Лекции по "Психодиагностика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:14, курс лекций

Описание работы

Психодиагностика является самостоятельным видом психологической работы и входит в состав основных видов профессиональной деятельности (практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой), которые должен квалифицированно выполнять специалист-психолог.

Работа содержит 1 файл

психодиагностика1.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ – результат практической работы специалиста с индивидом или группой, включающий описание сущности психологических особенностей индивида или группы с целью: а) оценки актуального состояния диагностируемых параметров; б) прогноза проявления или развития диагностируемых параметров; в) разработки рекомендаций для последующего воздействия на объект диагностики (с целью профилактики, коррекции/терапии или управления).  

ПСИХОМЕТРИКА – научная дисциплина, направленная на научное обоснование и описание определенных методов и методик измерения психических качеств, в частности, принципов и способов конструирования психологических тестов.

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ТЕСТА –  свойства, обеспечивающие определенный стандарт качества для любой измерительной психодиагностической методики (теста). К числу ПСТ относят, как правило, надежность, валидность, репрезентативность.

ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ направлены на изучение системы значений (смыслов) индивида, которые он использует для восприятия, описания и оценки мира и себя в этом мире.

РАНГОВЫЙ БАЛЛ –  это балл участника испытания, указывающий на его принадлежность к определенной группе по уровню результатов, к определенной порядковой категории испытуемых. Частным случаем РБ показатели квантильной стандартизации (например, процентильный показатель).

РАНДОМИЗАЦИЯ – метод случайного отбора испытуемых в выборку. При этом методе характеристики испытуемых игнорируются, их включение в выборку имеет одинаковую вероятность и является непредвзятым.

РАНЖИРОВАНИЕ – методический прием, при котором испытуемый выстраивает все объекты в ряд в порядке возрастания (или убывания) заданного критерия.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕСТОВЫХ БАЛЛОВ –  функциональная зависимость частоты встречаемости от величины тестового балла. Описывается в табличной или графической (гистограмма или кумулята) форме. Показатель частоты указывает на количество испытуемых в выборке стандартизации, которые получили тестовый балл данной величины.

Результаты, получаемые с помощью таких методик, в малой степени зависят от субъективного отношения диагноста к испытуемому, испытуемого к процедуре диагностики. 

РЕЙТИНГ –  сводный результат применения тестовых испытаний и экспертных оценок, выражающийся в приписывании индивидам или группам определенного сводного числового значения (балла), позволяющего упорядочить всех индивидов или групп по убыванию этого балла.  Например, рейтинг кандидатов по степени пригодности (прогнозируемой эффективности). Под рейтингом также понимается процедура формирования сводных количественных баллов, позволяющих упорядочить индивидов или групп.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ – свойство выборочной совокупности представлять характеристики популяции или генеральной совокупности в целом. Это свойство имеет два параметра:  качественный (кого именно выбирают и какие способы построения выборки для этого используются) и количественный (объём выборки в численности испытуемых).

РЕСТАНДАРТИЗАЦИЯ –  экспериментально-статистическое исследование, направленное на пересмотр тестовых норм, а в некоторых случаях и других составных частей теста.

СЕРТИФИКАЦИЯ – процедура экспертизы и присвоения психологическим технологиям,  методам и методикам (в частности, психодиагностической методике) определенного сертификата соответствия требованиям качества. В России сертификацию осуществляет, например, экспертный совет по сертификации психологический технологий Российского психологического общества.

СИТУАЦИЯ КЛИЕНТА –  психодиагностическая ситуация, возникающая в тех случаях, когда сам испытуемый выступает инициатором обследования и является главным адресатом психодиагностической информации.

СИТУАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ –  психодиагностическая ситуация, возникающая в тех случаях, когда испытуемый подвергается обследованию в принудительном порядке и не является главным адресатом психодиагностической информации, хотя по результатам обследования другими людьми могут быть приняты решения, важные для испытуемого.

СОГЛАСОВАННОСТЬ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК –  определенное совпадение оценок, которые дают независимые эксперты одним и тем же объектам по определенным критериям.

СОЦИАЛЬНАЯ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ –  один из основных источников снижения достоверности результатов диагностики, прежде всего по тестам субъективного типа. СЖ заключается в осознанном или неосознанном стремлении испытуемых давать о себе социально одобряемую, желательную информацию. В основе проявления СЖ находится высокая мотивация одобрения. В ситуации экспертизы СЖ выражена значительно сильнее, чем в ситуации клиента.

СОЦИАЛЬНОЙ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ШКАЛА – специализированная контрольная шкала, которая включена в некоторые тест-опросники, например, в личностный опросник Айзенка. (Бытовое название шкалы –  "шкала лжи"). Эта шкала похожа на шкалу мотивации одобрения Марлоу-Крауна. С её помощью измеряют тенденцию к социальной желательности у конкретного испытуемого. Если в методике содержится подобная шкала, то обработка результатов начинается с неё. Если по шкале получены высокие результаты, превышающие установленную норму, то обработка по основной шкале (основным шкалам) методики далее может не проводиться.

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НОРМАТИВ - оценки, основанные на применении в качестве эталона внешних (по отношению к объекту оценки) критериев и пороговых значений на шкале измеряемых свойств и качеств. Данный тип нормативов следует отличать от статистических норм.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ НОРМАТИВ –  уровень и способ выполнения определенной деятельности, который считается в данном обществе приемлемым. На его основе формулируются ключи к некоторым тестам специальных способностей и достижений.  В частном случае социокультурный норматив задает требования к минимально допустимой величине тестового балла.

СПЕЦИФИКАЦИЯ ТЕСТА –  подробный план разработки теста.

СРЕДНЕЕ (АРИФМЕТИЧЕСКОЕ) ЗНАЧЕНИЕ – одна из основных характеристик выборки, которая статистически отображает выраженность данного свойства у совокупности людей.

СРЕДНЯЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИЛА ПУНКТА – определенная мера диагностической силы, которая  выражается в том, что количество испытуемых (в процентах) к общему числу участвующих в обследовании, выбравших значимый вариант ответа по данному тестовому заданию, составляет от 25 до 75%.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕСТА –  совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов теста (инструкции, набора заданий, метода обработки протоколов и подсчета баллов, способа интерпретации). В частном случае под стандартизацией понимается создание репрезентативных тестовых норм и построение стандартной (равноинтервальной) шкалы для преобразования первичных («сырых») тестовых баллов. Считается, что после проведения стандартизации шкалы тестовых баллов и получения репрезентативных тестовых норм ни один из компонентов теста нельзя подвергать модификации. В противном случае все работы по выработке нового стандарта следует начинать фактически заново.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕСТОВЫХ ОЦЕНОК – линейное преобразование масштаба нормальной шкалы, т.е. преобразование, связанное с переходом к другому масштабу измерения.  Основными СТО являются: преобразование тестовых («сырых»)  баллов в интервальную шкалу (например, стандартную десятку) и квантильная стандартизация. 

СТАНДАРТНАЯ (ИНТЕРВАЛЬНАЯ) ШКАЛА –  в психодиагностике используются несколько типов стандартных (интервальных) шкал, позволяющих сравнивать между собой показатели разных тестов (шкал одного теста) в едином масштабе. Например, шкала стенов (стандартная десятка), стенайнов (стандартная девятка), Т-шкала.

СТАНДАРТНАЯ ОШИБКА ИЗМЕРЕНИЯ – статистическая величина, отражающая степень точности отдельных тестовых измерений. COИ –  относительная доля случайного изменения (дисперсии) измеряемого показателям по отношению к совокупному изменению этого показателя (общей дисперсии). Чем выше СОИ, тем ниже точность результатов тестирования.

СТАНДАРТНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ – статистическая величина, которая характеризует степень вариации данного психического свойства у разных людей выборки.

СТАНДАРТНОСТЬ – унификация, приведение к единым нормативам разных частей ПДМ и процедуры ее применения. 

СТАНДАРТНЫЙ ТЕСТОВЫЙ БАЛЛ –  это тестовый балл, заданный на определенной стандартной (равноинтервальной) шкале. СТБ получается в результате специального преобразования первичных ("сырых") тестовых баллов. 

СТАТИСТИЧЕСКИЕ НОРМЫ (ЗОНЫ) – граничные значения тестовых баллов, образованные на основе частотного распределения этих баллов в выборке стандартизации. При нормальном распределении СН(З) выделяются на основе среднего значения и стандартного отклонения, полученного на выборке стандартизации. Теоретически может быть пять статистических зон: ЗСН – зона статистической нормы, ЗТВ – зона тенденции к патологии (высокие результаты), ЗТН – зона тенденции к патологии (низкие результаты), ЗПВ – зона патологии (очень высокие результаты), ЗПН – зона патологии (очень низкие результаты).  В некоторых случаях количество статистических зон может быть четыре (когда среднее значение заметно отклоняется от медианы) или три (когда увеличивается стандартное отклонение).

СУБТЕСТЫ – тесты, которых входят в состав батареи тестов.

СУБЪЕКТИВНОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ – широкий класс исследовательских и психодиагностических методик, предполагающих сбор определенных субъективных оценок с применением явных (как, например, в семантическом дифференциале) или неявных (как в методиках ранжирования, свободной сортировке) шкал и последующий обработкой методами статистического анализа. Целью СШ является реконструкция системы предпочтений и (или) представлений индивида.

СЫРОЙ БАЛЛ –  количественный показатель, подсчитанный в результате обработки ответов испытуемого путем применения тестового ключа.

ТЕСТ – в общенаучном смысле это ограниченное по времени стандартизованное испытание, направленное на получение информации о признаках данного конкретного объекта с целью установления у него наличия или степени выраженности определенного качества. Тесты бывают дидактическими, психологическими, профессиональными, медицинскими, техническими.

ТЕСТ ВЕРБАЛЬНЫЙ – содержит стимульный материал, представленный в форме либо осмысленных текстовых заданий (например, вопросы или утверждения в тест-опросниках, ряды прилагательных, отрывки текстов и т.п.), либо бессмысленных заданий (сочетание из трех букв, слоги и т.п.).

ТЕСТ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ – методика диагностики уровня развития психомоторной координации. От испытуемого требуется производить различные физические движения и манипулировать объектами.

ТЕСТ МНОГОМЕРНЫЙ – стандартизированный тест, который содержит несколько относительно автономных шкал, предназначенных для одновременного измерения двух или более качеств индивида (группы). Например, многомерный профессионально-психологический личностный тест (диагностирует 20 качеств первого и 10 качеств второго порядка), 16PF личностный опросник (диагностирует 16 качеств первого и 8 качеств второго порядка), . 

ТЕСТ НЕВЕРБАЛЬНЫЙ – содержит стимульный материал, представленный в виде осмысленных (например, геометрические фигуры, рисунки, фотографии, предметы и т.п.) или бессмысленных (необычные геометрические фигуры, чернильные пятна) заданий.

ТЕСТ ОДНОМЕРНЫЙ – тест, который представляет собой одну измерительную шкалу, предназначенную для диагностики какого-то одного качества индивида (группы). Например, Методика изучения тревожности Спилбергера, Шкала мотивации одобрения Марлоу-Крауна, Корректурная проба «Кольца Ландольта». 

ТЕСТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – психодиагностическая методика, предполагающая определенную процедуру проведения испытания, совокупность унифицированных заданий, способов обработки и интерпретации результатов,  предназначенных для определения меры проявления (развития) психических или социально-психических особенностей индивида или группы. 

ТЕСТИРОВАНИЕ – измерение или формализованное оценивание с помощью тестов.

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ –   составляющая часть (единица) стимульного материала теста, по которой испытуемый совершает отдельное действие, а его результат регистрируются в форме отдельного ответа. В качестве синонима для тестового задания в тестах-опросниках используются термины «пункт», «айтем», «вопрос» («утверждение»).

ТЕСТОЛОГИЯ - математизированная технология создания и использования разнообразных тестов (дидактических, психологических, профессиональных, медицинских, технических).

ТЕСТ-ОПРОСНИК – наиболее широко распространенная разновидность тестов субъективного типа, стимульный материал которых представлен в виде набора закрытых вопросов или утверждений. По каждому вопросу (утверждению) задана определенная форма ответов: двухальтернативная («Да» или «Нет», «Согласен» или «Не согласен», «Верно» или «Неверно»), трехальтернативная (например, «Да», «Нет» или «Не уверен») или пятиальтернативная (например, «Да», «Пожалуй, да», «Нечто среднее», «Пожалуй, нет», «Нет»). Например, личностный опросник Айзенка, 16PF личностный опросник Кэттелла, шкала тревожности Тейлора.  

ТЕСТЫ (МЕТОДИКИ) ОБЪЕКТИВНОГО ТИПА –  тесты, которые содержат такой стимульный материал, работа испытуемого с которым предполагает: либо правильность выполнения заданий (например, тесты внимания, мышления, памяти), либо точность выполнения заданий (аппаратная методика изучения тремора), либо скорость выполнения заданий (теппинг-тест), либо одновременно скорость и правильность выполнения заданий (методика «Исполнение инструкций»), либо определенную сенсомоторную реакцию  (аппаратные методики изучения диагностики психофизиологических особенностей), либо вербальную реакцию с одновременной регистрацией физиологических сдвигов (полиграф).

Информация о работе Лекции по "Психодиагностика"