Лекции по "Психодиагностика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:14, курс лекций

Описание работы

Психодиагностика является самостоятельным видом психологической работы и входит в состав основных видов профессиональной деятельности (практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой), которые должен квалифицированно выполнять специалист-психолог.

Работа содержит 1 файл

психодиагностика1.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

Базы данных. Одной из актуальных задач применения ЭВМ в психодиагностике является организация специаль­ных систем для хранения разноплановой и разнородной информации, в которых реализуются процедуры сортировки и поиска данных на запросы различной сложности. Такие системы носят название систем управ­ления базами данных (СУБД). Их основная задача заключается в унификации внутреннего представления ин­формации и устранении дублирования информации, требуемой для различных алго­ритмов.

СУБД позволяют систематически накапливать и хранить практиче­ски неограниченные объемы как экспериментально-психологических, так и других ре­левантных целям психодиагностики данных. Кроме того, базы данных дают возмож­ность проводить статистические расчеты по различным категориям испытуемых, в частности, получать их для однородных по интересующим параметрам выборок и проверять выдвигаемые статистические гипотезы.

Анализ данных. Психологу, оснащенному современным компьютером, становятся доступны сложные операции с информацией. Например, оперативная реализация широкого спектра различных трудоемких процедур для расчета дополнительных шкал, индексов, вспомо­гательных показателей и т.п.

Но главным является возможность развития подходов, ко­торые принципиально были ранее не доступны. Так, применение персональных ЭВМ дало импульс для развития и практического применения подхода субъективной парадигмы анализа данных относительно идеографических методик. В рамках техники ролевых репертуарных решеток реконструкция субъективно­го семантического пространства производится с помощью процедур кластерного и факторного анализа, а также алгоритмов многомерного шкалирования и масштабирования, требующих больших объемов вычислений.

Другой пример – постановка диагноза исследуемого объекта посредством его сравнения с диагностическими прецедентами. Реализация этого подхода возможна только с использованием высокопроизводительной компьютерной техники, так как он связан с применением трудоемких алгоритмов конструирования информативных опи­саний прецедентов, нахождения мер для сравнения объектов и определения оптималь­ных композиций диагностических прецедентов.

Еще одним фактором, существенно влияющим на качество психо­диагностический решений, является использование потенциала, зало­женного в компьютерной графике. Функция графики заклю­чается в наглядном представлении тех или иных особенностей анализи­руемой информации, что является эффективным средством для прямого воздействия на процесс интуитивного образного мышления исследователя и практического специали­ста.

 

12.2. Компьютерные и компьютеризированные психодиагностические методики

 

1. Преимущества и ограничения компьютерной и бланковой диагностики

Преимущества компьютерной диагностики:

  возможность разных способов диагностики по многомерным ПДМ: полный (диагностика всех параметров) и парциальный (избирательная диагностика параметров); в последнем случае значительно экономится время;

  тестирование некоторых параметров, которые невозможно протестировать в бланковом режиме (например, в Многомерном профессонально-психологическом личностном тесте - это шкалы «Плутовство» и «Память»);

  средства компьютерной графики позволяют предъявлять испытуемому динамические объекты (динамическая стимульная среда);

  возникновение у многих испытуемых иллюзии анонимности тестирования (ответы хранятся не на бумаге, а в компьютере);

  актуализация «игровой» мотивации у испытуемых, что делает процесс тестирования более привлекательным;

  автоматический контроль за действиями Пользователя при работе с программой;

  автоматический контроль за пропуском Испытуемым заданий с блокированием дальнейшей работы в случае пропуска;

  автоматический контроль за стремлением Испытуемого к искажению ответов с блокированием дальнейшей работы в случае искажения ответов;

  возможность создания новых способов контроля достоверности ответов Испытуемого;

  автоматический перерасчет нормативных данных по мере расширения базы данных;

  создается постоянство условий тестирования за счет неизменности реализуемой программы;

  экономится время Пользователя на обработке результатов диагностики;

  исключаются ошибки при обработке результатов;

  облегчается задача сохранения конфиденциальности результатов тестирования;

  обеспечение испытуемых (при необходимости) быстрой обратной связью о результатах тестирования.

Эти преимущества связаны с повышением достоверности результатов и экономичностью обработки данных обследования.

Ограничения компьютерной диагностики:

  невозможность проведения одновременного обследования большого количества испытуемых при дефиците времени и компьютерных ресурсов;

  возникновение у некоторых испытуемых феномена «компьютерная тревожность» (у тех, кто практически не знаком с      компьютером); однако если программа достаточно проста для испытуемых, то работа с ней редко порождает этот феномен (за небольшим исключением в самом начале работы);

  некоторые методики в принципе не могут быть переведены в компьютерный режим;

  компьютеризация некоторых бланковых методик может привести к снижению их валидности и надежности; например, при работе с компьютерной версией теста прогрессивные матрицы (Равена) было обнаружено, что испытуемые дают значимо более низкие показатели, нежели в обычных условиях обследования; поэтому необходима оценка ПДМ на надежность и валидность в компьютерной версии, создание новых нормативных данных для компьютерной версии; 

  готовые интерпретационные схемы, автоматически выдаваемые по результатам диагностики, в проективных и психосемантических методиках характеризуется невысокой избирательностью и точностью (например, тест чернильных пятен Роршаха).   

Бланковый режим предполагает, что испытуемые работают с заданиями, распечатанными на листах бумаги. После завершения обследования данные обрабатываются вручную или вводятся в компьютерную программу, которая осуществляет автоматическую обработку данных и представление результатов исследования.

Преимущества бланкового режима диагностики:

  отсутствие компьютерной версии инструментария; 

  невозможность компьютеризации стимульного материала;

  отсутствие техники или ограниченное её количество для обеспечения компьютерной диагностики.

Недостатки бланкового режима диагностики:

  необходимость распечатки стимульного материала (заданий) методик и его тиражирование для каждого испытуемого;

  снижение естественности ответов испытуемых за счет опасения последствия «документирования на бумаге» их ответов;

  временные затраты и вероятность совершения ошибок при обработке данных. 

 

2. Компьютерное адаптивное  тестирование

Компьютерное адаптивное  тестирования (КАТ) заключается в том, что предъявляемые испытуемому текущие задания зависят от результатов его ответов на предыдущие задания. Вследст­вие этого испытуемому может предъявляться гораздо меньше заданий с сохранением диагностической способности целого объемного теста. За счет адаптивного подхода удается значительно снизить трудоемкость и время тестирования, что на практике бы­вает очень важно (например, при обследовании детей, больных, умственно отсталых). Технической предпосылкой адаптивных тестовых методик служит способность компь­ютеров за счет быстродействия вести обработку поступающих данных в масштабе реального времени.

Выделяют два подхода к созданию КАТ. В первом принятие решения об изменении порядка предъявления тестовых заданий производится на каждом шаге тестирования (постоянная адаптация). Во втором принятие решения об изменении порядка следования заданий осуществляется после анализа ре­зультатов отчетов испытуемого на специальный блок заданий (блочная адаптация).

Теоретической основой первого подхода является существование несимметрич­ных статистических связей между ответами испытуемого на задания тестов, которые выявляются по результатам обследования представительных выборок. Конструирование теста производится следующим обра­зом:

- на выборке испытуемых вычисляются матрицы сопряжен­ности пунктов исследуемого теста и из них выбираются матрицы с указанной асимметрией;

- для каждого пункта теста составляется список номеров пунктов, которые можно пропустить при определенном ответе испытуемого на данный пункт;

- определяется новый порядок пунктов теста на основе анализа объемов и содержания вышеупомянутых списков.

Адаптивный тест с блочной организацией, как правило, строится с применением кластерного анализа данных, полученных на выборки испытуемых, в пространстве исходных признаков. Этот анализ позволяет определиться, во-первых, с отличительными особенностями выделенных кластеров, а во-вторых, с общими характеристиками объектов, вошедших в тот или иной кластер. Полу­ченные в результате такого анализа ответы позволяют:

- сформировать мини­мальный блок начальных заданий теста, дающий возможность четко определять при­надлежность испытуемого к какому-либо кластеру;

- минимизировать ко­личество заданий для дальнейшего тестирования, так как внутри каждого кластера су­щественно снижается вариативность ответов на те или иные задания.

Адаптивность компьютерного психодиагностического теста может выражаться не только в непосредственном изменении порядка предъявления тестовых стимулов. В за­висимости от текущего результата тестирования в последовательность стимулов могут включаться специальные сообщения, оказывающие корректирующее психологическое воздействие на испытуемого, например, фальсифицирующего ответы.

Адаптивное компьютерное тестирование постепенно находит всё более широкое применение. Например, КАТ используется для оценки успешности обучения. В этом случае учащиеся проходят учебный предмет в удобном для себя темпе и могут выполнять значительно отличающиеся по трудности тестовые задания при обследовании. Компьютерное тестирование позволяет прекращать проверку, как только ответы испытуемого дают достаточно информации для принятия решения об уровне овладения предметом.

Ещё одной областью применения КАТ является отбор и расстановка персонала в сфере экономики, го­сударственных и муниципальных учреждениях, армии и правоохранительной системе. Это обусловлено необходимостью:

- ориентации в мире профессий, который изменяется и растет в любом обществе;

- диагностики потока кандидатов в различные сферы общества;

- охвата широкого разброса уровня способностей, требуемых для успешной деятельности в разных профессиональных областях;

- защиты теста от осведомленности потенциальных испытуемых, так как каждый кандидат получает разный набор заданий из большого банка заданий, хранящихся в памяти компьютера.

3. Программные оболочки для конструирования тестов

В настоящее время создаются настраиваемые обо­лочки, позволяющие специалисту конструировать и корректировать психологический тест, не прибегая к услугам профессионального программиста.

Такие оболочки могут иметь следующие возможности:

- создание и управление базой данных;

- создание тестовых заданий в текстовом и ином формате;

- управление настройками тестирования: случайная последовательность заданий и вариантов ответа;

- установка времени тестирования;

- сохранение ответов тестируемого;

- возможность продолжения тестирования в любое время с того же места и т.д.

Кроме того, в данных системах могут предусматриваться средства архивирования психологической информации, манипулирования ею и статистического анализа.

 

 

Глава 13. Нормативно-документальная основа психодиагностической

деятельности

 

13.1. Нормативно-правовое обеспечение психодиагностической

работы

 

Нормативный правовые акты – официальные документы установленной формы, принятые в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения. Предписания нормативно-правовых актов носят общий характер и направлены на регулирование определенного вида общественных отношений.

В Российской Федерации установлена следующая иерархическая система нормативно-правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

1) Конституция РФ;

2) Законы:

- федеральные конституционные законы;

- федеральные законы.

3) Подзаконные нормативно-правовые акты:

- указы и распоряжения Президента РФ;

- постановления и распоряжения Правительства РФ;

- приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;

- решения и постановления местных органов государственной власти;

- решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

- нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;

- локальные нормативные акты.

Информация о работе Лекции по "Психодиагностика"