Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:08, курсовая работа
Цели моей курсовой работы раскрыть понятие и виды малых групп, раскрыть социально-психологическую структуру, понятие групповой динамики и ее особенностей, стадии развития группы. Провести исследовательскую работу в виде тестирования.
Введение 4
Малая группа 6
Понятие и виды малых групп 6
Системообразующие компоненты психологии малых групп 17
Социально – психологическая структура группы 24
Групповая динамика 33
Понятие групповой динамики и ее особенности 33
Стадии развития группы 35
Исследование 38
Заключение 39
Список используемой литературы 40
Приложение №1 41
Ответы испытуемых 47
Люди, объединенные
в группу, оказывают друг на друга
влияние, имеющие глубинные
Существует три типа конформизма людей, которые образно можно назвать так:
Межличностные отношения в группе очень важны для взаимодействия членов группы одного статуса, а также руководителя и подчиненных. Важнейшую роль в межличностных отношениях играет взаимопонимание. Уровень понимания личности, индивидуальности другого человека может быть разным в зависимости от глубины проникновения в ее сущность. Первому (нижнему) уровню понимания соответствует внешнее восприятие поступка другого человека без проникновения в его личностные особенности, мотивы, цели, т.е. оценка по принципу «хорошо или плохо». Второму (среднему) уровню понимания соответствует анализ отдельных качеств человека, т.е. его ума, темперамента, черт характера. Оценка среднего уровня понимания идет в основном либо по интеллектуальным особенностям (умный, глупый), либо по характеру (жесткий или мягкий, т.д.) Третий (высокий) уровень понимания человека включает выявление системы целей и мотивов поведения; выделение связей между отдельными поступками и личностью в целом; умение проникнуть в скрытые резервы и способности человека; прогнозирования поведения человека на основе понимания его индивидуальности, т.е. это уровень глубокого понимания человека.
Для руководителя
коллектива наиболее важно глубокие
понимания подчиненных, что, в свою
очередь, повышает их ответственность
и творческую отдачу.
Групповая динамика – одна из актуальных тем в управленческой психологии, т.к. любая организация имеет в своем составе различные группы, взаимодействующие между собой. Это взаимодействие оказывает большое влияние на эффективность работы организации в целом.
Под групповой динамикой понимается процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей. В жизни каждой группы под влиянием внешних и внутренних причин возникают изменения, которые могут, как не влиять на существование группы в целом, так и привести к нарушению равновесия и распада группы. С динамической точки зрения жизнь группы представляет собой чередование состояний равновесия и его нарушения. Этому способствуют «силы сплочения» и «силы распада», которые можно обнаружить практически в каждой группе. Характер групповой динамики во многом зависит от эмоционального состояния группы. Каждый участник группы знает о том, как он воздействует на ее жизнь и какое влияние испытывает со стороны других членов группы. Этот опыт взаимовлияния глубоко переживается личностью и способствует реальному изменению социального поведения, лучшему пониманию условий жизни группы.
У каждой группы имеется своя динамика. На работу группы особое влияние оказывают следующие факторы:
Способ управления группой, моральная атмосфера в ней должны способствовать успеху деятельности группы. Практика управления показывает, что групповые решения лучше единоличных, т.к. хорошо направленная энергия группы всегда больше энергии одного человека.
Неформальной
группой можно реально
Организации и люди
развиваются с помощью
кризисов.
Э.Воутилайнен, финский
менеджер
Сущность групповой динамики. Любая организация – это и целенаправленно созданные структуры, и тонкая ткань неформальных отношений, и отношения, строящиеся на строгой подчиненности и отчетности. Все это находит свое выражение в таком социальном феномене, как групповая динамика. Групповая динамика – это совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности организации и психологические изменения, происходящие в ней.
Психологические
изменения, происходящие в организации,
обусловлены как внешним
Первая тенденция заключается в упрочнении психологического единства членов организации, стабилизации и упорядочении межличностных отношений и взаимодействия. Именно в этом необходимая предпосылка сохранности и относительности устойчивости организации. Вторая тенденция выражена в неизбежной специализации и иерархизации деловых эмоциональных взаимосвязей членов организации и в соответствующих различиях их функциональных ролей и психологических статусов.
Сосуществование
этих тенденций обуславливает
В процессе своего развития коллектив любой социальной организации проходит последовательно несколько стадий развития. Искусство управления коллективом заключается в правильном определении актуальной стадии развития и своевременном переводе коллектива на следующую, более высокую стадию. По мнению ряда психологов , любой коллектив в своем развитии проходит следующие четыре стадии: возникновения, формирования, совершенствование или распад. Рассмотрим их подробнее:
Стадия возникновения возможна при создании новой организации, при приходе нового руководителя, при кардинальных изменениях в составе организации. На этой стадии внешней организацией задаются целевые установки, проектируются и создаются формальная структура организации, органы управления, система отчетности и др. Взаимные требования в системе «начальник - подчиненные» еще только вырабатываются, взаимосвязь между работниками носит неустойчивый характер. У членов организации еще нет опыта совместной деятельности. Психология организации на этой стадии – исполнительская, преобладает настроение ожидания, иногда настороженности.
Стадия формирования предполагает образование неформальных групп, когда внешние воздействия заменяются внутренними импульсами, а также формируется групповое мнение. Данная стадия особенно сложна для управления организацией. С одной стороны, создание неформальных групп – процесс объективный и помешать ему руководитель не в силах. С другой стороны, значительная дифференциация, особенно при наличии сильных неформальных лидеров, может затруднить выполнение основных задач организации. Вот почему главное для руководителя на этой стадии заключается, во-первых, в умелом распределении баланса сил между неформальными группами; во-вторых, в проведении совместных мероприятий.
Для стадии стабилизации характерно достижение определенной зрелости организации. Уже создана и действует неформальная структура коллектива, определены условия равновесия, сформированы социальные нормы коллектива, сложилось групповое мнение. Такой коллектив достаточно стабилен, может сопротивляться внешним воздействиям. Но на этой стадии развитие коллектива не останавливается. Стабилизация означает лишь окончание становления неформальных групп, структуры, норм.
За стадией стабилизации неизбежно следует либо стадия совершенствования, либо распад организации.
Американские психологи М.Вудкок и Д.Фрэнсис в 1991 году предложили такую модель развития группы. Она состоит из отдельных стадий: