Лекции по "Педагогической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:07, курс лекций

Описание работы

Педагогическая психология является сравнительно молодой наукой (пед.психология развивалась в тесном единстве со всеми науками психологического цикла, прежде всего с возрастной психологией), поэтому нет единого определения.
Пед.психология изучает психологические закономерности процесса обучения, воспитания и психологию педагогической деятельности учителя.
Пед.психология должна изучать психологические закономерности процесса обучения (И.А. Зимняя)
Пед.психология – отрасль психологии как науки, которая изучает закономерности обучения и воспитания, психологию учителя.

Работа содержит 1 файл

лекции педпсихология.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

  Данная  модель общения характеризуется  тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процесс общения. Он не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей. Формирование з. у. н.  является не целью, а средством полноценного развития личности.

  Способы общения: понимание, признание, и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).

  Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.

Личностная  позиция педагога: исходить из интересов  ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

№ 4

Барьеры общения и качество личности важное для общения.

  Общение -  совокупность связей и взаимовлияния  людей складывающихся в их совместной деятельности. Оно предполагает некоторый результат - изменение поведения и деятельности других людей. Каждый человек выполняет определенную роль в обществе. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение - ролевые конфликты. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей,  что иногда оборачивается межличностным конфликтом.

  В деятельности причины конфликта: предметно-деловые  разногласия, расхождения личностных интересов.

  Причина возникновения конфликта - не преодоленные смысловые барьеры в общении.

  Конфликт - это предельный случай обострения противоречий. Это явление закономерное - им можно и нужно управлять.

Существует  барьер общения полезных контактов. Нельзя быть совершенным человеком и показывать себя с хорошей стороны. Можно сократить дистанцию. (Заняться вместе каким-нибудь видом деятельности, сближают людей и стрессовые ситуации, можно показать собеседнику в чем вы достигли успеха).

Качества  личности важные для общения.

  1. Фасцинация (основа обаяния).
  2. Прямой и лучистый взгляд, голос, богатый в тембровом отношении.
  3. Импровизационный ум.
  4. Эмпатия (способность поставить себя на место другого).
  5. Доброжелательность.
  6. Аутентичность (умение быть собой).
  7. Инициативность в общении.
  8. Непосредственность.
  9. Принятие своих и чужих без страха.
  10. Стремление к самопознанию.

№5

Коммуникативные навыки и их характер.

  Одним из важных качеств педагога является  умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие  с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными  способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим  общением -- важнейшее требование к личности педагога  в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.

  Прежде  всего заметим, что коммуникативные  способности, проявляющиеся  в педагогическом общении, - это способности к общению,  специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей. Из этого можно сделать по меньшей мере два полезных вывода:

1, Разговор о  способностях к педагогическому  общению не может вестись независимо от обсуждения общих коммуникативных способностей,  проявляемых во всех сферах человеческого общения.

  2. Когда речь идет о способностях  к педагогическому общению, то ограничиваться разговорами об общих коммуникативных способностях  нельзя, Во-первых, далеко не все коммуникативные способности человека проявляют себя одинаковым образом и в одинаковой мере необходимы педагогу. Во-вторых, есть ряд специальных коммуникативных  умений и навыков, которыми должен владеть педагог и которые не являются необходимыми для людей других профессий. В частности, познание человеком других людей» познание самого себя,  правильное восприятие и оценивание ситуаций общения, умение вести себя по отношению к людям, действия» предпринимаемые человеком в отношении самого себя.

  Познание  человека человекам включает общую  оценку человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления  о нем, оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений, оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение «читать» позы, жесты, мимику, пантомимику.

  Познание  человеком самого себя предполагает оценку своих знаний» оценку своих  способностей» оценку своего характера и других черт личности, оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей.

  Умение правильна оценить ситуацию общения - это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.

  Невербальные формы педагогического общения. Связанные с этим коммуникативные способности включают: умение вступать в контакт с незнакомыми людьми; умение предупреждать возникновение и своевременно  разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения, умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком; умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства, умение извлекать  из общения максимум пользы для себя.

  Коммуникативные способности педагога поддаются развитию. Хорошие результаты в их формировании дает социально-психологический  тренинг.

№6

Анализ  категории взаимодействия на уроке по Фландерсу. 

Действие  учителя, и реакция на действие школьника.

  1. Принятие и анализ отношения ученика к занятиям, урокам.
  2. Похвала, одобрение и порицание ответа школьника и его поведения.
  3. Шутки, использование юмора.
  4. Принятие, отвержение или использование ответов к высказыванию ученика.
  5. Вопросы учителя.
  6. Рассказ учителя.
  7. Распоряжение, указание и приказы.
  8. Критика, указания.
  9. Пауза, молчание.
  10. Действие ученика побуждающие учителя.
  11. Реакция на шутки учителя.
  12. Реакция на похвалу и порицание со стороны учителя.
  13. Реакция на замечания учителя.
  14. Реакция на оценку.
  15. См. Действия ученика. Разговор по собственной инициативе.
  16. Вопросы, задаваемые учителю.
  17. Дискуссия между учениками.
  18. Форма выражения своего отношения к уроку и учителю.
  19. Молчание и замешательство ученика.
  20. Другие формы поведения и высказывания учеников.
 

Эффективность труда учителя, причины  педагогических затруднений.

  Исследования, проведенные в педагогической психологии Н. В. Кузьминой, М. К. Тутушкиной, позволили выделить основные компоненты в деятельности преподавателя, которые характеризуют его эффективность в работе:

  1. Конструктивная деятельность связана с отбором, умением строить учебно- воспитательный материал и проектировать развитие индивидуальности учащегося.
  2. Организаторская деятельность включает организацию: своего поведения (педагогические действия в реальных условиях деятельности) на занятиях и вне их; обратной связи с учениками (мнение, знания, интерес) и деятельности учащихся, их действий  и поступков.
  3. Коммуникативная деятельность - это совместная деятельность педагога и учащегося, построение межличностного взаимодействия ( восприятие и понимание людьми друг друга) и отношений в процессе педагогической деятельности, процесс педагогического  общения.
  4. Рефлексивная деятельность - умение педагога анализировать  и адекватно оценивать свою педагогическую деятельность, развивать самосознание, проявляющееся в самопознании, самооценке  и саморегулировании поведения, стремление к личностному росту, самовыражению и саморегуляции.

  От  авторитета преподавателя также  зависит успешность и эффективность его деятельности.

  Авторитет преподавателя - интегральная характеристика его профессионального, педагогического и личностного положения в коллективе, которое проявляется в ходе взаимоотношений с коллегами и учащимися и оказывает влияние на успешность учебно-воспитательною процесса.

  К основным трудностям и проблемам, которые  чаще всего встречаются в педагогической деятельности относятся:

  • неумение анализировать все компоненты своей педагогической деятельности и себя как личность и индивидуальность;
  • недостаточное понимание индивидуально-психологических особенностей студентов и неумение их учитывать;
  • неумение построить процесс общения со студентами и коллегами;
  • неумение управлять своими психическими состояниями и преодолевать психологические барьеры.

Студентам нравится, когда в преподавателе  сочетаются личностные и интеллектуальные свойства. Анализируя труд молодого преподавателя, можно выделить несколько отличительных особенностей: ставит грандиозные цели, предъявляет жесткие требования; податлив; высоко ответственен, стремится все сделать хорошо; недостаточно реально относится к себе и студентам. У молодых специалистов ярко выражена потребность в поддержке и одобрении, обусловленная неуверенностью в своих силах.

  Каждодневная  работа преподавателя является большой  нагрузкой на психику человека, так  все время ставит перед ним  новые трудно разрешимые задачи, без времени на обдумывание или расчета наиболее удачного решения.

  Трудности также возникают, когда с группой  не удается наладить контакт, ни положительный, ни отрицательный. Например, когда члены группы игнорируют друг друга и не хотят вступать в контакт на фоне группы.

  Пути  преодоления трудностей в педагогической работе прежде связаны с формированием психологической и педагогической культуры каждого преподавателя.

№ 17

Конфликтные педагогические ситуации и стратегии поведения  в конфликте. 

  Конфликты могут возникать практически  во всех сферах человеческой жизни  в том числе и при осуществлении  профессиональной педагогической деятельности.

  Внутриличностные  конфликты, связанные с педагогической деятельностью, могут развиваться, когда различные социальные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования.

  Развитие  личности невозможно без преодоления  внутренних противоречий, разрешения психологических конфликтов.

  Неразрешенные внутриличностные конфликты вызывают фрустрацию и чувство тревоги, препятствуют личностному росту, делают  человека более уязвимым. Нередко внутриличностные конфликты  вольно или невольно провоцируются другими людьми.

  Межличностный конфликт.  Это самый распространенный тип конфликта. В учебных заведениях он может возникать. между участниками педагогического процесса. Многие считают, что основными причинами этих конфликтов являются необоснованные притязания или неуживчивый  характер участников ситуации.

  Конфликт  между личностью и группой. Как  известно, неформальные группы устанавливают свои нормы повеления, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа расценивает как негативное явление,  возникает конфликт между личностью и группой.

  Межгрупповой  конфликт. Учебное заведение, как и любая другая организация, состоит из множества формальных и неформальных  групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями.

  Реалистические  конфликты вызваны неудовлетворением  определенных требований участников или несправедливым, по мнению  одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо  преимуществ.

Информация о работе Лекции по "Педагогической психологии"