Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:36, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – изучить сущность лоббизма, обозначить основные виды и технологии лоббирования, используемые для продвижения компании, а так же проанализировать историю и основную специфику лоббирования в России. На основе поставленной цели целесообразно выделить следующие задачи:
Исследовать лоббирование в историческом аспекте;
Исследовать политический лоббизм в современной России, раскрыть его ключевые характеристики.
Показать современное состояние проблемы правового регулирования лоббизма в России.
Введение 3
Глава 1 Политический лоббизм в исторической ретроспективе 5
Глава 2 Институционализация политического лоббизма в современной России 17
Глава 3 Проблема правового регулирования политического лоббизма в современной России 27
Заключение 39
Литература 41
В настоящее время в федеральных законах о политических партиях и общественных объединениях прямо не говорится об их лоббистской деятельности. Вместе с этим законодатель внес соответствующие изменения и дополнения в Федеральный закон «Об общественных объединениях», указав, что «организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения)». При этом политическим общественным объединением является общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.
Политическим общественным объединением не может быть признано: объединение, зарегистрированное в соответствии с законодательством России в качестве профессионального союза, религиозной, благотворительной организации, национально-культурной автономии, а также в качестве общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности; объединение, устав которого допускает членство в нем или принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан, иностранных или международных организаций; объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признаку (признакам); объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему лиц, не имеющих права быть членами политических общественных объединений или принадлежать к данным объединениям; объединение, преследующее цели извлечения прибыли посредством осуществления предпринимательской деятельности и распределения полученной прибыли (имущества, собственности) между своими членами и (или) учредителями; объединение, созданное для реализации любительских и иных неполитических интересов; объединение, неполитический характер которого специально оговорен в федеральном законе. [7, C.189]
В настоящий период механизм взаимодействия гражданского общества (граждан) и органов государственной власти (должностных лиц) носит теневой и неофициальный характер. В этих условиях преимуществами во взаимодействии с государственными органами власти обладают группы давления, бывшие должностные лица, проработавшие на различных высоких государственных должностях, представители крупных монополий. В то же время отдельные граждане, группы граждан и целый ряд общественных организаций и объединений не имеют доступа к принятию решений даже в том случае, когда в процессе принятия решений государственными органами власти затрагиваются их политические, экономические и социальные интересы.
Таким образом, федеральное законодательство о лоббизме призвано, во-первых, сделать процесс лоббирования своих интересов различными организациями и корпоративными «группами давления» прозрачным и тем самым предотвратить расширение коррупции во власти, увеличив гласность и легитимность принимаемых властью решений, придав процессу взаимодействия общества (граждан) и власти организованный и законный характер.
Во-вторых, федеральное законодательство о лоббизме призвано создать механизмы, условия и предоставить возможности воздействия на власть различным группам, гражданам и их общественным организациям и объединениям и т. д.
В-третьих, федеральное законодательство разовьет и восполнит пробел врегулировании взаимоотношений гражданского общества (граждан) и власти, тем самым укрепит конституционно-правовой институт политического лоббизма.
В-четвертых,
в развитие законодательства о лоббизме
необходимо подготовить также ряд
подзаконных нормативных
В-пятых,
федеральный закон о
Важно
отметить, что одной из основных
целей разработчиков
Затем в Государственной Думе была сформирована единая рабочая группа, а различные варианты законопроектов в ходе работы над ними были в итоге объединены в один сводный проект.
Существенным недостатком представленного законопроекта «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» являлось отсутствие ограничительных норм на политический лоббизм в судебных органах, а также отсутствие в нем положений, допускающих возможность осуществления открытой лоббистской деятельности в законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Данное требование вытекает из Конституции Российской Федерации, где говорится, что установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, Конституция допускает возможность включения в федеральный закон положений, которые устанавливали бы общие принципы лоббистской деятельности в субъектах Российской Федерации. Это не означает, что федеральный закон полностью должен заменить законодательство о лоббистской деятельности в субъектах Российской Федерации. Он должен устанавливать лишь основные параметры и принципы лоббистской деятельности для них.
Кроме того, они могут на основе федерального закона принять собственные законы о регулировании лоббистской деятельности. Однако, если федеральный законодатель будет задерживаться с принятием этого закона, субъекты Российской Федерации могут (вправе) принять собственные законы в этой области, о содержании которых мы можем сейчас только догадываться. [9, C.192]
Указанный законопроект не давал достаточно полного и четкого определения понятия «политический лоббизм» и других терминов из области лоббистской деятельности, в нем отсутствовали нормы, устанавливающие порядок деятельности лоббистов, их финансирования и налогообложения, регистрации или лицензирования деятельности, предоставления финансовой и иной отчетности, а также механизм ответственности за нарушения правовых норм лоббистской деятельности.
Внесение
законопроекта в Совет
После 2004 года его так и не удалось принять даже в первом чтении. Отношение депутатов Государственной Думы к законопроекту «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» постоянно меняется. Одни депутаты считают, что такой федеральный закон необходим. Другие утверждают, что закон не решит поставленной задачи, а только узаконит взятки. Но всем ясно, что данная проблема не имеет однозначного решения.
В настоящее время в связи с необходимостью решения проблем коррупции во власти, а также с принятием в парламенте Российской Федерации проекта федерального закона «О коррупции», принятие закона о регулировании лоббистской деятельности в органах государственной власти становится еще более актуальным. Депутаты, их помощники, работники аппаратов органов государственной власти видят, что лоббирование отдельных вопросов принимает иногда массовый характер. Это делается на виду у всех.
Основная идея концепции закона заключается в легализации лоббистской деятельности, выведении ее из теневого сектора и придании ей открытости и гласности. При таком подходе закон должен быть в основном посвящен определению статуса лоббистов, порядку их регистрации, их правам и обязанностям, а также некоторым другим вопросам.
Данная
концепция могла бы иметь место
в том случае, если бы речь в законопроекте
велась именно о регистрации лоббистской
деятельности, а не о регулировании
ее в федеральных органах
Сторонники другой концепции считают, что закон должен перекрыть возможности теневого и нелегального лоббирования, выступают за то, чтобы придать лоббистской деятельности во властных структурах больше открытости для общественного влияния и сделать закон более регулятивно направленным.
Однако, как уже отмечалось, очень жесткие меры и процедуры, предусмотренные в такой концепции, могут привести к тому, что теневое лоббирование сохранится и все останется по-прежнему. На регистрацию в качестве лоббистов будут «клевать» в основном «новички» в этой тонкой и сложной работе. В результате мы будем иметь еще один неудачный закон.
Сторонники двух разных концепций имеют также различные подходы к оформлению данных вариантов федерального закона. Одни считают, что все нормы будущего закона необходимо прописать в полном объеме, чтобы оставалось как можно меньше пространства для подзаконного регулирования этого вопроса. Другие, наоборот, полагают, что в законе нужно указать основные принципы и механизмы лоббистской деятельности или регистрации, а все остальное регулировать подзаконными актами. [7, C.263]
Есть
и еще один немаловажный вопрос,
связанный с федеральными органами
власти, в которых возможна лоббистская
деятельность. В частности, допускается
возможность лоббистской
Представляется, что такое широкое толкование неприемлемо, поскольку суды и некоторые другие федеральные органы должны быть выведены из поля деятельности лоббистов, так как это противоречит уголовному и гражданскому процессуальному законодательству Российской Федерации. Кроме того, законодательство и опыт других стран свидетельствуют о том, что судебные органы не должны подпадать под лоббистскую деятельность. Однако в действительности это не означает, что судьи не лоббируются. Данный вопрос нуждается в специальном отдельном рассмотрении и исследовании.
На
наш взгляд, в законе о регулировании
лоббистской деятельности в федеральных
органах государственной власти
следует предусмотреть
Вместе
с тем следует иметь в виду,
что указанные подходы и
Политический лоббизм и связанный с этим понятием феномен давления на законодательную и исполнительную ветви власти превратился в одну из актуальнейших проблем современной России. Он стал реальным инструментом отстаивания определенными слоями общества своих интересов в парламенте, причем субъектами лоббирования в большинстве случаев выступают группы или отдельные лица, располагающие значительными материальными и организационными ресурсами.