Лекции по "Психодиагностика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:14, курс лекций

Описание работы

Психодиагностика является самостоятельным видом психологической работы и входит в состав основных видов профессиональной деятельности (практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой), которые должен квалифицированно выполнять специалист-психолог.

Работа содержит 1 файл

психодиагностика1.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ –  конкретная программа действий с определенным объектом (индивидом, группой), направленная на регистрацию или оценку диагностических признаков и постановку диагноза данному объекту. Понятие "Обследование" следует отличать от термина "исследование". Первое предполагает получение конкретных знаний о конкретном объекте, а второе –  получение обобщенного знания (проверку научных гипотез).

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ –  отрасль психологии, изучающая индивидуальные психологические различия, различия между группами людей, а также причины и последствия этих различий. Основным методом Д.П. являются тесты. Факты и выводы Д.П. имеют большое значение для решения ряда практических задач: диагностики и прогностики отдельных психических качеств индивида, отбора и обучения персонала и т.д.

ЗАДАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЕ - Задание, выраженное в виде зрительных или слуховых образов (несловесной форме), не требующее участия словесных операций и речевых знаний и навыков, приобретенных человеком.

ЗНАЧИМЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА – вариант ответа по конкретному тестовому заданию, указанный в ключе к тесту. ЗВО несет информацию об определенном аспекте проявления диагностируемого психического качества. Например, в вопросе «Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям?» из шкалы Экстраверсия-интроверсия Личностного опросника Айзенка значимым вариантом ответа является «Да».  

ИДЕОГРАФИЧЕСКИЕ (ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ) МЕТОДИКИ – методики, предназначенные для изучения уникальных, индивидуально-психологических особенностей человека (например, методика ролевых репертуарных решеток). Их отличие от  других методик (тест-опросников, проективных методик) заключается в том, что параметры, которые оцениваются, не задаются извне, а выделяются на основе ответов конкретного испытуемого.

КВАНТИЛЬ –  точка на оси накопленной частоты, делящая ось в установленной пропорции. Квантиль — это общее понятие, а квартили, квинти­ли, децили и процентили — его наиболее частные реали­зации. Имеются, например, три квартиля (Q1, Q2, Q3), ко­торые делят выборку на четыре равные части (кварты) таким образом, что 25% испытуемых располагаются ниже Q1, 50% — ниже Q2 и 75% — ниже Q3. Четыре квинтиля делят выборку аналогичным образом на пять, девять децилей — на де­сять, а 99 процентилей — на 100 равных частей.

КВАНТИЛЬНАЯ СТАНДАРТИЗА­ЦИЯ – преобразование, связанное с определением места испытуемого в выборке, а точнее с определением процента испытуемых, получивших такой же или более низкий тестовый показатель по сравнению с данным испытуемым.

КЛЮЧ К ТЕСТУ – способ идентификации ответов испытуемого и подсчета тестовых баллов. КТ основан на формализованной категоризации ответов испытуемых на отдельные тестовые задания и количественной процедуре подсчета частоты появления ответов определенной категории. Обычно ключ – это набор весовых коэффициентов для различных ответов на тестовое задание, позволяющий подсчитать (путем взвешенного суммирования) так называемый "сырой" тестовый балл испытуемого по шкале измерения некоторого психического качества. Например, в тест-опросниках КТ, как правило,  представлен в виде указания значимых вариантов ответа по каждому заданию и предполагает начисление одной условной единицы при совпадении ответа испытуемого с ответом по ключу.

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА – диагностика, основанная на: а) сочетании  различных методических приемов и методик при диагностике одного и того же психического свойства с целью повышения точности постановки психологического диагноза; б) использовании разных методик для всесторонней диагностики различных качеств объекта (индивида или группы). 

КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ –  тестирование в форме диалога между испытуемым и компьютером. Тестовые задания предъявляются на экране монитора, а ответы выносятся испытуемым с клавиатуры или с помощью устройства ввода «мышь».
В настоящее время КТ рассматривается не только как средство автоматизации массового тестирования, сокращающее сроки и себестоимость работ, но и как средство повышения информационной безопасности (достоверности) результатов тестирования.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕСТЫ – тесты, которые предполагают сбор тестовой информации в режиме диалога испытуемого с компьютером.  Тесты, предполагающие компьютерную обработку информации, собранной на бланках, не являются компьютерными.

КОНТРАСТНЫЕ ГРУППЫ –  группы заведомо (до измерения) различающиеся между собой по выраженности исследуемого качества (например, группы эффективных и заведомо неэффективных работников одной профессиональной категории или работающих в сходной должностной роли.

МЕТОД «СНЕЖНОГО КОМА» – способ формирования невероятностной выборки, когда она строится следующим таким образом, что у каждого респондента, начиная с первого, просятся контакты его друзей, коллег, знакомых, которые подходили бы под условия отбора и могли бы принять участие в исследовании.

МЕТОД КВОТИРОВАНИЯ – способ формирования невероятностной выборки, который заключается в изначальном выделении некоторого количества групп объектов (например, мужчины и женщины в возрасте 18-25 лет, 26-35 лет и 36-55 лет). Для каждой группы задается количество испытуемых, которые должны быть обследованы с помощью данной методики.

МЕТОД ОТБОРА ТИПИЧНЫХ ОБЪЕКТОВ – способ формирования невероятностной выборки, заключающийся в том, что после районирования (стратификации) из каждой группы отбирается типичный объект, т.е. объект, который по большинству изучаемых в исследовании характеристик приближается к средним показателям.

МЕТОД СТИХИЙНОГО ОТБОРА – способ формирования невероятностной выборки на основе опроса наиболее доступных респондентов. Размер и состав стихийных выборок заранее не известен, и определяется только одним параметром – желанием и активностью респондентов.

НАДЕЖНОСТЬ – независимость  методики от любых внутренних и внешних, осознаваемых или неосознаваемых, учтенных или неучтенных факторов, которые могут внести погрешность в измерение величины исследуемого параметра. Надежность, наряду с валидностью и стандартностью, обеспечивает достоверность получаемых результатов.

НАДЕЖНОСТЬ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ФОРМ – сходство результатов, получаемых с помощью разных форм одной и той же методики (например, форма А и Б EPI). 

НАДЕЖНОСТЬ РЕТЕСТОВАЯ – относительно устойчивая воспроизводимость (сходство) результатов тестирования по методике в течение определенного периода времени. 

НАДЕЖНОСТЬ-СОГЛАСОВАННОСТЬ – сходство результатов (ответов, реакций) по разным частям стимульного материала методики.

НОМОТЕТИЧЕСКИЕ (НОРМАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ) МЕТОДИКИ – методики (объективные тесты, тест-опросники, проективные методики), предназначенные для изучения индивидуально-типологических особенностей человека (например, экстраверсия-интроверсия, практичность-мечтательность, ответственность-безответственность) или типичных социально-психологических характеристик группы (сплоченность, сработанность). Их отличие от  идеографических методик (например, методики ролевых репертуарных решеток) заключается в том, что параметры, которые оцениваются, заранее задаются извне. Эти методики позволяют определить уровень проявления какого-то качества данного индивида (группы), свойственного другим индивидам (группам), но не дают возможности выявить уникальные, неповторимые особенности конкретного индивида или конкретной группы. 

НОРМА КЛИНИЧЕСКАЯ свидетельствует о том, что цели и способы их достижения, а также формы поведения индивида (группы) адекватны  соответствующей ситуации. Клинический подход к пониманию нормы чаще используется для постановки диагноза в клинической  психологии и психиатрии.  

НОРМА СТАТИСТИЧЕСКАЯ – проявление психических характеристик и (или) форм поведения индивида (группы) как у большинства людей (групп). Если распределение по тесту соответствует нормальному, то примерно 68% людей (групп) характеризуются НС по данному диагностируемому качеству. Статистический подход к пониманию нормы чаще используется при создании и применении психодиагностической методики. В статистическом значении термин «патология» не несет нагрузки, касающейся явных психических расстройств. Он информирует только о мере проявления данного психического параметра у конкретного человека относительно его выраженности в популяции.      

НОРМАЛИЗАЦИЯ ТЕСТОВОЙ ШКАЛЫ –  один из вариантов процедуры шкалирования, в результате которой каждому баллу на шкале первичных (сырых) баллов ставится в соответствие балл на шкале новой переменной, имеющей нормальное распределение. Если частотное распределение первичных баллов подчиняется нормальному закону, то нормализация сводится лишь к линейному преобразованию с использованием определенных параметров среднего и стандартного отклонения. В противном случае используется более сложное преобразование, основанное на использование функции обратного нормального интеграла.

НОРМАЛЬНОЕ (ГАУССОВО) РАСПРЕДЕЛЕНИЕ – вид распределения переменных. Многие психодиагностические измерения можно описать с помощью НР. Однако не существует распределений данных по тому или иному тесту, которые были бы в точности нормальными.  Графическое изображение НР представляет собой унимодальную колоколообразную кривую, осью симметрии которой является вертикаль (ордината), проведенная через точку 0.

НОРМЫ КРИТЕРИАЛЬНЫЕ – тестовые нормы, в которых задано соответствие между тестовыми баллами по шкале измеряемого свойства и уровнем его проявления.

НОРМЫ ТЕСТОВЫЕ – количественные и (или)  качественные критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень проявления (развития) психических свойств или достижений, которые являются предметом диагностики. В качестве таких критериев выступают статистические показатели выборки стандартизации (среднее значение и стандартное отклонение) или определенные симптомы.

НОРМЫ ТЕСТОВЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ –  частный вариант тестовых норм, составленный для разных возрастных групп (например, нормы для определения умственного возраста ребенка на основе его показателей по тесту интеллекта).

НОРМЫ ТЕСТОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ –  частный вариант тестовых норм, статистический смысл которых универсален в масштабах всей страны. Если нормы определены только на выборке в масштабах одного региона, то выводы нельзя применять к другому региону.

НОРМЫ ТЕСТОВЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ – частный вариант тестовых норм,  позволяющий устанавливать уровень проявления (развития) некоторых качеств или достижений индивида (группы) с определенной статистической достоверностью в рамках одного региона страны.

ОБЪЕКТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ –  индивид или группа, являющийся или являющаяся носителем различных психических, социально-психологических качеств.

ОЦЕНОЧНЫЕ (ЭКСПЕРТНЫЕ) БАЛЛЫ – баллы, которые выставляются экспертами – по результатам проверки заданий с развернутыми ответами или в ходе оценки устных ответов.

ОШИБКА ИЗМЕРЕНИЯ – статистический показатель, характеризующий степень точности отдельных измерений. ОИ выражается в колебании результатов измерений одних и тех же испытуемых в определенном интервале значений, что может быть связано с систематическими или случайными факторами. 

ОШИБКИ ДИАГНОСТИКИ – ошибки, связанные со сбором данных и  их переработкой. К первой группе ошибок относятся: ошибки наблюдения, ошибки регистрации, ошибки инструментальные, а ко второй – эффект «первого впечатления», ошибка атрибуции, ошибка ложной причины, познавательный радикализм, познавательный консерватизм.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ТЕСТА –  разные варианты стимульного материала одного и того же теста, которые имеют примерно одинаковый формат тестовых заданий и процедуры испытания, а также близкие характеристики надежности, валидности и др. В частности, выполнение параллельных форм одной и той же группой испытуемых дает высокий коэффициент корреляции между результатами по этим формам. Параллельные формы, например, созданы в личностном опроснике Айзенка, 16PF личностном опроснике Кэттелла.

ПАРАНАУЧНАЯ ДИАГНОСТИКА –  диагностика, основанная на умозрительных, псевдонаучных концепциях, в которых связь между диагностическими признаками и диагностическими категориями постулируется, но не доказывается.

ПРЕДМЕТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ – психофизиологические, психические или социально-психологические качества объекта диагностики.    

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ содержат неструктурированный, неопределенный, неоднозначный стимульный материал, работа с которым актуализирует у испытуемого процессы воображения (фантазии), в которых проецируются его индивидуально-психологические особенности.

ПРОФИЛЬ ПРЕДПОЧИТАЕМОГО СОТРУДНИКА – схематически представленный комплекс профессионально важных качеств индивида, т.е. тех, которые определяют его предметно-деятельностную и/или социально-психологическую эффективность по выполняемой профессии, занимаемой должности.

ПСИХОДИАГНОСТИКА – психологическая дисциплина, разрабатывающая методики распознавания и измерения психологических особенностей индивида и группы, а также принципы применения этих методик на практике.

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ – социально-психологический контекст, в котором осуществляется диагностическое обследование. Всякое диагностическое обследование находится под влиянием как непосредственных ситуационных факторов, возникающих в общении диагноста с испытуемым, так и под влиянием более широкой социальной среды.

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ –  графическое представление результатов многомерного теста или батареи тестов в виде кривой, подъемы и спады которой указывают на уровень выраженности у данного индивида (группы) определенного измеряемого качества. Родственные термины: «психологический профиль индивида (группы)», «профиль испытуемого (группы)»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА –  комплексное психологическое обследование индивида или группы, в котором решающую роль играет заключение психолога-эксперта, отвечающего на определенный ясно сформулированный практический вопрос (например, «пригоден или не пригоден человек к выполнению заданной деятельности по своим психологическим качествам», «способна или не способна группа к эффективной деятельности по своим социально-психологическим характеристикам»).

Информация о работе Лекции по "Психодиагностика"