Мотивация достижения успеха

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: проблема мотивации достижения успеха у студентов в настоящее время приобретает особое значение. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности.

Работа содержит 1 файл

Глава 1 Теоретические основы формирования мотивации достижения успеха.docx

— 241.01 Кб (Скачать)

В сложившейся  современной ситуации до предела  обострилась проблема качества подготовке специалистов. Повышение эффективности  аудиторных форм обучения, безусловно, - важная задача. Однако такая эффективность, в конечном счете, ограничивается тем, что сам студент делает в процессе усвоения и осмысления материала, как  сам студент применяет его  для решения познавательных и  практических задач. Лишь студент, умеющий  работать самостоятельно, будет «откликаться»  на новшества аудиторных форм. Без  этого условия такие новшества  просто не эффективны.

В этом случае психологические вопросы  организации самостоятельной работы приобретают особую остроту и  становятся наиболее актуальными, их рассмотрению и посвящена тема нашей курсовой работы. Мы не рассчитываем дать готовые и исчерпывающие рекомендации о том, как следует строить самостоятельную работу. Стоит отметить, что самостоятельная работа студентов может быть по-настоящему организована только в процессе самостоятельной, творческой работы преподавателя 
 
 
 

ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ 

3.1. Цель, задачи исследования  

Цель  - исследование мотивации студентов педагогического вуза.

Задачи  исследования:

1) Выявить  мотивационный комплекс студентов;

2) Определить  преобладающий тип мотивации  (успеха и боязни неудачи) в группе;

3) Определить  уровень мотивации профессионального обучения;

4)Изучить  мотивы учебной деятельности студентов 
 
 

3.2. Описание методик  исследования 

Исследование  мотивации профессионального обучения студентов было проведено на основе специальных методик.

Мотивы  являются причиной заинтересованного  отношения к учебе как основе профессиональной деятельности. Можно  утверждать, что активным в профессиональном обучении будет тот студент, который  осознает потребность в знаниях, необходимых в будущей профессиональной деятельности, а свою профессию осознает, в свою очередь, как единственный или основной источник удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.

Профессиональное  самосознание делает мотивы учения устойчивыми, способствует развитию у студента умения ставить цели и добиваться их. Рассмотрим методики, примененные для исследования.

1) Диагностика мотивации  достижения (А.Мехрабиан)

Назначение  теста

Мотивация достижения, по мнению Г.Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности - стремления к успеху и избегания неудачи. Выясняется, какой из двух мотивов у человека доминирует. Тест имеет две формы - мужскую (а) и женскую (б).

Инструкция  к тесту

Тест  состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также  мнений и чувств по поводу некоторых  жизненных ситуаций (см. прил. 1). Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

  • + 3 - полностью согласен;
  • +2 - согласен;
  • + 1 - скорее согласен, чем не согласен;
  • 0 - нейтрален;
  • -1 - скорее не согласен, чем согласен;
  • -2 - не согласен;
  • -3 - полностью не согласен.

Прочтите  утверждения теста и оцените  степень своего согласия или несогласия. При этом на бланке для ответов  против номера утверждения поставьте  цифру, которая соответствует степени  вашего согласия. Дайте тот ответ, который первым придет вам в голову. Не тратьте время на обдумывание.

Обработка и интерпретация результатов  теста

Вначале подсчитывается суммарный балл. Ответам  испытуемых на прямые пункты (отмеченные знаком «+» в ключе) приписываются  баллы.

Ответы -3 -2 -1 0 1 2 3
Баллы 1 2 3 4 5 6 7

Ответам испытуемого на обратные пункты опросника (отмечены в ключе знаком «-») также приписываются баллы:

Ответы -3 -2 -1 0 1 2 3
Баллы 7 6 5 4 3 2 1

Ключ  к тесту

Ключ  к форме А: +1, -2, +3, -4, +5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, +13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, -23, +24, -25, -26, -27, +28, -29, -30, +31, -32.

Ключ  к форме Б: +1, +2, -3, +4, -5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, -13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, +23, -24, -25, +26, -27, +28, -29, -30.

На основе подсчета суммарного балла определяется, какая мотивационная тенденция  доминирует у испытуемого. Баллы  всех испытуемых выборки ранжируют  и выделяют две конкретные группы: верхние 27% выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27% - мотивом избегания неудачи.

2) Диагностика мотивации  успеха и боязни  неудачи

Инструкция  к тесту: 
На приведенные ниже вопросы необходимо ответить «да» или «нет»(см.прил.2). Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» подразумевает как явное «да», то есть «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет». Отвечать на вопросы следует достаточно быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым пришедший в голову, как правило, и является наиболее точным.

Обработка и интерпретация результатов

Ключ к тесту 
1 балл получают ответы «да» на вопросы 1-3, 6, 10-12, 14, 16, 18-20; ответы «нет» на вопросы 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Подсчитывается общее количество баллов. 
• Если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).  
• Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).  
• Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом 8-9 баллов ближе к боязни неудачи, а 12-13 баллов ближе к мотивации успеха.
 

3) Изучение мотивов  учебной деятельности  студентов (А.А.Реан, В.А.Якунин)

Назначение теста:

Изучение мотивов  учебной деятельности студентов. 
Инструкция к тесту: 
Перед вами список причин, которые побуждают людей учиться(см.прил.3). Выберите из этого списка пять причин, наиболее значимых для вас.

Обработка и  интерпретация результатов теста:

Для каждого  студента проводится качественный анализ ведущих мотивов учебной деятельности. По всей выборке определяется частота выбора того или иного мотива.

4) Методика диагностики  мотивации к достижению  успеха Т.Элерса

Назначение теста: диагностика мотивации к достижению успеха.  
 
Инструкция к тесту: 
 
Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «Да» или «Нет»(см. прил.4).

Обработка и интерпретация результатов  теста:

Ключ к тесту 
По 1 баллу ставится за ответы «да» на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41.  
Также ставится по 1 баллу за ответы «нет» на вопросы: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36,38,39.  
Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 не учитываются.  
 
Подсчитать сумму набранных баллов.  
 
Интерпретация результатов теста  
 
• от 1 до 10 баллов: низкая мотивация к достижению успеха;  
• от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации к достижению успеха;  
• от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации к достижению успеха;  
• свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к достижению успеха.  
 
Люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху – достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.  
Людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.  
Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотивации к успеху – достижению цели.
 

5) Цветовой тест Люшера

Каждый  цвет несет в себе определенный энергетический заряд, вызывает у

человека  как физиологический, так и психологический  эффект. Поэтому, в зависимости от состояния человека (ситуативного и долговременного), он может предпочитать различные цвета. Например, X. Айзенк утверждает, что яркие цвета предпочитают субъекты с высокой активностью.

Тест  Люшера и основан на том, что выбор  цвета нередко отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, на удовлетворение потребностей, отражает его функциональное состояние.По Люшеру, основные цвета символизируют следующие психологические потребности:

синий — потребность в удовлетворенности, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

зеленый — потребность в самоутверждении;

красный — потребность активно действовать и добиваться успеха;

желтый — потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

Инструкция

Испытуемый  раскладывает цветные карточки стандартного образца (4 — с указанными выше основными цветами и 4 — с дополнительными: фиолетовым, коричневым, черным и серым) в определенном порядке: сначала цвет, который нравится более всего, затем цвет, стоящий по привлекательности следующим, и т. д. с таким расчетом, что последним будет цвет, вызывающий наименьшую симпатию (или даже антипатию). Таким образом, образуется 8 позиций по числу цветных карточек(см.прил.5). 

3.3.Анализ  и интерпретация  полученных результатов 

В проведенном  исследовании принимали участие  студенты I курса факультета психологии и педагогики Стерлитамакской государственной педагогической академии. В исследовании приняло участие 28 студентов. Особенностью выборки явилось то, что ее составили преимущественно лица женского пола (97,8%), что в целом отражает специфику факультета. Исследование проводилось в середине второго семестра (март 2011 года).

Основным  методом исследования являлось тестирование по выбранным методикам.

Анализ  полученных результатов показал, что  у студентов в большей мере умеренно высокий уровень мотивации:

У 62% опрашиваемых умеренно высокий уровень мотивации, у 19% студентов средний уровень  мотивации и у 19% низкий уровень  мотивации.

Информация о работе Мотивация достижения успеха