Лоббизм в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:36, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – изучить сущность лоббизма, обозначить основные виды и технологии лоббирования, используемые для продвижения компании, а так же проанализировать историю и основную специфику лоббирования в России. На основе поставленной цели целесообразно выделить следующие задачи:
Исследовать лоббирование в историческом аспекте;
Исследовать политический лоббизм в современной России, раскрыть его ключевые характеристики.
Показать современное состояние проблемы правового регулирования лоббизма в России.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Политический лоббизм в исторической ретроспективе 5

Глава 2 Институционализация политического лоббизма в современной России 17

Глава 3 Проблема правового регулирования политического лоббизма в современной России 27

Заключение 39

Литература 41

Работа содержит 1 файл

управление общественными отношениями.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Сибирская академия государственной службы»

Филиал  ФГОУ ВПО СибАГС в г. Новокузнецке

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по  дисциплине:____Управление общественными отношениями _____________

на  тему:___                    Лоббизм в современной России                                     _  
                                                                                                                              
_ 
 
 
 

                                                      Студент:

                                                   Кулина Е. В. 

                                                      Группа ГМУ – 481 

                                                      Руководитель:

                                                 Михайлов П.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новокузнецк 2011

 

Оглавление 

Введение 3

Глава 1 Политический лоббизм в исторической ретроспективе 5

    Глава 2 Институционализация политического лоббизма в современной России 17

    Глава 3 Проблема правового регулирования политического  лоббизма в современной России 27

    Заключение 39

Литература 41 
 

 

Введение

      Вместе  с реформами российского общества все больше и больше входят в нашу политическую жизнь явления, объективно присущие демократическим процессам, выступающие их характерным признаком. Среди таких явлений можно выделить и лоббизм, являющийся неотъемлемой составной частью политической и правовой жизни России.

     В настоящее время тема исследования лоббистской деятельности является чрезвычайно актуальной. В то время как данное направление широко используется в политическом PR, оно так же находит свое отражение и в других отраслях данной науки, как например, в коммуникационном менеджменте. Для того, чтобы многогранно оценить такое понятие как лоббизм, необходимо прибегнуть к изучению его истории в разных странах, именно это помогает выявить основные тенденции и направления лоббистской деятельности.

     Несмотря  на то, что политический лоббизм  существует в любой стране, его природа, степень влияния и особенности функционирования напрямую зависят от уровня развития демократии, каналов взаимосвязи общества и государства и политической системы в целом. В одних странах, политический лоббизм становится формальным институтом, признается на официальном уровне, в других – игнорируется властями и существует как неформальная политическая практика.

     Политический  лоббизм, существование которого в  СССР не признавалось, на современном  этапе постепенно приобретает "гражданские права". Об этом свидетельствует развитие в нашей стране демократии и гражданского общества, активизация деятельности групп интересов и общественных объединений, пытающихся все активнее влиять на решения, принимаемые органами государственной власти.

     Политический  лоббизм в современной России становится значимым атрибутом политического  процесса и социально-экономической  жизни. Действует значительное число  субъектов лоббизма, которые активно  используют различные методы и технологии лоббистской деятельности для реализации представительства своих интересов в органах законодательной и исполнительной власти. В связи с этим возникает необходимость изучения политического лоббизма, как одного из главных институтов артикуляции интересов общества, прогнозирования его развития и законодательного оформления.

     Объектом  данной контрольной работы является лоббизм, предметом – лоббизм в современной России.

     Цель  данной контрольной работы – изучить сущность лоббизма, обозначить основные виды и технологии лоббирования, используемые для продвижения компании, а так же проанализировать историю и основную специфику лоббирования в России. На основе поставленной цели целесообразно выделить следующие задачи:

  1. Исследовать лоббирование в историческом аспекте;
  2. Исследовать политический лоббизм в современной России, раскрыть его ключевые характеристики.
  3. Показать современное состояние проблемы правового регулирования лоббизма в России.

      Методы  исследования: анализ политической литературы по проблеме исследования; анализ, синтез и другие методы.

     В качестве теоретической базы были использованы работы «Социальные технологии» П.В. Макаренко, «Лоббирование в современном российском обществе: региональный аспект» Алексеева С.А., «Основы паблик рилейшнз» Королько В.Г., а также работы других авторов.  

 

     Глава 1 Политический лоббизм в исторической ретроспективе 

     В истории развития лоббистской деятельности в России прослеживаются четыре основных этапа: политический лоббизм в царский  период (вторая половина XIX века — 1917 год), в годы советской власти, во времена перестройки, в Верховном Совете РСФСР, РФ — до 1994 года и в 1994–2004 годах.

     При анализе современного состояния  взаимоотношений общества и государства  многие политические деятели и даже видные ученые заявляют, что российское общество еще не готово к этому институту, который скорее характерен для стран с развитой системой парламентаризма, гражданского общества и т. п. Одним из аргументов противников регулирования лоббистской деятельности является тот, что политический лоббизм — совершенно новое и ранее невиданное в нашей стране явление. Однако, внимательно проанализировав характер взаимоотношений власти с бизнесом и обществом в царской дореволюционной России, можно прийти к выводу, что у политического лоббизма в России есть вполне определенные корни.

     На  рубеже XIX–XX веков можно выделить ряд институтов, через которые  осуществлялось взаимодействие власти и общества. Основные из них —  это торговые съезды, предпринимательские  союзы, совещательные организации (советы), биржи. Рассмотрим каждый из институтов более детально.

     Первый  торгово-промышленный Всероссийский  съезд фабрикантов, заводчиков и  лиц, интересующихся отечественной  промышленностью, проходил в Петербурге с 18 мая по 16 июня 1870 года. Участниками  съезда стали 428 человек. В его работе наряду с представителями бизнеса приняли участие и члены правительства. Таким образом, представители буржуазии могли напрямую доводить свою точку зрения до государственных деятелей. По итогам работы съезда были приняты резолюции по изучению рабочего вопроса, определению прав артелей, организации торгово-промышленного представительства.

     Основной  целью создания предпринимательских  союзов было содействие развитию определенной отрасли промышленности, торговли или  отдельного региона. Все они были легализованы правительством. Сферой деятельности этих организаций была область экономики отраслей, финансовых и торгово-промышленных сделок.

     Наиболее  влиятельными союзами России на рубеже XIX и XX веков были Общество содействия развитию промышленности и торговли, Императорское русское техническое общество, Общество за экономическое возрождение России, Всероссийский союз торговли и промышленности. Рассмотрим основные отличительные черты каждого из них. [3, C.93]

     Общество  содействия развитию промышленности и  торговли было образовано в 1867 году предпринимателями Санкт-Петербурга. Оно выросло из деловых встреч, проходивших на квартире лесопромышленника В.Ф. Громова, и смогло объединить в своих рядах промышленников, крупных торговцев и чиновников разных рангов, известных русских ученых и профессуру, представителей инженерно-технической интеллигенции и сановной аристократии, пополнявших доходы предпринимательской деятельностью, а также дворян-предпринимателей. В разное время в Общество входили нефтепромышленники Нобели, владельцы столичных магазинов Елисеевы, владельцы петербургских писчебумажных фабрик Варгунины.

     Императорское русское техническое общество, учрежденное 22 апреля 1866 года, — один из старейших представительских союзов в истории России. Целью создания Общества, согласно уставу, было «содействие развитию техники и технической промышленности в России». Основные направления его деятельности: проведение просветительских лекций, организация выставок и библиотек, технических лабораторий, помощь в развитии технического образования. Главным методом продвижения интересов, согласно уставу, было «ходатайство перед правительством о принятии мер, могущих иметь полезное влияние на развитие технической промышленности в России». К 1893 году в Обществе, которое имело 13 отделений по всей России, состояли 1627 человек.

     Инициатором создания Общества за экономическое  возрождение России был А.И. Путилин. В Общество, имевшее в своем  составе 269 отделений, входили банкиры  и промышленники Петербурга.

     Во  Всероссийский союз торговли и промышленности, созданный по инициативе П.П. Рябушинского, входили около 500 различных объединений предпринимателей. Одной из своих главных задач Союз считал проведение своих ставленников в Пятую Государственную думу, а после Февральской революции — в Учредительное собрание. Этот факт наглядно показывает близкую связь экономики и политики.

     Особенностью  совещательных организаций, отличавшей их от предпринимательских союзов, которые любыми методами стремились к лоббированию нужных им решений, был  ограниченный совещательный характер. Расцвет этой формы лоббистской деятельности приходится на период военного и экономического кризиса 1915–1916 годов, и основной своей целью советы считали организацию помощи государству в поиске выхода из создавшегося крайне тяжелого экономического положения.

     Наиболее  влиятельным советом был Центральный  военно-промышленный комитет, созданный  по инициативе крупного предпринимателя  и политического деятеля А.И. Гучкова.

     Этот  комитет, распределявший военные заказы между крупными предпринимателями, имел вес и авторитет в политике и действовал практически как параллельное правительство.

     Биржи были самой значительной по численности  группой представительных организаций (более 100 к 1913 году). Первая биржа появилась  в 1703 году по распоряжению Петра I. Изначально они создавались только для торговой деятельности, но постепенно приобрели представительные функции, длительное время оставаясь единственной формой представительства капитала во власти. Реализация функций представительства и защиты интересов торгового и промышленного капитала перед «имперской» и местными властями, а также перед обществом, является особенностью российских бирж в отличие от западных, где функции представительства предпринимательских интересов выполняли специально созданные органы — торговые и промышленный палаты. Эта особенность объясняется тем, что с момента своего возникновения российские биржи были тесно связаны с государственной властью.

     Большим событием в развитии представительского движения в России стало появление  специальных законодательных норм, которые давали биржам право на осуществление представительных функций. Помимо этого, российское правительство выпустило указ, дающий право на создание так называемых биржевых обществ. Стоит отметить, что эти биржевые общества не только ставили перед собой узко корпоративные задачи, но и заботились о решении экономических проблем на той административной территории, где они осуществляли свою деятельность. В частности, биржевые общества разрабатывали детальные предложения по развитию отдельных отраслей промышленности и торговли.[7, C.59]

     Наиболее  влиятельными биржами, годовые бюджеты  которых составляли от 50 до 200 тысяч рублей, были Московская, Либавская, Николаевская, Нижегородская ярмарочная, Калашниковская хлебная и др.

Информация о работе Лоббизм в современной России