Малая группа

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Цели моей курсовой работы раскрыть понятие и виды малых групп, раскрыть социально-психологическую структуру, понятие групповой динамики и ее особенностей, стадии развития группы. Провести исследовательскую работу в виде тестирования.

Содержание

Введение 4
Малая группа 6
Понятие и виды малых групп 6
Системообразующие компоненты психологии малых групп 17
Социально – психологическая структура группы 24
Групповая динамика 33
Понятие групповой динамики и ее особенности 33
Стадии развития группы 35

Исследование 38

Заключение 39

Список используемой литературы 40

Приложение №1 41

Ответы испытуемых 47

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 109.23 Кб (Скачать)

    Синхронная  – ее успех зависит от таланта, авторитета – «пророка», который  убедил, повел за собой людей, и  люди беспредельно верят и подчиняются  ему. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Системообразующие компоненты психологии малой группы
 

    Малая группа, как и всякая другая общность людей, скреплена единством духовной жизни и психики, имеющим свои собственные особенности, которые  не сводимы к простой сумме  проявлений индивидуально-психологических  черт людей, ее составляющих, и выражаются в функционировании сложной совокупности внутригрупповых социально-психологических явлений и процессов.

    Психология  малой группы в тот или иной промежуток времени характеризуется  определенным состоянием, настроением, своеобразной атмосферой, которые по сути дела и определяют эффективность  и направленность устремлений членов группы, а также ее влияние на личность и в целом на действия и поведение людей.

    Поскольку каждая группа является ячейкой общественного  организма, ее психологии присуще черты  и более крупных по масштабу общностей (национальных, конфессиональных, классовых, профессиональных, возрастных и т.д.). Вместе с тем психология малой  группы специфична, что обусловлено  особенностями жизнедеятельности  ее членов и своеобразием их взаимодействия и общения.

    Цементирующей основной психологии малой группы, ее структурными системообразующими компонентами1 выступают такие социально-психологические явления, как: внутригрупповые межличностные отношения, групповые устремления, групповое мнение, групповое настроение и групповое традиции, являющиеся непосредственным отражением реальной жизни и деятельности ее членов.

    Психология  малой группы и ее отдельные элементы аккумулируют в себе опыт, накопленный  как всеми предшествующими поколениями, так и данной общностью. В то же время наличие в ней определенных социально-психологических явлений  есть закономерный результат конкретных, непосредственных условий жизни  и деятельности ее членов. Эти условия  определяют особенности рационального  и эмоционального реагирования членов группы на события и факты общественной жизни.4    

    Первоначально люди неизбежно вступают в деловые  и психологические контакты, т.е. взаимодействуют. Контакты и общение  – первоначальный и неотъемлемый элемент жизнедеятельности представителей любой общности, естественный результат духовной и материальной заинтересованности человека в других людях.

    Потребность во взаимодействии и общении является одной из основных социальных потребностей, на ее основе возникает общественная, познавательная и иная активность людей. Назначение ее состоит еще и в  том, чтобы поддерживать и регулировать их связи с ближайшим окружением социальной среды. В процессе взаимодействия и общения людей возникает  прямой обмен мыслями, взглядами, идеями, проявляются различные формы  симпатий и антипатий и другие межличностные отношения в малой группе, первичный компонент ее психологии.

    Взаимоотношения в малой группе – это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.

    Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов.

    Общественно-политические взаимоотношения – это такие взаимоотношения, которые возникают и функционируют в процессе подготовки и проведения общественных и других мероприятий в группе.

    Служебные взаимоотношения – это взаимоотношения, складывающиеся в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой группы при решении различного рода задач, достижения важных для ее членов целей.

    Внеслужебные  взаимоотношения – отношения, складывающиеся между членами малой группы вне их служебной деятельности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха и т.л.

    Взаимоотношения в малой группе должны отвечать требованиям  определенных принципов.

    Принцип уважения и субординации предполагает создание таких взаимоотношений в малой группе, которые соответствуют нормам общественной морали и нравственности, традициям, установленным в интересах общения и взаимодействия людей; предусматривают учет индивидуально - и социально-психологических особенностей всех ее членов, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запросам. Этот же принцип требует субординации в соблюдении всеми членами группы своих обязанностей, профессионального и социального статуса каждого человека.

    Принцип сплоченности членов группы предполагает формирование у всех его членов взаимопомощи, поддержки, взаимодействия и взаимопонимания. Члены малой группы обязаны высоко ценить и дорожить принадлежностью к ней, помогать и поддерживать друг друга, удерживать своих товарищей от недостойных поступков.

    Принцип гуманизма предполагает чуткость, отзывчивость, справедливость и человечность во взаимоотношениях в малой группе, которые должны характеризоваться доверием, искренностью, доступностью.

    Система межличностных отношений в силу своей внутренней психологической  обусловленности складывается порой  стихийно.1 Она в большинстве случаев организационно не оформлена, особенно в начальный период существования. Между тем значение ее очень велико, поэтому следует изучать ее и осмысливать, поскольку на основе межличностных отношений формируются все остальные компоненты психологии малой группы: взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности; постоянные межличностные оценки, сопереживания и сочувствия; психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение. Все они обуславливают стимулы совместной деятельности и поведения людей, механизмы формирования и саморазвития малой группы.

    В ходе межличностных отношений осуществляется самоутверждение личности в группе, оценка своих достоинств в сравнении  с достоинствами остальных членов группы с целью раскрыть свои возможности, проявить себя, определить свою роль в  группе.

    Самоутверждение – активный, многоплановый механизм взаимодействия и взаимоотношений, состоящих в стремлении человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванном этим стремлением поведении, а поэтому  и весьма действенный стимулятор его развития. Речь идет не только и  не столько о стремлении занять официальное  служебное или профессиональное положение, сколько о нравственно-психологической позиции в системе межличностных отношений, о положении в ней, которые обеспечивали бы человеку уважение, признание, доверие, благосклонность, поддержку, помощь,

защиту и тем  самым способствовали бы удовлетворению потребности в 5 

общении и взаимодействии с другими людьми, проявлению индивидуальности личности, ее наиболее сильных сторон.

    Характер развития межличностных отношений в малой группе может быть очень многосторонним, а порой и противоречивым. В них  проявляется множество разнообразных коллизий, ситуаций, отражающихся в поведении, действиях, поступках, самочувствии и настроении не только того или иного члена группы, но и всей группы в целом, на ее сплоченности и результатах деятельности. Могут, например, стихийно складываться неформальные микрогруппы, возникшие вследствие различных причин и предпосылок, носящие положительную или отрицательную направленность, имеющие ту или иную степень влияния на людей. В любом случае их появление является закономерностью развития межличностных отношений, которую всегда нужно принимать во внимание и учитывать.

    На основе и в ходе межличностных отношений  формируются групповые устремления – цели, задачи, потребности, мотивы, лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы. Формирование и развития групповых устремлений происходит под воздействием условий общественной жизни и деятельности людей.

    В устремлениях членов малой группы комплексно и  обобщенно выражаются, прежде всего, общие для всех и индивидуальные для каждого задачи и цели, а  также реализуются конкретные потребности  и интересы, отвечающие чаяниям и  запросам каждого в отдельности  и всех вместе в целом. Устремления  ориентируются и ведут людей  в определенном, постоянно выдерживаемом  направлении. Они позволяют периодически опосредованно контролировать промежуточные  результаты жизни и деятельности членов группы, в интегрированном  виде непрерывно регулировать совместные усилия и непосредственную активность каждого в различных обстоятельствах  и условиях объективной реальности.

    Цели – это наиболее значимые для группы предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее деятельности. Цели могут быть близкими и дальними общественно значимыми и важными только для конкретной группы, в зависимости от того, какую значимость она им придает, и какую роль в социальной жизни они играют.

    Потребности группы – это то, в чем она  и ее члены нуждаются. Мотивами для  малой группы выступают побудительные  силы совместной деятельности ее членов, заставляющие их заниматься той или другой деятельностью, ради которой они, как правило, и объединились.

    В системе  совместной деятельности членов малой группы устремления выполняют определенные функции:

    • Ценностно-нормативную, свидетельствующую возможности групповых устремлений отражать запросы всех членов группы;
    • Организационно-функциональную, в ходе реализации которой групповые устремления в контексте средств и условий их реализации выступают в качестве способа организаций внутри- и межгруппового взаимодействия;
    • Индивидуально-мотивационную, фиксирующую личностный смысл, значимость совместной деятельности для членов малой группы.

    Одним из структурных элементов психологии малой группы является групповое  мнение – совокупность оценочных  суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение ее членов к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри нее, так и за ее пределами.

    Групповое мнение выступает показателем развитости группы, ее сплоченности, эффективности  совместных усилий ее членов, а в  некоторых случаях и идеологической направленности ее психологии.

    Групповое мнение выполняет определенные функции:

    • Информационную, показывающую, на каком этапе своего развития находится группа, какова ее сплоченность, каков характер взаимоотношений между ее членами и т.д.;
    • Функцию воздействия, посредствам которой оказывается влияние на всех членов группы в интересах совместной деятельности, выработки общих мнений и суждений и т.д.;
    • Оценочную, с помощью которой члены группы выражают свое отношение к тем или иным событиям и явлениям, происходящим внутри малой группы и вне ее.

    Эффективность воздействия группового мнения объясняется:

    1. Сочетанием убеждения и психологического принуждения, в которых в концентрированном виде выражаются разум, чувство и воля всех членов группы;
    2. Оперативность реакции на события, систематичность, гласность и неотвратимость оценок поступков личности со стороны членов группы;
    3. Способностью ряда групповых суждений превращается в оценочные стандарты и воздействовать не только на сознание, но и на подсознательную сферу человеческой психики.16

    Важнейшей составной частью психологии малой  группы являются групповое настроения – сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, овладевших в определенный период ими и в значительной степени определяющих направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов.

    К ним  обычно относятся:

    • Совместные переживания конкретных событий, факторов;
    • Сходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время группой или ее частью;
    • Устойчивый настрой эмоций и чувств, определяющий действия и поведение всех членов группы.

    Периодическая активизация у членов малой группы соответствующих настроений, эмоциональных  состояний по поводу конкретных политических, нравственных, эстетических, профессиональных и иных факторов и событий может  привести к закреплению подобных состояний, к проявлению их устойчивости и, таким образом, к возникновению, формированию соответствующих социальных чувств. Однако в отличии от последних  групповые настроения характеризуются  большей динамичностью. Они возникают  более стихийно и способны значительно  быстрее чувств распространяться в  группе или передаваться вне ее. Настроение по сравнению с чувствами  значительно быстрее могут изменять и свою полярность.

Информация о работе Малая группа