Лоббизм в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:36, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – изучить сущность лоббизма, обозначить основные виды и технологии лоббирования, используемые для продвижения компании, а так же проанализировать историю и основную специфику лоббирования в России. На основе поставленной цели целесообразно выделить следующие задачи:
Исследовать лоббирование в историческом аспекте;
Исследовать политический лоббизм в современной России, раскрыть его ключевые характеристики.
Показать современное состояние проблемы правового регулирования лоббизма в России.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Политический лоббизм в исторической ретроспективе 5

Глава 2 Институционализация политического лоббизма в современной России 17

Глава 3 Проблема правового регулирования политического лоббизма в современной России 27

Заключение 39

Литература 41

Работа содержит 1 файл

управление общественными отношениями.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

     Можно выделить еще несколько форм организаций, посредством которых представители бизнеса оказывали лоббистское давление на органы власти. Это всевозможные союзы работодателей (Московское общество фабрикантов парфюмерного производства, Союз петербургских владельцев типографий и др.), национальные и религиозные деловые союзы (Общество еврейских купцов в Варшаве, Общество виленских христианских купцов и промышленников), научные общества, региональные ассоциации и многие другие.

     Таким образом, на рубеже XIX–XX веков в России сложился институционально оформленный механизм взаимодействия бизнеса и государства. Предпринимательские представительные институты заняли прочное место в жизни российского общества. Процесс продвижения интересов был регламентирован, и можно с уверенностью сказать, что эти интересы учитывались при принятии правительственных решений.

     До 80-х годов XX века было принято полагать, что лобби, политического лоббизма, лоббистских отношений в нашей  стране нет и не может быть. Сами эти слова считались вульгарными и даже ругательными. Однако порожденное отрицание явления лоббизма официальной академической наукой находилась в противоречии с действительностью.

     Политический  лоббизм существовал на всём протяжении существования советской власти. Потребности определения общегосударственных целей и распределения приоритетов невольно подтолкнули систему к созданию довольно мощных лоббистских структур как в правительстве, так и в самом ЦК КПСС и Политбюро, при этом формы и методы лоббирования партийных и иных интересов были весьма завуалированными. Именно из того времени вышли «три источника, три составные части» нынешнего российского политического лоббизма: военно-промышленный, топливно-энергетический и агропромышленный.

     Особое  внимание в нашем анализе занимает период второй половины восьмидесятых годов XX века непосредственно предшествовавший современной истории политического лоббизма в России.

     Одними  из первых ученых, изучавших возможности  влияния групповых профессиональных интересов в различных отраслях народного хозяйства на плановое управление в Советском Союзе, были В. Найшуль и В. Константинов. В 1986 году вышла в свет их книга «Технология планового управления», где авторы обосновывали «матрично-иерархичную» концепцию планового управления в Советском Союзе. Основной смысл концепции сводился к тому, что главную роль в процессе разработки планов играла сложная процедура согласований ведомственных и отраслевых интересов. Эта концепция позже получила название «экономики согласований» и ставилась в противовес административно-командной системе.

     К 1970–1980-м годам в Советском  Союзе сформировались группы давления, которые не только осознали себя организованной силой, но и активно отстаивали свои интересы. Это прежде всего отраслевые группы и региональные элиты. [4, C.128]

     Наибольшим влиянием отраслевые группы давления в Советском Союзе наделяет Владимир Лепехин. По его мнению, «государственная политика проводилась в интересах отраслевых кланов, ряд которых к концу 70-х годов был неподконтролен Политбюро», а «к 80-м годам именно они были основными субъектами власти, которые фактически подмяли под себя партийные органы». Эффективность лоббирования отраслевых интересов в СССР определялась, прежде всего степенью важности той или иной производственной отрасли. С этой точки зрения самыми сильными лоббистами были предприятия ВПК, космической и тяжелой промышленности.

     С целью эффективного согласования интересов  отраслей, ведомств и местных властей  были созданы специальные институты  — комиссии по решению тех или  иных вопросов: Комиссия по оперативным вопросам, Комиссия по объектам группы 100, Комиссия по военно-промышленному комплексу и др. Как правило, они создавались по решению Совета министров СССР, ЦК КПСС или совместными решениями.

     Эффективность регионального политического лоббизма определялась численностью населения региона, наличием в нем структурообразующих предприятий и некоторыми другими характеристиками. С точки зрения численности населения вне конкуренции были города-миллионники, среди которых выделялись Москва и Ленинград. По наличию в регионе структурообразующих предприятий лидировала Свердловская область (военная и тяжелая промышленность), в аутсайдерах находились регионы с большой концентраций предприятий пищевой и легкой промышленности — Ивановская и Вологодская области.

     Стремительное развитие экономики и ее социальная реструктуризация, начавшиеся в период так называемой перестройки, сопровождались ломкой всей системы существовавших до этого общественных отношений и принципов развития экономики страны, разрушением советских законодательных основ правовых отношений власти и предпринимателей.

     Основной  постулат провозглашенной свободы  предпринимательства сводился к  понятию «все разрешено, что не запрещено законом». А так как к тому времени действовавшее законодательство объективно устарело, а новое еще не появилось, то свобода бизнеса практически ограничивалась лишь отсутствием стартового капитала, бандитским произволом и коррумпированностью государственных чиновников. Изначально лоббистские отношения между бизнесом и государственными органами определялись исключительно материальными возможностями бизнесменов и близостью их к власти и не нуждались, по обоюдному молчаливому согласию сторон, в законодательном регулировании. Начавшиеся в стране либеральные реформы, затрагивающие все сегменты российского общества, привели к формированию зачатков среднего класса и других важных общественных субъектов гражданского общества, причем характер и структура их интересов были различны. Их взаимоотношения с властью стали ускоренно развиваться, что потребовало незамедлительного законодательного оформления.

     В 1990-х годах в Верховном Совете РСФСР наблюдается законотворческая активность по многим направлениям. Появляется множество новых законов, за которыми стоят конкретные организации, должностные  лица и их интересы.

     Принятие  законов «О кооперации» и «О государственном предприятии» изменили сформировавшуюся в брежневский период систему лоббирования интересов. Предприятия, получившие относительную свободу деятельности, были крайне заинтересованы в том, чтобы освободиться от контроля со стороны вышестоящих организаций. Это позволило бы перейти на долгожданный хозрасчет и оставлять прибыль на предприятии (до 95% прибыли до этого фактически забиралось в бюджет). Однако не только это обстоятельство оказалось важным. Большое значение имел состав субъектов права законодательной инициативы.

     В Верховном Совете РСФСР и РФ состав субъектов, обладающих правом законодательной  инициативы, был достаточно широк: отдельные  депутаты, структуры Верховного Совета, такие как президиум, палаты, комитеты и комиссии, президент, правительство (с конца 1992 года), Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, генеральный прокурор, республики в составе Российской Федерации в лице их высших органов государственной власти, края, области, автономные образования в лице соответствующих Советов народных депутатов, общественные организации, имеющие республиканский статус. Несмотря на внушительный список субъектов законодательной инициативы, большинство законопроектов вносилось либо президентом, либо Верховным Советом. [1, C.83]

     Юрий  Федоров в исследовании «Парламент в трансформационном процессе в России», говоря о связи групп интересов с различными политическими течениями в Верховном Совете СССР, выделяет несколько групп депутатов.

     Первая  группа — либеральная, депутаты ориентированы  на построение в России «открытого общества», форсирование рыночных преобразований и т. п. В сотрудничестве с этой группой были заинтересованы отрасли, возникшие в результате реформ, банковский сектор, экспортно-импортные компании и пр. Группа насчитывала порядка 250 народных депутатов.

     Вторая  группа представляла интересы отраслевых групп. К этой группе относились, прежде всего фракции «Промышленный союз», «Рабочий союз — реформы без шока», «Смена — новая политика», «Родина», «Свободная Россия», «Суверенитет и равенство». Группа насчитывала порядка 300 народных депутатов. По данным С. Конюшко, именно через депутатов, связанных с коалицией «Гражданский союз», «Смена — новая политика», «Свободная Россия», лоббировали свои интересы руководители предприятий ВПК, ориентированные на создание крупных финансово-промышленных групп.

     Третья  группа — «непримиримая оппозиция», в которую входили многочисленные неокоммунистические и националистические депутаты. Политической опорой данной группы был парламентский блок «Российское единство». Группа насчитывала 300–350 народных депутатов. Руководители предприятий ВПК, пишет в том же исследовании С. Конюшко, сильно зависимых от государства и в наименьшей степени способных переориентироваться с административного на рыночный режим хозяйствования, не заинтересованные в изменении хозяйственно-экономической политики страны и не согласные с курсом правительства, в структурах Верховного Совета действовали главным образом через фракции «Коммунисты России», «Отечество» и «Россия».

     Основными участниками лоббистского процесса в Верховном Совете выступали: государственные  ведомства, отдельные инициативные депутаты, профсоюзы и ряд других профессиональных организаций.

     Государственные ведомства инициировали законопроекты либо через президентские и правительственные структуры, либо непосредственно через институты Верховного Совета. С возникновением конфронтации между Верховным Советом и президентскими структурами проводить законопроекты непосредственно через институты Верховного Совета стало проще, не говоря уже о том, что при согласовании законопроекта в структурах исполнительной власти могли быть заблокированы важные для ведомств положения. В результате связь между ведомствами, комитетами и комиссиями Верховного Совета только укреплялась. Связано это было не только с общностью интересов или с тем, что в профильных комитетах и ведомствах работали люди из одной профессиональной среды, но и с тем, что парламентарии при неустойчивой политической обстановке либо в случае структурных изменений планировали перейти в соответствующую их статусу и профессиональным предпочтениям ведомственную структуру. Результатом такого сотрудничества стал целый ряд законопроектов, инициированных ведомствами в Верховном Совете: Закон о недрах, Основы лесного законодательства, Закон о нефти и газе и т. д. [5, C.137]

     Реальной  группой инициаторов и разработчиков  законопроектов были отдельные инициативные депутаты и работники Аппарата Верховного Совета, которые достаточно быстро поняли, какие дивиденды можно получить от своей парламентской деятельности в условиях изменяющейся экономической и политической обстановки. Именно в это время разработка и инициирование тех или иных законопроектов становится определенным, лоббистским видом сотрудничества власти и бизнеса, как, кстати, и инициирование законопроектов, ущемляющих интересы конкурирующих отраслей (чуть позже — бизнесс-групп). В дальнейшем этот процесс принимает институциональные формы — выстраиваются интересы под определенных депутатов, клиентелы и пр. Заметными игроками в Верховном Совете были профсоюзы, имевшие собственную депутатскую группу. К самым влиятельным из них можно отнести Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР). ФНПР была образована на базе Всесоюзного Центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС). Данный профсоюз лоббировал принятие Закона о социальном страховании. На выборах в Государственную Думу в 1995 году на базе ФНПР был создан избирательный блок «Профсоюзы и промышленники России — Союз Труда», который не смог преодолеть пятипроцентного барьера.

     Соцпроф (лидеры — С. Храмов, Л. Воловик) —  альтернативный профсоюз, поддерживавший линию экономических преобразований Президента России, — инициировал  постановление об изменении системы  управления фондом социального страхования, новый проект КЗОТ РФ. Профсоюз имел сильные позиции в комиссии по социальной политике.

     Независимый профсоюз горняков (НПГ) — первый независимый  от государства профсоюз шахтеров. Профсоюз имел сильные позиции в  Комитете Верховного совета по экономической реформе, секретарем которого был президент НПГ народный депутат Виктор Уткин. Данный профсоюз лоббировал приостановление принятия Закона о недрах, активно занимался коммерцией, в частности являлся учредителем Росдомбанка.

     Можно выделить еще ряд организаций, оказывавших  заметное влияние на законодательный процесс: Союз СТК, Ассоциация товаропроизводителей, некоторые предпринимательские союзы, а также формировавшиеся в это время финансовые холдинги («Мост», «Гермес», «Менатеп» и другие).

     Говоря  о лоббизме начала 1990-х, нельзя не сказать об отраслевом лоббизме. Структурные изменения, произошедшие в стране в 1991–1993 годах, разделили общество. На этой основе появляются лоббисты, представляющие определенные группы интересов. Это, прежде всего, военное лобби, которое менее всего поддается рыночной трансформации. В политическом плане оно было представлено Гражданским союзом, объединившим «партию генерала Руцкого», Российский союз промышленников и предпринимателей (А. Вольский) и Демократическую партию России. Из высших государственных деятелей к отраслевым промышленным лобби были близки секретарь Совета безопасности Ю. Скоков, руководитель Администрации Президента Ю. Петров, вице-премьер Г. Хижа и ряд других высокопоставленных деятелей. Важно отметить, что данные лобби вовсе не были в жесткой, «непримиримой» оппозиции к президенту Б. Ельцину, а скорее пытались заставить его изменить экономическую стратегию, поскольку рыночные преобразования, формирование рынка, прекращение конфронтации с внешним миром поставили их в крайне тяжелое положение.

     Анализируя лоббистскую деятельность в Верховном Совете, в первую очередь следует отметить неразвитость института политического лоббизма, что, на наш взгляд, можно объяснить отсутствием законодательных основ и спроса на цивилизованный политический лоббизм среди предпринимателей в законодательных верхах власти — каналы эффективного взаимодействия только выстраивались. Как верно подмечено в исследовании «Лоббизм в России: этапы большого пути», «простора для деятельности (прежде всего бизнеса) было достаточно и места на новопровозглашенном рынке хватало всем», «апофеозом стала экспортно-импортная деятельность, когда каждая организация мечтала зарегистрироваться как участник внешнеэкономической деятельности и получить лицензию и квоту на экспорт хоть чего-нибудь».

Информация о работе Лоббизм в современной России