Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:32, курсовая работа
Актуальность темы: проблема мотивации достижения успеха у студентов в настоящее время приобретает особое значение. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности.
В сложившейся современной ситуации до предела обострилась проблема качества подготовке специалистов. Повышение эффективности аудиторных форм обучения, безусловно, - важная задача. Однако такая эффективность, в конечном счете, ограничивается тем, что сам студент делает в процессе усвоения и осмысления материала, как сам студент применяет его для решения познавательных и практических задач. Лишь студент, умеющий работать самостоятельно, будет «откликаться» на новшества аудиторных форм. Без этого условия такие новшества просто не эффективны.
В этом
случае психологические вопросы
организации самостоятельной
ГЛАВА
3 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ
3.1.
Цель, задачи исследования
Цель - исследование мотивации студентов педагогического вуза.
Задачи исследования:
1) Выявить
мотивационный комплекс
2) Определить преобладающий тип мотивации (успеха и боязни неудачи) в группе;
3) Определить уровень мотивации профессионального обучения;
4)Изучить
мотивы учебной деятельности студентов
3.2.
Описание методик
исследования
Исследование
мотивации профессионального
Мотивы
являются причиной заинтересованного
отношения к учебе как основе
профессиональной деятельности. Можно
утверждать, что активным в профессиональном
обучении будет тот студент, который
осознает потребность в знаниях,
необходимых в будущей
Профессиональное самосознание делает мотивы учения устойчивыми, способствует развитию у студента умения ставить цели и добиваться их. Рассмотрим методики, примененные для исследования.
1) Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан)
Назначение теста
Мотивация достижения, по мнению Г.Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности - стремления к успеху и избегания неудачи. Выясняется, какой из двух мотивов у человека доминирует. Тест имеет две формы - мужскую (а) и женскую (б).
Инструкция к тесту
Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций (см. прил. 1). Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:
Прочтите утверждения теста и оцените степень своего согласия или несогласия. При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени вашего согласия. Дайте тот ответ, который первым придет вам в голову. Не тратьте время на обдумывание.
Обработка и интерпретация результатов теста
Вначале подсчитывается суммарный балл. Ответам испытуемых на прямые пункты (отмеченные знаком «+» в ключе) приписываются баллы.
Ответы | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
Баллы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ответам испытуемого на обратные пункты опросника (отмечены в ключе знаком «-») также приписываются баллы:
Ответы | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
Баллы | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Ключ к тесту
Ключ к форме А: +1, -2, +3, -4, +5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, +13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, -23, +24, -25, -26, -27, +28, -29, -30, +31, -32.
Ключ к форме Б: +1, +2, -3, +4, -5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, -13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, +23, -24, -25, +26, -27, +28, -29, -30.
На основе подсчета суммарного балла определяется, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого. Баллы всех испытуемых выборки ранжируют и выделяют две конкретные группы: верхние 27% выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27% - мотивом избегания неудачи.
2) Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи
Инструкция
к тесту:
На приведенные ниже вопросы необходимо
ответить «да» или «нет»(см.прил.2). Если
вы затрудняетесь с ответом, то вспомните,
что «да» подразумевает как явное «да»,
то есть «скорее да, чем нет». То же относится
и к ответу «нет». Отвечать на вопросы
следует достаточно быстро, подолгу не
задумываясь. Ответ, первым пришедший
в голову, как правило, и является наиболее
точным.
Обработка и интерпретация результатов
Ключ к тесту
1 балл получают ответы «да» на вопросы
1-3, 6, 10-12, 14, 16, 18-20; ответы «нет» на вопросы
4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Подсчитывается общее количество
баллов.
• Если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов,
то диагностируется мотивация на неудачу
(боязнь неудачи).
• Если он набирает от 14 до 20 баллов, то
диагностируется мотивация на успех (надежда
на успех).
• Если количество набранных баллов в
пределах от 8 до 13, то следует считать,
что мотивационный полюс не выражен. При
этом 8-9 баллов ближе к боязни неудачи,
а 12-13 баллов ближе к мотивации успеха.
3) Изучение мотивов учебной деятельности студентов (А.А.Реан, В.А.Якунин)
Назначение теста:
Изучение мотивов
учебной деятельности студентов.
Инструкция к тесту:
Перед вами список причин, которые побуждают
людей учиться(см.прил.3). Выберите из этого
списка пять причин, наиболее значимых
для вас.
Обработка и
интерпретация результатов
Для каждого студента проводится качественный анализ ведущих мотивов учебной деятельности. По всей выборке определяется частота выбора того или иного мотива.
4) Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т.Элерса
Назначение теста:
диагностика мотивации к
Инструкция к
тесту:
Вам будет предложен
41 вопрос, на каждый из которых ответьте
«Да» или «Нет»(см. прил.4).
Обработка и интерпретация результатов теста:
Ключ к тесту
По 1 баллу ставится за ответы «да» на следующие
вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25,
26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41.
Также ставится по 1 баллу за ответы «нет»
на вопросы: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36,38,39.
Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 не
учитываются.
Подсчитать сумму набранных баллов.
Интерпретация
результатов теста
• от 1 до 10 баллов: низкая мотивация к
достижению успеха;
• от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации
к достижению успеха;
• от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень
мотивации к достижению успеха;
• свыше 21 балла: слишком высокий уровень
мотивации к достижению успеха.
Люди, умеренно и сильно ориентированные
на успех, предпочитают средний уровень
риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают
малый или, наоборот, слишком большой уровень
риска. Чем выше мотивация человека к успеху
– достижению цели, тем ниже готовность
к риску. При этом мотивация к успеху влияет
и на надежду на успех: при сильной мотивации
к успеху надежды на успех обычно скромнее,
чем при слабой мотивации к успеху.
Людям, мотивированным на успех и имеющим
большие надежды на него, свойственно
избегать высокого риска.
Те, кто сильно мотивирован на успех и
имеют высокую готовность к риску, реже
попадают в несчастные случаи, чем те,
которые имеют высокую готовность к риску,
но высокую мотивацию к избеганию неудач
(защиту). И наоборот, когда у человека
имеется высокая мотивация к избеганию
неудач (защита), то это препятствует мотивации
к успеху – достижению цели.
5) Цветовой тест Люшера
Каждый цвет несет в себе определенный энергетический заряд, вызывает у
человека как физиологический, так и психологический эффект. Поэтому, в зависимости от состояния человека (ситуативного и долговременного), он может предпочитать различные цвета. Например, X. Айзенк утверждает, что яркие цвета предпочитают субъекты с высокой активностью.
Тест Люшера и основан на том, что выбор цвета нередко отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, на удовлетворение потребностей, отражает его функциональное состояние.По Люшеру, основные цвета символизируют следующие психологические потребности:
синий — потребность в удовлетворенности, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;
зеленый — потребность в самоутверждении;
красный — потребность активно действовать и добиваться успеха;
желтый — потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.
Инструкция
Испытуемый
раскладывает цветные карточки стандартного
образца (4 — с указанными выше основными
цветами и 4 — с дополнительными: фиолетовым,
коричневым, черным и серым) в определенном
порядке: сначала цвет, который нравится
более всего, затем цвет, стоящий по привлекательности
следующим, и т. д. с таким расчетом, что
последним будет цвет, вызывающий наименьшую
симпатию (или даже антипатию). Таким образом,
образуется 8 позиций по числу цветных
карточек(см.прил.5).
3.3.Анализ
и интерпретация
полученных результатов
В проведенном исследовании принимали участие студенты I курса факультета психологии и педагогики Стерлитамакской государственной педагогической академии. В исследовании приняло участие 28 студентов. Особенностью выборки явилось то, что ее составили преимущественно лица женского пола (97,8%), что в целом отражает специфику факультета. Исследование проводилось в середине второго семестра (март 2011 года).
Основным методом исследования являлось тестирование по выбранным методикам.
Анализ полученных результатов показал, что у студентов в большей мере умеренно высокий уровень мотивации:
У 62% опрашиваемых умеренно высокий уровень мотивации, у 19% студентов средний уровень мотивации и у 19% низкий уровень мотивации.