Мотивация достижения успеха

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: проблема мотивации достижения успеха у студентов в настоящее время приобретает особое значение. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности.

Работа содержит 1 файл

Глава 1 Теоретические основы формирования мотивации достижения успеха.docx

— 241.01 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ. 

Актуальность  темы: проблема мотивации достижения успеха у студентов в настоящее время приобретает особое значение. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности. Мотивацией также объясняется выбор между различными возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления; кроме того, ею объясняется интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов. Любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигать к намеченной цели. Всё это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая проходит более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к ней, есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, чувство долга, ответственности и другие мотивы учения. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.

Изучение  структуры профессионально-ориентированной  мотивации студентов педагогических факультетов , знание мотивов, побуждающих к работе в сфере образования, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности педагогической деятельности: правильно осуществлять отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру.

Цель  исследования: исследование мотивации достижения успеха у студентов.

Предмет исследования: уровень мотивации достижения успеха.

Объект  исследования: студенты 1 курса психолого-педагогического факультета педагогического вуза (г. Стерлитамак)-30 человек.

Задачи  исследования:

1. Анализ  отечественной и зарубежной литературы  по теме исследования;

2. Изучить  социально-психологические особенности  студенческого возраста;

3. Изучить  мотивацию достижения успеха у студентов;

Методы  исследования: в качестве экспериментальных методов использовались следующие диагностические средства: «Методика для диагностики учебной мотивации студентов» А.А.Реана и В.А.Якунина в модификации Н.Ц.Бадмаевой, «Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи», «Методика диагностики мотивации к достижению успеха» Т.Элерса, «Изучение мотивов учебной деятельности студентов » А.А.Реана и В.А.Якунина, «Диагностика мотивации достижения » А.Мехрабиана.

Практическая  значимость исследовательской работы заключается в том, что она раскрывает содержание психологических особенностей учебной мотивации студента и выявляет ее значимые составляющие. Проведенное исследование может способствовать саморазвитию студента, овладению учебным материалом, развитию учебно-познавательных мотивов сравнительно высокого уровня, что в свою очередь может привести к формированию других социальных мотивов. Иными словами, появляется реальная возможность собрать воедино то небольшое количество диагностических приемов, позволяющих определить характер учебной мотивации совместной деятельности.  

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА 

    1. Понимание термина «мотивация»
 

Впервые слово «мотивация» употребил  А. Шопенгауэр в статье «Четыре

принципа  достаточной причины» (1900-1910). Затем  этот термин прочно вошел

в психологический  обиход  для объяснения причин поведения  человека и животных.

В настоящее  время мотивация как психическое  явление трактуется по-разному.

В одном  случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен; Ж. Годфруа, 1992),в другом случае — как совокупность мотивов (К. К. Платонов, 1986), в третьем —как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.

Кроме того, мотивация рассматривается  как процесс психической регуляции

конкретной  деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов, 1998), как процесс действия мотива и  как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления  конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян, 1976), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас,1990).

Отсюда  все определения мотивации можно  отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных  позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В. Д. Шадрикова (1982), мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, характером)  и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм. Однако и в том и в другом случае мотивация у авторов выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, т. е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива. Например, В. А. Иванников (1985) считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности (А. Н. Леонтьев), т. е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ).

Однако  при таком подходе остается непонятным, во-первых, что же придает побудительность— ситуация или мотив, во-вторых, каким образом возникает мотив, если он появляется раньше, чем мотивация. Высказывания авторов о соотношении мотива и мотивации не проясняют этого вопроса. Так, Р. А. Пилоян пишет, что мотивация и мотив — взаимосвязанные, взаимообусловленные психические категории и что мотивы действия формируются на базе определенной мотивации (т.е. мотивы вторичны). И в то же время он утверждает, что через выработку отдельных

мотивов мы можем влиять на мотивацию в  целом (т. е. уже мотивация зависит  от мотивов, которые становятся первичными). Кроме того, автор считает, что мотивы относятся к действиям, а мотивация — к деятельности, не давая этому какого-либо обоснования.

Нелегко выяснить соотношения между мотивацией и мотивом и в книге И. А. Джидарьян (1976). Она пишет, что, в отличие  от мотивации, мотив имеет более  узкое значение. В нем фиксируется собственно психологическое содержание, а именно тот внутренний фон, на котором развертывается процесс мотивации поведения в целом. Именно мотив энергизирует и направляет действия человека на каждый момент времени. Спрашивается — в чем же тогда состоит роль мотивации, если все осуществляется с помощью мотива? В этом случае понятие «мотивация» становится лишним.

В. Г. Леонтьев (1992) выделяет два типа мотивации: первичную, которая проявляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта, и вторичную, проявляющуюся в форме мотива. Следовательно, в данном случае тоже имеется отождествление мотива с мотивацией. В. Г. Леонтьев полагает, что мотив как форма мотивации возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решения действовать в определенном направлении для достижения определенных целей, и с этим нельзя не согласиться. Во многих случаях психологи (а биологи и физиологи —постоянно) под мотивацией

имеют в виду детерминацию поведения, поэтому  выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию. Наряду с психологами проблема мотивации и мотива разрабатывается и криминалистами.

Среди них тоже нет единого понимания  мотивации. В одном случае она

понимается  как метод самоуправляемости  личности через систему устойчивых побуждений, т. е. через мотивы (К. Е. Игошев, 1974), в другом случае —как процесс формирования мотива поведения (В. Д. Филимонов, 1981), в третьем —как совокупность мотивов, как сложная и противоречивая, изменчивая динамическая система(Н. Ф. Кузнецова, 1975).Таким образом, ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Выход из создавшегося положения нам видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка). 

1.2.Механизмы развития мотивации человека. Проблема специфики человеческой мотивации 

Для  анализа  механизмов  развития  мотивации  человека  большое  значение имеет  предварительное  уточнение вопроса о том, в  какой мере они являются  специфически  человеческими и в какой  сохраняют  сходство с механизмами, сложившимися в биологической эволюции. С целью такого уточнения рассмотрим  сначала специфические признаки человеческой мотивации, выделяемые в затрагивающей этот вопрос литературе.   

Многие  из признаков, составляющих в целом  достаточно  пестрый перечень, уточняют и развивают  основополагающее  положение  о социальном  происхождении  мотивации человека, объясняемом, в частности, тем, что предметы его потребностей являются  продуктом общественного производства. Подчеркивается, что в отличие от биологической мотивации, за  которой стоят нужды индивида и  вида, собственно  человеческая мотивация в конечном  счете отвечает  нуждам  общества. Таким ее происхождением объясняются как ее разнообразие, изменчивость, историчность, так и тот факт, что она в онтогенезе развивается не спонтанно, а в результате специально  направленных формирующих  воздействий, составляющих основное содержание воспитания человека.

Другой  важный фактор, определяющий специфику  мотивации человека, — это ее опосредствованность интеллектом, речью, сознанием осуществление при помощи волевых процессов. С этим связана устойчивость, надситуативность, функциональная автономность от состояний организма человеческой мотивации, направленность на отдаленные  жизненные   цели, не гомеостатический  характер, «бесконечность», трансгрессивность.   

Отдельно  можно  выделить признаки, характеризующие  внутреннюю  организацию  и динамику мотивации  человека: иерархическую соподчиненность мотивов, полимотивированный  характер деятельности, поливалентность  мотивов по отношению   к  потребностям  (пластичность,  взаимозаменяемость и  др). 

Как можно  видеть, большинство из перечисленных  отличий  имеют феноменологический характер, скорее  констатируя, чем  объясняя наблюдающиеся   факты.  Это  обусловлено тем, что выделение  специфических  отличий по своему назначению фиксирует движущие  силы и конечные результаты развития мотивации человека, а не сам процесс развития, без знания которого, очевидно, полнота понимания   и объяснения  мотивации невозможна. Развитие  же не может быть  охарактеризовано только данными об отличиях, требуя  обозначения того, с чего оно начинается и как  происходит: какие «низшие» мотивационные процессы  преобразовываются социальными силами, формирующими  «высшую»  человеческую мотивацию, какие конконкретно-психологические механизмы  этого процесса,  что именно опосредуется интеллектом, и т. п. Такого  рода вопросы предполагают  выяснение не отличий, а  сохраняющегося  сходства между социально развитой и биологической мотивацией проблемы, которая в советской литературе, рассматривающей и подчеркивающей  преимущественно отличия, освещена явно не достаточно.   

Для  выявления общих моментов между  социальной  и  биологической  мотивацией важное значение имеет дифференциация    различных аспектов мотивации, в частности ее содержания и механизмов. Дело в том,  что при уточнении вопроса о специфике мотивации человека эти два ее аспекта получают различное значение. Содержательные различия между биологической и собственно человеческой мотивацией  могут быть   констатированы без особых оговорок — настолько они   существенны и очевидны. Тот факт, что мотивация   человека формируется прижизненно в зависимости от   социальных условий и в  результате воспитательных   воздействий, направляющих ее на общественно значимое содержание, т. е. что она имеет свой особый источник и движущие  силы  развития, объясняет как   неизбежность этих различий, так и ту их принципиальность, при которой постановка вопроса о ее специфике едва ли имеет смысл. Специфическим по отношению к другому явлению может быть нечто, прежде всего с этим явлением сходное, но имеющее также и различия, которые понятием специфики, собственно, и охватываются. Содержание же биологической и социальной мотивации прежде всего различно. Это не оспаривают даже биологизаторские концепции (бихевиоризм, психоанализ), отстаивающие сходство происхождения и механизмов  мотивации человека и животных, но не ее содержания.     В  отличие от содержания механизмы  различных  уровней мотивации столь резко противопоставляться  не могут. Актуализация потребностей в виде установок, наиболее общие эмоциональные механизмы генетического и ситуативного развития мотивации и т. п.,  с одной стороны, не являются продуктом антропогенеза, с другой-используются в ее формировании и обнаружении у человека. Те феноменологические особенности, которые отличают механизмы  собственно  человеческой мотивации (опосредствованность интеллектом, волей, направленность на отдаленные жизненные цели и т. п.), не отрицают действия биологических  механизмов, наоборот, согласно общему  принципу  формирования высших психических функций на основе натуральных, предполагают их  как то, что в историческом развитии подвергается  совершенствованию и преобразованию, т. е. как необходимое условие своего возникновения. Не случайно эти особенности появляются в онтогенезе сравнительно поздно как итог социального развития мотивации,  а не как его предпосылка.

Информация о работе Мотивация достижения успеха