Мотивация поведения военных

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:41, дипломная работа

Описание работы

Специфическим и весьма важным видом человеческой деятельности во все времена
была воинская деятельность. На протяжении всей истории России наши
соотечественник постоянно вставали на вооруженную защиту Родины, посвящали
себя воинской службе. Не потерял своей значимости ратный труд воинов и на
сегодняшний день. Однако объективные условия воинской деятельности в нашей
стране за последние годы кардинальным образом изменилось. В связи с этим
возрастает необходимость усиления внимания мотивационно-смысловой сфере
деятельности военных кадров.

Содержание

Содержание.....................................................................2
Введение. ..............................................................3
1. Теоретико - методологические основы исследования побудительных
мотивов деятельности военных кадров.... 6
1.1. Воинская деятельность: понятие, содержание, мотивация. 6
1.2. Основные побудительные мотивы военной деятельности: сущность и
содержание.............................................................. 26
2. Проблемы формирования военно-профессиональной направленности
военнослужащих в современных
условиях.....................................................................
...................................................... 55
2.1. Состояние и тенденции изменений содержания мотивационно-смысловой сферы
воинской деятельности............................. 55
2.2. Основные пути управления системой побудительных мотивов. 70
Заключение....................................................................87
Список литературы.............................................................92

Работа содержит 1 файл

Мотивация поведения военных.doc

— 650.96 Кб (Скачать)

(35%), войсковое товарищество (26%), мужество и отвага (25%), военная

геральдика и символика (26%.),  форма  одежды  (13%).  Менее значимой

ценностью  по сравнению с перечисленными оказалась верность воинской

присяге. Лишь каждый десятый выделил её в качестве мотива поведения

современного военного профессионала.  Причём мнения по этому вопросу

практически не отличаются у курсантов и слушателей. Ни одни из числа

опрошенных офицеров,  обучающихся на факультете переподготовки и повышения

квалификации,  не назвал верность военной присяге в качестве важнейшей

воинской  традиции.[33,1]

Таким образом,  достаточно рельефно прослеживаются две взаимосвязанные

тенденции,  одна  из  которых характеризует высокий и устойчивый интерес

военнослужащих, и курсантов военных учебных заведений в частности, к

воинским  традициям, патриотический идеям и  ценностям,  другая -

неудовлетворенность организацией и содержанием работы по патриотическому

воспитанию на  воинских традициях в подразделениях,  частях,  военно-учебных

заведениях.

Следует отметить и то, что нет в настоящее время какой-либо государственной

программы, в рамках которой решались бы вопросы воспитания у воинов

российской армии необходимых мотивационно-смысловых и духовных качеств,

таких, как патриотизм, воинский долг, честь, достоинство,

дисциплинированность и др. Налицо противоречие между общественной

потребностью в изучении духовных аспектов российской военной истории и

реальным состоянием научной проработки этой проблемы.

Сейчас, как никогда в прошлом, российская армия нуждается в  поддержке со

стороны творческой интеллигенции, ждет от нее правдивых, честных произведений

о прошлом и настоящем, героическом и трагическом, возвышенном и низменном,

прекрасном и безобразном на всех этапах военной истории, которые

способствовали бы формированию у воинов социально значимых мотивационных

ценностей, необходимых им для успешного выполнения воинского долга.

Таким образом, учет данной тенденции, особенностей проявления преемственности

духовных  и смысловых ценностей в процессе формирования является неотъемлемым

звеном воспитательного процесса в воинских коллективах.

Важной тенденцией формирования мотивации поведения военнослужащих российской

армии в современных условиях является своевременный отбор и классификация

необходимых для духовного развития личности воина средств, как со стороны

государства (народа), так и самого военнослужащего.

Сложные процессы становления молодого Российского государства породили у

большей части населения неуверенность в завтрашнем дне, ) пессимизм, и что

самое опасное, духовно опустошили человека вследствие  ломки прежней системы

духовных ценностей и отсутствия новых ценностей, которые заполнили бы

духовный мир личности. Это привело к образованию своеобразного духовного

вакуума в сознании людей, отсутствию мировоззренческих ориентиров, так

необходимых для экономического и духовного возрождения России.

Все это, так или иначе, проявилось в Вооруженных Силах, что подтверждается и

выражается в ряде негативных моментов. В частности: обострилась проблема

нравственного выбора личности воина; понизился порог духовно-нравственной

сопротивляемости аморальным явлениям; продолжается девальвация традиционных

духовных ценностей. Данная ситуация, сложившаяся в духовном развитии личности

воина российской армии в начале 90-х годов, нашла свое подтверждение ив

результатах социологических исследований, опросов, контент-анализе

материалов периодической печати.

Но в то же время современные реалии преобразований общества, в конечном

итоге, разбудили людей, заставили их думать, создают благотворные условия

для масштабной творческой деятельности личности. Современная духовная жизнь

развивается в особых условиях сплетения взбудораженной общественной мысли с

политической публицистикой, философскими и религиозными поисками в

художественной литературе и литературной критике. Принципиальные ее черты -

видение жизненных процессов, чувствование общественной температуры, умение

смотреть в лицо реальности.

Не могла остаться в стороне обновления и духовная жизнь в Вооруженных Силах

России. Формирование духовных ценностей военнослужащих происходит сегодня в

условиях отсутствия государственной программы духовного развития общества,

но необходимо отметить, что в отдельных решениях и постановлениях

предпринимаются определенные шаги по отбору и выявлению "базовых духовных

ценностей", необходимых для всестороннего развития личности воина.

Сегодня, когда духовность общества подвергается серьезным испытаниям,

необходимо сохранить и приумножить доставшееся нам в наследство бесценное

достояние во всех сферах жизни: философских, политических, правовых,

религиозных, научных, морально-этических, художественных и иных ценностей.

Нужно найти те идеи, теории и духовно-практические компоненты общественной

жизнедеятельности, которые помогут становлению и совершенствованию

Вооруженных Сил новой России, гармонично развитой личности воина российской

армии.

И сегодня на первый план выходят гуманистические, мировоззренческие и

духовные ценности. Одна из них - общественно-государственный патриотизм, не

имеющий ничего общего с шовинизмом и национализмом, основывающийся на

тысячелетней истории российской государственности. Все патриотические

устремления должны концентрироваться на том, чтобы сделать Россию сильной,

экономически развитой и процветающей державой. На формирование патриотизма

как духовной ценности направлены сегодня следующие практические меры:

разработка и внедрение на государственном уровне комплексной программы

"Патриотическое воспитание молодежи", созданной на базе Министерства обороны

совместно со всеми ведомствами и министерствами России; создание в

Вооруженных Силах символики, олицетворяющей историю русской армии;

деятельность ветеранских организаций и др.

Патриотизм и некоторые другие духовные ценности, такие, как достоинство

воина, свобода совести, честь, долг находят свое развитие в наметившемся

сотрудничестве армии и русской Православной Церкви после заключения

соглашения (1994 г.) о перспективном сотрудничестве в деле патриотического

воспитания воинов, формировании духовно развитой личности защитника

Отечества. Данное сотрудничество актуально в этом плаке, потоку что, во-

первых, по результатам социологических исследований до 25% военнослужащих

относят себя к числу верующих и около 60% опрошенных выступают за

сотрудничество с церковью. Во-вторых, религия, как правило, всегда выступала

носителем высокой духовности и нравственности (достаточно вспомнить о

библейских моральных заповедях и фактах подвижничества священнослужителей и

верующих во все трудные времена для России), простых норм морали - блага,

добра, чести. совести, милосердия, и использование этого опыта в

воспитательной работе с личным составом армии и флота принесет немало

положительного. Хотя надо подчеркнуть, что практические шаги в этом плане

должны быть взвешенными, за что выступают и армия, и церковь. Кроме того,

религиозная вера является важнейшим регулятором поведения людей, в том числе

и воинов.

В последнее время усиливается работа со стороны управленческих органов по

более полному использованию духовного заряда воинских ритуалов; формированию

у воинов уважительного отношения к боевой славе подразделения, части,

соединения» истории русской армии, государства Российского; возрождению

боевого братства, полкового духа и др.

Наряду с государственными органами личность воина тоже осуществляет отбор и

классификацию духовных ценностей, необходимых дм удовлетворения своих

духовных потребностей и интересов. Сегодня на первый план выдвинулись и

совершенствуются военнослужащими такие духовные ценности, как достоинство

воина, свобода совести, честь, долг, демократизация, гуманизм и др.

Показательно в этом плане отношение офицеров к демократизации сферы воинской

деятельности. Среди опрошенных офицеров оптимистически относятся к процессу

демократизации в армии около 76% и лишь 5% считают, что доля ее осуществления

в Вооруженных Силах нет достаточных условий.[13,4]

В сегодняшних условиях характерной особенностью данной тенденции является и

то, что главный упор военнослужащие в своей жизнедеятельности делают на

формирование и совершенствование профессиональной направленности, то есть на

военно-профессиональные ценности. Многочисленные опросы среди военнослужащих

различных категорий показывают, что более 38% опрошенных корреспондентов

подчеркивают необходимость и важность военно-профессиональных ценностей

воинской службы, считают их главным фактором повышения своего мастерства, и,

как следствие, способствуют формированию духовного мира личности

воина.[13,4]

Вместе с рассмотренными тенденциями формирования духовных ценностей

военнослужащих российской армии имеют место и ряд других, в том числе и

негативных. Степень же их реализации или устранения будет определяться тем,

насколько конструктивно и целеустремленно будет осуществляться военная

реформа, как быстро удается поднять престиж и авторитет российских

Вооруженных Сил, решить все проблемы обеспечения механизма социальной и

правовой защити военнослужащих.

Воин, начиная службу и в ходе ее, способен глубоко переосмыслить личные

мотивационные ориентации. К этому побуждает его не только возраст, когда

особенно активно происходит социальное созревание личности, но и характер

воинской деятельности, те взаимоотношения, в которые он  включен. На первый

план выступает значимость духовных ценностей, активно способствующих воину в

осознании себя личностью и защитником Отечества. Они помогают ему усвоить

главное, сущностное - чем живут наше общество, Вооруженные Силы, перспективы

их развития, признать себя непосредственным созидателем материальных и

духовных ценностей общества, их защитником.

Таким образом,  мотивы поведения военнослужащих по-настоящему учтены только

Информация о работе Мотивация поведения военных