Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:14, курс лекций
Психодиагностика является самостоятельным видом психологической работы и входит в состав основных видов профессиональной деятельности (практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой), которые должен квалифицированно выполнять специалист-психолог.
Бурлачук Л.Ф., Духневич В.Н. Исследование надежности опросника Р. Кэттелла 16 PF // Психологический журнал. 2000. № 5. С. 82-95.
Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. К построению теории «Измеренной индивидуальности» в психодиагностике // Вопросы психологии. 1994. № 5. С.5-11.
Бурлачук Л.Ф., Королев Д.К. Адаптация опросника для диагностики пяти факторов личности // Вопросы психологии. 2000. №1. С.126-134.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989.
Варламов В.А. Детектор лжи. М.: ПРЕ СЭ-Пресс, 2004.
Горбатенко А.С. Общая и прикладная психология. Ростов н/Д: Феникс. С. 107-199, 301-334.
Горбатенко А.С. Сокращенный вариант шкалы реактивной и личностной тревожности: Методические указания. Ростов н/Д: РГУ, 1996.
Горбатенко А.С. Шкала открытости малых групп: Методические указания. Ростов н/Д: РГУ, 1996.
Горбатенко А.С., Горбатенко Т.М. Мотивы актуальной профессиональной перспективы. Методические указания. Ростов н/Д: РГУ, 1996.
Горбатенко А.С., Горбатенко Т.М. Контроль надежности результатов психолого-педагогического обследования школьников: Методические рекомендации. Ростов н/Д: РГПУ, 1996.
Горбатенко А.С., Горбатенко Т.М. Структура межличностных отношений в старших классах: методика и результаты исследования. Ростов н/Д: РГПУ, 1996.
Гринберг Я.З. Надежность психологического тестирования: индивидуальные и групповые данные // Психологический журнал. 1990. № 5. С. 50-55.
Гуревич К.М., Акимова М.К., Косзлова В.Т. Статистическая норма или социально-психологический норматив? // Психологический журнал. 1986. № 3. С. 136-142.
Дворшенко В.П. Тест личностных акцентуаций: Модифицированный вариант методики ПДО. СПб: Речь, 2002.
Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. С-Пб.: Братство, 1994.
Еникеев М.И. Психологическая диагностика: стандартизированные тесты. М.: ПРИОР, 2003.
Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб: Речь, 2001.
Корнилова Т.В., Парамей Г.В., Ениколопов С.Н. Апробация методики А.Эдвардса «Список личностных предпочтений» на российских выборках // Психологический журнал. 1995. № 2. С. 142-151.
Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. М.: Смысл, 2004.
Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / Под ред. М.М. Кабанова, А.Е. Личко, В.М. Смирнова. Л.: Медицина, 1983. С. 81-102.
Лубовский В.И., Переслени Л.И., Семаго М.М. О публикациях психодиагностических материалов // Вопросы психологии. 1997. №1. С. 133-137.
Льюис М., Саарни К. Исследуем ложь. Теории, практика обнаружения. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
Люшер М. Цветовой тест Люшера. СПб: Эксмо-Пресс, 2002.
Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985.
Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук и др. М.: Просвещение, 1990.
Мира-и-Лопес Е. Графическая методика исследования личности. СПб: Речь, 2002.
Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси: Мицниереба, 1975.
Общая психодиагностика / Под ред.А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: МГУ, 1984.
Основы математической статистики: Учеб. пособие / Под ред. В.С. Иванова М.: ФиС, 1990.
Пищенко А.В., Сочивко Д.В. Теория и практика психодинамической диагностики личности. Домодедово: ВИПК МВД России, 1999.
Подлесный А.В. Метод оптимизации построения шкал личностных опросников // Психологический журнал. 1997. № 2. С. 114-122.
Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред.А.А. Крылова. Л.: ЛГУ, 1987.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: Питер, 2003.
Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика / Под ред. В.В. Столина, А.Г. Шмелёва. М.: МГУ, 1984.
Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики / Под ред. А.И. Зеличенко, И.М. Карлинской, В.В. Столина и др. М.: МГУ. 1989.
Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А.А. Бодалёв, И.М. Карлинская, С.Р. Пантилеев. М.: МГУ, 1988.
Проективная диагностика / Под ред. Р. Риминой, И. М. Кирилова: Апрель Пресс: Экомо-Пресс, 2000.
Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. 2-е изд. М.: УРАО, 2000.
Роршах Г. Психодиагностика: методы и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия. М.: Когито-Центр, 2003.
Русалов В.М. Новый вариант адаптации личностного теста EPI // Психологический журнал. 1987. № 1. С. 113-126.
Русалов В.М., Гусева О.В. Сокращенный вариант личностного опросника Кэттелла (8 PF) // Психологический журнал. 1990. № 1. С.34-48.
Серкин В.П. Методы психосемантики. Учеб.пособие. М.: Аспект-ПРЕСС, 2004.
Сидоренков А.В. Динамика неформальных подгрупп в группе: социально-психологический анализ. Ростов н/Д: РГУ, 2004.
Сидоренков А.В. Компьютеризированная система «Комплексная социально-психологическая диагностика группы». Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2007611931 Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Москва, 2007.
Сидоренков А.В. Микрогрупповая концепция // Российский психологический журнал. 2006. № 1. С. 21-40.
Сидоренков А.В. Неформальные подгруппы в малой группе: социально-психологический анализ. Ростов н/Д: АПСН СКНЦ ВШ, 2003.
Сидоренков А.В. Психологические особенности доверия дошкольников. Ростов н/Д: РГУ, 2001.
Сидоренков А.В., Долотова О.Ю. Методика изучения веры личности // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. 2004. № 2.
Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И. Методики изучения доверия в малой группе. Научно-методические рекомендации. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007.
Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири: Методическое руководство. М., 1990.
Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера: Методическое руководство. М., 1990.
Собчик Л.Н. СМИЛ (MMPI). Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПб: Речь, 2004.
Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: МГУ, 1980.
Тест структуры интеллекта Амтхауэра: Учебно-метод. пособие /Сост. Ж.А. Балакшина, Т.В. Прохоренко. СПб: Речь, 2002.
Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб: Речь, 2003.
Фрай О. Детекция лжи и обмана. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2005.
Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987.
Червинский К.Р. Компьютерная психодиагностика: Учебное пособие. СПб: Речь, 2003.
Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
[ А Б В Г Д З И К М Н О П Р С Т У Ф Ш Э ]
АДАПТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ – разновидность тестирования, при которой порядок предъявления заданий зависит от ответов испытуемого на предыдущие задания. В настоящее время АТ реализуется в основном в виде различных алгоритмов компьютерного тестирования.
АПРОБАЦИЯ ТЕСТА – применение теста в пилотажном исследовании с целью его оценки (надежности, валидности, репрезентативности, нормальности распределения) и доработки (например, тестовых заданий).
БАТАРЕЯ ТЕСТОВ – это сложный тест, который состоит из ряда тестов (субтестов), направленных на измерение различных качеств объекта диагностики. В БТ задания, относящиеся к разным тестам, следует не вперемешку, а собраны в однородные блоки.
ВАЛИДНОСТЬ – соответствие методики в целом и отдельных ее частей тому аспекту психики, который, по замыслу специалиста, должен исследоваться.
ВАЛИДНОСТЬ ВНЕШНЯЯ – соответствие методики (теста) определенным категориям населения и условиям ее применения.
ВАЛИДНОСТЬ ВНУТРЕННЯЯ – соответствие результатов диагностики стимульному материалу методики.
ВАЛИДНОСТЬ ДИСКРИМЕНАНТНАЯ – отсутствие соответствия (связи) между отдельными частями методики или между разными методиками, когда по замыслу исходной концепции эта связь не должна существовать.
ВАЛИДНОСТЬ КОНВЕРГЕНТНАЯ – соответствие (связь) между родственными по содержанию частями одной методики или между родственными по содержанию методиками, если связь должна иметь место.
ВАЛИДНОСТЬ КОНСТРУКТНАЯ – соответствие используемых терминов (конструктов) тому, для обозначения чего они используются.
ВАЛИДНОСТЬ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ – соответствие концепции (выбираемой или создаваемой разработчиком) природе психического явления, для диагностики которого создается методика (тест), а также соответствие методики концепции психического явления.
ВАЛИДНОСТЬ ОЧЕВИДНАЯ – соответствие тестовых заданий: а) социально-демографическим характеристикам испытуемых; б) представлениям испытуемых (задания должны быть понятны людям по смыслу); в) жизненному опыту испытуемых.
ВАЛИДНОСТЬ ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ – соответствие сделанного на основе применения методики прогноза действительности, Иначе можно сказать, что валидность методики – это соответствие показателей диагностируемого психического качества особенностям его проявления (развития) в некоторой временной перспективе.
ВАЛИДНОСТЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ – соответствие содержания тестовых заданий методики тому или иному аспекту диагностируемого с её помощью психического качества.
ВАЛИДНОСТЬ ТЕКУЩАЯ – применима к тестам, используемым для диагноза существующего положения дел, а не для предсказания будущих результатов.
ВАЛИДНОСТЬ ЭМПИРИЧЕСКАЯ (КРИТЕРИАЛЬНАЯ) – соответствие показателей тестирования с помощью методики некоторому внешнему критерию, который отражает диагностируемый параметр. В качестве критерия может использоваться любой показатель, который независимо и бесспорно измеряет то же качество, что и методика. Критериальная валидность выражается в двух формах: прогностической и текущей валидности.
ВЕС ЗАДАНИЯ – вклад в общий (сырой) балл по тесту, который вносит отдельное задание.
ВЫБОРКА (ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ) – часть объектов (испытуемых) из генеральной совокупности, отобранных с помощью определённой процедуры для участия в исследовании, с тем чтобы сделать заключение обо всей генеральной совокупности. Для того чтобы заключение, полученное путем изучения выборки, можно было распространить на всю генеральную совокупность, выборка должна обладать свойством репрезентативности.
ВЫБОРКА ВЕРОЯТНОСТНАЯ – выборка, создание которой осуществляться методом рандомизации, т.н. процедурой случайного отбора. При этом методе характеристики испытуемых игнорируются, их включение в выборку имеет одинаковую вероятность и является непредвзятым. Это значит, что любой испытуемый имеет равные шансы попасть в выборку.
ВЫБОРКА НЕВЕРОЯТНОСТНАЯ – выборка, которая формируется не по принципу случайности, а по субъективным критериям – доступности, типичности, равного представительства и т.д.
ВЫБОРКИ МИНИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ – требуемое минимальное количество объектов в выборке для обеспечения её репрезентативности.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ – суммарная численность объектов (испытуемых), обладающих определенным набором признаков (пол, возраст, доход, численность, оборот и т.д.), ограниченная в пространстве и времени.
ГИСТОГРАММА – один из способов графического представления распределения тестовых баллов, т.е. в виде прямоугольный "столбиков", примыкающих друг к другу и соответствующих частоте встречаемости каждого класса данных.
ГЛУБИННАЯ ЛИЧНОСТНАЯ ДИАГНОСТИКА – выявление скрытых причин поведения человека, которые он либо сам не вполне осознает, либо не желает озвучивать, осознавая их как социально нежелательные качества.
ГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ – методики, направленные на диагностику психических качеств индивида на основе выполненных им рисунков в результате актуализации образов воображения.
ДИАГНОСТИРУЕМЫЕ ПРИЗНАКИ – признаки некоторого психического качества индивида (группы), отраженные в тестовых заданиях и измеряемые с помощью теста, предназначенного для изучения данного качества. Многие психические качества имеют несколько основных признаков, которые выделяют на этапе определения природы качества в процессе разработки методики.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ – широкий класс объектов диагностики (индивидов, групп), которые обладают сходными характеристиками, и на этом основании могут быть отнесены к одному классу.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИЛА ПУНКТА – свойство тестового задания, отражающее его способность дифференцировать испытуемых по диагностируемому признаку. Диагностическая сила пункта выражается в количестве испытуемых (в процентах) к общему числу участвующих в обследовании, которые выбрали значимый вариант ответа по данному тестовому заданию.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ – это определенные внешне выраженные признаки объекта диагностики, которые оказываются информативными для отнесения обследуемого объекта к определенной диагностической категории.