Лекции по "Психодиагностика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:14, курс лекций

Описание работы

Психодиагностика является самостоятельным видом психологической работы и входит в состав основных видов профессиональной деятельности (практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой), которые должен квалифицированно выполнять специалист-психолог.

Работа содержит 1 файл

психодиагностика1.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

Коэффициенты открытости Ко могут иметь положительные и отрицательные значения и варьироваться в широком диапазоне. Чем выше положительное значение Ко, тем более открыта группа/подгруппа и более выражено ее позитивное адаптирующее свойство, тем сильнее выражена её внешняя интеграция. Чем выше отрицательное значение Ко, тем более закрыта группа/подгруппа и слабее ее адаптирующее свойство, тем сильнее выражена внешняя дезинтеграция.

Стимульный материал

 

Методика изучения предметно-деятельностной и социально-психологической сплоченности группы и подгрупп

Авторы: А.В. Сидоренков, А.Л. Мондрус.

Предназначение методики: диагностика двух видов сплоченности –  предметно-деятельностной (ПДС) и социально-психологической (СПС) –  группы в целом, каждой неформальной подгруппы, совокупности не включенных в подгруппы членов.

Особенности методики: Методика составлена на основе порядковой шкалы с биполярным принципом упорядочивания признаков. Стимульный материал методики содержит 10 пунктов в виде утверждений (по пять пунктов на каждый вид сплоченности). Все пункты имеют обратную формулировку, чтобы снизить «социальную желательность» их содержания и повысить достоверность ответов испытуемых. Идентификация выраженности признака, отображенного в пункте, осуществляется на основе 7-балльной шкалы.  Все коэффициенты ПДС и СПС могут варьироваться от 5 до 35 баллов.

Стимульный материал

 

Методика изучения социально-психологических противоречий группы и подгрупп

Автор: А.В. Сидоренков.

Предназначение методики: изучение социально-психологических противоречий в группе и неформальных подгруппах.

Особенности методики: методика направлена на изучение таких противоречий как межличностные, индивидуально-групповые, статусные, мотивационно-деятельностные, деятельностно-организационные, межгрупповые. По каждому виду противоречия определяются два параметра: частота возникновения и интенсивность переживания.

Методика составлена на основе порядковой шкалы с биполярным принципом упорядочивания признаков. Стимульный материал методики  включает 12 заданий по два пункта на каждый вид противоречия.

Методика позволяет изучать: 1) уровень проявления каждого вида противоречий: по группе в целом, по каждой подгруппе, по совокупности не включенных в подгруппы членов (по каждому виду противоречия показатели могут варьироваться по частоте возникновения от 0 до 40 баллов и по интенсивности переживания – от 2 до 14); 2) уровень проявления (в % «отрицательных» выборов) межличностных противоречий: внутри подгрупп, между  представителями разных подгрупп, между не включенными в подгруппы членами, между представителями подгрупп и не включенными в них членами, между общегрупповыми лидерами (если несколько лидеров), между лидерами разных подгрупп, между лидерами одной и той же подгруппы (если несколько лидеров).

Стимульный материал

 

Методика изучения мотивов объединения и мотивационного единства в группе и подгруппах

Автор: А.В. Сидоренков.

Предназначение методики: изучение мотивов объединения и мотивационного единства индивидов.

Особенности методики: позволяет выделять наиболее актуальные мотивы объединения и рассчитывать коэффициент мотивационного единства Ме (от 0 до 1) по группе в целом, каждой подгруппе и совокупности не включенных в подгруппы членов.

Методика составлена на основе номинативной шкалы. Стимульный материал включает 33 пункта, которые достаточно полно охватывают все возможные причины объединения членов группы.

Стимульный материал

 

Методика изучения нормы продуктивности в группе и подгруппах

Автор: А.В. Сидоренков.

Предназначение методики: исследования неформальной нормы продуктивности в группе, каждой подгруппе, совокупности не включенных в подгруппы членов.

Особенности методики: составлена на основе порядковой шкалы с биполярным принципом упорядочивания признаков.

Стимульный материал методики содержит 5 пунктов в виде пословиц/поговорок, которые отображают следующие нормативы: темп выполняемой работы, объем выполняемой работы, проявление инициативы в работе. Идентификация выраженности признака, отображенного в пункте, осуществляется на основе 7-балльной шкалы.  Коэффициенты нормы продуктивности неформальной НП могут варьироваться от 5 до 35 баллов.

Стимульный материал

 

3) Методики диагностики феноменов отношений в группе и подгруппах

Методика изучения межличностного доверия в группе и подгруппах

Авторы: А.В. Сидоренков, И.И. Сидоренкова.

Предназначение методики: исследование трех видов проявления межличностного доверия – конфиденциально-охранительное (КОД), информационно-инфлюативное (ИИД), деятельностно-совладающее (ДСД)  –  по группе в целом, внутри неформальных подгрупп, среди совокупности «самостоятельных» членов группы.

Особенности методики: позволяет оценивать меру выраженности видов доверия (в баллах) и количество и направленность межличностных «доверительных» выборов по каждому виду доверия (в % выражении).

Методика составлена на основе порядковой шкалы с биполярным принципом упорядочивания признаков. Стимульный материал методики содержит 12 пунктов в виде утверждений (по четыре пункта на каждый вид доверия). Все пункты имеют обратную формулировку. Идентификация выраженности признака, отображенного в пункте, осуществляется на основе 7-балльной шкалы. Коэффициенты каждого вида межличностного доверия могут варьироваться от 4 до 28 баллов.

Стимульный материал

 

Методика изучения группового и микрогруппового доверия в группе и подгруппах

Авторы: А.В. Сидоренков, И.И. Сидоренкова.

Предназначение методики: изучение меры выраженности трех видов (КОД, ИИД, ДСД) проявления группового и микрогруппового доверия по группе в целом, внутри неформальных подгрупп, среди совокупности «самостоятельных» членов группы.

Особенности методики: составлена на основе порядковой шкалы с биполярным принципом упорядочивания признаков. Стимульный материал содержит 12 пунктов в виде утверждений (по четыре пункта на каждую разновидность доверия). Все пункты имеют обратную формулировку. Идентификация выраженности признака, отображенного в пункте, осуществляется на основе 7-балльной шкалы. Коэффициенты каждого вида микрогруппового и группового доверия могут варьироваться от 4 до 28 баллов.

Стимульный материал

 

Методика изучения межличностной идентичности в группе и подгруппах (разработана совместно с Н.С. Горбатенко).

Авторы: А.В. Сидоренков, Н.С. Тришкина.

Предназначение методики: изучение трех компонентов –  когнитивного (ИК), аффективного (ИА), поведенческого (ИП) –  межличностной идентичности по группе в целом, внутри неформальных подгрупп, среди совокупности «самостоятельных» членов группы.

Особенности методики: составлена на основе порядковой шкалы с биполярным принципом упорядочивания признаков. Стимульный материал методики содержит 12 пунктов в виде утверждений (по четыре пункта на каждый компонент идентичности). Пункты имеют обратную формулировку. Оценка выраженности признака, отображенного в пункте, осуществляется на основе 7-балльной шкалы.

Методика позволяет оценивать: а) меру выраженности каждого компонента идентичности (коэффициенты могут варьироваться от 4 до 28 баллов); б) количество и направленность межличностных «идентификационных» выборов по каждому компоненту (в % выражении).

Стимульный материал

 

Методика изучения групповой и микрогрупповой идентичности в группе и подгруппах

Авторы: А.В. Сидоренков, Н.С. Тришкина.

Предназначение методики: оценка меры выраженности трех компонентов (ИК, ИА, ИП) групповой и микрогрупповой идентичности по группе в целом, внутри неформальных подгрупп, среди совокупности «самостоятельных» членов группы.

Особенности методики: составлена на основе порядковой шкалы с биполярным принципом упорядочивания признаков. Стимульный материал методики содержит 12 пунктов в виде утверждений (по четыре пункта на каждый компонент идентичности). Пункты имеют обратную формулировку. Оценка выраженности признака, отображенного в пункте, осуществляется на основе 7-балльной шкалы. Коэффициенты компонентов идентичности могут варьироваться от 4 до 28 баллов.   

Стимульный материал

 

4) Методики диагностики характеристик индивида в группе и подгруппе

Методика изучения лидерства, вклада, стиля поведения индивида в группе и подгруппе

Автор: А.В. Сидоренков.

Предназначение методики: изучение трех параметров активности индивида – лидерства-ведомости (ЛВ), вклада в групповую деятельность (ВД), стиля межличностного поведения (МП) –  в группе и неформальной подгруппе (если он включен в подгруппу).

Особенности методики: представляет собой модифицированный вариант Трехфакторного опросника межличностных отношений (А.С. Горбатенко).

Методика разработана на основе номинативной шкалы, а ее стимульный материал содержит 36 пунктов (по 12 пунктов на каждый аспект активности). Коэффициенты ЛВ, ВД, МП индивида могут варьироваться от +6 до –6.

Стимульный материал

 

Методика изучения социометрических статусов в группе и подгруппе. 

Автор: А.В. Сидоренков.

Предназначение методики: изучение разновидностей социометрического статуса члена группы по группе в целом и в подгруппе (если индивид является членом подгруппы).

Особенности методики: позволяет оценивать следующие социометрические статусы членов группы:  1) коммуникативный; 2) референтный; 3) доверительный (по конфиденциально-охранительному, информационно-инфлюативному и деятельностно-совладающему доверию); 4) идентификационный (по когнитивному, аффективному и поведенческому компоненту).

В стимульном материале методики каждый вид и подвид статуса представлен соответствующим ему по содержанию критерием.

Стимульный материал

 

Методика изучения социально-психологической адаптации индивида в группе и подгруппе

Автор: А.В. Сидоренков.

Предназначение методики: изучение уровня адаптации индивидов к группе и неформальным подгруппам.

Особенности методики: составлена на основе порядковой шкалы с биполярным принципом упорядочивания признаков. Стимульный материал методики содержит 14 пунктов в виде утверждений. Оценка выраженности признака, отображенного в пункте, осуществляется на основе 7-ми бальной шкалы Ликерта. Коэффициенты адаптации индивида в группе и подгруппе могут варьироваться от 14 до 98 баллов. Чем выше коэффициент, тем выше уровень адаптации индивида в группе и подгруппе.

Стимульный материал

 

Глава 12. Применение ЭВМ в психодиагностике

 

12.1. Способы применения ЭВМ

 

В зависимости от сбора, обработки и хранения данных существует несколько способов применения ЭВМ в психодиагностике. Первый является самым архаическим и предполагает «бумажный» сбор (бланковое тестирование), обработку результатов «вручную» с последующим их вводом и хранением в компьютерной базе данных. Для этого достаточно единственной ЭВМ и любой системы для создания и оперирования простейшими табличными базами данных.

Второй заключается в бланковом тестировании с последующей компьютерной обработкой и хранением. Несмотря на широкое распространение компьютеров, традиционная бланковая технология тестирования сохраняет свое значение. Казалось бы, почему бы сразу не перейти к автоматизированному сбору данных, то есть производить его в режиме диалога испытуемого с компьютером? Это обусловлено несколькими обстоятельствами. Во-первых,  она применяется тогда, когда испытуемые совершенно не имеют навыков работы на компьютере. Однако таких людей становится всё меньше. Более того, как показывает практика, даже при отсутствии знания компьютера многие испытуемые достаточно быстро включаются в работу и у них исчезает «компьютерная тревожность», если программная среда является простой и понятной для людей. Во-вторых, некоторые специалисты предпочитают пользоваться бланковыми формами (например, проективных методик) и строго следовать методическим требованиям даже тогда, когда имеют дело с вполне формализованным тестом, который может быть компьютеризирован. Это может быть связано с проблемой валидности и надежности некоторых тестов, предъявляемых и обрабатываемых с помощью компьютера, интерпретации компьютеризированных тестов, которые грешат расплывчатыми утверждениями общего харак­тера и др. В-третьих, в соответствии с существующим законодательством, постановлениями правительства или иными нормативно-правовыми актами в некоторых случаях допускается сбор и обработка данных только без использования средств автоматизации.

Третий способ основан на полной автоматизации диагностики: сбор, обработка и хранение данных, предъявление результатов и интерпретации.  Причем в некоторых компьютерных тестах предусматривается сочетание второго и третьего способа. То есть, сам процесс тестирования может проводиться как в бланковой, так и в компьютерной форме, но с последующей автоматизацией всех остальных процедур диагностики. В случае наличия бланкового режима могут быть два основных способа ввода данных: «ручной» или автоматический (сканирование) ввод. 

В ЭВМ могут храниться справочные материалы по ПДМ и другие данные, необходимые в практической работе. ЭВМ может существенно помочь при подготовке отчета или при проведении других работ психолога.

Информация о работе Лекции по "Психодиагностика"