Мотивация достижения успеха

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: проблема мотивации достижения успеха у студентов в настоящее время приобретает особое значение. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности.

Работа содержит 1 файл

Глава 1 Теоретические основы формирования мотивации достижения успеха.docx

— 241.01 Кб (Скачать)

Результаты  диагностики успеха и боязни неудач показали, что у 81% студентов диагностируется мотивация на успех(надежда на успех),у 19% диагностируется мотивация на неудачу(боязнь неудачи).

По результатам  анкетирования(изучение мотивов учебной деятельности студентов А.А.Реан ,В.А.Якунин), которое проводилось со студентами 1курса гуманитарных факультетов было выявлено, что:

Для студентов  психолого-педагогического факультета ведущими факторами мотивации являются:

1.Стать высококвалифицированным  специалистом.

2.Получить диплом

3.Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»

4.Получить интеллектуальное  удовлетворение.

По результатам  диагностики мотивации достижения А.Мехрабиана, у 72% диагностируемых  выявлен мотив стремления к успеху, у 28%-мотив избегания неудач.

Анализ цветового  теста Люшера показал, что у 30% студентов выявилась потребность в самоутверждении, у 29%-потребность активно действовать и добиваться успеха, у 24% -потребность в удовлетворенности, спокойствии, устойчивой положительной привязанности, у 17%- потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах. Так же, тест показал, что у 64% данные потребности, в известной мере удовлетворяются, а у 36% имеется напряжение из-за их неудовлетворенности. 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В данной работе рассмотрена, на мой взгляд, довольно актуальная тема «Мотивация достижения успеха у студентов». В данном исследовании я опиралась на такой подход: мотивация — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Отсюда следует, что мотивация, это то, что руководит каждым нашим действием, а это значит, что для студента она особенно важна, так как они помимо всего ещё и учатся.

В учебной  деятельности мотивация к успеху — это его большая часть. Но, это ещё и способность конкурировать,  стремиться к большему, достигать  новых высот.

От мотивации  во многом зависит и самооценка человека, а в особенности студента, так  как это особенный период жизни  человека, период становления личности.

Проведя анализ отечественной и зарубежной литературы я выяснила механизм возникновения мотивации, а также формирования мотивации достижения успеха у студентов. Изучила социально-психологические особенности студенческого возраста, мотивацию достижения успеха у студентов. Пути становления и особенности мотивации для каждого студента индивидуальны и неповторимы.

Были  проведены тесты по определению  особенностей мотивации. Они дали более  полное представление о состоянии  мотивации в исследуемой группе. Это дало право судить о том, каковы особенности именно студенческого  возраста.

По результатам  моего исследования можно сделать вывод, что студенты с высоким уровнем мотивации к успеху, более подготовлены к обучению в институте и жизни в последующем, а так же имеют высокий уровень самосознания.

Предполагается, что данная работа поможет, во-первых, студентам избавиться от боязни неудач и приобрести мотивацию к успеху, что позволит им успешно реализовать себя в учебной деятельности и в дальнейшей жизни. Во-вторых, преподавателям , помочь студентам с низким уровнем мотивации добиться успехов и проявить себя.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 
 
 
 

Приложение 1

Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан)

Тест - форма A (для  мужчин)

  1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.
  2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое мне задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем трудиться в одиночку.
  3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.
  4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.
  5. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что у меня может хорошо получиться.
  6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции хорошо определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен сам определить свою роль.
  7. Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной.
  8. Я предпочел бы важное и трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.
  9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.
  10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
  11. Если бы я собирался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.
  12. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники примерно равны по силам.
  13. В свободное от работы время я овладеваю какой-нибудь игрой скорее для развития умений, чем для отдыха и развлечений.
  14. Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как считаю нужным, пусть даже с 50%-ным риском ошибиться, чем делать его так, как мне советуют другие.
  15. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата будет 500 рублей и может остаться на таком уровне неопределенное время, чем работу, в которой начальная зарплата равна 300 рублей и есть гарантия, что не позднее, чем через полгода я буду получать 2000 рублей.
  16. Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один с секундомером в руках.
  17. Я предпочитаю работать, не щадя сил, пока полностью не удовлетворюсь полученным результатом, чем закончить дело побыстрее и с меньшим напряжением.
  18. На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройденному материалу вопросам, требующим высказывания своего мнения.
  19. Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи, но есть и возможность достичь большего, чем такое, в котором мое положение не ухудшится, но и существенно не улучшится.
  20. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.
  21. бы я мог вернуться к одному из незавершенных дел, то я скорее вернулся бы к трудному, чем к легкому.
  22. При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно ее решить.
  23. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-нибудь за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.
  24. После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.
  25. Если есть сомнения в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чем все-таки приму в нем активное участие.
  26. Когда я берусь за трудное дело, то скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.
  27. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность.
  28. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем знакомое задание, в успехе которого я уверен.
  29. Я работаю продуктивнее, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять, чем когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах.
  30. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удовольствием взялся бы еще раз решать аналогичную задачу, чем перешел бы к задаче другого типа.
  31. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.
  32. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.

Тест - форма Б (для женщин)

  1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.
  2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.
  3. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.
  4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что у меня может хорошо получиться.
  5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции хорошо определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должна сама определять свою роль.
  6. Более сильные переживания у меня вызывает скорее страх неудачи, чем надежда на успех.
  7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра.
  8. Я предпочла бы важное и трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.
  9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.
  10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
  11. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.
  12. Если бы я собиралась играть в карты, то скорее сыграла бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.
  13. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники примерно равны по силам.
  14. После неудачи я скорее становлюсь более собранной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжать дело.
  15. Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость успехи.
  16. В новых неизвестных ситуациях у меня скорее возникает волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство.
  17. Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блюдо, хотя оно может плохо получиться, чем стану готовить привычное блюдо, которое обычно хорошо выходило.
  18. Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем стану выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное.
  19. Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела, чем постараюсь выполнить за это же время два-три дела.
  20. Если я заболела и вынуждена остаться дома, то я использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать и поработать.
  21. Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате и мы бы решили устроить вечеринку, я предпочла бы сама организовать ее, чем предоставить сделать это кому-то другому.
  22. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-нибудь за помощью, чем стану сама продолжать искать выход.
  23. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.
  24. Когда я берусь за трудное дело, то скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.
  25. Я эффективнее работаю под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность.
  26. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем знакомое задание, в успехе которого я уверена.
  27. Если бы я успешно решила какую-то задачу, то с большим удовольствием взялась бы еще раз решать аналогичную задачу, чем перешла бы к задаче другого типа.
  28. Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной ставят задачу в общих чертах, чем когда мне конкретно указывают на то, что и как выполнять.
  29. Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку, то чаще теряюсь и впадаю в отчаяние, чем быстро беру себя в руки и пытаюсь исправить положение.
  30. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи

1. Включаясь  в работу, надеюсь на успех.  
2. В деятельности активен.  
3. Склонен к проявлению инициативы.  
4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.  
5. Часто выбираю крайности: либо заниженно легкие задания, либо нереально трудные.  
6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.  
7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.  
8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремленности, а не от внешнего контроля.  
9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности ухудшается.  
10. Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели.  
11. Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.  
12. Если рискую, то с умом, а не бесшабашно.  
13. Я не очень настойчив при достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.  
14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.  
15. В случае неудачи при выполнении задания его притягательность для меня снижается.  
16. При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач.  
17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.  
18. При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности у меня улучшается, даже если задание достаточно трудное.  
19. В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели.  
20. Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 3

Изучение  мотивов учебной  деятельности студентов (А.А.Реан, В.А.Якунин)

  1. Стать высококвалифицированным специалистом.
  2. Получить диплом.
  3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.
  4. Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».
  5. Постоянно получать стипендию.
  6. Приобрести глубокие и прочные знания.
  7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
  8. Не запускать изучение предметов учебного цикла.
  9. Не отставать от сокурсников.
  10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
  11. . Выполнять педагогические требования.
  12. Достичь уважения преподавателей.
  13. Быть примером для сокурсников.
  14. Добиться одобрения родителей и окружающих.
  15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
  16. Получить интеллектуальное удовлетворение.
 
 
 
 
 
 

Приложение 4

Методика  диагностики мотивации  к достижению успеха Т.Элерса

1. Когда имеется  выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее,  чем отложить на определенное  время.  
2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.  
3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.  
4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.  
5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.  
6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.  
7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.  
8. Я более доброжелателен, чем другие.  
9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.  
10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.  
11. Усердие – это не основная моя черта.  
12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.  
13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.  
14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.  
15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.  
16. Препятствия делают мои решения более твердыми.  
17. У меня легко вызвать честолюбие.  
18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.  
19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.  
20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.  
21. Нужно полагаться только на самого себя.  
22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.  
23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.  
24. Я менее честолюбив, чем многие другие.  
25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.  
26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.  
27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.  
28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.  
29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.  
30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.  
31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.  
32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.  
33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.  
34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.  
35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.  
36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.  
37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.  
38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.  
39. Я завидую людям, которые но загружены работой.  
40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.  
41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.
 
 

Информация о работе Мотивация достижения успеха