Лекции по "Педагогической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:07, курс лекций

Описание работы

Педагогическая психология является сравнительно молодой наукой (пед.психология развивалась в тесном единстве со всеми науками психологического цикла, прежде всего с возрастной психологией), поэтому нет единого определения.
Пед.психология изучает психологические закономерности процесса обучения, воспитания и психологию педагогической деятельности учителя.
Пед.психология должна изучать психологические закономерности процесса обучения (И.А. Зимняя)
Пед.психология – отрасль психологии как науки, которая изучает закономерности обучения и воспитания, психологию учителя.

Работа содержит 1 файл

лекции педпсихология.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

    Они таковы:

    любить  ребенка;

    понимать  ребенка;

    уважать личность ребенка;

    проявлять терпение, когда происходит становление ребенка.

    В гуманном педагогическом процессе учитель  опирается на стремление ребенка к: развитию; взрослению; свободе.

    Доброта, откровенность, искренность и преданность  ученикам — главные черты личности гуманного учителя. Определены и его заповеди: верить в безграничность возможностей ребенка, свои педагогические способности, силу гуманного подхода.

       Методы  пед.психологии:

       В пед.психологии используются те же методы, что и в других ветвях психологической науки.

  • Наблюдение – один из методов сбора данных путем прямого зрительного и слухового контакта с объектом изучения (необходимо: *выбрать объект наблюдения и ситуаций, в которых он будет наблюдаться; *составить программу наблюдения (перечень сторон, свойств, которые будут фиксироваться); *продумать способ фиксации полученной информации; *проводить наблюдение в естественных условиях);
  • Беседа – эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы (необходимо: *проводить беседу в естественной обстановке;  *постараться не быть чужим; *подготовить вопросы заранее; *фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания беседующего; *быть тактичным);
  • Анкетирование – метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым);
  • Анализ продуктов деятельности – метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники);
  • Тестирование – диагностика личностных качеств с помощью тестов. Но тестирование является лишь констатацией действительности, а чтобы изменять, развивать различные качества личности необходимо использовать другие методы.
  • Эксперимент – основной метод психологии, в котором осуществляется целенаправленное изучение какого-либо процесса в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик и условий его протекания (Планируемое исследование объектов или процессов) – основной метод в пед.психологии, т.к. он отличается от других методов активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию изменений в поведении изучаемого объекта.

       Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.

       Любой вид эксперимента включает в себя следующие  этапы:

       – постановка цели;

       – планирование хода эксперимента;

       – проведение эксперимента (сбор данных);

       – анализ полученных экспериментальных  данных;

       – выводы, которые основываются на анализе  экспериментальных данных;

       В эксперименте выделяются 3 этапа:

  1. Констатирующий (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы.
  2. Формирующий (в процессе которого реализуются формирующие и развивающие приемы);
  3. Контрольный этап. Его задача – оценить эффективность и результативность проделанной формирующей работы. Сравнивая результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах работы можно выяснить правильные ли приемы применялись и на сколько эти приемы улучшили развиваемое качество.
 

       Тема 1.2. Исторический очерк  становления и  развития педагогической психологии.

       Педагогическая  психология как наука возникла во второй половине 19 века и развивалась по нескольким принципиально разным теоретическим направлениям. Отличия между теориями определяются тем, как понимается природа процесса учения, что в нем выделяется в качестве предмета изучения.

       1) Ассоцианизм (от ассоциация = связь) Обучение опирается на память, которая способна запечатлевать следы прежних воздействий. Д. Гартли, В. Вундт считали, что все знания, умения, навыки формируются по закону ассоциаций, т.е. связываются, прикрепляются друг к другу.

       3 закона образования  ассоциаций:

       –по смежности (стул-стол);

       –по сходству (облако как вата, сравнения);

       –по контрасту (добро-зло).

       При таком обучении была большая нагрузка на память учащихся, хотя хорошо развивалась  образная память.

       2) Бихевиоризм (behaviour – поведение) Дж. Утсон, Э. Торндайк. Эта теория характеризуется тем, что учитываются только воздействия (стимулы), которые оказываются на обучаемого и его ответные реакции на эти воздействия. Предмет изучения – поведение, сведенное к совокупности движений (стимул ––> реакция). Особенностью бихевиоризма является биологизм, т.е. сторонники этой теории не видят отличий между человеком и животным.

       Процесс учения заключается в установлении связей между стимулом и реакцией, которые закрепляются по трем законам:

       – закон эффекта (эффект м.б. положительным  – состояние удовлетворения – закрепление связи; м.б. отрицательный – разочарование, ситуация неуспеха – приводит к уничтожению связи);

       – закон упражняемости (чем чаще повторяется  последовательность “стимул ––> реакция”, тем прочнее закрепляется связь;

       – закон готовности (чем меньше временной  промежуток между стимулом и реакцией, тем быстрее образуется связь).

       Для человека существует своя система поощрений. Первым является пищевое поощрение, второе – активностное (телевизор, видео), третье – манипулятивное (поиграть, порисовать), четвертое - социальное (похвалить, обнять и т.д.).

       3) Гештальтпсихология (гештальт – целостная структура, образ) М. Вертгаймер, В. Келлер, К. Кофка изучают психику с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичным по отношению к своим компонентам. Теория основана на том, что все элементы формируются в образы, соединяясь между собой определенными связями. При обучении нужно учитывать, что любой целостный образ состоит из элементов (хотя мы воспринимаем окружающие предметы как целостные структуры).

       4) Когнитивная психология (когницио – познаю) Г.У. Найссер, Д. Норман, Дж. Брунер. Направлена на изучение главной части учения – познавательного процесса. Это направление психологии разделилось на две теории: первая теория описывает познавательную деятельность с помощью основных психических процессов: восприятия, памяти, мышления. Вторая когнитивная теория отождествляет познавательную деятельность с процессами, происходящими в компьютере.

       Главным понятием когнитивной теории является конструкт. Конструкт – это шаблон нашего восприятия других людей и самого себя. Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения.

       Каждый  человек строит и проверяет гипотезы, решает проблему, пользуясь соответствующими конструктами. Каждый конструкт имеет дихотомию (два полюса): интеллигентный – неинтеллигентный и т.д.

      Одни  конструкты пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие обладают широким диапазоном применимости. Конструкт «умный – глупый» вряд ли годится для описания погоды, а вот конструкт «хороший – плохой» пригоден фактически на все случаи жизни.

      Нормальные  взаимоотношения между людьми возможны, если у них сходные конструкты.

       Конструктная система не является статическим образованием, а находится в косвенном изменении под влиянием опыта, т.е. личность формируется и развивается в течение всей жизни.

       5) Гуманистическая психология (США, 60-е годы) А. Маслоу, К. Роджерс. Предмет изучения – личность, индивидуальность человека. В этой теории выдвинута концепция “центрирования на клиенте”, т.е. центрированный на учащемся гуманистический подход к обучению.

      Развитие  личности в первую очередь зависит  от нее самой, ее постоянных и активных усилий по самораскрытию, пониманию своих индивидуальных особенностей, собственной уникальности. Люди рассматриваются как добрые  в своей основе и стремящиеся к совершенству, добру и самоконтролю.

       6) Культурно-историческая теория Л.С. Выготского – теория развития психики, связи обучения и развития, где обучение должно опережать и вести за собой развитие.

       Жан Пиаже считал, что роль обучения, так же как позиция педагога пассивны. Мышление ребенка должно пройти несколько стадий, которые заложены генетически, и никакое воздействие не может изменить ход развития.

       Л.С. Выготский создал свою теорию, считая, что в психическом развитии ведущую  роль играет обучение. Он выделяет 2 уровня психического развития (на основе того, с какой задачей (по трудности) ребенок может справится самостоятельно):

  • уровень актуального развития (ЗАР) – те особенности психики, которые сложились на данный момент, по этому уровню можно судить с какой сложностью заданий ребенок может справиться самостоятельно;
  • уровень ближайшего психического развития (ЗБР) – задания такой сложности, с которой ребенок может справиться с помощью небольшой подсказки взрослого.

       Обучение  должно забегать вперед развития, “подтягивать”  развитие за собой и только в этом случае обучение м.б. развивающим.

       7) Теория развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина разработана на основе теории Л.С. Выготского. В ней рассматриваются содержание, структура и формирование учебной деятельности.

       – ведущее звено в обучении – знания теоретического и обобщенного характера;

       – обучение идет от общих знаний к знаниям частного и конкретного характера;

       – основным критерием умственного развития является сформированность учебной деятельности, т.е. ее компонентов: 1) постановка задачи (учебные цели и учебно-познавательные мотивы); 2) выбор средств; 3) сама деятельность, которая делится на учебные действия; 4) самоконтроль и самопроверка.

       8) Теория поэтапного формирования действий П.Я. Гальперина, в которой поддерживается идея ведущей роли обучения и сформированы этапы формирования действий (переход от внешних к внутренним):

       1) мотивация (зачем, почему);

       2) овладение ориентировочной основой  действия;

       3) этап материального действия (с  предметом, с моделью);

       4) внешнеречевой этап;

       5) внешняя речь “про себя”; 

       6) окончательное становление в  умственном плане, действие сокращается, автоматизируется.

       Гальперин выделил 3 этапа учения: 1. Учение, идущее путем проб и ошибок (но в этом случае уходит много времени, а полученные знания применяются только для одной  конкретной ситуации); 2. Дается ориентировочная основа действий, но ошибки остаются; 3. Ориентировочная основа действий составляется учащимся с помощью учителя. 

       Раздел 2. Теоретические вопросы психологии обучения. 

       Связь обучения и развития ребенка является одной из центральных проблем пед.психологии.

       Развитие  – необратимое, качественное изменение личности, в результате которого возникает новое качество.

       Центральная проблема соотношения образования  и развития может рассматриваться с 3 точек зрения:

Информация о работе Лекции по "Педагогической психологии"