Лекции по "Педагогической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:07, курс лекций

Описание работы

Педагогическая психология является сравнительно молодой наукой (пед.психология развивалась в тесном единстве со всеми науками психологического цикла, прежде всего с возрастной психологией), поэтому нет единого определения.
Пед.психология изучает психологические закономерности процесса обучения, воспитания и психологию педагогической деятельности учителя.
Пед.психология должна изучать психологические закономерности процесса обучения (И.А. Зимняя)
Пед.психология – отрасль психологии как науки, которая изучает закономерности обучения и воспитания, психологию учителя.

Работа содержит 1 файл

лекции педпсихология.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

       1) Биологизаторское направление: биологическая природа психики имеет важнейшую роль, т.е. все развитие зависит от заложенного природой и развитие не зависит от обучения и воспитания.

       Теория  Ж. Пиаже, в которой выделяются стадии развития интеллекта, зависящие от наследственной программы:

       –от рождения до 2 лет: сенсомоторный интеллект, нет операций формирования представлений о постоянстве предметов окружающей действительности;

       –от 2 до 6-7 лет: предоперационная стадия, мышление подчинено восприятию (восприятие как  состояние всех функций);

       –от 6-7 до 10-11 лет: формирование интериоризации, выполнение действий внутреннего плана;

       –от 10-11 до 14-15 лет: стадия формальных операций, внутренние действия становятся операциями, которые взаимодействуют друг с  другом.

       2) Социологизаторское направление: развитие человека объясняется воздействием окружающей среды (обучения, воспитания), т.е. развитие = обучение, то, что заложено природой не имеет значения.

       Бихевиористская теория, предметом исследования которой  является поведение. По мнению бихевиористов, обучить – значит сформировать реакцию на новые стимулы. Развитие – приобретенные способности реагировать на новые стимулы. Данные понятия тождественны, поэтому вопрос об их соотношении в данной теории не рассматривается.

       3) Теория конвергенции (представители этой теории пытались решить проблему путем соединения двух противоположных теорий): Они предлагали рассматривать развитие с двух сторон:

        развитие как созревание это развитие наследственных особенностей, не связано с обучением;

        развитие как обучение.

       Психические особенности человека врожденные, но их можно развить в ходе обучения и воспитания.

       4) Л.С. Выготский высказал свою позицию на проблему соотношения обучения и развития. Работая с детьми, имеющими различные проблемы Выготский установил, что одни дети хорошо принимают подсказку взрослых, другие не принимают подсказки.

       1-ую  группу составили дети обучаемые.  Их отставание обусловлено недостатками обучения.

       Далее Выготский вводит понятие 2-х уровней  психического развития ребенка: 1. Уровень актуального развития, который свидетельствует о тех особенностях психики, которые сложились у ребенка к данному моменту. По этому уровню мы судим с какой сложностью заданий ребенок справиться самостоятельно. 2.Уровень ближайшего психического развития, по которому мы судим о том, с какой сложностью заданий ребенок справится с помощью подсказки взрослого.

       Обучение  должно забегать вперед развития, прокладывать путь развитию и тем самым подтягивать  развитие за собой, только в этом случае обучение может стать развивающим. 

       Предмет, задачи и методы психологии обучения. 

       (Обучение  – деятельность педагога в  учебном процессе).

       Предмет психологии обучения составляют психологические  закономерности процесса формирования знаний, умений, навыков учащихся, развитие и воспитание учащихся в процессе обучения.

       Отсюда  вытекают задачи, решаемые психологией  обучения:

       1) эффективно обучать учащихся, исследовать  психические закономерности оптимизации процесса обучения, т.е. управлять процессом формирования знаний, умений, навыков;

       2) исследовать психологические закономерности реализации развивающего обучения, мало обучать, необходимо и развивать учащихся;

       3) воспитывать учащихся, влиять процессом  обучения на личность учащихся.

       Психология  обучения решает в единстве 3 задачи: обучать + развивать + воспитывать. Для обучения на первом месте стоит умственное развитие.

       Умственное  развитие – сложная динамичная система количественных и качественных изменений, которые происходят в интеллектуальной деятельности человека в связи с его возрастом, обогащением его опыта и в связи с индивидуальными особенностями его психики.

       Выделяются 2 вида знаний:

    • наличные знания – те, которыми человек располагает вообще;
    • действенные – те, которыми он пользуется).

       В образовании наряду с традиционным обучением сформировались и другие направления: проблемное, программированное, поисковое обучение и т.п. (активные методы обучения).

       Проблемное  обучение основано на получении новых знаний обучающимся посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создавшихся проблемных ситуациях.

       При организации процесса обучения содержание учебного материала не преподносится обучаемым в готовом для запоминания виде, а дается в составе проблемной задачи, как неизвестное искомое.

       Проблемные  ситуации возникают, если у человека есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решить задачу, но существует затруднение, противоречие между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым.

       Проблемное  обучение включает в себя несколько  этапов:

    • создание проблемной ситуации;
    • формулировка проблемы на основании анализа ситуации;
    • решение проблемы, т.е. выдвижение, смена, проверка гипотез;
    • проверка решения.

    Пример: Учительница, придя на урок, обнаруживает, что кабинет закрыт. Она пробует сама открыть дверь, но это не получается, т.к. кабинет закрыт изнутри. Тогда она понимает, что ребята закрылись специально.

    Учительница: «Немедленно откройте»

    Ученики: Молчат за дверями класса.

    Учительница: (вербальная и невербальная импровизированная  реакция на ситуацию)

       Интерактивное обучение основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий

    В деятельности преподавателя центральное  место занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые, обсуждая вопросы, спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут Истину. Кроме того, действует такой психологический феномен, как заражение (не подражание, а именно заражение), и любая высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную или близкую к высказанной, или, наоборот, вовсе противоположную.

    К методам интерактивного обучения могут быть отнесены следующие:

    1) эвристическая беседа,

    2) метод дискуссии,

    3) «мозговая атака»,

    4) метод «круглого стола»,

    5) метод «деловой игры»,

    6) конкурсы практических работ  с их обсуждением и некоторые  другие, применяемые отдельными преподавателями - энтузиастами активных методов обучения.

       Программированное обучение – одно из распространенных направлений современного обучения, в основе которого лежат принципы:

    • последовательности;
    • доступности;
    • систематичности;
    • самостоятельности.

       Главный элемент программированного обучения – обучающая программа, которая представляет собой упорядоченную последовательность задач. Для программированного обучения необходимо наличие специального учебника, в котором задачи подобраны таким образом, чтобы у учащихся в индивидуальном подходе вырабатывались умения и усваивались знания.

       Различают 3 основные формы программирования:

  1. Линейное, в основе которого лежит теория бихевиористов о научении как установлении связи «стимул –> реакция»: правильный шаг (действие) подкрепляется, неправильный шаг не подкрепляется;
  2. Разветвленное отличается от линейного множественностью выбора шага. Цель не безошибочность действия, а уяснение причины, которая вызывает ошибку. Это обучение требует умственных усилий обучающихся.
  3. Алгоритмизированное обучение возникло в начале 70-х гг. Алгоритм – система указаний, предписывающая последовательность элементарных действий (операций), которые в силу их простоты однозначно понимаются и выполняются.

       Личностно-ориентированное  обучение (традиционно при анализе учебного процесса обучение рассматривается с точки зрения учителя, обучающего) Основываясь на определении учебной деятельности личностно-ориентированный подход рассматривает как субъекта учебной деятельности и педагога и ученика.

       Личностный подход в широком смысле слова предполагает, что все психические процессы, свойства и состояния рассматривался как принадлежащие конкретному человеку. В центре обучения стоит сам ОБУЧАЮЩИЙСЯ, его мотивы, цели, психические свойства, т.е. личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений учитель определяет цель занятий и корректирует весь образовательный процесс. В процессе преподавания максимально учитываются национальные, половозрастные, индивидуально-психологические, статусные особенности обучающихся и учет их осуществляется через содержание, форму занятий, характер общения. Обучение направлено на развитие личности учащегося, являющегося субъектом познания.

       Деятельностная  теория разработана Леонтьевым, основной категорией является «деятельность», которая определяется как форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включая и других людей), отвечающее потребности, которая вызвала это взаимодействие.

       Потребность – предпосылка, источник деятельности.

       Существенной характеристикой деятельности является ее МОТИВИРОВАННОСТЬ. Всякое действие исходит из мотива.

       Мотив – то, ради чего ученик учится. Мотивация учения – система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл.

    1. Внутренние мотивы:

       1) Познавательные мотивы – те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности:

    • широкий познавательный мотив: стремление получать знания;
    • узкий познавательный мотив: ориентация на способы решения конкретной практической задачи;
    • мотив самообразования: стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;

       2) Социальные мотивы – мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе –> меняются социальные мотивы учения):

    • широкие социальные мотивы: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу;
    • узкие социальные мотивы: стремление занять определенное место в обществе, получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа;
    • мотивы социального сотрудничества: стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, научится выстраивать свои взаимоотношения с одноклассниками.

       II. Внешние мотивы – учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, какая-то награда.

       В деятельности выделяется ее внутренняя структура, где действия выступают  как единица деятельности:

       Деятельность  ––> действия ––> операции

        Мотив            ––>    цель      ––>   условия

Информация о работе Лекции по "Педагогической психологии"