Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:08, курсовая работа
Цели моей курсовой работы раскрыть понятие и виды малых групп, раскрыть социально-психологическую структуру, понятие групповой динамики и ее особенностей, стадии развития группы. Провести исследовательскую работу в виде тестирования.
Введение 4
Малая группа 6
Понятие и виды малых групп 6
Системообразующие компоненты психологии малых групп 17
Социально – психологическая структура группы 24
Групповая динамика 33
Понятие групповой динамики и ее особенности 33
Стадии развития группы 35
Исследование 38
Заключение 39
Список используемой литературы 40
Приложение №1 41
Ответы испытуемых 47
Исследование
Я провела тестирование под названием «Групповые роли», где опросила группу, составляющую 10 человек, которая ответила на 7 поставленных вопросов с восемью вариантами ответов.
Они должны были распределить 10 баллов между данными утверждениями, которые, по их мнению, больше всего подходят им.
Цель моего тестирования определить групповую роль в данной группе, что бы узнать к каким ролям относится каждый человек группы и как они могут взаимодействовать друг с другом; и может ли данная группа быть эффективной.
Проведя данное исследование, я выявила, что в протестированной группе выявилось следующее, что в основном в группе занимают, роль организатора работы и генератора идей. Почти все могут выполнять по две, и даже три роли. Это значит, что данная группа из 10 человек не может эффективно работать и взаимодействовать друг с другом. Но, если посмотреть с другой стороны, если их всех распределить по второстепенным ролям, то они из них может получиться эффективный и сплоченный коллектив.
Данная цель выполнена, группа протестирована, роли определены, данная группа не может быть эффективной и люди могут взаимодействовать друг с другом, но не как группа на предприятии, а как команда на 1раз, т.е. по выполнению одной работы, после которой они как группа не нуждаются.
Рекомендация:
чтобы управленческая команда была эффективна,
нужно, чтобы все эти роли выполнялись
членами группы, чтобы они взаимно дополняли
друг друга. Иногда один член группы может
выполнять две и больше ролей.
Заключение
Подведем итого всего вышесказанного. В данном исследовании я раскрыла для себя, что такое малая группа и узнала, какие бывают виды малых групп, что они из себя представляют. Поняла социально-психологическую структуру группы и групповую динамику, в чем ее смысл. Узнала стадии развития группы.
Зарубежные и отечественные ученые, долгое время изучали малую группу и выявили в ней много интересно, полезного и эффективного для работы в организации
Человек, как уже отмечалось, живет и трудится совместно с другими людьми, образуя с ними разнообразные общности, которые в обычной жизни представлены в виде многочисленных групп. Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества первоосновой всех других его составных элементов. В ней объективно проявляется реальность жизни, деятельности и взаимоотношений большинства людей, и задача состоит в том, чтобы правильно понимать, что происходит с человеком в малых группах, а также четко представлять те социально психологические явления и процессы, которые в них возникают и функционируют.
Малая
группа как самостоятельный субъект
деятельности и специального анализа
может быть охарактеризована с точки
зрения: а) содержание ее психологии; б)
своеобразие ее социально-психологической
структуры; в) динами социально-психологических
процессов, происходящих в ней.
Список
используемой литературы
Приложение
№1
Тест «Групповые роли»
В каждом
разделе распределить сумму 10 баллов
между утверждениями, которые, по вашему
мнению, лучше всего характеризуют
ваше поведение. Эти баллы можно
распределить между несколькими
утверждениями. В редких случаях
все 1о баллов можно распределить
между всеми утверждениями или
отдать все 10 баллов какому-либо одному
утверждению. Занесите баллы в таблицу
ответов испытуемого.
1. Что, по моему мнению, я могу привнести в групповую работу:
А. Я быстро нахожу новые возможности.
Б. Я могу работать хорошо со множеством людей.
В. У меня хорошо получается выдвигать новые идеи.
Г. У меня получается помогать другим людям выдвигать их идеи.
Д. Я способен очень эффективно работать и мне нравится интенсивная работа.
Е. Я согласен быть не популярным, если в итоге это приведет к хорошим результатам.
Ж. В привычной обстановке я работаю быстро.
З. У меня нет предупреждений,
поэтому я всегда даю возможность альтернативному
действию.
2. У меня есть недостатки в групповой работе. Возможно, это то, что:
А. Я очень напряжен, пока мероприятие не продуманно, не проконтролировано, не проведено.
Б. Я даю слишком большую работу людям, чью точку зрения я считаю обоснованной.
В. У меня есть слабость много говорить самому, пока, наконец, в группе не появляются новые идеи.
Г. Мой собственный взгляд на вещи мешает мне немедленно разделять энтузиазм коллег.
Д. Если мне нужно чего-то достичь, я бываю авторитарен.
Е. Мне трудно поставить себя в позицию руководителя, т.к. я боюсь разрушить атмосферу сотрудничества в группе.
Ж. Я сильно увлекаюсь собственными идеями и теряю нить происходящего в группе.
З. Мои коллеги
считают, что ничего не получится.
3. Когда я включен в работу с другими:
А. Я влияю на людей, не подавляя их.
Б. Я очень внимателен, так что ошибок из-за небрежности быть не может.
В. Я готов настаивать на каких-то действиях, чтобы не потерять время и не упустить из виду главную цель.
Г. У меня всегда есть оригинальные идеи.
Д. Я всегда готов поддержать хорошее предложение в общих интересах.
Е. Я очень внимательно отношусь к новым идеям и предложениям.
Ж. Окружающим нравиться моя холодная рассудительность.
З. Мне можно доверить
проследить, чтобы вся основная работа
была выполнена
4. В групповой работе для меня характерно, что:
А. Я очень заинтересован хорошо знать своих коллег.
Б. Я спокойно разделяю взгляды окружающих или придерживаюсь взглядов меньшинства.
В. У меня всегда найдутся хорошие аргументы, что опровергнуть ошибочные предложения.
Г. Я думаю, что у меня есть дар выполнить работу по плану.
Д. У меня есть склонность избегать очевидного, а предлагать что-то неожиданное.
Е. Все, что я делаю, я стараюсь довести до совершенства.
Ж.Я готов устанавливать контакты и вне группы.
З. Хотя меня интересуют
все точки зрения, я, не колеблясь,
могу принять решение собственное,
если это необходимо.
5. Я получаю удовольствие от своей работы, потому что:
А.Мне нравиться анализировать ситуации и искать правильный выбор.
Б. Мне нравиться находить практические решения проблемы.
В. Мне нравиться чувствовать, что я влияю на установление хороших взаимоотношений.
Г. Мне приятно оказывать сильное влияние при принятии решений.
Д. У меня есть возможность встречаться с людьми, которые могут предложить что-то новое.
Е. Я могу добиться согласия людей по поводу хода выполнения работы.
Ж. Мне нравиться
сосредотачивать собственное
З. Мне нравиться
работать в области, где я могу
применять свое воображение и
творческие способности.
6. Если я неожиданно получил трудное задание, которое надо выполнить в ограниченное время и с незнакомыми людьми:
А. Я буду чувствовать себя загнанным в угол, пока не найду выход из тупика и не выработаю свою линию поведения.
Б. Я буду работать с тем, у кого окажется наилучшее решение, даже если он мне не симпатичен.
В. Я попытаюсь найти людей, между которыми я смогу разделить на части это задание, таким образом уменьшив объем работы.
Г. Сое врожденное чувство времени не позволит мне отстать от графика.
Д. Я верю, что буду спокойно, на пределе своих способностей идти прямо к цели.
Е. Я буду добиваться намеченной цели вопреки любым затруднительным ситуациям.
Ж. Я готов взять осуществление работы на себя, если увижу, что группа не справляется.
З. Я устрою обсуждение,
чтобы стимулировать людей
7. Что касается проблем, которые у меня возникают, когда я работаю в группе:
А. Я всегда показываю нетерпение, если кто-то тормозит процесс.
Б. Некоторые люди критикуют меня за то, что я слишком аналитичен и мне не хватает интуиции.
В. Мое желание убедиться, что работа выполняется на самом высоком уровне, вызывает недовольство.
Г. Мне очень быстро все надоедает и я надеюсь только на одного-двух человек, которые могут воодушевить меня.
Д. Мне трудно начать работу, если я четко не представляю своей цели.
Е. Иногда мне бывает трудно объяснить другим какие-либо сложные вещи, которые приходят мне на ум.
Ж. Я понимаю, что я требую сделать от других то, что сам сделать не могу.
Е. Если я наталкиваюсь
на реальное сопротивление, то мне трудно
четко изложить свою точку зрения.
Таблица ответов испытуемого
Вопрос | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
1
2 3 4 5 6 7 |
Обработка и интерпретация результатов
«Образец-ключ» для обработки и интерпретации ответов испытуемого
Вопросы |
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
1
2 3 4 5 6 7 |
Г
Б А З Е В Ж |
Е
Д В Б Г Ж А |
В
Ж Г Д З А Е |
З
Г Ж В А Д Б |
Ж
А З Г Б Е Д |
Б
Е Д А В Б З |
А
В Е Ж Д З Г |
Д
З Б Е Ж Г В |
Сумма |