Лекции по "Психодиагностика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:14, курс лекций

Описание работы

Психодиагностика является самостоятельным видом психологической работы и входит в состав основных видов профессиональной деятельности (практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой), которые должен квалифицированно выполнять специалист-психолог.

Работа содержит 1 файл

психодиагностика1.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

 

 

ПРАКТИКУМ 1

«Бланковые психодиагностические методики»

 

 

Цель: формирование навыков проведения психодиагностического обследования с помощью бланковой проективной методики.

 

Задачи:

1 Изучение методики

Каждый студент должен выбрать и подробно изучить какую-то одну проективную методику, трудоемкость работы с которой не превышает 60 мин.

2 Работа с методикой

Студенты распределяются по парам таким образом, чтобы каждый в диаде осваивал бы разную методику. 

В каждой паре студенты параллельно выступают в роли специалиста и испытуемого, проводя друг на друге психодиагностическое обследование. 

После завершения тестирования студенты должны обработать результаты, поставить диагноз, подготовить письменное заключение и предоставить информацию друг другу.

Письменное заключение передаётся преподавателю.

 

 

 

ПРАКТИКУМ 2

«Компьютерные психодиагностические методики»

 

Цель: формирование навыков психодиагностического обследования с помощью компьютерного тест-опросника.

 

Задачи:

1 Самотестирование

Каждый студент самостоятельно проходит тестирование в компьютерном режиме с помощью 4-Ф личностного теста "Коммуникабельность", который представлен в электронном учебнике.

На основе автоматизированной обработки данных студент получает результаты в виде тестовых показателей, процентилей, поставленного диагноза, интерпретации и др.

Студент также должен освоить функцию "ручной" корректировки автоматически поставленного диагноза.    

2 Изучение методики

Студенты самостоятельно изучают содержательные и программные возможности компьютерной технологи "4-Ф личностный тест "Коммуникабельность" с помощью руководства для пользователя (описания технологии).

3 Тестирование испытуемого

Каждый студент с помощью компьютерной технологии "4-Ф личностный тест "Коммуникабельность" готовит и распечатывает стимульный материал и опросную сетку для бланковой формы тестирования.

Затем студент подбирает испытуемого, незнакомого с этим тестом, и проводит на его тестирование. Полученные данные (ответы) вводятся "ручным способом" или посредством сканирования в программу  "4-Ф личностный тест "Коммуникабельность", а затем автоматически обрабатываются.  Далее осуществляется работа по "ручной" корректировке автоматически поставленного диагноза. При  необходимости изменение в интерпретации.

В заключении студент должен предоставить и прокомментировать испытуемому полученные результаты.

 

 

 

ПРАКТИКУМ 3

«Разработка и оценка стимульного материала ПДМ»

 

Цель: формирование навыков составления заданий (пунктов) стимульного материала личностного тест-опросника и проведения процедуры его оценки.

 

Задачи:

1 Составление пунктов методики

Студентам каждой группы даётся описание какого-то психического качества, для измерения которого надо разработать стимульный материал.

 

Ответственность-безответственность

 

Ответственность и безответственность — социально-психические параметры, которые отображают отношение человека к своим обязанностям, взятым на себя обязательствам перед другими людьми, к деятельности и предметам. Эти качества могут быть охарактеризованы по следующим аспектам:

1) Обязательность

Ответственность – выполнение своих обязанностей и обещаний независимо от обстоятельств, организованность, собранность, дисциплинированность.

Безответственность – игнорирование обязанностей и нарушение взятых на себя обязательств, неорганизованность, несобранность, недисциплинированность.

2) Пунктуальность

Ответственность – аккуратность и точность в выполнении работы, соблюдение порядка на работе и в быту.

Безответственность – халатное, небрежное отношение к работе и предметам.

 

Альтруизм-эгоизм

 

Альтруизм и эгоизм представляют собой социально-психологические установки, которые задают определенные отношения и способы поведения людей. Они могут быть охарактеризованы по следующим аспектам:

1) Восприятие людей и их ценность

Альтруизм предполагает восприятие окружающих людей как самодостаточных личностей, достойные сами по себе уважения и внимания.

Эгоизму присуще отношение к другому как к объекту и средству достижения своекорыстных целей. Другой рассматривается как средство или помеха на пути к достижению своей цели.

2) Приоритет интересов

Альтруизм задает непрагматически ориентированную активность, осуществляемую в интересах других людей и не предполагающую реального вознаграждения. Часто отдается приоритет интересам других людей в ущерб собственным интересам.

Эгоизм означает приоритет своих интересов по сравнению с интересами окружающих людей.

3) Ожидания от других.

Альтруизм предполагает ожидание небольшого внимания и чувства признательности от других за доброту, которая им отдается. Окружающие люди не воспринимаются как изначально чем-то обязанные.

Эгоизм означает восприятие других как обязанных проявлять внимательное отношение, способствовать удовлетворению личных потребностей.

4 Эмпатия

Альтруизм выражает собой готовность проявлять сочувствие и сопереживание по отношению к другим людям.

Эгоизм характеризует безразличие к проблемам людей, отсутствие искреннего сочувствия и сопереживания. Проявление эмпатии имеет в своей основе какую-то прагматическую цель.

 

Практичность-мечтательность

 

Практичность и мечтательность представляют собой социально-психические параметры, которые отображают два разных смысла и способа существования человека. Эти качества могут быть охарактеризованы по следующим аспектам:

1) Ценности и интересы

Практичность – доминирует смысл материального жизнеобеспечения, а значит, преобладают материальные потребности и интерес к конкретным практическим проблемам и идеям; главное – иметь, а не быть (по выражению Э. Фромма).

Мечтательность – доминирует значение идей или фантазий (возможно, процесса духовной самореализации); больший интерес представляет идеальный, а не материальный мир, стремление быть, а не иметь.

2) Способ существования

Практичность – активность подчинена удовлетворению материальных потребностей и вплетена в реалии жизни; занятость, прежде всего, решением практических вопросов (чаще сквозь призму личных, семейных интересов).

Мечтательность – активность больше сконцентрирована на мире идей, фантазий и оторвана от реалий жизни.

3) Отношение к процессу и результату деятельности

Практичность – большее значение придается результату; процесс деятельности если и интересует, то прежде всего с точки зрения достижения результата.

Мечтательность – большее значение придается процессу, чем результату.

 

Непосредственность-наигранность

 

Параметр «непосредственность–наигранность» выражает собой меру соответствия внешних реакций человека его внутреннему состоянию (мыслям, переживаниям), в том числе относительно самого себя, объектов, событий.

Непосредственность означает высокий уровень соответствия внешних реакций человека его внутреннему состоянию и выражается в спонтанности, естественности, непроизвольности. Непосредственность связана с отсутствием установки на управление взаимодействием или ее наличие, реализуемое открытым образом. В социально-психологическом аспекте непосредственность проявляется:

- в откровенности, прямолинейности;

- в сниженной способностью к управлению вербальной и невербальной активностью в зависимости от контекста ситуации общения;

- в непроизвольном самораскрытии.

Наигранность предполагает несоответствие внешних реакций человека его внутреннему состоянию, что выражается в «игре в игры», перевоплощениях, искусственности (не всегда приобретает форму заметной фальшивости), сниженной аутентичности. Наигранность предполагает установку на управление ситуацией взаимодействия посредством скрытых действий. В социально-психологическом аспекте непосредственность проявляется:

- в сокрытии истинных мыслей и переживаний, в проявлении лукавства;

- в контроле за вербальной и невербальной активностью в зависимости от контекста ситуации общения;

- в контролируемом самораскрытии.


 

 

Каждый студент должен разработать два-три пункта методики с учетом следующей спецификации:

- тип шкалы — номинативный;

- форма тестовых заданий — в виде утверждений;

- формулировка тестовых заданий — прямая или обратная;

- форма ответов — двухальтернативная («Да» / «Согласен» / «Верно» или «Нет» / «Не согласен» / «Неверно»).

При создании пунктов методики необходимо придерживаться критериев, описанных в § 9.1.

Подготовленные задания студенты сдают преподавателю в печатном и электронном формате. К каждому пункту указывается значимый вариант ответа. На основе представленных разработок составляется единый стимульный материал и "ключи" для обработки результатов.

2 Оценка пунктов методики

2.1 Оценка очевидной валидности

В качестве экспертов выступают либо студенты параллельной группы, либо испытуемые «с улицы». В первом случае сбор данных осуществляет преподаватель, а во втором — каждый студент среди двух знакомых ему людей (без психологического образования). После того как собран материал, студенты обрабатывают данные. Преподаватель оглашает полученные результаты и совместно со студентами обсуждает каждый пункт методики с точки зрения его очевидной валидности.

Алгоритм сбора данных и оценки этого вида валидности описан в § 8.6.

Пункты, не обладающие очевидной валидностью, переформулируются  или исключаются из стимульного материала.

2.2 Оценка содержательной валидности

В качестве экспертов выступают студенты параллельной группы или специалисты-психологи с опытом профессиональной деятельности. В первом случае сбор данных осуществляет преподаватель, а во втором — каждый студент, обращаясь к своему научному руководителю или кому-то из психологов-практиков как к эксперту.

Алгоритм сбора данных и оценки содержательной валидности описан в § 8.6.

Пункты, не обладающие содержательной валидностью, изменяются по формулировке или исключаются из стимульного материала.

2.3 Проведение первого пилотажного исследования

Исследование проводится посредством составленного стимульного материала преподавателем в параллельных группах или студентами среди знакомых людей. В последнем случае каждый студент должен обследовать от трех до пяти человек.

2.4 Оценка диагностической силы пунктов

По результатам пилотажного исследования составляется сводная таблица (таб. 1) и по каждому пункту производится оценка диагностической силы (см. § 9.1). 

Таблица 1

Показатели диагностической силы пунктов методики

 

Испыт.

№№ пунктов методики

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Из стимульного материала исключаются те пункты, которые не обладают средней диагностической силой.

2.5 Составление окончательного варианта стимульного материала и "ключей".

2.6 Проведение второго пилотажного исследования 

Исследование проводится посредством нового стимульного материала преподавателем в параллельных группах или студентами среди знакомых людей. В последнем случае каждый студент должен обследовать от трех до пяти человек.

2.7 Оценка надежности-согласованности

На основе данных, полученных во втором исследовании, производится оценка надежности-согласованности по одному из способов, описанных в § 8.2. 

 

 

 


ЛИТЕРАТУРА

 

 

Акимов М.К., Борисова Е.М., Козлова В.Т. Актуальные проблемы психологической диагностики // Вопросы психологии. 1989. № 5. С.182-184.

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб: Питер, 2001. 

Ануфриев А.Ф. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина  // Вопросы психологии. 1994. №2. С.123-130.

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Решение диагностических задач практическим психологом в системе образования // Вопросы психологии. 2000. №6. С.26-37.

Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е., Шотт Е.К. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. 1997. № 2. С. 102-113.

Арестова О.Н. Влияние компьютеризации эксперимента на валидность психодиагностических методик // Психологический журнал. 1990. № 6. С.86-93.

Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. № 3. С.152-162.

Батаршев А.В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. М.: ИИП, 2004.  

Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога. Учебное пособие. М.: Дело, 2003.

Березин Ф.Б. Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. М.: Медицина, 1976.

Бодунов М.В., Безденежных Б.Н., Александров Ю.И. Характеристики ответов на тестовые задания психодиагностических методик и структура индивидуального опыта // Психологический журнал. 1996. № 4. С. 87-96.

Большой толковый социологический словарь (Collins). В 2 т. Т. 2 (П-Я); пер. с англ.  М.: Вече, АСТ, 1999. С. 158.Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Роршаха). Киев: Виша Школа, 1979.

Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2003. 

Информация о работе Лекции по "Психодиагностика"