Лекции по "Педагогической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:07, курс лекций

Описание работы

Педагогическая психология является сравнительно молодой наукой (пед.психология развивалась в тесном единстве со всеми науками психологического цикла, прежде всего с возрастной психологией), поэтому нет единого определения.
Пед.психология изучает психологические закономерности процесса обучения, воспитания и психологию педагогической деятельности учителя.
Пед.психология должна изучать психологические закономерности процесса обучения (И.А. Зимняя)
Пед.психология – отрасль психологии как науки, которая изучает закономерности обучения и воспитания, психологию учителя.

Работа содержит 1 файл

лекции педпсихология.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ПСИХОЛОГИЯ

       Литература:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.
  2. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов средних пед.учебных заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 1998.
  3. Давыдов В.В. Психология обучения. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Гоноболин Ф.И. Книга об учителе. – М.: Просвещение, 1965.
  5. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.
  6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – 1987.
 

       Раздел 1. Введение в педагогическую психологию.

       Тема 1.1. Предмет, задачи, методы и структура

       педагогической психологии.

       Педагогическая  психология является сравнительно молодой  наукой (пед.психология развивалась в тесном единстве со всеми науками психологического цикла, прежде всего с возрастной психологией), поэтому нет единого определения.

  1. Пед.психология изучает психологические закономерности процесса обучения, воспитания и психологию педагогической деятельности учителя.
  2. Пед.психология должна изучать психологические закономерности процесса обучения (И.А. Зимняя)
  3. Пед.психология – отрасль психологии как науки, которая изучает закономерности обучения и воспитания, психологию учителя.

       Предметом пед.психологии (т.е. то, что она изучает) являются механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта в образовательном процессе и вызываемые этим процессом изменения на уровне интеллектуального и личностного развития человека.

       Структура пед.психологии (в зависимости от изучаемых разделов):

  1. Психология обучения: изучает различные аспекты, условия реализации обучения, развития и воспитания;
  2. Психология воспитания: самая слаборазвитая часть пед.психологии, предмет изучения личность, коллектив;
  3. Психология учителя: исследует педагогическую деятельность (структура, психологические основы, стили).

       В зависимости от сферы  применения:

       1. Психология дошкольного обучения и воспитания;

       2. Психология обучения и воспитания  школьника (при подразделении на младший, средний и старший школьный возраст);

       3. Психология высшей школы;

       4. психология профессионально-технического  образования;

       5. Психология обучения взрослых

       Задачи  пед.психологии:

  1. Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого.
  2. Определение механизмов и закономерностей освоения обучающимися социокультурного опыта, его сохранения в индивидуальном сознании и использования в различных ситуациях.
  3. Определение связи между уровнем интеллектуального/личностного развития обучающегося и формами/методами педагогического воздействия.
  4. Определение особенностей организации учебной деятельности и влияние этого процесса на интеллектуальное и личностное развитие обучающихся.
  5. Изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств.

    Связь пед.психологии с  другими науками

    Пед.психология связана с педагогикой (педагогика – наука, изучающая сущность, цели и закономерности воспитания и обучения, а пед.психология изучает как происходит психическое развитие ребенка в процессе обучения и воспитания); также пед.психология связана с общей психологией (общая психология изучает психические функции — восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение, а пед.психология показывает как психические функции изменяются под влиянием обучения, воспитания и личности учителя); пед.психология связана с возрастной психологией, т.к. изменения в личности ребенка, происходящие в процессе обучения и воспитания напрямую зависят от его возрастных особенностей; пед.психология связана с социальной психологией, которая показывает зависимость развития и поведения ребенка от особенностей тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний). Пед.психология связана с естественными науками: анатомией, физиологией и медициной (существуют половозрастные, конституционные и нейродинамические (подвижность нервных процессов) свойства личности, которые педагогу нужно учитывать для правильной организации обучения и воспитания.

       Основные  термины:

       Самое широкое понятие – учебная деятельность (учебный процесс) – совместная деятельность учителя и учащегося; усвоение – процесс перехода элементов социального опыта в опыт индивидуальный; учение – деятельность ученика, включенного в учебный процесс, специально организованный учителем; обучение – деятельность учителя в учебном процессе; формирование – деятельность учителя, связанная с организацией усвоения определенных элементов социального опыта учеником. Используется так же термин научение – аналог той деятельности, которую мы называем учением у человека, у животных называем учением.

       Принципы  педагогической психологии

     Принцип в переводе с латинского (principium) означает исходное положение, начало, основу чего-либо — науки, теории, учения. Такими принципами в педагогической психологии являются:

     1.   Детерминизм, или причинная обусловленность психических явлений.

    Принцип детерминизма означает закономерную и  необходимую зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Каждое из таких явлении имеет причину и следствие, а отдельные компоненты зависят от свойств целого явления.

    Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым было доказано, что любое психическое явление зависит от микросреды и деятельности субъекта. Более полно этот принцип разработал С. Л. Рубинштейн. В своей книге «Бытие и сознание» он писал:

    ...Внешние  причины (внешние воздействия)  всегда действуют лишь опосредованно через внутренние условия. ...При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия1.

    Главную роль играют внешние условия —  это предметы и явления окружающего  мира, преобразованная природа, культура, существующие объективно особенности человека — соматические состояния, тип конституции. Внутренние условия — свойства нервной системы, мотивация, ценностные ориентации, эмоционально-волевая сфера.

    Принцип детерминизма помогает выстроить весь учебно-воспитательный процесс как непрерывный, в котором четко обозначены причины и следствия, касающиеся степени успеваемости и обучаемости, что в итоге и самому ребенку поможет понять собственные ошибки и удачи.

     2.   Единство сознания и деятельности.

    Следующий принцип — единства сознания и  деятельности при объяснении и изучении психических явлений. Его суть такова: понять особенности психики возможно при анализе деятельности человека. О сознании, личности мы судим по тому, что она делает, как взаимодействует с предметами и другими людьми. Раскрыть внутренние побудительные причины поступков и действий оказывается возможным и по продуктам деятельности (по ее результатам). Сознание в психологии описывается как активное, направленное на предмет, способное к рефлексии, связанное с мотивами и ценностными ориентациями.

     3.   Единство личности и деятельности.

    Принцип единства личности и деятельности означает, что личность проявляется в деятельности, и в ней же она формируется. В настоящее время само понятие личности является едва ли не самым сложным, поэтому существуют различные определения. Мы будем придерживаться предложенного А. В. Петровским: Личность — это субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личность определяется системным качеством — включенностью в общественные отношения индивида. Оно формируется в совместной деятельности и общении.

    Принцип единства личности и деятельности помогает организовать педагогическую деятельность так, чтобы она была значимой для школьника. В противном случае ее активное, преобразующее положительное влияние на окружающий мир и самого субъекта невозможно. Таким образом, не всякая деятельность позитивно воздействует на личность, а только та, которая принята субъектом и идентифицирована им (в ответах на вопрос, зачем она нужна, удастся ли ее выполнить с помощью имеющихся средств, какое влияние она окажет на окружающих).

     4.   Развитие.

    Следующий принцип педагогической психологии — принцип развития. Он состоит в том, что любое психическое явление рассматривается в развитии и изменении.

    Если  говорить о рассматриваемом принципе в контексте развития психики, то педагог должен понимать, что все психические процессы меняются во времени, и это выражается в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Изменения имеют необратимый характер.

    Идеи  развития появились в эволюционном учении Ч. Дарвина. Некоторыми учеными-психологами процесс психического развития рассматривался как независимый от внешних условий. Активность личности при этом не имела никакого значения. В бихевиоризме данный процесс представлялся как механический, а личностная роль игнорировалась. Как полагали сторонники такой точки зрения, навыки накапливаются механистически (стимул—реакция; по формуле S = R), методом проб и ошибок. Это и есть развитие.

    Другие  ученые, представители биологизаторского направления, полагали: развитие — процесс спонтанный, самопроизвольный, зависимый только от наследственности. Аналогичное утверждал в теории операционального интеллекта женевский психолог Ж. Пиаже.

    В настоящее время большинство  ученых детерминирует развитие психики человека его психобиологической сущностью. Факторами такового являются природные (биологические) и социальные (условия жизни, обучение, воспитание).

    Л. С. Выготский, анализируя развитие высших психических функций, категорически отрицал их обусловленность генетической программой. С его точки зрения, решающую роль в развитии выполняет включение человека в созидательную деятельность.

    Успешность  развития зависит во многом от того, насколько эффективно педагоги стимулируют, поддерживают и используют активность детей в их деятельности.

     5.  Общение и взаимодействие.

Следующий принцип  педагогической психологии — принцип  общения и взаимодействия. Сущность его заключается не только в том, что он играет определенную роль в учебно-воспитательном процессе, но и в его психологической природе. Психические новообразования могут появиться только «через» кого-то, «для» кого-то, «посредством» кого-то (А. М. Матюшкин)

    Всякая  новая форма культурного опыта  является не просто извне, независимо от состояния организма в данный момент развития, но организм, усваивая внешние влияния, усваивая целый ряд форм поведения, ассимилирует их в зависимости от того, на какой ступени психического развития он стоит.

    Из  всего сказанного следует, что общение  ребенка со сверстниками и взрослыми позволяет ему усваивать ряд стимулов, регулирующих (одобряющих или нет) поведение. Они и помогают воспитаннику сопоставлять свое поведение с тем, что требуется. Это происходит на основе выбора и взвешенности мотивов.

     6. Создание гуманистических и демократических отношений между педагогами и детьми и гуманизация всего педагогического процесса.

Принцип создания гуманистических и демократических  отношений между педагогом и школьниками и гуманного педагогического процесса означает равноправные отношения между всеми субъектами педагогического процесса.

    Ш. А. Амонашвили сформулировал принципы гуманного учительского поведения и вообще всего учебно-воспитательного процесса.

Информация о работе Лекции по "Педагогической психологии"