Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:08, курсовая работа
Цели моей курсовой работы раскрыть понятие и виды малых групп, раскрыть социально-психологическую структуру, понятие групповой динамики и ее особенностей, стадии развития группы. Провести исследовательскую работу в виде тестирования.
Введение 4
Малая группа 6
Понятие и виды малых групп 6
Системообразующие компоненты психологии малых групп 17
Социально – психологическая структура группы 24
Групповая динамика 33
Понятие групповой динамики и ее особенности 33
Стадии развития группы 35
Исследование 38
Заключение 39
Список используемой литературы 40
Приложение №1 41
Ответы испытуемых 47
Синхронная
– ее успех зависит от таланта,
авторитета – «пророка», который
убедил, повел за собой людей, и
люди беспредельно верят и подчиняются
ему.
Малая группа, как и всякая другая общность людей, скреплена единством духовной жизни и психики, имеющим свои собственные особенности, которые не сводимы к простой сумме проявлений индивидуально-психологических черт людей, ее составляющих, и выражаются в функционировании сложной совокупности внутригрупповых социально-психологических явлений и процессов.
Психология малой группы в тот или иной промежуток времени характеризуется определенным состоянием, настроением, своеобразной атмосферой, которые по сути дела и определяют эффективность и направленность устремлений членов группы, а также ее влияние на личность и в целом на действия и поведение людей.
Поскольку
каждая группа является ячейкой общественного
организма, ее психологии присуще черты
и более крупных по масштабу общностей
(национальных, конфессиональных, классовых,
профессиональных, возрастных и т.д.).
Вместе с тем психология малой
группы специфична, что обусловлено
особенностями
Цементирующей основной психологии малой группы, ее структурными системообразующими компонентами1 выступают такие социально-психологические явления, как: внутригрупповые межличностные отношения, групповые устремления, групповое мнение, групповое настроение и групповое традиции, являющиеся непосредственным отражением реальной жизни и деятельности ее членов.
Психология
малой группы и ее отдельные элементы
аккумулируют в себе опыт, накопленный
как всеми предшествующими
Первоначально люди неизбежно вступают в деловые и психологические контакты, т.е. взаимодействуют. Контакты и общение – первоначальный и неотъемлемый элемент жизнедеятельности представителей любой общности, естественный результат духовной и материальной заинтересованности человека в других людях.
Потребность во взаимодействии и общении является одной из основных социальных потребностей, на ее основе возникает общественная, познавательная и иная активность людей. Назначение ее состоит еще и в том, чтобы поддерживать и регулировать их связи с ближайшим окружением социальной среды. В процессе взаимодействия и общения людей возникает прямой обмен мыслями, взглядами, идеями, проявляются различные формы симпатий и антипатий и другие межличностные отношения в малой группе, первичный компонент ее психологии.
Взаимоотношения в малой группе – это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.
Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов.
Общественно-политические взаимоотношения – это такие взаимоотношения, которые возникают и функционируют в процессе подготовки и проведения общественных и других мероприятий в группе.
Служебные взаимоотношения – это взаимоотношения, складывающиеся в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой группы при решении различного рода задач, достижения важных для ее членов целей.
Внеслужебные взаимоотношения – отношения, складывающиеся между членами малой группы вне их служебной деятельности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха и т.л.
Взаимоотношения в малой группе должны отвечать требованиям определенных принципов.
Принцип уважения и субординации предполагает создание таких взаимоотношений в малой группе, которые соответствуют нормам общественной морали и нравственности, традициям, установленным в интересах общения и взаимодействия людей; предусматривают учет индивидуально - и социально-психологических особенностей всех ее членов, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запросам. Этот же принцип требует субординации в соблюдении всеми членами группы своих обязанностей, профессионального и социального статуса каждого человека.
Принцип сплоченности членов группы предполагает формирование у всех его членов взаимопомощи, поддержки, взаимодействия и взаимопонимания. Члены малой группы обязаны высоко ценить и дорожить принадлежностью к ней, помогать и поддерживать друг друга, удерживать своих товарищей от недостойных поступков.
Принцип гуманизма предполагает чуткость, отзывчивость, справедливость и человечность во взаимоотношениях в малой группе, которые должны характеризоваться доверием, искренностью, доступностью.
Система межличностных отношений в силу своей внутренней психологической обусловленности складывается порой стихийно.1 Она в большинстве случаев организационно не оформлена, особенно в начальный период существования. Между тем значение ее очень велико, поэтому следует изучать ее и осмысливать, поскольку на основе межличностных отношений формируются все остальные компоненты психологии малой группы: взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности; постоянные межличностные оценки, сопереживания и сочувствия; психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение. Все они обуславливают стимулы совместной деятельности и поведения людей, механизмы формирования и саморазвития малой группы.
В ходе
межличностных отношений
Самоутверждение – активный, многоплановый механизм взаимодействия и взаимоотношений, состоящих в стремлении человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванном этим стремлением поведении, а поэтому и весьма действенный стимулятор его развития. Речь идет не только и не столько о стремлении занять официальное служебное или профессиональное положение, сколько о нравственно-психологической позиции в системе межличностных отношений, о положении в ней, которые обеспечивали бы человеку уважение, признание, доверие, благосклонность, поддержку, помощь,
защиту и тем
самым способствовали бы удовлетворению
потребности в 5
общении и взаимодействии с другими людьми, проявлению индивидуальности личности, ее наиболее сильных сторон.
Характер развития межличностных отношений в малой группе может быть очень многосторонним, а порой и противоречивым. В них проявляется множество разнообразных коллизий, ситуаций, отражающихся в поведении, действиях, поступках, самочувствии и настроении не только того или иного члена группы, но и всей группы в целом, на ее сплоченности и результатах деятельности. Могут, например, стихийно складываться неформальные микрогруппы, возникшие вследствие различных причин и предпосылок, носящие положительную или отрицательную направленность, имеющие ту или иную степень влияния на людей. В любом случае их появление является закономерностью развития межличностных отношений, которую всегда нужно принимать во внимание и учитывать.
На основе и в ходе межличностных отношений формируются групповые устремления – цели, задачи, потребности, мотивы, лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы. Формирование и развития групповых устремлений происходит под воздействием условий общественной жизни и деятельности людей.
В устремлениях
членов малой группы комплексно и
обобщенно выражаются, прежде всего,
общие для всех и индивидуальные
для каждого задачи и цели, а
также реализуются конкретные потребности
и интересы, отвечающие чаяниям и
запросам каждого в отдельности
и всех вместе в целом. Устремления
ориентируются и ведут людей
в определенном, постоянно выдерживаемом
направлении. Они позволяют периодически
опосредованно контролировать промежуточные
результаты жизни и деятельности
членов группы, в интегрированном
виде непрерывно регулировать совместные
усилия и непосредственную активность
каждого в различных
Цели – это наиболее значимые для группы предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее деятельности. Цели могут быть близкими и дальними общественно значимыми и важными только для конкретной группы, в зависимости от того, какую значимость она им придает, и какую роль в социальной жизни они играют.
Потребности группы – это то, в чем она и ее члены нуждаются. Мотивами для малой группы выступают побудительные силы совместной деятельности ее членов, заставляющие их заниматься той или другой деятельностью, ради которой они, как правило, и объединились.
В системе совместной деятельности членов малой группы устремления выполняют определенные функции:
Одним
из структурных элементов
Групповое
мнение выступает показателем
Групповое мнение выполняет определенные функции:
Эффективность воздействия группового мнения объясняется:
Важнейшей составной частью психологии малой группы являются групповое настроения – сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, овладевших в определенный период ими и в значительной степени определяющих направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов.
К ним обычно относятся:
Периодическая
активизация у членов малой группы
соответствующих настроений, эмоциональных
состояний по поводу конкретных политических,
нравственных, эстетических, профессиональных
и иных факторов и событий может
привести к закреплению подобных
состояний, к проявлению их устойчивости
и, таким образом, к возникновению,
формированию соответствующих социальных
чувств. Однако в отличии от последних
групповые настроения характеризуются
большей динамичностью. Они возникают
более стихийно и способны значительно
быстрее чувств распространяться в
группе или передаваться вне ее.
Настроение по сравнению с чувствами
значительно быстрее могут