Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:07, курс лекций
Педагогическая психология является сравнительно молодой наукой (пед.психология развивалась в тесном единстве со всеми науками психологического цикла, прежде всего с возрастной психологией), поэтому нет единого определения.
Пед.психология изучает психологические закономерности процесса обучения, воспитания и психологию педагогической деятельности учителя.
Пед.психология должна изучать психологические закономерности процесса обучения (И.А. Зимняя)
Пед.психология – отрасль психологии как науки, которая изучает закономерности обучения и воспитания, психологию учителя.
Они таковы:
любить ребенка;
понимать ребенка;
уважать личность ребенка;
проявлять терпение, когда происходит становление ребенка.
В гуманном педагогическом процессе учитель опирается на стремление ребенка к: развитию; взрослению; свободе.
Доброта, откровенность, искренность и преданность ученикам — главные черты личности гуманного учителя. Определены и его заповеди: верить в безграничность возможностей ребенка, свои педагогические способности, силу гуманного подхода.
Методы пед.психологии:
В пед.психологии используются те же методы, что и в других ветвях психологической науки.
Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.
Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы:
– постановка цели;
– планирование хода эксперимента;
– проведение эксперимента (сбор данных);
– анализ полученных экспериментальных данных;
– выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных;
В эксперименте выделяются 3 этапа:
Тема 1.2. Исторический очерк становления и развития педагогической психологии.
Педагогическая психология как наука возникла во второй половине 19 века и развивалась по нескольким принципиально разным теоретическим направлениям. Отличия между теориями определяются тем, как понимается природа процесса учения, что в нем выделяется в качестве предмета изучения.
1) Ассоцианизм (от ассоциация = связь) Обучение опирается на память, которая способна запечатлевать следы прежних воздействий. Д. Гартли, В. Вундт считали, что все знания, умения, навыки формируются по закону ассоциаций, т.е. связываются, прикрепляются друг к другу.
3 закона образования ассоциаций:
–по смежности (стул-стол);
–по сходству (облако как вата, сравнения);
–по контрасту (добро-зло).
При таком обучении была большая нагрузка на память учащихся, хотя хорошо развивалась образная память.
2) Бихевиоризм (behaviour – поведение) Дж. Утсон, Э. Торндайк. Эта теория характеризуется тем, что учитываются только воздействия (стимулы), которые оказываются на обучаемого и его ответные реакции на эти воздействия. Предмет изучения – поведение, сведенное к совокупности движений (стимул ––> реакция). Особенностью бихевиоризма является биологизм, т.е. сторонники этой теории не видят отличий между человеком и животным.
Процесс учения заключается в установлении связей между стимулом и реакцией, которые закрепляются по трем законам:
– закон эффекта (эффект м.б. положительным – состояние удовлетворения – закрепление связи; м.б. отрицательный – разочарование, ситуация неуспеха – приводит к уничтожению связи);
– закон упражняемости (чем чаще повторяется последовательность “стимул ––> реакция”, тем прочнее закрепляется связь;
– закон готовности (чем меньше временной промежуток между стимулом и реакцией, тем быстрее образуется связь).
Для человека существует своя система поощрений. Первым является пищевое поощрение, второе – активностное (телевизор, видео), третье – манипулятивное (поиграть, порисовать), четвертое - социальное (похвалить, обнять и т.д.).
3) Гештальтпсихология (гештальт – целостная структура, образ) М. Вертгаймер, В. Келлер, К. Кофка изучают психику с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичным по отношению к своим компонентам. Теория основана на том, что все элементы формируются в образы, соединяясь между собой определенными связями. При обучении нужно учитывать, что любой целостный образ состоит из элементов (хотя мы воспринимаем окружающие предметы как целостные структуры).
4) Когнитивная психология (когницио – познаю) Г.У. Найссер, Д. Норман, Дж. Брунер. Направлена на изучение главной части учения – познавательного процесса. Это направление психологии разделилось на две теории: первая теория описывает познавательную деятельность с помощью основных психических процессов: восприятия, памяти, мышления. Вторая когнитивная теория отождествляет познавательную деятельность с процессами, происходящими в компьютере.
Главным понятием когнитивной теории является конструкт. Конструкт – это шаблон нашего восприятия других людей и самого себя. Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения.
Каждый человек строит и проверяет гипотезы, решает проблему, пользуясь соответствующими конструктами. Каждый конструкт имеет дихотомию (два полюса): интеллигентный – неинтеллигентный и т.д.
Одни конструкты пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие обладают широким диапазоном применимости. Конструкт «умный – глупый» вряд ли годится для описания погоды, а вот конструкт «хороший – плохой» пригоден фактически на все случаи жизни.
Нормальные взаимоотношения между людьми возможны, если у них сходные конструкты.
Конструктная система не является статическим образованием, а находится в косвенном изменении под влиянием опыта, т.е. личность формируется и развивается в течение всей жизни.
5) Гуманистическая психология (США, 60-е годы) А. Маслоу, К. Роджерс. Предмет изучения – личность, индивидуальность человека. В этой теории выдвинута концепция “центрирования на клиенте”, т.е. центрированный на учащемся гуманистический подход к обучению.
Развитие личности в первую очередь зависит от нее самой, ее постоянных и активных усилий по самораскрытию, пониманию своих индивидуальных особенностей, собственной уникальности. Люди рассматриваются как добрые в своей основе и стремящиеся к совершенству, добру и самоконтролю.
6) Культурно-историческая теория Л.С. Выготского – теория развития психики, связи обучения и развития, где обучение должно опережать и вести за собой развитие.
Жан Пиаже считал, что роль обучения, так же как позиция педагога пассивны. Мышление ребенка должно пройти несколько стадий, которые заложены генетически, и никакое воздействие не может изменить ход развития.
Л.С. Выготский создал свою теорию, считая, что в психическом развитии ведущую роль играет обучение. Он выделяет 2 уровня психического развития (на основе того, с какой задачей (по трудности) ребенок может справится самостоятельно):
Обучение должно забегать вперед развития, “подтягивать” развитие за собой и только в этом случае обучение м.б. развивающим.
7) Теория развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина разработана на основе теории Л.С. Выготского. В ней рассматриваются содержание, структура и формирование учебной деятельности.
– ведущее звено в обучении – знания теоретического и обобщенного характера;
– обучение идет от общих знаний к знаниям частного и конкретного характера;
– основным критерием умственного развития является сформированность учебной деятельности, т.е. ее компонентов: 1) постановка задачи (учебные цели и учебно-познавательные мотивы); 2) выбор средств; 3) сама деятельность, которая делится на учебные действия; 4) самоконтроль и самопроверка.
8) Теория поэтапного формирования действий П.Я. Гальперина, в которой поддерживается идея ведущей роли обучения и сформированы этапы формирования действий (переход от внешних к внутренним):
1) мотивация (зачем, почему);
2)
овладение ориентировочной
3) этап материального действия (с предметом, с моделью);
4) внешнеречевой этап;
5) внешняя речь “про себя”;
6) окончательное становление в умственном плане, действие сокращается, автоматизируется.
Гальперин
выделил 3 этапа учения: 1. Учение, идущее
путем проб и ошибок (но в этом
случае уходит много времени, а полученные
знания применяются только для одной
конкретной ситуации); 2. Дается ориентировочная
основа действий, но ошибки остаются; 3.
Ориентировочная основа действий составляется
учащимся с помощью учителя.
Раздел
2. Теоретические вопросы
психологии обучения.
Связь обучения и развития ребенка является одной из центральных проблем пед.психологии.
Развитие – необратимое, качественное изменение личности, в результате которого возникает новое качество.
Центральная проблема соотношения образования и развития может рассматриваться с 3 точек зрения: