Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:07, курс лекций
Педагогическая психология является сравнительно молодой наукой (пед.психология развивалась в тесном единстве со всеми науками психологического цикла, прежде всего с возрастной психологией), поэтому нет единого определения.
Пед.психология изучает психологические закономерности процесса обучения, воспитания и психологию педагогической деятельности учителя.
Пед.психология должна изучать психологические закономерности процесса обучения (И.А. Зимняя)
Пед.психология – отрасль психологии как науки, которая изучает закономерности обучения и воспитания, психологию учителя.
–> задача <–
Действия могут быть:
Теория Гальперина сложилась в 50-60 гг., когда активно разрабатывалась теория деятельности Леонтьева; Основные положения:
Все современные направления имеют несколько общих оснований:
Сравнительный
анализ моделей обучения
Параметры | Традиционное | Развивающее |
1. Единица управления | Объект управления – учащийся (исполнитель планов преподавателя) | Объект управления - учебно-воспитательная ситуация. Учащиеся - субъекты процесса учения, общения и т. д. |
2. Цели | Усвоение предметно-дисциплинарных знаний | Развитие личности |
3. Стиль преподавания | Авторитарный | Демократический |
4. Мотивационно-смысловые установки преподавателя | Закрытость личности, непререкаемость требований, игнорирование личного опыта обучаемого | Открытость, установка на совместную деятельность |
5. Характер организации учебно-познаватель-ной деятельности | Преобладают репродуктивные задания. Овладение исполнительной оперативно-технической стороной деятельности опережает смысло- и целеполагание | На первый план выдвигаются творческие и продуктивные задания, определяющие смыслы и мотивы выбора обучаемым репродуктивных заданий |
6. Формы учебных взаимодействий | Подражание, имитация, следование образцу. Обучаемый - ведомый. Соперничество преобладает над сотрудничеством | Цели и задачи разрабатываются совместно с преподавателем. Процесс их достижения - совместная деятельность. Преобладает сотрудничество |
7. Контроль и оценка | Преобладает внешний пооперационный контроль в рамках жестко заданных правил. Оценка результатов | Преобладает взаимо- и самоконтроль в рамках общих, разделяемых группой ценностей и смыслов. Взаимо- и самооценка |
8. Мотивационно-смысловые позиции обучаемых | Отчуждение от учебных ценностей и задач, сужение спектра познавательных мотивов, внутренний психологический отход от учебной деятельности | Усиление смыслов учения. Обогащение мотивов учения и познания, расширение мотивационной сферы личности. Самоактуализация личности |
В общей теории учения (которую основали Коменский, Песталоцци, Ушинский, Выготский, Макаренко) сформировалась психологическая теория учебной деятельности.
В работах Эльконина, Давыдова, Марковой, Гальперина, Талызиной УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами.
Учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности, которая направлена на самого обучаемого как ее субъекта в плане совершенствования, развития, формирования ее личности, благодаря осознанному, целенаправленному присвоению общественного опыта в различных видах деятельности.
Ильясов выделил 5 основных характеристик учебной деятельности.
Предмет = содержание учебной деятельности (т.е. то, на что она направлена): усвоение знаний, способов действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся.
Средства учебной деятельности (с помощью которых она осуществляется):
Структура
учебной деятельности: мотивация;
учебные задачи в определенных ситуациях;
учебные действия; контроль, переходящий
в самоконтроль; оценка, переходящая в
самооценку.
Раздел
3. Теоретические вопросы
психологии воспитания.
Когда говорят об усвоении научного или производственного опыта – это обучение. ВОСПИТАНИЕ – усвоение моральных норм, ценностей, этической культуры.
Дети в начальной школе усваивают не только знания о предметном мире, но и определенные способы поведения людей, их взаимоотношения, понимание «хорошего» и «плохого», т.е. приобщаются к моральным, этическим видам человеческого опыта.
Общие закономерности:
Психология воспитания выявляет как целенаправленные воспитательные меры влияют на формирование личности ребенка. Она изучает процесс возникновения новых образований личности – черт характера, привычек, потребностей, мотивов. Предметом психологии воспитания является взаимодействие воспитателя и воспитуемого, превращение внешних воздействий во внутренние новообразования личности.
Большое значение имеют:
Раздел
4. Вопросы психологии
труда учителя
Педагогическая деятельность представляет собой обучающее и воспитывающее воздействие учителя на ученика(ов), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие.
Предметом пед.деятельности является организация учебной деятельности учащихся, направленная на освоение ими социокультурного опыта.
Средствами пед.деятельности являются:
Способы передачи социального опыта: объяснение, показ, совместная работа, непосредственная практика обучающихся, тренинги.
Продукт пед.деятельности: формируемый у ученика индивидуальный опыт, который оценивается на экзамене, зачете по критериям решения задач.
Пед.деятельность (как и любая деятельность) включает в себя:
Пед.деятельность
имеет 3 этапа: ***постановка учебных
целей; ***выбор и применение методов
и средств воздействия; ***контроль и оценка
пед.воздействий.
Личность учителя (как любая личность) – субъект и объект общественных отношений.
Структура личности очень разнообразна:
1)
Направленность – совокупность
устойчивых мотивов,
***потребности, ***интересы, ***идеалы, ***убеждения, ***мотивы деятельности, ***мировоззрение.
Чтобы быть хорошим педагогом необходимо иметь педагогические способности. Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.
Способности
могут быть: 1) общие (обеспечивают легкость
и продуктивность в овладении
знаниями); 2) специальные (система свойств
личности, которая помогает достигнуть
высоких результатов в какой-
Для пед.способностей ведущими являются: педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний.
Педагогические способности могут быть:
Общение сквозной процесс в обучении. Формулировки общения.
Общение - это процесс развития и становления отношений между субъектами, которые активно участвуют в диалоге. Речь учителя является основным средством, которое позволяет ему приобщить учеников к своим способам мышления.
Если
рассматривать общение как
Учебно-дисциплинарная модель общения.
Она складывалась в нашей стране десятилетиями и несет на себе отпечаток второй половины 70х годов, когда целью обучения являлось: Вооружение учеников знаниями, умениями и навыками. Лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми «Делай как я».
Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.
Тактика общения: диктат или опека.
Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций. В результате такой модели общения происходит пагубное воздействие на личность ребенка. Альтернативу этой модели составляет личностно-ориентированная модель общения.
Личностно-ориентированная модель общения.
Цель: Обеспечить
чувства психологической