Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:53, курс лекций

Описание работы

Можно выделить 5 периодов отношения общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней. Эти периоды охватывают временной отрезок в два с половиной тысячелетия - путь общества от ненависти и агрессии до терпимости и интеграции лиц с отклонениями в развитии.

Содержание

История специального образования
Теоретические основы специальной педагогики
Дошкольная олигофренопедагогика
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Методические подходы к организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по основам умственного воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта
...

Работа содержит 1 файл

Дошкольная олигофренопедагогика 2.doc

— 911.00 Кб (Скачать)

Олигофрения парасифилитической этиологии среди учащихся специальных школ встречается примерно в 1-3% случаев. У этих детей отмечается легкая остаточная неврологическая симптома­тика, частые жалобы на головную боль, плохую переносимость жары, духоты. У большинства из них до 11-17 лет наблюдается ночной энурез. Психическое недоразвитие отмечается с раннего детства. Запаздывает развитие ходьбы и речи. Дети плохо вклю­чаются в игры, не понимают и не принимают их условий. Аффек­тивная лабильность проявляется в повышенной плаксивости, воз­будимости, упрямстве, склонности к конфликтам и агрессии. В школе сразу выявляются трудности в обучении, непонимание учебного материала, особенно счетных операций, грамматичес­ких правил и т. п.

В условиях специальной школы у этих учащихся рано выявля­ется патология поведения: агрессивность, расторможенность вле­чений и т. д. В случаях, когда симптомы, осложняющие интеллек­туальное недоразвитие, имеют негрубый характер, наблюдаются относительно неплохая динамика психического развития и, как правило, хорошая социально-трудовая адаптация.

Умственная отсталость при фенилкетонурии. Врожденные дефекты метаболизма (нарушения секреторной функции эндокрин­ной системы) занимают особое место среди наследственных форм умственной отсталости у детей.

Одной из наиболее часто встречающихся форм нарушения ами­нокислотного обмена является фенилкетонурия (ФКУ). Этиоло­гия и механизм этого заболевания достаточно сложны, поэтому отметим только то, что в результате нарушения обмена амино­кислот мозг с первых дней жизни попадает в неблагоприятные для нормального развития условия, что ведет к возникновению в нем деструктивных и дегенеративных изменений.

ФКУ является текущим дегенеративным процессом по типу прогрессирующей деменции. Нервно-психические нарушения не ограничиваются умственной отсталостью, а включают в себя и различные формы нарушения поведения, неустойчивость и сни­жение работоспособности и внимания, церебрастенические явле­ния, неврозоподобные и психотические расстройства.

Анализ адаптации к школе детей с ФКУ показал, что наи­большие трудности отмечаются, как правило, на первом и вто­ром годах обучения. Дети с трудом вступают в контакт с педаго­гами и сверстниками. Они плохо переносят любые изменения во внешней среде и часто дают негативные реакции на требования педагога, его попытки включить их в детский коллектив. Для преодоления трудностей адаптационного периода большое зна­чение имеет контакт педагога с ребенком. При правильном пе­дагогическом подходе удается достичь более быстрого привы­кания ребенка к школе, нормализации его поведения в классе, исполнения требований, контакта с детьми. Все это создает бо­лее благоприятные условия для воспитания и обучения. В то же время смена педагога, перевод в другую школу или класс почти во всех случаях ведут к срыву установленного с таким трудом стереотипа поведения и повторному возникновению патологи­ческих реакций.

Деменция - слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности, критики, памяти, ослабление и огрубение эмоциональ­но-волевой сферы.

В детском возрасте деменция возникает в результате органиче­ских поражений мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалитель­ных заболеваниях мозга (менингоэнцефалиты), травмах мозга (сотрясения, ушибы).

К возрасту 2-3 лет значительная часть мозговых структур уже сформирована, поэтому воздействие патогенных факторов вызы­вает только их повреждение.

В раннем возрасте разграничение деменции и олигофрении представляет большие сложности. В отличие от олигофрении на­рушение деятельности мозга при деменции наступает после опреде­ленного периода нормального развития ребенка. Обычно деменция возникает или начинает грубо прогрессировать в возрасте 2-3 лет. Этим временным фактором в значительной степени определяется отличие течения и клинико-психологической структуры интеллек­туального дефекта при деменции от олигофрении. Так, структура интеллектуальной недостаточности при деменции отличается не­равномерностью различных познавательных функций. Кроме того, при деменции часто наблюдается несоответствие между запасом знаний и крайне ограниченными возможностями их реализации.

В раннем возрасте деменция проявляется в виде утраты позд­нее приобретенных навыков. Например, если деменция возникает у ребенка 3 лет, то прежде всего теряется речь, пропадают навыки самообслуживания и опрятности, затем могут утрачиваться и ра­нее приобретенные навыки (ходьба, чувство привязанности к близким и т. п.). Характерными признаками начала деменции яв­ляются появление нецеленаправленного, так называемого полево­го поведения, общая двигательная расторможенность, аффектив­ная возбудимость, некритичность, немотивированно повышенный фон настроения.

При заболевании в старшем дошкольном возрасте наиболее выраженным является искажение игровой деятельности - она ста­новится стереотипной, однообразной.

Если же заболевание начинается в младшем школьном возрас­те, то довольно долгое время у ребенка можно наблюдать сохран­ную речь, учебные навыки. Но в то же время становится заметно резкое снижение интеллектуальной работоспособности и учебной деятельности в целом, изменяется поведение детей. В зависимости от динамики болезненного процесса различают резидуалъную ор­ганическую деменцию, при которой нарушения интеллекта пред­ставляют собой остаточные явления поражения мозга, и прогрес­сирующую органическую деменцию, вызванную текущим органиче­ским патологическим процессом в головном мозге. При прогрес­сирующей деменции явления интеллектуального распада посто­янно нарастают.

 

Частота встречаемости патологии интеллектуальной деятельности по данным ВОЗ составляет в экономически развитых странах следующие показатели:

5% Франция,

4% США

3 % Голландия

2% Швеция

1% Россия.

В мире насчитывается среди всех детей с нарушениями в развитии 75 % детей с нарушением познавательной деятельности из них 50 % у.о в степени дебильности, 35% - имбецильности, 10% - идеотии, 5% - дети, имеющие патологию с неясным ходом наследования и симптоматики. (Синдром Клаунфельтера.)

3. Методы дошкольной олигофренопедагогики как науки Дошкольная олигофренопедагогика как наука основывается на изучении фактов и закономерностей, связанных с обучением и воспитанием умственно отсталых детей. Чтобы выявить эти факты и закономерности, используются различные методы: наблюдение, эксперимент, изучение истории развития ребенка, беседа, изучение продуктов детской деятельности. Напомним, что мы говорим здесь не о методах практической педагогики, а о методах педагогики как науки/иными словами, о методах изучения педагогического процесса.

Наблюдение ведется в естественных условиях и дает возможность изучать и обобщать педагогический опыт. При этом фиксируются те факты, которые попадают в поле зрения наблюдателя. Однако это не значит, что само наблюдение ведется случайным образом. Напротив, оно должно быть четко спланировано, иметь цель, объект, определенное время.

Эксперимент — активный, метод исследования. Здесь все условия создаются экспериментатором и могут видоизменяться согласно цели. Задача эксперимента в педагогической науке — испытать различные педагогические способы воздействия на ребенка, определить степень их эффективности.

При изучении ребенка с нарушениями интеллекта большое значение имеет анализ истории его развития. Он помогает выявить причины и время наступления поражения центральной нервной системы, узнать в каких условиях рос и воспитывался ребенок и как эти условия повлияли на его развитие. Изучение истории развития ребенка позволяет понять роль разных факторов в том, как складывается структура его нарушения.

Не менее важно и изучение продуктов деятельности детей — построек, рисунков, лепных поделок. Они не только дают картину развития детской психики, но и могут показать, как отражается на развитии ребенка тот или другой способ обучения и воспитания.

Беседа в изучении дошкольников с нарушениями интеллекта имеет ограниченное применение в связи с недоразвитием речи этих детей. Однако дошкольная олигофренопедагогика получает с помощью этого метода ценные данные об эффективности коррекционно-воспитательного процесса.

4. Общие проблемы дошкольной олигофренопедагогики Разработка основных проблем дошкольной олигофренопедагогики ведется в двух направлениях: с одной стороны — это формирование всех психических процессов в соответствии с особенностями возраста, с другой — коррекция, компенсация и предупреждение вторичных отклонений в развитии. Многие трудности в физическом, эмоциональном, умственном и личностном развитии оказываются общими для ребенка в норме и с нарушениями интеллекта, как и закономерности развития в целом. Отсюда — опора на принципы и методы обучения и воспитания нормально развивающегося ребенка, т.е. принципы, разработанные в отечественной дошкольной педагогики и возрастной психологии.

Отечественная дошкольная педагогика считает, что ребенок, его личность является центральной фигурой воспитательного процесса. Дошкольное учреждение должно создать оптимальные условия для разностороннего развития каждого ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей. Особое внимание при этом уделяется организации развивающей предметной среды, т.е. системе условий, обеспечивающей полноту развития всех видов детской деятельности (игр, элементарного труда, конструирования, рисования и др).

Вместе с тем в дошкольной олигофренопедагогике имеются и свои, специфические особенности педагогического процесса, которые выражаются как в отборе содержания, так и в методах обучения.

Дошкольная олигофренопедагогика придает решающее значение целенаправленному воспитанию и обучению. Дошкольное воспитание детей с нарушениями интеллекта должно осуществляться на основе специально разработанной программы, обеспечивающей возможность освоения детьми доступных им знаний, умений, навыков, отношений и привычек, необходимых для поступательного всестороннего развития. Развертывание и обогащение тех сторон развития, которым этот возраст наиболее восприимчив.

Отечественная дошкольная педагогика подчеркивает неразрывность процессов воспитания и обучения, т.е. единства воспитательно-образовательной   работы.    Воспитание   ребенка   теснейшим   образом   связано   с   развитием    его деятельности – игры труда занятий учебного типа.

Воспитательная и образовательная работа с детьми в норме строится на основе  доступности, систематичности, последовательности, повторяемости и концентричности, что позволяет последовательно вести их от простого к сложному, от непосредственного ознакомления с окружающими предметами и явлениями к выделению существенных свойств и отношений, к формированию обобщенных представлений об окружающем.

Все эти положения сохраняют свое значение и для специальной дошкольной педагогики. Наряду с этим дошкольное воспитание детей с нарушениями интеллекта опирается на общие принципы отечественной олигофренопедагогики.

Прежде всего надо помнить, что в условиях целенаправленного коррекционного обучения ребенок с нарушениями интеллекта  имеет  большие   потенциальные   возможности  развития.   Чем   раньше   начинается   целенаправленная
а уроке с программойкая характеристика детей с умственной отсталостью.коррекционно-воспитательная работа, тем более полной оказывается компенсация и коррекция в развитии детей с нарушениями интеллекта.

Возможности развития детей с нарушениями интеллекта в раннем и дошкольном возрасте связаны с пластичностью нервной системы. Целенаправленное обучение играет для ребенка с ограниченными возможностями гораздо большую роль, чем для ребенка в норме, так как его ориентировка в окружающем предметном и социальном мире, возможности общения, самостоятельного анализа и обобщения полученного опыта значительно снижены. Вся коррекционная работа опирается на функции, которые остаются в той или иной мере сохранными при данном поражении центральной нервной системы. Для   построения   коррекционной  работы  с  ребенком  с  ограниченными  возможностями  необходимо  учитывать структуру нарушения, которая определяется сочетанием первичного нарушения и образовавшихся на его основе вторичных отклонений. Правильное определение структуры нарушений поможет найти инивидуальный подход в организации коррекционной работы.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта в младенческом и раннем возрасте

При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказывается слабая любознатель­ность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость к новому. Это внутренние биологи­ческие («ядерные») признаки умственной отсталости (Л.С.Вы­готский, 1983).

Поскольку олигофрения возникает вследствие поражения цен­тральной нервной системы (преимущественно коры больших по­лушарий головного мозга) на разных этапах внутриутробного раз­вития плода или в начальный период жизни ребенка, знание осо­бенностей раннего развития детей с нарушениями интеллекта имеет весьма существенное значение для понимания всего их психического развития.

Младенчество (от 2-х месяцев до 1-го года).

Развитие ребенка с нарушениями интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы. У многих детей задерживается по­явление прямостояния, т.е. они значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка иногда бы­вает весьма существенной, захватывающей и второй год жизни.

Информация о работе Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"