Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:32, курсовая работа
Актуальность темы: проблема мотивации достижения успеха у студентов в настоящее время приобретает особое значение. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности.
Результаты диагностики успеха и боязни неудач показали, что у 81% студентов диагностируется мотивация на успех(надежда на успех),у 19% диагностируется мотивация на неудачу(боязнь неудачи).
По результатам анкетирования(изучение мотивов учебной деятельности студентов А.А.Реан ,В.А.Якунин), которое проводилось со студентами 1курса гуманитарных факультетов было выявлено, что:
Для студентов психолого-педагогического факультета ведущими факторами мотивации являются:
1.Стать
2.Получить диплом
3.Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»
4.Получить интеллектуальное удовлетворение.
По результатам
диагностики мотивации
Анализ цветового
теста Люшера показал, что у 30%
студентов выявилась потребность в самоутверждении,
у 29%-потребность активно действовать
и добиваться успеха, у 24% -потребность
в удовлетворенности, спокойствии, устойчивой
положительной привязанности, у 17%- потребность
в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.
Так же, тест показал, что у 64% данные потребности,
в известной мере удовлетворяются, а у
36% имеется напряжение из-за их неудовлетворенности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе рассмотрена, на мой взгляд, довольно актуальная тема «Мотивация достижения успеха у студентов». В данном исследовании я опиралась на такой подход: мотивация — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Отсюда следует, что мотивация, это то, что руководит каждым нашим действием, а это значит, что для студента она особенно важна, так как они помимо всего ещё и учатся.
В учебной
деятельности мотивация к успеху
— это его большая часть. Но,
это ещё и способность
От мотивации во многом зависит и самооценка человека, а в особенности студента, так как это особенный период жизни человека, период становления личности.
Проведя анализ отечественной и зарубежной литературы я выяснила механизм возникновения мотивации, а также формирования мотивации достижения успеха у студентов. Изучила социально-психологические особенности студенческого возраста, мотивацию достижения успеха у студентов. Пути становления и особенности мотивации для каждого студента индивидуальны и неповторимы.
Были
проведены тесты по определению
особенностей мотивации. Они дали более
полное представление о состоянии
мотивации в исследуемой
По результатам моего исследования можно сделать вывод, что студенты с высоким уровнем мотивации к успеху, более подготовлены к обучению в институте и жизни в последующем, а так же имеют высокий уровень самосознания.
Предполагается,
что данная работа поможет, во-первых,
студентам избавиться от боязни неудач
и приобрести мотивацию к успеху,
что позволит им успешно реализовать себя
в учебной деятельности и в дальнейшей
жизни. Во-вторых, преподавателям , помочь
студентам с низким уровнем мотивации
добиться успехов и проявить себя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан)
Тест - форма A (для мужчин)
Тест - форма Б (для женщин)
Приложение 2
Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи
1. Включаясь
в работу, надеюсь на успех.
2. В деятельности активен.
3. Склонен к проявлению инициативы.
4. При выполнении ответственных заданий
стараюсь по возможности найти причины
отказа от них.
5. Часто выбираю крайности: либо заниженно
легкие задания, либо нереально трудные.
6. При встрече с препятствиями, как правило,
не отступаю, а ищу способы их преодоления.
7. При чередовании успехов и неудач склонен
к переоценке своих успехов.
8. Продуктивность деятельности в основном
зависит от моей целеустремленности, а
не от внешнего контроля.
9. При выполнении достаточно трудных заданий
в условиях ограниченного времени результативность
моей деятельности ухудшается.
10. Я склонен проявлять настойчивость
в достижении цели.
11. Я склонен планировать свое будущее
на достаточно отдаленную перспективу.
12. Если рискую, то с умом, а не бесшабашно.
13. Я не очень настойчив при достижении
цели, особенно если отсутствует внешний
контроль.
14. Предпочитаю ставить перед собой средние
по трудности или слегка завышенные, но
достижимые цели.
15. В случае неудачи при выполнении задания
его притягательность для меня снижается.
16. При чередовании успехов и неудач я
больше склонен к переоценке своих неудач.
17. Предпочитаю планировать свое будущее
лишь на ближайшее время.
18. При работе в условиях ограниченного
времени результативность деятельности
у меня улучшается, даже если задание достаточно
трудное.
19. В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь
от поставленной цели.
20. Если я сам выбрал для себя задание,
то в случае неудачи его притягательность
только возрастает.
Приложение 3
Изучение мотивов учебной деятельности студентов (А.А.Реан, В.А.Якунин)
Приложение 4
Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т.Элерса
1. Когда имеется
выбор между двумя вариантами,
его лучше сделать быстрее,
чем отложить на определенное
время.
2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю,
что не могу на все 100% выполнить задание.
3. Когда я работаю, это выглядит так, будто
я все ставлю на карту.
4. Когда возникает проблемная ситуация,
я чаще всего принимаю решение одним из
последних.
5. Когда у меня два дня подряд нет дела,
я теряю покой.
6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.
7. По отношению к себе я более строг, чем
по отношению к другим.
8. Я более доброжелателен, чем другие.
9. Когда я отказываюсь от трудного задания,
я потом сурово осуждаю себя, так как знаю,
что в нем я добился бы успеха.
10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших
паузах для отдыха.
11. Усердие – это не основная моя черта.
12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
13. Меня больше привлекает другая работа,
чем та, которой я занят.
14. Порицание стимулирует меня сильнее,
чем похвала.
15. Я знаю, что мои коллеги считают меня
дельным человеком.
16. Препятствия делают мои решения более
твердыми.
17. У меня легко вызвать честолюбие.
18. Когда я работаю без вдохновения, это
обычно заметно.
19. При выполнении работы я не рассчитываю
на помощь других.
20. Иногда я откладываю то, что должен был
сделать сейчас.
21. Нужно полагаться только на самого себя.
22. В жизни мало вещей, более важных, чем
деньги.
23. Всегда, когда мне предстоит выполнить
важное задание, я ни о чем другом не думаю.
24. Я менее честолюбив, чем многие другие.
25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что
скоро выйду на работу.
26. Когда я расположен к работе, я делаю
ее лучше и квалифицированнее, чем другие.
27. Мне проще и легче общаться с людьми,
которые могут упорно работать.
28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что
мне не по себе.
29. Мне приходится выполнять ответственную
работу чаще, чем другим.
30. Когда мне приходится принимать решение,
я стараюсь делать это как можно лучше.
31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.
32. Мои успехи в какой-то мере зависят от
моих коллег.
33. Бессмысленно противодействовать воле
руководителя.
34. Иногда не знаешь, какую работу придется
выполнять.
35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.
36. Я обычно обращаю мало внимания на свои
достижения.
37. Когда я работаю вместе с другими, моя
работа дает большие результаты, чем работы
других.
38. Многое, за что я берусь, я не довожу
до конца.
39. Я завидую людям, которые но загружены
работой.
40. Я не завидую тем, кто стремится к власти
и положению.
41. Когда я уверен, что стою на правильном
пути, для доказательства своей правоты
я иду вплоть до крайних мер.