Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:37, курс лекций
Внимание не относится ни к психологическим процессам, ни к психологическим свойствам личности ==> разная трактовка понятия «внимание».
Первые работы, рассматривающие внимание, – работы Вундта (конец 19в.). С его точки зрения, внимание – это фиксационная точка сознания или поле ясного видения.
Болезни желудочно-кишечного тракта
– у людей с
Вывод: стрессовые состояния могут стать источником соматических заболеваний. Жалобы на болезни – это частично жалобы на характер.
Почему стресс далеко не всегда приводит к болезни?
Общие механизмы возникновения соматических заболеваний
(2 теоретические модели)
1-ая теория принадлежит Александеру - психологу, основателю психосоматики.
Его концепция: основная причина возникновения соматических заболеваний – подавление возникающих в стрессовых ситуациях негативных эмоций:
* страх (на 1-ом месте)
* тревога
* гнев
Три базовые эмоции, порождающие болезнь.
Это отрицательные эмоции, которые приводят к определенным физиологическим сдвигам в организме. Они имеют биологическое значение. Физиологические изменения приводят к мобилизации энергии организма, которая реализуется в поведении.
Пример: у животных бегство или борьба ==> адаптивное поведение.
У человека – он живет по другим законам социума, нельзя избежать или проявить агрессию. Человек должен подавлять в себе агрессивное поведение, блокировать его,
Подавлять (сдерживать) возникающий страх или гнев, скрывать от других чувство тревоги.
Если на поведенческом уровне эти негативные эмоции блокируются, подавляются, то они «выливаются» в болезни. Освобождение от негативных эмоций, их проявление (отреагирование) в поведении – отсутствие болезней.
2-ая теория принадлежит Ротенбергу и Аршавскому.
Их концепция: не всегда отрицательные эмоции приводят к болезням, а наоборот, стрессовые ситуации иногда заглушают болезни.
Пример: в концлагерях люди забывали про гипертонию и другие соматические заболевания.
Пример: человек иногда заболевает на «гребне успеха», когда напряженно работал – он не болел, но когда достигнута цель – человек заболевает или кончает жизнь самоубийством – это «феномен Мартина Идена».
Не эмоции и не их подавление вызывают болезни, а то, как ведет себя человек в стрессовой ситуации.
Тип поведения человека в стрессовых ситуациях
1) активно-оборонительное
2) пассивно-оборонительная
Болезни возникают при пассивно-
Концепция «поисковой активности» Ротенберга и Аршав
Поисковая активность – это деятельность, направленная на изменение трудной ситуации или на изменении отношения к этой ситуации.
Различные формы поисковой активности могут осуществляться на психологическом и на поведенческом уровнях. Поисковая активность связана с активно-оборонительным типом поведения человека и снижает подверженность человека психосоматическим заболеваниям.
Вывод: стресс – источник не только
соматических, но и психических заболеваний
(хроническая тревожность –
2 пути управления эмоциями (стрессом).
1. Профилактика эмоций.
2. Управление возникшими
* ослабить тревогу;
* устранить.
1. Профилактика эмоций. Основные способы:
1) удовлетворение всех своих
потребностей, или их ограничение,
что или нереально, или нежелат
2) избежание трудных ситуаций;
(пример: переход от сложной работы к более легкой)
3) включить интеллект, т.е.
* повысить информированность (
(пример: узнать любимые вопросы учителя перед экзаменом)
* отработать стратегии поведения
(пример: буду вести себя так в одних случаях и иначе в других)
Пример: придумать причины своего опоздания.
* снизить значимость (ценность) данной ситуации.
2 Управление возникшими эмоциями.
Основные способы:
1. Вытеснение (обычное забывание).
Пример: при обиде мысленно забыть и простить.
2. Включение интеллекта (рациональные приемы управления эмоциями):
а) самооправдание;
б) снизить ценность труднодостижимого объекта;
в) повысить ценность того, что имею;
г) сравнить с достижениями других людей (с теми, у кого еще хуже).
3. Эмоциональная разрядка (проводится по механизму психологической защиты):
* сублимация (найти канал для агрессии или гнева)
* смещение (на другого человека)
* двигательная активность (уборка, аэробика), разрядить эмоцию на двигательном уровне
4. Эмоциональное ослабление (слушание музыки, чтение книги и др):
* выговорится (устно или
* выплакаться
* «заспать» ситуацию
* аутогенная тренировка (мышечная релаксация), переключение сознания на какую-то деятельность, трудотерапия.
ТЕМА: ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ
Психология воли
Программа курса:
1. Понятие Воли в современной психологии:
а) история учения о воле в современной науке, т.е. теории Воли;
б) понятие воли в современной психологии (воля, как психологическая реальность, специфика воли и ее функции);
в) значение воли в жизни человека.
2. Волевая регуляция поведения. Структура волевого действия.
а) понятие волевого действия в современной психологии;
б) структура волевого действия (основные этапы);
в) анализ отдельных этапов волевого действия;
г) волевое усилие как главный
специфический элемент волевого
поведения (природа волевых усилий,
психологические механизмы
д) волевые усилия и основные этапы волевых действий;
е) волевые состояния и их анализ;
ж) соотношение волевой и
3. Волевые качества личности:
а) сущность и специфика волевых качеств (чем отличаются от других свойств личности);
б) структура волевых качеств;
в) классификация волевых качеств;
г) характеристика отдельных волевых качеств.
4. Индивидуальные особенности
а) индивидуальные характеристики волевой сферы;
б) патология волевой сферы;
в) возраст и половые особенности волевой сферы;
г) развитие (воспитание и самовоспитание) волевой сферы.
Литература
1. Ильин Е.И. Психология воли. – С-Пб., 2001.
2. Эмоционально–волевая
3. Иванников В.А. Психол. механизмы волевой регуляции. – М., 1992.
4. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. 1976.
5. Шульга Ф.И. Психологические основы формирования воли. 1993.
Понятие воли в современной психологии
Психология воли является наименее
разработанной проблемой в
В житейском сознании воля также трактуется по-разному. С одной стороны, воля понимается как «свобода» («Вольному воля»), с другой стороны, как «желание» (изъявление желания народа), с третьей стороны, как свойство личности (волевой человек).
Тот же разброс и в психологии.
Некоторые ученые вообще отказываются
от понятия воли. В зарубежной психологии
– это особенности мотивационно
Некоторые отечественные ученые придерживаются этой же точки зрения.
Теории воли
Они отражают отсутствие единства взглядов на волю. В конце 19 в. первые психологи активно изучали волю – это была центральная проблема. Но постепенно это понятие заменяется другим, или от него отказываются. Пытаясь обобщить и систематизировать материал, накопленный при исследовании данной проблемы, Ильин в своей монографии выделяет несколько научных направлений по-разному трактующих волю:
Основные теоретические позиции
1) воля как волюнтаризм;
2) воля как свободный выбор;
3) воля как произвольная
4) воля как особая форма
5) воля как механизм преодоления препятствий и трудностей на пути достижения цели;
6) воля как долженствование.
Характеристика теорий.
1. Воля как волюнтаризм
* Волюнтаризм – это особое направление идеалистической философии. Само слово было введено в науку в 1873 Теннисом, немецким социологом для обозначения данного направления. Идеи волюнтаризма нашли отражение и в психологии.
Сущность этого направления: воля рассматривается как сущность, первооснова всех других психических процессов. Это некая космическая сила, носящая недетерминированный характер, но зато она обуславливает все другие психические процессы. Воля – это основа основ. Волевые акты ничем не определяются, но сами определяют другие психические процессы.
Наиболее полно это
Сразу же были и критики волюнтаризма: Кант считал, что у воли должны быть причины для ее возникновения. По Канту свобода воли – это подчинение нравственному закону истоки которого коренятся в личности.
Критика шла и со стороны физиологов: в основе волевых актов то же лежат рефлекторные процессы.
На основе этой критики возникают другие теории.
2. Воля понималась как свобода выбора действия. Выбор действия – сущность волевого акта. Исходя из этого, была построена первая схема основных этапов волевого действия:
1 этап * возникновение разных влечений
2 этап * задержка влечений и выбор одного из них (принятие решения)
3 этап * переход желания в действие (волевой импульс) ==> переход в поступок
Возражение против этой теории.
В рамках этой теории воля понималась как борьба мотивов, а. сущность заключается в принятии решения.
Но 1) не всякая борьба мотивов решается участием воли;
2) конфликтность мотивов волей не определяется, главное – участие мышления человека, его интеллект.
3. Воля как произвольная
Воля здесь понимается широко и связывается с мотивацией в целом. Предпосылкой являются работы Аристотеля. Объяснение природы разумных действий человека. С его точки зрения само знание не обладает решающим, побудительным значением к действию. Знание лишено побудительной силы, а воля имеет этот побудительный характер. Воля – некая сила, вызывающая действие согласно разуму.
Именно с помощью воли человек управляет своим поведением.
Воля рождает разумные желания.
Отсюда идет отождествление воли с мотивами, желаниями человека.
Отечественный психолог Ланге: «Желание – это деятельная воля». Таким образом, воля = мотив.
Такое равенство привело в западной психологии к отказу от понятия воля, но в отечественной психологии эта теория видоизменена. Не отождествление воли и мотива, а принятие связи между волей и мотивом:
1) воля рассматривается как важный элемент мотивационных процессов. С помощью воли происходит усиление одних мотивов и потребностей и торможение других.
2) упор делается на роль мотива
в волевом акте мотив – это
неизбежный компонент волевого
поведения, то есть все
Разные взгляды на связь между волей и мотивом
4. Воля как особая форма
Воля – высшая форма психической регуляции поведения. Суть этой теории полно отразилась в работах Л.М. Веккера.
Основные положения: воля – высшая функция произвольной регуляции поведения, осуществляемая на основе критериев интеллектуальной, нравственной, эмоциональной общественной ценности того или иного действия.
Психическая регуляция поднимается на уровень личности: воля – это способность личности управлять своим поведением. Воля несет в себе черты личностной зрелости и требует развитого самосознания.
5. Воля как механизм преодоления препятствий.
Именно так понимают сущность волевых процессов многие современные ученые. Волевое усилие является механизмом преодоления возникших трудностей. Эта позиция представлена в работах Симонова. С его точки зрения, такое понимание воли позволяет определять ее биологические предпосылки, которые есть и у животных: рефлекс свободы (наличие препятствия порождает у животных активность с точки зрения Павлова). Рефлекс свободы – самостоятельная форма поведения, для которой адекватным стимулом является препятствие.
С точки зрения Симонова, препятствие порождает у человека потребность преодолеть препятствия, эта появляющаяся потребность является волей. Воля – потребность преодоления препятствия.
Критика: Роль разума не менее важна в преодолении препятствий, чем сила воли.
6. Воля как долженствование.
Эта теория наиболее разработана у грузинских психологов. Основной принцип – Я должен ==> возникновение волевого поведения. Но это «должен» связано с моралью человека, а не с личными желаниями. Посредством воли человек освобождается от плена актуальной потребности. Воля – нравственное свойство личности.