Малая группа

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Цели моей курсовой работы раскрыть понятие и виды малых групп, раскрыть социально-психологическую структуру, понятие групповой динамики и ее особенностей, стадии развития группы. Провести исследовательскую работу в виде тестирования.

Содержание

Введение 4
Малая группа 6
Понятие и виды малых групп 6
Системообразующие компоненты психологии малых групп 17
Социально – психологическая структура группы 24
Групповая динамика 33
Понятие групповой динамики и ее особенности 33
Стадии развития группы 35

Исследование 38

Заключение 39

Список используемой литературы 40

Приложение №1 41

Ответы испытуемых 47

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 109.23 Кб (Скачать)

    Значимым  элементом психологии малой группы являются традиции – сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности ее членов прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы.

    В традициях  различных групп людей много  общего. Общенародные, классовые, национальные традиции присуще каждой конкретной общности. Наряду с общими внутри каждой малой группы зарождается не мало специфических традиций, имеющих  большое значение для их сплочения. Действенность и живучесть традиций определяется степенью их эмоциональной  притягательности, желание принять  их группой в целом и каждым ее членом в отдельности. А это  зависит от того, насколько данная традиция способствует удовлетворению тех или иных субъективных потребностей людей, в какой степени они  связывают свои интересы с той  или иной традицией, насколько представления  о ней ассоциируются с привычными и значимыми для них общественными  и групповыми представлениями, ценностями.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Социально – психологическая  структура групп
 

        Социологи считают, что социальная группа – это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельности. Каждая такая группа имеет свою социальную структуру, основанную на следующих признаках:

    • Статусно-ролевые отношения;
    • Профессионально-квалификационные характеристики;
    • Половозрастной состав.

    Статусно-ролевые  отношения. Отражают систему взаимосвязей, которые складываются в группе. Каждый человек в своей группе занимает определенное социальное положение: по вертикали – руководство и подчинение (начальник и подчиненные), по горизонтали – сотрудничество (сотрудники). Это положение отражается на статусе каждого члена группы.

    Статус  человека раскрывается в наборе ролей, которые он играет в данной группе. Роль – это социально-психологический феномен, который связан с выполнением той или иной деятельности в соответствии с психологическими возможностями личности.

    Когда роль предается человеку, очень важным становиться фактор его личности. Человек должен понять, чего от него хочет группа, и какие требования предъявляет нему. В соответствии с этим он должен определить свои функции. Без понимания ролей и функций, соответствующих ей, человеку трудно справиться с данной ролью. На практике очень часто не обращают внимания на подобные несоответствия, но когда  возникает конфликт, оказывается, что  новый руководитель даже не понял, чего от него ждут. Некоторые люди совершенно сознательно принимают ту или  иную роль, четко представляя себе, что не будет делать того, чего от них ждут, надеясь на «авось».

    После осознания своей роли человек  должен принять ее или отклонить  как несоответствующую его индивидуально-психическим особенностям. Если человек сознательно принял на себя роль, то это решение, как правило, сопровождается процессом обучения новым функциям, выработкой определенных позиций, стиля поведения и общения. Все это требует напряжения умственных и нравственных сил, внутренней перестройки, осознания своего нового положения.

    Систему ролевого поведения можно разделить  на два этапа.

    Первый  этап – процесс вхождения в роль, сопровождается проверкой и подтверждение знаний человека о самом себе, своего психологического портрета, выявлением всех плюсов и всех минусов. Эта проверка может быть осуществлена с помощью психологических тестов.

    Второй  этап – исполнение роли; учитывается и анализируется с двух сторон: поведения человека, исполняющего роль, и оценка окружающих. Эта оценка производится как самим человеком в виде самооценки, так и другими людьми, занимающими разное статусное положение по отношению к оцениваемому.

    В системе  ролевого поведения можно найти  источники конфликтов в группе. Они  могут возникнуть на всех ключевых моментах системы ролевого поведения. Чтобы помочь человеку, необходимо найти главный источник внутриролевого конфликта.

    Профессионально-квалификациооные характеристики. Они включают образование, профессии, уровень квалификации членов группы; влияют на эффективность работы групп и морально-психологичекий климат. Существенные различия в профессионально-квалификационном и образовательном составе работников в группе могут быть источником конфликтов.

    Половозрастной  состав группы. Понимание особенностей этой составляющей очень важно для руководителя именно с психологической точки зрения. Каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые должны учитывать руководитель.

    На внутригрупповые  взаимоотношения оказывают влияние  мужской и женской психологии. Женские коллективы отличаются большей  эмоциональностью, в них чаще возникают  ролевые конфликты, иногда носящие  ситуационный характер. Мужские группы более жесткие, рациональны, но в  тоже время инертны, практичны; имеют  тенденцию к деловым и престижным конфликтам. Благоприятным фактором для развития группы и хорошего психологического климата является сочетание мужчин и женщин в группе.

    В любой  группе не зависимо от желания ее членов и руководства складывается не видимая  на первый взгляд внутренняя социально-психологическая  структура, зависящая от ряда особенностей. Прежде всего, эта структура зависит  от особенностей психологического мира взаимодействующих людей, в частности, от таких его составляющих как:

    1. Отношение к себе и другому человеку;
    2. Энергетического заряда, который активизирует психологический мир человека.

    Каждый  человек, находясь в обществе, постоянно  вступает в контакт с другими  людьми. Эти люди занимают в психологическом  мире человека определенное место, создавая хорошее или плохое настроение. Психоаналитик  К.Хорни пришла к выводу о том, что люди, взаимодействуют с друг другом, образуют некое социально-психологическое  поле. Человек, находящийся в группе, испытывает потребность в некотором  количестве контактов. Эти потребности К.Хорни разделила на три типа: 1) направление к людям; 2) направление против людей; 3) направление от людей.

    К.Хорни  дала характеристику трем социальным типам:

    1. Устойчивый тип – направлен к людям, стремиться присоединиться к группе, либо к более влиятельной личности; свои агрессивные стремления он подавляет; не очень любит людей.
    2. Агрессивный тип – направлен против людей, смотрит на жизнь как на борьбу всех против всех; все другие люди для него враги; главной целью для себя считает победу и контроль над другими; никому не доверяет; симпатии и привязанности рассматривает как слабости.
    3. Разобщенный тип – направлен от людей; у него возникают эмоциональные барьеры по отношению к другим людям; близкие контакты вызывают у него тревогу; старается подавить свои эмоции и воздержаться от оценки других людей.

    Глубинные основы взаимодействия людей пытался  раскрыть в своем учении Э.Берн (основатель трансактного анализа). Основой идей его теории является предположение  о том, что внутри каждого человека живут как бы несколько людей, которые в тот или иной момент управляют поведением человеком. Эти  люди представляют собой три человеческих эго-состояния: «Родитель» (Р), «Взрослый» (В), «Дитя» (Д). Любое из трех эго-состояний может постоянно или временно преобладать в человеке. Тогда он чувствует, мыслит и действует в рамках этого состояния.

    Оптимальным вариантом считается присутствие  в человеке всех трех состояний в  равных пропорциях, что встречается  редко. При контакте с другими  людьми человек обычно неосознанно  выбирает одну из трех позиций. При общении следует правильно определить позицию партнера, выбрать и гибко менять свою собственную. Это помогает достижению успеха в коммуникациях, позволяет улавливать скрытый смысл сказанного в процессе разговора и адекватно реагировать на ситуацию.

    Большинство людей отличаются определенным типом  потребностей. В зависимости от этого  различаются и психологические  типы характера: по контактности, агрессивности, замкнутости, открытости. Но это потребности  человек реализует в конкретных условиях, которые складываются в  группе. В одних ситуациях он вынужден постоянно общаться и уступать; в  других - бороться за доминирование; в  третьих – изолироваться от группы.

    В зависимости  от потребностей в контактах и  реально существующих отношениях с  группой у человека могут появиться элементы беспокойства – страх, беспомощность, враждебность, чувство покинутости и одиночества.

    На психологический  климат коллектива влияет не только его  официальная социальная структура, но и внутренняя социально-психологическая  структура, которая складывается независимо от желания членов группы и руководителей  и носит неформальный характер. Возникновение  этой внутренней социально-психологической  структуры группы можно рассмотреть  на примере формирования новой группы людей.

    Все начинается с того, что в группе собираются люди, каждый из которых имеет индивидуальные особенности. Эти люди знакомятся друг с другом, вступают в общение, и  постоянно в группе возникают  межличностные отношения, которые  строятся на обоюдном восприятии и  понимании.

    Психологи А.Бодалев и В.Панферов, изучавшие  наиболее яркие внешние впечатления, которые производит каждый человек  на других людей при знакомстве, пришли к выводу, что их несколько:

    1. прическа, которая способна выделить человека на фоне других людей; изменить до неузнаваемости внешность человека; подчеркнуть природные достоинства лица или наоборот, обнаружить недостатки.
    2. глаза, которые являются «зеркалом души»; они могут быть добрыми, злыми, хитрыми, лучистыми, холодными и т.д.; могут настроить другого человека на неопределенный лад – доверительный, настороженный, агрессивный.
    3. улыбка, которая всех очень привлекает, и особенно, если она приветливая, добрая (поэтому она должна идти из «глубины души», иначе она будет не естественной, натянутой либо злой). Д.Карнеги в своей книге «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» писал, что если вы хотите понравиться людям – улыбайтесь, учитесь улыбаться, делайте специальные упражнения перед зеркалом.
    4. выражение лица, которое формируется мимикой; у одних людей она живая, динамичная, разнообразная, а у других – бедная, от чего складывается впечатление угрюмости, неприветливости, скрытности.
    5. манера поведения, движения тела, походка, жесты, которые, как правило, строго индивидуальны; именно по ним можно узнать человека после долгой разлуки, даже если внешность его изменилась до неузнаваемости.
    6. смысл и интонация речи, которые одинаково значимы для людей. Например, одно и тоже слово «здравствуйте» можно произнести приветливо, уважительно, а можно – зло и сердито или небрежно. Интонация – это могучее выразительное средство, она сложнее, богаче и полнее самого текста. Наиболее чувствительные люди большее значение придают не тому, что сказано, а как сказано. Если слова говорящего – это текст, то интонация – подтекст речи. Человека можно обидеть не текстом, а подтекстом сказанного. Выражения типа «спасибо», «благодарю Вас», «пожалуйста», «будьте любезны», «будьте добры», «простите за беспокойство», «всего доброго» и т.п. должны всегда присутствовать в лексике человека.
    7. одежда человека также влияет на восприятие его другими людьми, недаром существует русская поговорка «встречают по одежке, а провожают по уму».

    Таким образом, если человек хочет произвести хорошее впечатление на других людей, он должен быть аккуратно и со вкусом одет, причесан; бать доброжелательным и проявлять это в выражении  лица, улыбки, манерах; хорошо продумывать, что сказать и как сказать  людям то, что он хочет выразить.

    Внешними  представлениями и впечатлениями  знакомство людей в группе, естественно  не заканчивается. Дальше они начинают присматриваться друг к другу, оценивать  личностные качества каждого. Как правило, люди в этих оценках ориентируются  на сложившиеся социальные стереотипы, установки и эталоны восприятия, сформирование у каждого человека житейские представления, уровень  его культуры в целом и, конечно  же, уровень психологической культуры.

    Примером  социального стереотипа людей является мнение о том, что студент всегда остроумен, подвижен, деловит, а профессор  рассеян, близорук и не приспособлен к повседневной жизни; все англичане  худощавы, надменны и хладнокровны, а французы любвеобильны и беспечны. К стереотипам по внешним признакам  относится мнение о том, что люди с большим лбом – умные, с квадратным подбородком – волевые, полные люди – добродушные и общительные, а худые – злые и замкнутые.

    При встрече  нового человека люди обычно сразу  же относят его к определенному  стереотипу и в соответствии с  этим строят свое поведение.

    Психологи отличают три типа установок на восприятие другого человека:

    Позитивную – люди переоценивают положительные качества других людей, что проявляется к неосознанной доверчивости к ним. Такие установки ловко используют мошенники и аферисты, умеющие произвести благоприятное внешнее впечатление, вызвать доверия людей, а затем обмануть их.

    Негативную, проявляется в том, что люди воспринимают в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в подозрительности, недоверчивости, невосприятии его.

    Адекватную – позволяет предположить, что у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества.

    Наличие установок лежит в основе типичных искажений представлений людей  о другом человеке. Примерами типичных искажений, названных психологами, являются:

    1. «Эффект ореола» - это влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку свойств его личности. Например, если у руководителя сложилось мнение о человеке, что он очень хороший, то его отрицательное поведение, плохой поступок расценивается как случайность. М наоборот, если человека считают плохим, то его хороший поступок либо не замечается, либо также расценивается как случайность. Этот эффект часто мешает адекватно оценивать людей. В таких условиях способные и яркие индивидуальности, которые могут слыть в группе «занудами», «одиночками», в данной группе не могут эффективно работать.
    2. Эффект последовательности – это влияние слухов о человеке на суждение о нем. Обычно тот, кто хочет навредить человеку, узнав о нем компрометирующие подробности и не проверив информацию, спешит рассказать об этом начальнику и его ближайшему окружению. На фоне расползающихся слухов человеку очень трудно оправдаться и доказать что-либо обратное.
    3. «Эффект авансирования» - это приписывание человеку не существующих положительных качеств. Люди, сталкиваясь с неадекватным их представлению поведением этого человека, разочаровываются, огорчаются, говорят, что «он не оправдал надежды».
    4. «Эффект проецирования на других людей собственных свойств» - это ожидание поведения других людей по заранее разработанном человеком модели. Этот эффект наблюдается в том случае, когда люди не умеют встать на место другого человека, принять его точку зрения. Их начинает раздражать поведение этого человека, несоответствующее их собственной «программе». 

Информация о работе Малая группа