Лекции по "Педагогической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:07, курс лекций

Описание работы

Педагогическая психология является сравнительно молодой наукой (пед.психология развивалась в тесном единстве со всеми науками психологического цикла, прежде всего с возрастной психологией), поэтому нет единого определения.
Пед.психология изучает психологические закономерности процесса обучения, воспитания и психологию педагогической деятельности учителя.
Пед.психология должна изучать психологические закономерности процесса обучения (И.А. Зимняя)
Пед.психология – отрасль психологии как науки, которая изучает закономерности обучения и воспитания, психологию учителя.

Работа содержит 1 файл

лекции педпсихология.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

                               –>  задача  <–

       Действия  могут быть:

    • учебные, те, с помощью которых усваивается учебная задача, т.е. все те действия которые ученик делает на уроке (специфические для каждого учебного предмета и общие);
    • действия контроля – те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;
    • действие оценки – те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи.

       Теория  Гальперина сложилась в 50-60 гг., когда активно разрабатывалась теория деятельности Леонтьева; Основные положения:

  1. внутренняя психическая деятельность возникает из внешней деятельности, из совместной деятельности ребенка со взрослым;
  2. процесс перехода из внешнего плана во внутренний называется ИНРЕРИОРИЗАЦИЯ, а из внутреннего во внешний – ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ.
  3. Процесс интериоризации включает в себя ряд этапов, которые знания должны пройти в процессе своего усвоения. Важным средством контроля за этим процессом является речь.

       Все современные направления имеют  несколько общих оснований:

    • непосредственность взаимодействия обучающего и обучаемого (контактное и дистанционное обучение);
    • принцип сознательности (обучение с интуитивным освоением опыта и сознательным);
    • наличие управления делит образовательный процесс на традиционное обучение, программированное, алгоритмизированное и др.);
    • по способу организации выделяются активные формы и традиционные (информационные, сообщающие).
 

Сравнительный анализ моделей обучения 

Параметры  Традиционное  Развивающее
1. Единица управления  Объект управления – учащийся (исполнитель планов преподавателя)  Объект управления - учебно-воспитательная ситуация. Учащиеся - субъекты процесса учения, общения и т. д.
2. Цели  Усвоение  предметно-дисциплинарных знаний  Развитие  личности
3. Стиль преподавания  Авторитарный  Демократический
4. Мотивационно-смысловые установки преподавателя  Закрытость  личности, непререкаемость требований, игнорирование личного опыта  обучаемого  Открытость, установка на совместную деятельность
5. Характер организации учебно-познаватель-ной деятельности  Преобладают репродуктивные задания. Овладение исполнительной оперативно-технической стороной деятельности опережает смысло- и целеполагание  На первый план выдвигаются творческие и продуктивные задания, определяющие смыслы и мотивы выбора обучаемым репродуктивных заданий
6. Формы учебных взаимодействий  Подражание, имитация, следование образцу. Обучаемый - ведомый. Соперничество преобладает над сотрудничеством  Цели и  задачи разрабатываются совместно с преподавателем. Процесс их достижения - совместная деятельность. Преобладает сотрудничество
7. Контроль и оценка  Преобладает внешний пооперационный контроль в рамках жестко заданных правил. Оценка результатов  Преобладает взаимо- и самоконтроль в рамках общих, разделяемых группой ценностей и смыслов. Взаимо- и самооценка
8. Мотивационно-смысловые позиции обучаемых  Отчуждение  от учебных ценностей и задач, сужение спектра познавательных мотивов, внутренний психологический отход от учебной деятельности  Усиление  смыслов учения. Обогащение мотивов учения и познания, расширение мотивационной сферы личности. Самоактуализация личности

       Мотивы, содержание, структура  учебной деятельности

 

       В общей теории учения (которую основали Коменский, Песталоцци, Ушинский, Выготский, Макаренко) сформировалась психологическая теория учебной деятельности.

       В работах Эльконина, Давыдова, Марковой, Гальперина, Талызиной УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами.

       Учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности, которая направлена на самого обучаемого как ее субъекта в плане совершенствования, развития, формирования ее личности, благодаря осознанному, целенаправленному присвоению общественного опыта в различных видах деятельности.

       Ильясов выделил 5 основных характеристик учебной деятельности.

    • она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
    • в ней осваиваются ОБЩИЕ способы действий и научные (а не житейские) понятия;
    • общие способы действия предваряют решение конкретных задач;
    • учебная деятельность отвечает познавательному, постоянно неудовлетворенному стремлению;
    • учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, что является основной ее характеристикой.

       Предмет = содержание учебной деятельности (т.е. то, на что она направлена): усвоение знаний, способов действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся.

       Средства  учебной деятельности (с помощью  которых она осуществляется):

    1. Интеллектуальные действия (мыслительные операции) анализ, синтез, обобщение, классификация, без которых умственная деятельность невозможна;
    2. Знаковые, языковые, вербальные средства с помощью которых усваиваются знания и воспроизводится индивидуальный опыт.

       Структура учебной деятельности: мотивация; учебные задачи в определенных ситуациях; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку. 

Раздел 3. Теоретические вопросы психологии воспитания. 

       Когда говорят об усвоении научного или  производственного опыта – это обучение. ВОСПИТАНИЕ – усвоение моральных норм, ценностей, этической культуры.

       Дети  в начальной школе усваивают  не только знания о предметном мире, но и определенные способы поведения людей, их взаимоотношения, понимание «хорошего» и «плохого», т.е. приобщаются к моральным, этическим видам человеческого опыта.

       Общие закономерности:

    • любой вид социального опыта усваивается через деятельность учащихся;
    • процесс усвоения любых видов опыта проходит те же этапы, что и при усвоении интеллектуальных знаний и умений (внешние действия –> внутренние действия).

       Психология  воспитания выявляет как целенаправленные воспитательные меры влияют на формирование личности ребенка. Она изучает процесс возникновения новых образований личности – черт характера, привычек, потребностей, мотивов. Предметом психологии воспитания является взаимодействие воспитателя и воспитуемого, превращение внешних воздействий во внутренние новообразования личности.

       Большое значение имеют:

  1. Опора воспитателя на имеющиеся у ребенка потребности;
  2. Активность и самостоятельность учащихся;
  3. Деятельность ребенка как необходимое условие формирования личности;
  4. Подкрепление (отсутствие подкрепления или порицание мешает ребенку ориентироваться в ситуации и приводит к угасанию мотива);
  5. При выборе методов воздействия необходимо учитывать и возрастные особенности;
  6. Формирование личности будет наиболее успешным при условии воздействия на эмоциональную сферу.
 
 

Раздел 4. Вопросы психологии труда учителя 

       Педагогическая  деятельность представляет собой обучающее и воспитывающее воздействие учителя на ученика(ов), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие.

       Предметом пед.деятельности является организация учебной деятельности учащихся, направленная на освоение ими социокультурного опыта.

       Средствами пед.деятельности являются:

    • научные (теоретические и эмпирические знания) в качестве источников знания – тексты учебников;
    • в качестве вспомогательных средств выступают технические, графические, компьютерные средства обучения.

       Способы передачи социального  опыта: объяснение, показ, совместная работа, непосредственная практика обучающихся, тренинги.

       Продукт пед.деятельности: формируемый у ученика индивидуальный опыт, который оценивается на экзамене, зачете по критериям решения задач.

       Пед.деятельность (как и любая деятельность) включает в себя:

    1. Мотивационно-ориентировочное звено (ориентировка в обстановке, постановка перед собой целей), т.е. этап готовности к деятельности;
    2. Исполнительное звено (выполнение действий);
    3. Контрольно-оценочное звено (ответ на вопрос: решил ли он поставленную задачу);

       Пед.деятельность имеет 3 этапа: ***постановка учебных  целей; ***выбор и применение методов  и средств воздействия; ***контроль и оценка пед.воздействий. 

       Личность  учителя (как любая личность) –  субъект и объект общественных отношений.

       Структура личности очень разнообразна:

       1) Направленность – совокупность  устойчивых мотивов, определяющих поведение и деятельность;

       ***потребности, ***интересы, ***идеалы, ***убеждения, ***мотивы  деятельности, ***мировоззрение.

    1. Знания, умения, навыки – приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности;
    2. Индивидуально-типологические особенности, которые проявляются в: ***темпераменте, ***характере (способ поведения в определенных условиях), ***способностях.

       Чтобы быть хорошим педагогом необходимо иметь педагогические способности. Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.

       Способности могут быть: 1) общие (обеспечивают легкость и продуктивность в овладении  знаниями); 2) специальные (система свойств  личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо деятельности)

       Для пед.способностей ведущими являются: педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний.

       Педагогические  способности могут быть:

    • конструктивные – проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и строить учебный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей;
    • организаторские способности – проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и умело воздействовать на каждого ребенка;
    • коммуникативные – проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понять каждого ученика.

Общение сквозной процесс  в обучении. Формулировки общения.

  Общение - это процесс развития и становления  отношений между субъектами, которые активно участвуют в диалоге. Речь учителя является основным средством, которое позволяет ему приобщить учеников к своим способам мышления.

  Если  рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения:

  1. Учебно-дисциплинарная модель общения.
  2. Личностно-ориентированная модель общения.

Учебно-дисциплинарная модель общения.

  Она складывалась в нашей стране десятилетиями  и несет на себе отпечаток второй половины 70х годов, когда целью обучения являлось: Вооружение учеников знаниями, умениями и навыками. Лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми «Делай как я».

Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.

Тактика общения: диктат или опека.

  Личностная  позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций. В результате такой модели общения происходит пагубное воздействие на личность ребенка. Альтернативу этой модели составляет личностно-ориентированная модель общения.

Личностно-ориентированная  модель общения.

Цель: Обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радости существования, формирование начала личности, развитие  индивидуальности ребенка.

Информация о работе Лекции по "Педагогической психологии"