Лекции по "Психодиагностика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:14, курс лекций

Описание работы

Психодиагностика является самостоятельным видом психологической работы и входит в состав основных видов профессиональной деятельности (практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой), которые должен квалифицированно выполнять специалист-психолог.

Работа содержит 1 файл

психодиагностика1.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

ТЕСТЫ (МЕТОДИКИ) СУБЪЕКТИВНОГО ТИПА –  тесты, работа испытуемого со стимульным материалом которых предполагает высказывание своего мнения относительно чего-либо. Важное значение имеет направленность и (или) частота высказываемых испытуемым мнений (выбираемых вариантов ответов). Различают следующие разновидности субъективных тестов:  тест-опросники, проективные и психосемантические  методики.

ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ – тесты, направленные на измерение уровня развития знаний, умений и навыков в конкретных областях. ТД не имеют четкой границы, которая отделяла бы их от тестов специальных способностей, так как актуальные способности могут рассматриваться как достижения индивида, полученные им в ходе развития его потенциальных способностей. Как правило, результаты ТД интерпретируются в виде ссылки на эффективность определенной деятельности, а результаты тестов специальных способностей в виде ссылки на выраженность определенных психологических качеств.

ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА –  стандартизованные методики, направленные на измерение общего уровня способностей индивида к решению широкого класса мыслительных задач. Например,  прогрессивные матрицы Равенна, тест структуры интеллекта Амтхауэра, шкалы измерения интеллекта Векслера.

ТЕСТЫ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ – тесты, результаты которых интерпретируются в терминах соответствия квалификационным требованиям определенной профессии и должности. Как правило, эти тесты состоят из заданий, проверяющих специальные знания, а также заданий, описывающих комплексные проблемные ситуации, требующие решения (кейсов). ТК не являются психологическими тестами, если только в их состав не входят задания на психологические качества и свойства.

ТЕСТЫ КРЕАТИВНОСТИ – тесты, позволяющие диагностировать инновационно-изобретательский потенциал мышления. В отличие от стандартных тестов на измерение IQ, тесты креативности, как правило, состоят из заданий открытого типа, так как формулирование испытуемым собственных решений является одним из главных условий для измерения креативности.

ТЕСТЫ КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ – тесты, баллы которых интерпретируются в соответствии с заранее заданными абсолютными нормативами для оценки достижений, сформулированными экспертами в данной области. Например, для построения заданий в ТКО для диагностики умственного развития учащихся используется материал учебных программ, из которого отбираются учебные задания, отвечающие определенным требованиям (задания должны представлять внутренне завершенную область какого-то учебного предмета, каждое задание должно предполагать логическую последовательность умственных действий, приводящих к его выполнению и т.д.).  Овладение содержанием ключевого задания выступает в  ТКО в качестве критерия умственного развития учащихся в той специфической области, к которой принадлежит это задание. Сложились два вида критериев: показатель учебных достижений и показатель логико-психологической подготовленности учащегося к выполнению ключевых заданий.       

ТЕСТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ –  тесты, результаты которых интерпретируются в терминах свойств характера,  мотивов, установок, ценностных ориентаций индивида. ТЛ принято отличать от тестов интеллекта, специальных способностей и тестов достижений. Наиболее распространенными среди ТЛ являются тест-опросники.

ТЕСТЫ ПРЕДМЕТНЫЕ –  тесты, направленные на измерение уровня знаний по какому-то предмету (чаще всего это дисциплина школьной программы), или тесты, предполагающие практические (ручные) действия испытуемых с определенными предметами.

ТЕСТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ – специализированные тесты,  предназначенные для проведения на определенной группе специалистов или кандидатов, в ходе которых измеряется уровень сформированности профессиональных знаний, навыков и умений применительно к определенной профессии (должности). Результаты таких тестов интерпретируются в терминах соответствия требованиям определенной профессии. Частный случай ТП – это тесты профессионального отбора,  профориентации и др.

ТЕСТЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ  –  тесты, как правило, открытого типа, в работе с которыми испытуемые не ограничены во времени. Данный термин используется в контексте противопоставления.

ТЕСТЫ СКОРОСТИ –  тесты, как правило, закрытого типа, в ходе решения которых испытуемые ограничены во времени. Тестовый балл отражает число заданий, которые испытуемый успел решить за отведенный на выполнение интервал времени.

ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ –  тесты, направленные на измерение уровня успешности решения задач конкретного типа и в конкретных областях деятельности. ТСС не имеют четкой границы, отделяющей их от тестов достижений. Однако результаты тестов специальных способностей интерпретируются в контексте выраженности определенных психологических качеств (например, относительная чувствительность обонятельного анализатора), а результаты тестов достижений – в контексте эффективности определенной деятельности (создание и различение парфюмерных композиций).

ТОЧЕЧНО-БИСЕРИАЛЬНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ –  это коэффициент корреляции между двумя переменными, одна из которых измерена в дихотомической шкале, а другая – в интервальной шкале. Применяется в классической и современной тестологии как показатель качества тестового задания – надежности-согласованности с общим баллом по тесту.

ТРУДНОСТЬ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ – свойство заданий, характерных для тестов способностей и достижений. Под величиной (параметром) трудности обычно понимается монотонно-убывающая функция от процента испытуемых, давших правильных ответ на данный пункт методики: чем меньше испытуемых справились с заданием, тем выше уровень его трудности. Слишком легкие и слишком трудные пункты автоматически оказываются малоинформативными. Поэтому для большинства тестов оптимальными считаются  пункты среднего уровня трудности.

Т-ШКАЛА – разновидность стандартной (равноинтервальной) шкалы со следующими параметрами: среднее = 50, стандартное отклонение = 10. Используется в MMPI и его русскоязычной версии.

УНИФИЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА – методика, обладающая высокой степенью стандартизации и возможностью применения в широком классе ситуаций.

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ –  наиболее распространенный из методов многомерного анализа результатов корреляционного исследования.  При анализе взаимных корреляций между шкалами (субтестами) или отдельными тестовыми заданиями с помощью факторного анализа выявляются диагностические факторы. А при анализе взаимных корреляций между шкалами семантического дифференциала  или конструктами в тесте ролевых репертуарных решеток с помощью факторного анализа выявляются координатные оси семантических пространств.

ШКАЛА «L» («ЛЖИ») – контрольная шкала, предназначенная для оценки тенденции испытуемого к социально положительным ответам по тесту.

ШКАЛА IQ –  разновидность стандартной (равноинтервальной) шкалы со следующими параметрами: среднее = 100, стандартное отклонение = 15. Используется, например, в тесте интеллекта Айзенка.

ШКАЛА ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ – форма фиксации со­вокупности признаков изучаемого объек­та с упорядочиванием их в определенную числовую систему.

ШКАЛА ИНТЕРВАЛОВ – измерительная шкала, которая обеспечивает упорядочивание элементов не только по принципу выраженности измеряемого признака, но и на основе ранжирования признаков по размеру. Это выражается интервалами между числами, приписываемыми степени выраженности измеряемого признака.

ШКАЛА КОНТРОЛЬНАЯ – вспомо­гательное диагностическое средство, по­зволяющее оценить достоверность инфор­мации, получаемой с помощью той или иной психодиагностической методики.

ШКАЛА НОМИНАТИВНАЯ (НАИ­МЕНОВАНИЙ) – измерительная шкала, устанавливающая соответствие признака тому или иному классу. Объек­ты объединяют в классы на основании какого-либо общего свойства (классы эк­вивалентности) либо символа (обозна­чения).

ШКАЛА ОТНОШЕНИЙ – измерительная шкала, в которой числовые значения присваиваются объектам таким образом, чтобы между числами и объектами соблюдалась пропорциональность. Начало отсчета в такой шкале фиксировано, так что в нулевой точке измеряемый признак полностью отсутствует.

ШКАЛА ПОРЯДКОВАЯ – измерительная шкала, предназначенная для расчленения совокуп­ности признаков на элементы, связанные отношением «больше - меньше», и до­пускают отнесение переменных к груп­пам, упорядоченным (ранжированным) друг относительно друга и представляющим некоторое единство. При этом значения разностей между признаками не устанавливаются.  Таким образом, порядковая шкала отображает монотонное возрастание или убывание признаков измеряемого свойства с помощью монотонно возрастающих или убывающих чисел. 

ШКАЛА СТЕНАЙНОВ – разновидность равноинтервальной шкалы в виде стандартной девятки  со следующими параметрами: среднее значение составляет 5, стандартное отклонение –  2. Используется, например, в Психодиагностическом тесте. 

ШКАЛА СТЕНОВ –  разновидность равноинтервальной шкалы в виде стандартной десятки  со следующими параметрами: среднее = 5,5, стандартное отклонение = 2. Используется, например, в 16PF личностном опроснике и его русскоязычной версии.

ШКАЛИРОВАНИЕ –  метод моделирования явлений с помощью числовых систем, способ орга­низации в измерительных шкалах дан­ных психодиагностичкого обследования или научного эмпирического исследования.

ШКАЛИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ –  процедура формирования тестовых шкал и норм.

ЭКОНОМИЧНОСТЬ ТЕСТА – один из основных критериев оценки теста наряду с надежностью, валидностью, репрезентативностью и т.п. Более экономичным можно считать тест, который при равном уровне надежности, валидности, репрезентативности измеряет заданное свойство с помощью меньшего числа тестовых заданий, быстрее, дешевле.

ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ – оценки, которые в психодиагностике выносит испытуемому эксперт, обладающий определенными знаниями об объекте и предмете оценивания. Для повышения объективности ЭО используют определенные статистические методы, основной смысл которых сводится к расчету статистической согласованности оценок, данных независимыми экспертами в отношении одного и того же оцениваемого объекта.

 

 

 

 

1

 



Информация о работе Лекции по "Психодиагностика"