Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:14, курс лекций
Психодиагностика является самостоятельным видом психологической работы и входит в состав основных видов профессиональной деятельности (практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой), которые должен квалифицированно выполнять специалист-психолог.
ПРАКТИКУМ 1
«Бланковые психодиагностические методики»
Цель: формирование навыков проведения психодиагностического обследования с помощью бланковой проективной методики.
Задачи:
1 Изучение методики
Каждый студент должен выбрать и подробно изучить какую-то одну проективную методику, трудоемкость работы с которой не превышает 60 мин.
2 Работа с методикой
Студенты распределяются по парам таким образом, чтобы каждый в диаде осваивал бы разную методику.
В каждой паре студенты параллельно выступают в роли специалиста и испытуемого, проводя друг на друге психодиагностическое обследование.
После завершения тестирования студенты должны обработать результаты, поставить диагноз, подготовить письменное заключение и предоставить информацию друг другу.
Письменное заключение передаётся преподавателю.
ПРАКТИКУМ 2
«Компьютерные психодиагностические методики»
Цель: формирование навыков психодиагностического обследования с помощью компьютерного тест-опросника.
Задачи:
1 Самотестирование
Каждый студент самостоятельно проходит тестирование в компьютерном режиме с помощью 4-Ф личностного теста "Коммуникабельность", который представлен в электронном учебнике.
На основе автоматизированной обработки данных студент получает результаты в виде тестовых показателей, процентилей, поставленного диагноза, интерпретации и др.
Студент также должен освоить функцию "ручной" корректировки автоматически поставленного диагноза.
2 Изучение методики
Студенты самостоятельно изучают содержательные и программные возможности компьютерной технологи "4-Ф личностный тест "Коммуникабельность" с помощью руководства для пользователя (описания технологии).
3 Тестирование испытуемого
Каждый студент с помощью компьютерной технологии "4-Ф личностный тест "Коммуникабельность" готовит и распечатывает стимульный материал и опросную сетку для бланковой формы тестирования.
Затем студент подбирает испытуемого, незнакомого с этим тестом, и проводит на его тестирование. Полученные данные (ответы) вводятся "ручным способом" или посредством сканирования в программу "4-Ф личностный тест "Коммуникабельность", а затем автоматически обрабатываются. Далее осуществляется работа по "ручной" корректировке автоматически поставленного диагноза. При необходимости изменение в интерпретации.
В заключении студент должен предоставить и прокомментировать испытуемому полученные результаты.
ПРАКТИКУМ 3
«Разработка и оценка стимульного материала ПДМ»
Цель: формирование навыков составления заданий (пунктов) стимульного материала личностного тест-опросника и проведения процедуры его оценки.
Задачи:
1 Составление пунктов методики
Студентам каждой группы даётся описание какого-то психического качества, для измерения которого надо разработать стимульный материал.
Ответственность-
Ответственность и безответственность — социально-психические параметры, которые отображают отношение человека к своим обязанностям, взятым на себя обязательствам перед другими людьми, к деятельности и предметам. Эти качества могут быть охарактеризованы по следующим аспектам: 1) Обязательность Ответственность – выполнение своих обязанностей и обещаний независимо от обстоятельств, организованность, собранность, дисциплинированность. Безответственность – игнорирование обязанностей и нарушение взятых на себя обязательств, неорганизованность, несобранность, недисциплинированность. 2) Пунктуальность Ответственность – аккуратность и точность в выполнении работы, соблюдение порядка на работе и в быту. Безответственность – халатное, небрежное отношение к работе и предметам.
Альтруизм-эгоизм
Альтруизм и эгоизм представляют собой социально-психологические установки, которые задают определенные отношения и способы поведения людей. Они могут быть охарактеризованы по следующим аспектам: 1) Восприятие людей и их ценность Альтруизм предполагает восприятие окружающих людей как самодостаточных личностей, достойные сами по себе уважения и внимания. Эгоизму присуще отношение к другому как к объекту и средству достижения своекорыстных целей. Другой рассматривается как средство или помеха на пути к достижению своей цели. 2) Приоритет интересов Альтруизм задает непрагматически ориентированную активность, осуществляемую в интересах других людей и не предполагающую реального вознаграждения. Часто отдается приоритет интересам других людей в ущерб собственным интересам. Эгоизм означает приоритет своих интересов по сравнению с интересами окружающих людей. 3) Ожидания от других. Альтруизм предполагает ожидание небольшого внимания и чувства признательности от других за доброту, которая им отдается. Окружающие люди не воспринимаются как изначально чем-то обязанные. Эгоизм означает восприятие других как обязанных проявлять внимательное отношение, способствовать удовлетворению личных потребностей. 4 Эмпатия Альтруизм выражает собой готовность проявлять сочувствие и сопереживание по отношению к другим людям. Эгоизм характеризует безразличие к проблемам людей, отсутствие искреннего сочувствия и сопереживания. Проявление эмпатии имеет в своей основе какую-то прагматическую цель.
Практичность-мечтательность
Практичность и мечтательность представляют собой социально-психические параметры, которые отображают два разных смысла и способа существования человека. Эти качества могут быть охарактеризованы по следующим аспектам: 1) Ценности и интересы Практичность – доминирует смысл материального жизнеобеспечения, а значит, преобладают материальные потребности и интерес к конкретным практическим проблемам и идеям; главное – иметь, а не быть (по выражению Э. Фромма). Мечтательность – доминирует значение идей или фантазий (возможно, процесса духовной самореализации); больший интерес представляет идеальный, а не материальный мир, стремление быть, а не иметь. 2) Способ существования Практичность – активность подчинена удовлетворению материальных потребностей и вплетена в реалии жизни; занятость, прежде всего, решением практических вопросов (чаще сквозь призму личных, семейных интересов). Мечтательность – активность больше сконцентрирована на мире идей, фантазий и оторвана от реалий жизни. 3) Отношение к процессу и результату деятельности Практичность – большее значение придается результату; процесс деятельности если и интересует, то прежде всего с точки зрения достижения результата. Мечтательность – большее значение придается процессу, чем результату.
Непосредственность-
Параметр «непосредственность– Непосредственность означает высокий уровень соответствия внешних реакций человека его внутреннему состоянию и выражается в спонтанности, естественности, непроизвольности. Непосредственность связана с отсутствием установки на управление взаимодействием или ее наличие, реализуемое открытым образом. В социально-психологическом аспекте непосредственность проявляется: - в откровенности, прямолинейности; - в сниженной способностью к управлению вербальной и невербальной активностью в зависимости от контекста ситуации общения; - в непроизвольном самораскрытии. Наигранность предполагает несоответствие внешних реакций человека его внутреннему состоянию, что выражается в «игре в игры», перевоплощениях, искусственности (не всегда приобретает форму заметной фальшивости), сниженной аутентичности. Наигранность предполагает установку на управление ситуацией взаимодействия посредством скрытых действий. В социально-психологическом аспекте непосредственность проявляется: - в сокрытии истинных мыслей и переживаний, в проявлении лукавства; - в контроле за вербальной и невербальной активностью в зависимости от контекста ситуации общения; - в контролируемом самораскрытии. |
Каждый студент должен разработать два-три пункта методики с учетом следующей спецификации:
- тип шкалы — номинативный;
- форма тестовых заданий — в виде утверждений;
- формулировка тестовых заданий — прямая или обратная;
- форма ответов — двухальтернативная («Да» / «Согласен» / «Верно» или «Нет» / «Не согласен» / «Неверно»).
При создании пунктов методики необходимо придерживаться критериев, описанных в § 9.1.
Подготовленные задания студенты сдают преподавателю в печатном и электронном формате. К каждому пункту указывается значимый вариант ответа. На основе представленных разработок составляется единый стимульный материал и "ключи" для обработки результатов.
2 Оценка пунктов методики
2.1 Оценка очевидной валидности
В качестве экспертов выступают либо студенты параллельной группы, либо испытуемые «с улицы». В первом случае сбор данных осуществляет преподаватель, а во втором — каждый студент среди двух знакомых ему людей (без психологического образования). После того как собран материал, студенты обрабатывают данные. Преподаватель оглашает полученные результаты и совместно со студентами обсуждает каждый пункт методики с точки зрения его очевидной валидности.
Алгоритм сбора данных и оценки этого вида валидности описан в § 8.6.
Пункты, не обладающие очевидной валидностью, переформулируются или исключаются из стимульного материала.
2.2 Оценка содержательной валидности
В качестве экспертов выступают студенты параллельной группы или специалисты-психологи с опытом профессиональной деятельности. В первом случае сбор данных осуществляет преподаватель, а во втором — каждый студент, обращаясь к своему научному руководителю или кому-то из психологов-практиков как к эксперту.
Алгоритм сбора данных и оценки содержательной валидности описан в § 8.6.
Пункты, не обладающие содержательной валидностью, изменяются по формулировке или исключаются из стимульного материала.
2.3 Проведение первого пилотажного исследования
Исследование проводится посредством составленного стимульного материала преподавателем в параллельных группах или студентами среди знакомых людей. В последнем случае каждый студент должен обследовать от трех до пяти человек.
2.4 Оценка диагностической силы пунктов
По результатам пилотажного исследования составляется сводная таблица (таб. 1) и по каждому пункту производится оценка диагностической силы (см. § 9.1).
Таблица 1
Показатели диагностической силы пунктов методики
Испыт. | №№ пунктов методики | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | … | |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из стимульного материала исключаются те пункты, которые не обладают средней диагностической силой.
2.5 Составление окончательного варианта стимульного материала и "ключей".
2.6 Проведение второго пилотажного исследования
Исследование проводится посредством нового стимульного материала преподавателем в параллельных группах или студентами среди знакомых людей. В последнем случае каждый студент должен обследовать от трех до пяти человек.
2.7 Оценка надежности-согласованности
На основе данных, полученных во втором исследовании, производится оценка надежности-согласованности по одному из способов, описанных в § 8.2.
ЛИТЕРАТУРА
Акимов М.К., Борисова Е.М., Козлова В.Т. Актуальные проблемы психологической диагностики // Вопросы психологии. 1989. № 5. С.182-184.
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб: Питер, 2001.
Ануфриев А.Ф. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина // Вопросы психологии. 1994. №2. С.123-130.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Решение диагностических задач практическим психологом в системе образования // Вопросы психологии. 2000. №6. С.26-37.
Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е., Шотт Е.К. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. 1997. № 2. С. 102-113.
Арестова О.Н. Влияние компьютеризации эксперимента на валидность психодиагностических методик // Психологический журнал. 1990. № 6. С.86-93.
Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. № 3. С.152-162.
Батаршев А.В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. М.: ИИП, 2004.
Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога. Учебное пособие. М.: Дело, 2003.
Березин Ф.Б. Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. М.: Медицина, 1976.
Бодунов М.В., Безденежных Б.Н., Александров Ю.И. Характеристики ответов на тестовые задания психодиагностических методик и структура индивидуального опыта // Психологический журнал. 1996. № 4. С. 87-96.
Большой толковый социологический словарь (Collins). В 2 т. Т. 2 (П-Я); пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 1999. С. 158.Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Роршаха). Киев: Виша Школа, 1979.
Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2003.