Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:41, тест
Данная папка включает в себя диагностический материал, предназначенный для изучения личностных особенностей детей дошкольного - старшего школьного возраста. Предлагаемые методики можно подразделить на следующие группы:
Тестовые (стандартизированные);
Проективные;
Методики – наблюдения.
Введение
Многофакторный личностный опросник (FPI модифицированная форма В).
Характерологический опросник К. Леонгарда
Методика диагностики типа акцентуации характера « Чертова дюжина»
Методика «Психологическая характеристика темперамента»
Методика Айзенка (EPI Form B) Психологическая характеристика темперамента
Методика «Диагностика состояния агрессии у подростков» Баса – Дарки.
Методика «Шкала Сирса».
Проективная методика Е.Амен для определения тревожности
у детей 6 -9 лет.
Методика «Оценка уровня школьной тревожности» Филлипса.
Методика диагностики самооценки психических состояний
(по Г. Айзенку).
Методика «Диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» (Д. Рассела и М. Фергюсона)
Проективная методика «Несуществующее животное».
Диагностика поведенческих особенностей детей дошкольного
и младшего школьного возраста.
Графические методы диагностики (автор Т.Ю. Андрущенко)
Проективная методика «Автопортрет»
Цветовой тест эмоциональных состояний.
Методика выявления характера дезадаптации ребенка –
карта наблюдений Д. Стотта.
Список литературы.
4
Государственное учреждение Ярославской области
Рыбинский социально - реабилитационный центр
для несовершеннолетних
«Наставник»
Модульная папка
диагностических методик,
направленных на изучение
личностных особенностей детей –
кандидатов в воспитанники
замещающих семей
г. Рыбинск
2008 г.
4
Модульная папка разработана педагогами-психологами ГУ ЯО Рыбинский центр «Наставник» Никоновой Е.Е., Ройтман Н.И., Кисиной Т.С..
Под редакцией Г.И. Савина
Модульная папка включает в себя диагностический материал, предназначенный для изучения личностных особенностей детей от дошкольного до старшего школьного возраста. Материалы, собранные в данной папке, могут использоваться психологами не только при диагностике кандидатов в процессе отбора воспитанников в замещающие семьи, но и в консультативной практике при сопровождении семей. Почти каждая методика снабжена расшифровкой базовых понятий, комментариями и рекомендациями, что позволит даже начинающему психологу эффективно применять предлагаемые методики в своей профессиональной деятельности.
© Государственное учреждение Ярославской области Рыбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник», 2008 г.
4
Содержание
Введение
Многофакторный личностный опросник (FPI модифицированная форма В).
Характерологический опросник К. Леонгарда
Методика диагностики типа акцентуации характера « Чертова дюжина»
Методика «Психологическая характеристика темперамента»
Методика Айзенка (EPI Form B) Психологическая характеристика темперамента
Методика «Диагностика состояния агрессии у подростков» Баса – Дарки.
Методика «Шкала Сирса».
Проективная методика Е.Амен для определения тревожности
у детей 6 -9 лет.
Методика «Оценка уровня школьной тревожности» Филлипса.
Методика диагностики самооценки психических состояний
(по Г. Айзенку).
Методика «Диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» (Д. Рассела и М. Фергюсона)
Проективная методика «Несуществующее животное».
Диагностика поведенческих особенностей детей дошкольного
и младшего школьного возраста.
Графические методы диагностики (автор Т.Ю. Андрущенко)
Проективная методика «Автопортрет»
Цветовой тест эмоциональных состояний.
Методика выявления характера дезадаптации ребенка –
карта наблюдений Д. Стотта.
Список литературы.
4
Введение
Данная папка включает в себя диагностический материал, предназначенный для изучения личностных особенностей детей дошкольного - старшего школьного возраста. Предлагаемые методики можно подразделить на следующие группы:
Тестовые (стандартизированные);
Проективные;
Методики – наблюдения.
При изучении личностных особенности детей – кандидатов в воспитанники замещающих семей, мы рекомендуем обратить серьезное внимание на подбор диагностических методик, поскольку возрастные особенности респондентов диктуют как специфику проведения диагностической процедуры, так и особый подбор диагностических материалов.
Для диагностики детей дошкольного возраста мы рекомендуем, как основной – использовать метод наблюдения, т.к. дошкольники еще не в состоянии дать объективную оценку собственным состояниям и особенностям поведения, а как вспомогательные – использовать различные проективные методики. Кроме того, сама по себе диагностическая процедура (непосредственное взаимодействие психолога с ребенком), является заключительным этапом всей диагностической работы, включающей: метод обобщения независимых характеристик, изучение материалов онтогенеза, метод наблюдения и т.д.
Методические приемы для проведения диагностического обследования ребенка должны быть, по–возможности, краткими – экспресс-методиками, удобными для быстрого изучения той или иной сферы личности ребенка.
Перед началом диагностического обследования ребенка с целью установления первоначального контакта с ним рекомендуется проводить, так называемое, диагностическое интервью, которое может касаться любой темы. Диагностическое интервью не должно быть длительным и скучным.
Необходимо применять разные модификации в соответствии с возрастом детей и задачами диагностики. Хорошо использовать с этой целью игрушки, бумагу, карандаши, фломастеры; т.к. дети не умеют описывать свои чувства, им легче их выразить в рисунках.
Можно предложить ребенку сыграть сценку, отвечая на какой – либо вопрос в контексте диагностической задачи.
При работе с детьми младшего школьного возраста проективные методы особенно актуальны. Кроме того, младшие школьники также испытывают трудности, связанные с недостаточным умением осознавать, анализировать, и выражать в словах свои затруднения и проблемы. Диагностическая работа с такими детьми требует методических приемов, обеспечивающих установление доверительного контакта, в ходе которого становится возможной актуализация проблемных зон в личности и поведении ребенка.
Работа с подростками (от 11-12 до 15-16 лет). В данный возрастной период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это возраст потерь детского мироощущения, появления чувства тревожности и психологического дискомфорта. Наиболее важным моментом психофизиологического развития подростка является половое созревание и половая идентификация, которые являются двумя линиями единого процесса психосексуального развития. На психофизиологическом уровне дискомфорт подростков объясняется различными причинами: неустойчивостью эмоциональной сферы; особенностями высшей нервной деятельности; высоким уровнем ситуативной тревожности.
Подборка методик, предлагаемых в данной модульной папке, позволяет диагностировать особенности личностной сферы ребенка с учетом вышеперечисленных объективных причин.
Материалы, собранные в данной папке, могут использоваться психологами не только при диагностике кандидатов в процессе отбора воспитанников в замещающие семьи, но и в консультативной практике при сопровождении семей. Данная папка универсальна в том смысле, что её материалы могут использоваться специалистами и других структурных подразделений. Кроме того, почти каждая методика снабжена расшифровкой базовых понятий, комментариями и рекомендациями, что позволит даже начинающему психологу эффективно применять предлагаемые методики в своей профессиональной деятельности.
4
Многофакторный личностный опросник
(FPI модифицированная форма В).
Методика предназначена для диагностики состояний и свойств личности (начиная с подросткового возраста и далее), которые имеют значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения, и состоит из 12 шкал:
нейротичность
спонтанная агрессивность
депрессивность
раздражительность
общительность
уравновешенность
реактивная агрессивность
застенчивость
открытость
экстраверсия-интроверсия
эмоциональная лабильность
маскулинизм-феминизм
Данная методика может быть предложена не только ребенку, но и кандидату в воспитатели с целью выявления их психологической совместимости.
Описание шкал
1. Нейротичность. Характеризует уровень нейротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.
2. Спонтанная агрессивность. Позволяет выявить и оценить психопатию инротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающей предпосылки для импульсивного непредсказуемого поведения.
3. Депрессивность. Диагностирует признаки депрессивности характерные для псхопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки свидетельствуют о наличии этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, по отношению к социальной среде и к себе.
4. Раздражительность. Позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.
5. Общительность. Характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки – наличие выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.
6. Уравновешенность. Отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов в обычных жизненных ситуациях, базирующихся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.
7. Реактивная агрессивность. Выявляет наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокая оценка свидетельствует о высоком уровне психопатизации, характеризуется агрессивностью к социальному окружению и выраженном стремлении к доминированию.
8. Застенчивость. Отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающие по пассивно – оборонительному типу. Высокие оценки отражают наличие тревожности, скованности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.
9. Открытость. Характеризует отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительному, откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов, при работе с данными опросника.
10. Экстраверсия – интроверсия. Высокие оценки свидетельствуют о выраженной экстравертированности (высокой потребности в общении со склонностью «разбрасываться»); низкие - об интровертированности (замкнутости, стремлении к ограничению контактов с окружением, погружении в собственный внутренний мир).
11. Эмоциональная лабильность. Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоциональных состояний, проявляющихся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкая оценка характеризует не только высокую стабильность эмоциональных состояний, но и хорошее умение владеть собой.
12. Маскулинизм – феминизм. Высокие оценки свидетельствуют о протекании психических процессов преимущественно по мужскому типу, низкие – по женскому.
Обработка результатов.
Первая процедура касается получения первичных, или «сырых» оценок. Подсчитывается количество крестиков, совпадающих с ключом. Полученные значения заносятся в столбец первичных оценок протокола по форме:
Протокол.
Ф. И. О. _____________________
Дата___________
Профиль личности.
№ шкалы |
Первичная оценка «сырая» |
Стандартная оценка «баллы» | ||||||||
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 | ||
1. 2. 3. и т.д.
12. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|