-первых, переосмысление информации о мотивации

поведения и сравнение ее с состоянием личных мотивов, подкрепление их

практикой служебной деятельности. Способ получения знаний о мотивах

деятельности может быть как стихийным, так и целенаправленным, научно-

организованным процессом приобщения воина к информации. Целенаправленная

информационная деятельность выполняет важную роль. С помощью научного

потенциала информационной деятельности в некоторой степени нейтрализуется

стихийный характер воздействия социальной среды и повседневной службы на

духовный мир воина. Во-вторых» нейтрализация стихийного характера восприятия

информации, а также ее аналитическая переработка. Конкретная эмоционально-

чувственная связь с определенным фрагментом духовного мира чаще всего

"скользит" по поверхности явления, подвержена воздействию случайностей и

может исказить реальное положение дел. Поэтому она должна дополняться

абстрактно-логическим осмыслением потребностей, интересов, целей и ценностей.

В-третьих, полученная информация распределяется в структурах индивидуального

сознания личности воина. На данном подэтапе происходит ориентация внимания

воина на ценностный смысл духовного явления по средством увеличения объема

информации или ее акцентирования. И наконец, происходит закрепление

полученных знаний. Это проявляется в том, что знания превращаются а убеждения

и ценностные ориентации воина, реализуются в его действиях и поступках.

Сформированные ранее мотивы поведения приобретают новое качество под

воздействием целенаправленного воспитательного процесса, а также в результате

самовоспитания. Как представляется, критерием зрелых потребностей, интересов

Информация о работе Мотивация поведения военных