Малая группа

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Цели моей курсовой работы раскрыть понятие и виды малых групп, раскрыть социально-психологическую структуру, понятие групповой динамики и ее особенностей, стадии развития группы. Провести исследовательскую работу в виде тестирования.

Содержание

Введение 4
Малая группа 6
Понятие и виды малых групп 6
Системообразующие компоненты психологии малых групп 17
Социально – психологическая структура группы 24
Групповая динамика 33
Понятие групповой динамики и ее особенности 33
Стадии развития группы 35

Исследование 38

Заключение 39

Список используемой литературы 40

Приложение №1 41

Ответы испытуемых 47

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 109.23 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исследование 

    Я провела  тестирование под названием «Групповые роли», где опросила группу, составляющую 10 человек, которая ответила на 7 поставленных вопросов с восемью вариантами ответов.

    Они должны были распределить 10 баллов между данными утверждениями, которые, по их мнению, больше всего подходят им.

    Цель  моего тестирования определить групповую  роль в данной группе, что бы узнать к каким ролям относится каждый человек группы и как они могут  взаимодействовать друг с другом; и может ли данная группа быть эффективной.

    Проведя данное исследование, я выявила, что в протестированной группе выявилось следующее, что в основном в группе занимают, роль организатора работы и генератора идей. Почти все могут выполнять по две, и даже три роли. Это значит, что данная группа из 10 человек не может эффективно работать и взаимодействовать друг с другом. Но, если посмотреть с другой стороны, если их всех распределить по второстепенным ролям, то они из них может получиться эффективный и сплоченный коллектив.

    Данная  цель выполнена, группа протестирована, роли определены, данная группа не может  быть эффективной и люди могут  взаимодействовать друг с другом, но не как группа на предприятии, а  как команда на 1раз, т.е. по выполнению одной работы, после которой они  как группа не нуждаются.

    Рекомендация: чтобы управленческая команда была эффективна, нужно, чтобы все эти роли выполнялись членами группы, чтобы они взаимно дополняли друг друга. Иногда один член группы может выполнять две и больше ролей.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Подведем  итого всего вышесказанного. В  данном исследовании я раскрыла для  себя, что такое малая группа и  узнала, какие бывают виды малых  групп, что они из себя представляют. Поняла социально-психологическую  структуру группы и групповую  динамику, в чем ее смысл. Узнала стадии развития группы.

    Зарубежные  и отечественные ученые, долгое время  изучали малую группу и выявили  в ней много интересно, полезного  и эффективного для работы в организации

    Человек, как уже отмечалось, живет и  трудится совместно с другими  людьми, образуя с ними разнообразные  общности, которые в обычной жизни  представлены в виде многочисленных групп. Малая группа является начальной  ячейкой человеческого общества первоосновой всех других его составных  элементов. В ней объективно проявляется  реальность жизни, деятельности и взаимоотношений  большинства людей, и задача состоит  в том, чтобы правильно понимать, что происходит с человеком в  малых группах, а также четко  представлять те социально психологические  явления и процессы, которые в  них возникают и функционируют.

    Малая группа как самостоятельный субъект  деятельности и специального анализа  может быть охарактеризована с точки  зрения: а) содержание ее психологии; б) своеобразие ее социально-психологической  структуры; в) динами социально-психологических  процессов, происходящих в ней. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы 

    1. Управленческая  психология: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений/Е.Н. Кишкель. – М.: Высш. шк., 2002. – С. 82-106.
    2. Психология управления: Учебное пособие. – Мн.: Харвест, 2007. – С. 256 – 269.  
    3. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – С. 172-182.
    4. Психология. Серия «Медицина для вас». – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – С. 99-114.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №1 

Тест «Групповые роли»

    В каждом разделе распределить сумму 10 баллов между утверждениями, которые, по вашему мнению, лучше всего характеризуют  ваше поведение. Эти баллы можно  распределить между несколькими  утверждениями. В редких случаях  все 1о баллов можно распределить между всеми утверждениями или  отдать все 10 баллов какому-либо одному утверждению. Занесите баллы в таблицу  ответов испытуемого. 

1. Что, по моему мнению, я могу привнести в групповую работу:

А. Я быстро нахожу новые возможности.

Б. Я могу работать хорошо со множеством людей.

В. У меня хорошо получается выдвигать новые идеи.

Г. У меня получается помогать другим людям выдвигать  их идеи.

Д. Я способен очень  эффективно работать и мне нравится интенсивная работа.

Е. Я согласен быть не популярным, если в итоге это  приведет к хорошим результатам.

Ж. В привычной  обстановке я работаю быстро.

З. У меня нет предупреждений, поэтому я всегда даю возможность альтернативному действию. 

2.   У меня есть  недостатки в групповой  работе. Возможно, это  то, что:

 А. Я очень напряжен, пока мероприятие не продуманно, не                проконтролировано, не проведено.

Б. Я даю слишком  большую работу людям, чью точку  зрения я считаю обоснованной.

В. У меня есть слабость много говорить самому, пока, наконец,  в группе не появляются новые идеи.

Г. Мой собственный  взгляд на вещи мешает мне немедленно разделять энтузиазм коллег.

Д. Если мне нужно  чего-то достичь, я бываю авторитарен.

Е. Мне трудно поставить  себя в позицию руководителя, т.к. я боюсь разрушить атмосферу  сотрудничества в группе.

Ж. Я сильно увлекаюсь  собственными идеями и теряю нить происходящего в группе.

З. Мои коллеги  считают, что ничего не получится. 

3. Когда я включен в работу с другими:

А. Я влияю на людей, не подавляя их.

Б. Я очень внимателен, так что ошибок из-за небрежности  быть не может.

В. Я готов настаивать на каких-то действиях, чтобы не потерять время и не упустить из виду главную  цель.

Г. У меня всегда есть оригинальные идеи.

Д. Я всегда готов  поддержать хорошее предложение  в общих интересах.

Е. Я очень внимательно  отношусь к новым идеям и предложениям.

Ж. Окружающим нравиться  моя холодная рассудительность.

З. Мне можно доверить проследить, чтобы вся основная работа была выполнена 

4.  В групповой работе  для меня характерно, что:

А. Я очень заинтересован хорошо знать своих коллег.

Б. Я спокойно разделяю взгляды окружающих или придерживаюсь  взглядов меньшинства.

В. У меня всегда найдутся хорошие аргументы, что опровергнуть ошибочные предложения.

Г. Я думаю, что  у меня есть дар выполнить работу по плану.

Д. У меня есть склонность избегать очевидного, а предлагать что-то неожиданное.

Е. Все, что я делаю, я стараюсь довести до совершенства.

Ж.Я готов устанавливать  контакты и вне группы.

З. Хотя меня интересуют все точки зрения, я, не колеблясь, могу принять решение собственное, если это необходимо. 

5.   Я получаю удовольствие  от своей работы, потому что:

А.Мне нравиться  анализировать ситуации и искать правильный выбор.

Б. Мне нравиться  находить практические решения проблемы.

В. Мне нравиться  чувствовать, что я влияю на установление хороших взаимоотношений.

Г. Мне приятно  оказывать сильное влияние при  принятии решений.

Д. У меня есть возможность  встречаться с людьми, которые  могут предложить что-то новое.

Е. Я могу добиться согласия людей по поводу хода выполнения работы.

Ж. Мне нравиться  сосредотачивать собственное внимание на выполнение поставленных задач.

З. Мне нравиться  работать в области, где я могу применять свое воображение и  творческие способности. 

6. Если я неожиданно  получил трудное  задание, которое  надо выполнить  в ограниченное время и с незнакомыми людьми:

А. Я буду чувствовать  себя загнанным в угол, пока не найду  выход из тупика и не выработаю  свою линию поведения.

Б. Я буду работать с тем, у кого окажется наилучшее  решение, даже если он мне не симпатичен.

В. Я попытаюсь  найти людей, между которыми я  смогу разделить  на части это задание, таким образом уменьшив объем работы.

Г. Сое врожденное чувство времени не позволит мне  отстать от графика.

Д. Я верю, что буду спокойно, на пределе своих способностей идти прямо к цели.

Е. Я буду добиваться намеченной цели вопреки любым затруднительным  ситуациям.

Ж. Я готов взять  осуществление работы на себя, если увижу, что группа не справляется.

З. Я устрою обсуждение, чтобы стимулировать людей высказывать  новые идеи и искать возможности  продвижения к цели. 

7. Что касается проблем,  которые у меня  возникают, когда  я работаю в  группе:

А. Я всегда показываю  нетерпение, если кто-то тормозит процесс.

Б. Некоторые люди критикуют меня за то, что я слишком  аналитичен и мне не хватает интуиции.

В. Мое желание  убедиться, что работа выполняется  на самом высоком уровне, вызывает недовольство.

Г. Мне очень быстро все надоедает и я надеюсь  только на одного-двух человек, которые  могут воодушевить меня.

Д. Мне трудно начать работу, если я четко не представляю  своей цели.

Е. Иногда мне бывает трудно объяснить другим какие-либо сложные вещи, которые приходят мне  на ум.

Ж. Я понимаю, что  я требую сделать от других то, что  сам сделать не могу.

Е. Если я наталкиваюсь на реальное сопротивление, то мне трудно четко изложить свою точку зрения. 

Таблица ответов испытуемого

Вопрос А Б В Г Д Е Ж З
1

2

3

4

5

6

7

               
 

Обработка и интерпретация  результатов

  1. Постройте таблицу в соответствии с приведенным ниже «образцом-ключом», вписывая по каждому вопросу рядом с соответствующей буквой то количество баллов, которые вы дали этому варианту ответа в таблице ответов испытуемого.
  2. Найдите сумму баллов по каждому из восьми столбцов (I-VIII)/
  3. Выделите те столбцы-роли, где набраны наибольшие суммы. Эти роли вы чаще выполняете в группе.
  4. Прочтите и проанализируйте описания ролей в групповой возможности:

    «Образец-ключ»  для обработки  и интерпретации  ответов испытуемого

                    Роли

    Вопросы

    I II III IV V VI VII VIII
    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Г

    Б

    А

    З

    Е

    В

    Ж

    Е

    Д

    В

    Б

    Г

    Ж

    А

    В

    Ж

    Г

    Д

    З

    А

    Е

    З

    Г

    Ж

    В

    А

    Д

    Б

    Ж

    А

    З

    Г

    Б

    Е

    Д

    Б

    Е

    Д

    А

    В

    Б

    З

    А

    В

    Е

    Ж

    Д

    З

    Г

    Д

    З

    Б

    Е

    Ж

    Г

    В

    Сумма                

Информация о работе Малая группа