Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:07, курс лекций
Педагогическая психология является сравнительно молодой наукой (пед.психология развивалась в тесном единстве со всеми науками психологического цикла, прежде всего с возрастной психологией), поэтому нет единого определения.
Пед.психология изучает психологические закономерности процесса обучения, воспитания и психологию педагогической деятельности учителя.
Пед.психология должна изучать психологические закономерности процесса обучения (И.А. Зимняя)
Пед.психология – отрасль психологии как науки, которая изучает закономерности обучения и воспитания, психологию учителя.
Данная модель общения характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процесс общения. Он не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей. Формирование з. у. н. является не целью, а средством полноценного развития личности.
Способы общения: понимание, признание, и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).
Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.
Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
№ 4
Барьеры общения и качество личности важное для общения.
Общение - совокупность связей и взаимовлияния людей складывающихся в их совместной деятельности. Оно предполагает некоторый результат - изменение поведения и деятельности других людей. Каждый человек выполняет определенную роль в обществе. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение - ролевые конфликты. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается межличностным конфликтом.
В деятельности причины конфликта: предметно-деловые разногласия, расхождения личностных интересов.
Причина возникновения конфликта - не преодоленные смысловые барьеры в общении.
Конфликт - это предельный случай обострения противоречий. Это явление закономерное - им можно и нужно управлять.
Существует барьер общения полезных контактов. Нельзя быть совершенным человеком и показывать себя с хорошей стороны. Можно сократить дистанцию. (Заняться вместе каким-нибудь видом деятельности, сближают людей и стрессовые ситуации, можно показать собеседнику в чем вы достигли успеха).
Качества личности важные для общения.
№5
Коммуникативные навыки и их характер.
Одним
из важных качеств педагога является
умение организовывать длительное и эффективное
взаимодействие с учащимися. Данное
умение обычно связывают с коммуникативными
способностями педагога. Владение профессионально-
Прежде всего заметим, что коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении, - это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей. Из этого можно сделать по меньшей мере два полезных вывода:
1, Разговор о
способностях к
2.
Когда речь идет о
Познание человека человекам включает общую оценку человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем, оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений, оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение «читать» позы, жесты, мимику, пантомимику.
Познание человеком самого себя предполагает оценку своих знаний» оценку своих способностей» оценку своего характера и других черт личности, оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей.
Умение правильна оценить ситуацию общения - это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.
Невербальные формы педагогического общения. Связанные с этим коммуникативные способности включают: умение вступать в контакт с незнакомыми людьми; умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения, умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком; умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства, умение извлекать из общения максимум пользы для себя.
Коммуникативные способности педагога поддаются развитию. Хорошие результаты в их формировании дает социально-психологический тренинг.
№6
Анализ
категории взаимодействия
на уроке по Фландерсу.
Действие учителя, и реакция на действие школьника.
Эффективность труда учителя, причины педагогических затруднений.
Исследования, проведенные в педагогической психологии Н. В. Кузьминой, М. К. Тутушкиной, позволили выделить основные компоненты в деятельности преподавателя, которые характеризуют его эффективность в работе:
От авторитета преподавателя также зависит успешность и эффективность его деятельности.
Авторитет преподавателя - интегральная характеристика его профессионального, педагогического и личностного положения в коллективе, которое проявляется в ходе взаимоотношений с коллегами и учащимися и оказывает влияние на успешность учебно-воспитательною процесса.
К основным трудностям и проблемам, которые чаще всего встречаются в педагогической деятельности относятся:
Студентам нравится, когда в преподавателе сочетаются личностные и интеллектуальные свойства. Анализируя труд молодого преподавателя, можно выделить несколько отличительных особенностей: ставит грандиозные цели, предъявляет жесткие требования; податлив; высоко ответственен, стремится все сделать хорошо; недостаточно реально относится к себе и студентам. У молодых специалистов ярко выражена потребность в поддержке и одобрении, обусловленная неуверенностью в своих силах.
Каждодневная работа преподавателя является большой нагрузкой на психику человека, так все время ставит перед ним новые трудно разрешимые задачи, без времени на обдумывание или расчета наиболее удачного решения.
Трудности также возникают, когда с группой не удается наладить контакт, ни положительный, ни отрицательный. Например, когда члены группы игнорируют друг друга и не хотят вступать в контакт на фоне группы.
Пути преодоления трудностей в педагогической работе прежде связаны с формированием психологической и педагогической культуры каждого преподавателя.
№ 17
Конфликтные
педагогические ситуации
и стратегии поведения
в конфликте.
Конфликты
могут возникать практически
во всех сферах человеческой жизни
в том числе и при
Внутриличностные конфликты, связанные с педагогической деятельностью, могут развиваться, когда различные социальные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования.
Развитие личности невозможно без преодоления внутренних противоречий, разрешения психологических конфликтов.
Неразрешенные внутриличностные конфликты вызывают фрустрацию и чувство тревоги, препятствуют личностному росту, делают человека более уязвимым. Нередко внутриличностные конфликты вольно или невольно провоцируются другими людьми.
Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В учебных заведениях он может возникать. между участниками педагогического процесса. Многие считают, что основными причинами этих конфликтов являются необоснованные притязания или неуживчивый характер участников ситуации.
Конфликт между личностью и группой. Как известно, неформальные группы устанавливают свои нормы повеления, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа расценивает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.
Межгрупповой конфликт. Учебное заведение, как и любая другая организация, состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями.
Реалистические
конфликты вызваны