Лекции по "Педагогической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:07, курс лекций

Описание работы

Педагогическая психология является сравнительно молодой наукой (пед.психология развивалась в тесном единстве со всеми науками психологического цикла, прежде всего с возрастной психологией), поэтому нет единого определения.
Пед.психология изучает психологические закономерности процесса обучения, воспитания и психологию педагогической деятельности учителя.
Пед.психология должна изучать психологические закономерности процесса обучения (И.А. Зимняя)
Пед.психология – отрасль психологии как науки, которая изучает закономерности обучения и воспитания, психологию учителя.

Работа содержит 1 файл

лекции педпсихология.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

  Нереалистические  конфликты имеют своей целью  открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций.

  В зависимости от степени благоприятности  их исходов можно выделить пять способов поведения людей в конфликтных ситуациях: сотрудничество, компромисс, избегание, уступка, соперничество.

  Сотрудничество - это такая форма поведения, которая  не допускает не только возникновения  конфликта как такового, но и противоречия.

  Компромисс  представляет собой способ поведения, при котором быстро находится нужное решение, в основном устраивающее обе стороны, но за счет некоторых уступок.

  Избегание характеризуется уходом от конфликтогенных  ситуаций. Уступка представляет собой отказ от борьбы в пользу другого лица.

    Соперничество - это прямая конфронтация, при которой ни одна из сторон  не желает уступать другой  ни в чем. 

  В работе педагогических коллективов  межличностные конфликты  неизбежны.

  Конфликты можно разделить на две основные группы: деловые и личностные. Первые возникают на почве несовпадения мнений и поступков членов коллектива при решении ими проблем делового характера, а вторые - на основе противоречий в личностных интересах.  Деловые конфликты могут возникать, например, по поводу несовпадения  взглядов на режим работы, загрузку, методы преподавания  и обучения, по разным другим причинам, связанным с содержанием  и условиями профессиональной деятельности. Личностные конфликты могут касаться восприятия и оценки людьми друг друга, реальной или кажущейся несправедливости в оценке их действий, результатов работы и т. п.

  Большинство конфликтов по своей природе субъективны  и имеют в основе одну из следующих  психологических причин:

- недостаточно  хорошее знание человека,

- неправильное  понимание его намерений, 

- неверное  представление о том, что он  на самом деле думает,

- ошибочная  интерпретация мотивов совершенных  поступков, 

- неточная  оценка отношения данного человека  к другому.

  Конфликты такого рода можно предупреждать и снимать следующим  образом. Во-первых, прежде чем реагировать на действия другого лица, необходимо выяснить, почему данный человек поступает  так, а не иначе. Особенно важно подобным образом вести себя руководителю коллектива, поскольку он помимо прочего является еще образцом для подражания со стороны подчиненных. Во-вторых, необходимо побудить участников конфликта на установление прямого  контакта друг с другом.

  Иногда  и такие меры не помогают. Тогда  остается одно средство:  создать конфликтующим людям такие условия для работы, чтобы  длительное время они не контактировали друг с другом.

  Конфликты личностного плана предупреждать  и устранять труднее,  чем деловые, так как они основываются на глубоких внутренних противоречиях, которые связаны с чертами характера, со взглядами  на жизнь, с убеждениями и социальными установками.

  В случае возникновения  конфликта  на личностной почве руководителю целесообразно  избрать такую тактику поведения, в результате которой конфликтующие  стороны будут учиться если не принимать, то по крайней мере признавать возможность существования другой точки зрения, отличной от их собственной. 

Структура педагогических способностей, индивидуальный стиль  педагогической деятельности.

  Одаренный, творческий человек - это всегда индивидуальность. Формирование индивидуальности у педагога способствует воспитанию  творческой личности ребенка. Каждый взрослый человек, сознательно  выбирающий педагогическую профессию, к моменту осуществления  такого выбора уже сформировался как личность и несомненно является индивидуальностью. Чем больше среди учителей и воспитателей  окажется разнообразных личностей) тем вероятнее, что они  обучат и воспитают детей, обладающих множеством разных и одновременно полезных индивидуальных качеств. 

  Рассмотрим основные, признаки  индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется;

- в темпераменте (время и скорость реакции,  индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);

- в характере  реакций на те или иные педагогические  ситуации,

- в выборе  методов обучения;

- в подборе  средств воспитания,

- в стиле педагогического  общения; 

- в реагировании  на действия н поступки детей, 

- в манере  поведения: 

- в предпочтении  тех или иных видов поощрений  и наказаний;

- в применении  средств психолого-педагогического воздействия  на детей.

  Говоря  об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно и пекут в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического  воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные  склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью,  из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.

  В этой связи следует сделать одно замечание, которое касается восприятия и распространения передового педагогического опыта. Анализируя его, педагог должен помнить о том, что такой опыт практически всегда неотделим от личности его автора и представляет собой своеобразное сочетание общезначимых педагогических находок  и индивидуальности учителя.

любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы всегда оставаться самим собой, т. с. яркой педагогической индивидуальностью. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания  детей на основе заимствования передового педагогического опыта.

  Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает  всю структуру педагогической деятельности. Психологи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют различные способности учителя. В исследованиях Н. В. Кузьминой раскрыты такие, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение  внимания, организаторские способности.

  Ф. Н. Гоноболин перечисляет и раскрывает следующие способности,  необходимые учителю: способность понимать ученика,  доступно налагать материал, развивать заинтересованность учащихся, организаторские способности, педагогический такт, предвидение результатов своей работы и др.

  В целом к группе педагогических способностей в первую очередь относят: педагогическую наблюдательность, педагогическое  воображение, требовательностью как черту характера, педагогический такт, организаторские способности, простоту, ясность и убедительность речи.

  Круг  перечисленных педагогических способностей позволяет успешно осуществлять все стороны Педагогической деятельности.

  Так, педагогическое воображение особо  значимо для конструктивной  деятельности-оно  выражается' в «проектировании» будущих знаний учащихся, умении находить. заранее подходящие  методы н методики. Оно выражается также в «проектировании»  характера, привычек учащихся как в учебной» так и в воспитательной работе, в формировании коллектива в целом. Именно педагогическое воображение помогает учителю осуществлять развивающее обучение и воспитание.

  Педагогический  такт проявляется в коммуникативной  стороне  педагогической деятельности. Это способность к установлению  правильных отношений с учениками, учителями, родителями,  чувство меры в отношениях (в меру требовательность, в меру доброта), что позволяет устранять предупреждать конфликтные  ситуации.

  Организаторские способности также нужны для  деятельности  учителя, так как вся педагогическая деятельность носит организаторский характер.

  От  педагогических способностей учителя, от его личностных качеств зависит достижение педагогом высокого мастерства в обучении и воспитании детей.

№ 22

Проблема  сохранения психологического и физического  здоровья преподавателя.

  К нарушению со стороны психического и физического здоровья преподавателя относится стресс.

  Понятие стресса широко известно даже за пределами  психологической науки, оно было введено известным канадским  врачом  и биологом Гансом Селье и его можно определить как «состояние  неспецифического напряжения, возникающее под влиянием  субъективно значимых воздействий».

  Однако  психологическая концепция стресса  нуждается в дополнении.  Если биохимический ответ организма  неспецифичен, стереотипен, то его отражение  в сознании и ощущениях человека  сугубо специфично.

  Переживания стресса будут различаться в  зависимости от интенсивности  воздействующих стрессоров, личной значимости ситуации,  к которой или в которой происходит адаптация, а также от индивидуального потенциала способности переносить стрессовые  нагрузки. Эти переживаниям являются составной частью психических состояний человека.

  Стресс  обычно вызывается кратковременными и  долговременными стрессорами. К  кратковременным относятся неудачи, отвлечения внимания, страхи, боли, дефицит временим к долговременным - конфликтные ситуации, сражения, опасная работа,  изоляция, длительные нервно-психические перегрузки.

  Признаки  стрессового напряжения: невозможность  сосредоточиться на чем-либо: слишком  частые ошибки в работе, ухудшение  памятна слишком часто возникающее чувство усталости; очень быстрая речь; мысли часто «улетучиваются»; частые .«беспричинные» боли ( т. е. вызванные не физическими проблемами); повышенная возбудимость; Работа не доставляет прежней радости; потеря чувства  юмора.

  Наряду  со стрессогенными факторами, общими для всех людей,  в деятельности преподавателя присутствует рад профессиональных стресс-факторов: ответственность, необходимость являться  объектом наблюдения и оценивания, постоянно подтверждать  свою компетентность, а также временное непостоянство деятельности.

  Итак, основная психологическая проблема в деятельности преподавателя -  это периодически возникающее 0кт6яние напряженности»  связанное с необходимостью внутренней настройки на определенное поведение, мобилизации всех сил на активные и целесообразные действия.

  Предлагается  несколько рекомендаций по тому, как  можно справиться со стрессом и сохранить  психическое здоровье.

  Учитесь планировать. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные  проекты висят над головой, как дамоклов меч. Уделите планам  некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.

  Признавайте и принимайте ограничения.

  Развивайтесь. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем  и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным  и приятным для Вас.

  Будьте  положительной личностью. Избегайте  критиковать других. Учитесь хвалить  других за те вещи, которые Вам в  них нравятся.

  Учитесь терпеть и прощать.

  Избегайте ненужной конкуренции.

  Регулярно делайте физические упражнения.

  Учитесь систематическому, безмедикаментозному  методу расслабления. Медитация, йога, аутогенная тренировка и прогрессивная  релаксация.

  Рассказывайте о своих неприятностях. 

Установление  дисциплины в классе. Причины нарушения  дисциплины и стратегии их предотвращения.

При установлении дисциплины в классе учитываются  три основных момента:

  1. Важно распознать истинную цель.
  2. Выработать в соответствии с этой целью способ вмешательства.
  3. Разработать стратегию числа подобных нарушений дисциплины.

Распознавая цель важно научиться это делать спокойно и без нервов.

Три основных закона.

  1. Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.
  2. Каждое поведение подчинено общей цели.
  3. Нарушая дисциплину ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознать, что за этим нарушение стоит одна из этих целей:

Информация о работе Лекции по "Педагогической психологии"