Модульная папка диагностических методик, направленных на изучение личностных особенностей детей – кандидатов в воспитанники за

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:41, тест

Описание работы

Данная папка включает в себя диагностический материал, предназначенный для изучения личностных особенностей детей дошкольного - старшего школьного возраста. Предлагаемые методики можно подразделить на следующие группы:

 Тестовые (стандартизированные);
 Проективные;
 Методики – наблюдения.

Содержание

Введение
Многофакторный личностный опросник (FPI модифицированная форма В).
Характерологический опросник К. Леонгарда
Методика диагностики типа акцентуации характера « Чертова дюжина»
Методика «Психологическая характеристика темперамента»
Методика Айзенка (EPI Form B) Психологическая характеристика темперамента
Методика «Диагностика состояния агрессии у подростков» Баса – Дарки.
Методика «Шкала Сирса».
Проективная методика Е.Амен для определения тревожности
у детей 6 -9 лет.
Методика «Оценка уровня школьной тревожности» Филлипса.
Методика диагностики самооценки психических состояний
(по Г. Айзенку).
Методика «Диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» (Д. Рассела и М. Фергюсона)
Проективная методика «Несуществующее животное».
Диагностика поведенческих особенностей детей дошкольного
и младшего школьного возраста.
Графические методы диагностики (автор Т.Ю. Андрущенко)
Проективная методика «Автопортрет»
Цветовой тест эмоциональных состояний.
Методика выявления характера дезадаптации ребенка –
карта наблюдений Д. Стотта.
Список литературы.

4

Работа содержит 1 файл

mp-vospitanniki.doc

— 1.31 Мб (Скачать)


Государственное учреждение Ярославской области

Рыбинский социально - реабилитационный центр                        

для несовершеннолетних

«Наставник»

 

 

 

 

 

Модульная папка

диагностических методик,

направленных на изучение

личностных особенностей  детей –

кандидатов в воспитанники

замещающих    семей

 



 

 

г. Рыбинск

2008 г.

4

 



Модульная папка разработана педагогами-психологами ГУ ЯО Рыбинский центр «Наставник» Никоновой Е.Е., Ройтман Н.И., Кисиной Т.С..

 

Под редакцией  Г.И. Савина

 

 

 

 

 

 

 

Модульная папка включает в себя диагностический материал, предназначенный для изучения личностных особенностей детей от дошкольного до старшего школьного возраста. Материалы, собранные в данной папке, могут использоваться психологами не только при диагностике кандидатов в процессе отбора воспитанников в замещающие семьи, но и в консультативной практике при сопровождении семей. Почти каждая методика снабжена расшифровкой базовых понятий, комментариями и рекомендациями, что позволит даже начинающему психологу эффективно применять предлагаемые методики в своей профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Государственное учреждение Ярославской области Рыбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник», 2008 г.

4

 



Содержание

 

Введение

Многофакторный личностный опросник    (FPI   модифицированная форма В).

Характерологический опросник К. Леонгарда

Методика диагностики типа акцентуации характера     « Чертова дюжина»

Методика «Психологическая характеристика темперамента»

Методика Айзенка (EPI Form B)  Психологическая характеристика темперамента

Методика «Диагностика состояния агрессии у подростков» Баса – Дарки.

Методика «Шкала Сирса».

Проективная методика Е.Амен для определения тревожности

у детей 6 -9 лет.

Методика «Оценка уровня школьной  тревожности» Филлипса.

Методика диагностики самооценки психических состояний

(по Г. Айзенку).

Методика «Диагностики уровня субъективного ощущения одиночества»   (Д. Рассела и М. Фергюсона)

Проективная методика «Несуществующее животное».

Диагностика поведенческих особенностей детей дошкольного

и младшего школьного возраста.

Графические методы  диагностики (автор  Т.Ю. Андрущенко)

Проективная методика «Автопортрет»

Цветовой тест эмоциональных состояний.

Методика выявления характера дезадаптации ребенка –

карта наблюдений Д. Стотта.

Список литературы.

4

 



Введение

 

Данная папка включает в себя диагностический материал, предназначенный для изучения личностных особенностей детей дошкольного - старшего школьного возраста. Предлагаемые методики можно подразделить на следующие группы:

 

      Тестовые (стандартизированные);

      Проективные;

      Методики – наблюдения.

 

     При изучении личностных особенности детей – кандидатов в воспитанники замещающих семей, мы рекомендуем обратить серьезное внимание на подбор диагностических методик, поскольку возрастные особенности респондентов диктуют как специфику проведения диагностической процедуры, так и особый подбор диагностических материалов.

 

     Для диагностики  детей дошкольного возраста мы рекомендуем, как основной – использовать метод наблюдения, т.к. дошкольники еще не в состоянии  дать объективную оценку собственным состояниям и особенностям поведения, а как вспомогательные – использовать различные проективные методики. Кроме того, сама по себе диагностическая процедура (непосредственное взаимодействие психолога  с ребенком), является заключительным этапом всей диагностической работы, включающей:  метод обобщения независимых характеристик, изучение материалов онтогенеза,  метод наблюдения и т.д.

       Методические приемы для проведения диагностического обследования ребенка должны быть, по–возможности, краткими – экспресс-методиками, удобными для быстрого изучения той или иной сферы личности ребенка.

       Перед началом диагностического обследования ребенка с целью установления первоначального контакта с ним рекомендуется проводить, так называемое, диагностическое интервью, которое может касаться любой темы. Диагностическое интервью не должно быть длительным и скучным.

       Необходимо применять разные модификации в соответствии с возрастом детей и задачами диагностики. Хорошо использовать с этой целью игрушки, бумагу, карандаши, фломастеры; т.к. дети не умеют описывать свои чувства, им легче их выразить в рисунках.

Можно предложить ребенку сыграть сценку, отвечая на какой – либо вопрос в контексте диагностической задачи.

 

        При работе с детьми младшего школьного возраста проективные методы особенно актуальны. Кроме того, младшие школьники также испытывают трудности, связанные с недостаточным умением осознавать, анализировать, и выражать в словах свои затруднения и проблемы. Диагностическая работа с такими детьми требует методических приемов, обеспечивающих установление доверительного контакта, в ходе которого становится возможной актуализация проблемных зон в личности и поведении ребенка.

 

        Работа с подростками (от 11-12 до 15-16 лет). В данный возрастной период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это возраст потерь детского мироощущения, появления чувства тревожности и психологического дискомфорта. Наиболее важным моментом психофизиологического развития подростка является половое созревание и половая идентификация, которые являются двумя линиями единого процесса психосексуального развития. На психофизиологическом уровне дискомфорт подростков объясняется различными причинами: неустойчивостью эмоциональной сферы; особенностями высшей нервной деятельности; высоким уровнем ситуативной тревожности.

Подборка методик, предлагаемых в данной модульной папке, позволяет диагностировать особенности личностной сферы ребенка с учетом вышеперечисленных объективных причин.

       Материалы, собранные в данной папке, могут использоваться психологами не только при диагностике кандидатов в процессе отбора воспитанников в замещающие семьи, но и в консультативной практике при сопровождении семей. Данная папка универсальна в том смысле, что её материалы могут использоваться специалистами и других структурных подразделений. Кроме того, почти каждая методика снабжена расшифровкой базовых понятий, комментариями и рекомендациями, что позволит даже начинающему психологу эффективно применять предлагаемые методики в своей профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 



Многофакторный личностный опросник

(FPI модифицированная форма В).

 

     Методика предназначена для диагностики состояний и свойств личности (начиная с подросткового возраста и далее), которые имеют значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения, и состоит из 12 шкал:

 

      нейротичность

      спонтанная агрессивность

      депрессивность

      раздражительность

      общительность

      уравновешенность

      реактивная агрессивность

      застенчивость

      открытость

      экстраверсия-интроверсия

      эмоциональная лабильность

      маскулинизм-феминизм

 

     Данная методика может быть предложена не только ребенку, но и кандидату в воспитатели с целью выявления их психологической совместимости.

 

Описание шкал

 

1.                  Нейротичность. Характеризует уровень нейротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.

 

2.                  Спонтанная агрессивность. Позволяет выявить и оценить психопатию инротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающей предпосылки для импульсивного непредсказуемого поведения.

 

3.                  Депрессивность. Диагностирует признаки депрессивности характерные для псхопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки свидетельствуют о наличии этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, по отношению к социальной среде и к себе.

 

4.                  Раздражительность. Позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

 

5.                  Общительность. Характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки – наличие выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

 

6.                  Уравновешенность. Отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов в обычных жизненных ситуациях, базирующихся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

 

7.                  Реактивная агрессивность. Выявляет наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокая оценка свидетельствует о высоком уровне психопатизации, характеризуется агрессивностью к социальному окружению и выраженном стремлении к доминированию.

 

8.                  Застенчивость. Отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающие по пассивно – оборонительному типу. Высокие оценки отражают наличие тревожности, скованности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.

 

9.                  Открытость. Характеризует отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительному, откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов, при работе с данными опросника.

 

10.             Экстраверсия – интроверсия. Высокие оценки свидетельствуют о выраженной экстравертированности (высокой потребности в общении со склонностью «разбрасываться»); низкие - об интровертированности (замкнутости, стремлении к ограничению контактов с окружением, погружении в собственный внутренний мир).

 

11.             Эмоциональная лабильность. Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоциональных состояний, проявляющихся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкая оценка характеризует не только высокую стабильность эмоциональных состояний, но и хорошее умение владеть собой.

 

12.             Маскулинизм – феминизм. Высокие оценки свидетельствуют о протекании психических процессов преимущественно по мужскому типу, низкие – по женскому.

 

 

Обработка результатов.

 

Первая процедура касается получения первичных, или «сырых» оценок. Подсчитывается количество крестиков, совпадающих с ключом. Полученные значения заносятся в столбец первичных оценок протокола по форме:

 

 

 

Протокол.

Ф. И. О. _____________________

Дата___________

Профиль личности.

 

№ шкалы

 

Первичная

   оценка

  «сырая»

   

                       Стандартная оценка «баллы»

 

   9

 

   8

 

   7

 

   6

 

   5

 

   4

 

   3

 

   2

 

   1

        1.

        2.

        3.

     и т.д.

 

 

       12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Модульная папка диагностических методик, направленных на изучение личностных особенностей детей – кандидатов в воспитанники за