Лекции по "Общей психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:37, курс лекций

Описание работы

Внимание не относится ни к психологическим процессам, ни к психологическим свойствам личности ==> разная трактовка понятия «внимание».

Первые работы, рассматривающие внимание, – работы Вундта (конец 19в.). С его точки зрения, внимание – это фиксационная точка сознания или поле ясного видения.

Работа содержит 1 файл

АГЕЕВА Лекции по общей психологии.doc

— 913.00 Кб (Скачать)

 

Болезни желудочно-кишечного тракта – у людей с гиперответственностью ==> тревога, беспокойство, страх, опасения ==> язвы.

 

Вывод: стрессовые состояния могут стать источником соматических заболеваний. Жалобы на болезни – это частично жалобы на характер.

 

Почему стресс далеко не всегда приводит к болезни?

 

Общие механизмы возникновения  соматических заболеваний

 

(2 теоретические модели)

1-ая теория принадлежит Александеру - психологу, основателю психосоматики.

 

Его концепция: основная причина возникновения соматических заболеваний – подавление возникающих в стрессовых ситуациях негативных эмоций:

 

* страх (на 1-ом месте)

* тревога

* гнев

 

Три базовые эмоции, порождающие  болезнь.

 

Это отрицательные эмоции, которые  приводят к определенным физиологическим сдвигам в организме. Они имеют биологическое значение. Физиологические изменения приводят к мобилизации энергии организма, которая реализуется в поведении.

 

Пример: у животных бегство или  борьба ==> адаптивное поведение.

 

У человека – он живет по другим законам социума, нельзя избежать или проявить агрессию. Человек должен подавлять в себе агрессивное поведение, блокировать его,

 

Подавлять (сдерживать) возникающий  страх или гнев, скрывать от других чувство тревоги.

 

Если на поведенческом уровне эти негативные эмоции блокируются, подавляются, то они «выливаются» в болезни. Освобождение от негативных эмоций, их проявление (отреагирование) в поведении – отсутствие болезней.

 

2-ая теория принадлежит  Ротенбергу и Аршавскому.

 

Их концепция: не всегда отрицательные эмоции приводят к болезням, а наоборот, стрессовые ситуации иногда заглушают болезни.

 

Пример: в концлагерях люди забывали про гипертонию и другие соматические заболевания.

 

Пример: человек иногда заболевает на «гребне успеха», когда напряженно работал – он не болел, но когда достигнута цель – человек заболевает или кончает жизнь самоубийством – это «феномен Мартина Идена».

 

Не эмоции и не их подавление вызывают болезни, а то, как ведет  себя человек в стрессовой ситуации.

 

Тип поведения человека в стрессовых ситуациях

 

1) активно-оборонительное поведение  (реакция, борьба);

2) пассивно-оборонительная реакция  на стресс (т.е. человек смиряется  с ситуацией и ничего не  предпринимает, чтобы ее победить).

 

Болезни возникают при пассивно-оборонительном поведении. Это основная причина возникновения соматических заболеваний. У тех, кто ведет себя активно, болезни не возникают.

 

Концепция «поисковой активности»  Ротенберга и Аршав

 

Поисковая активность – это деятельность, направленная на изменение трудной ситуации или на изменении отношения к этой ситуации.

 

Различные формы поисковой  активности могут осуществляться на психологическом и на поведенческом  уровнях. Поисковая активность связана с активно-оборонительным типом поведения человека и снижает подверженность человека психосоматическим заболеваниям.

 

Вывод: стресс – источник не только соматических, но и психических заболеваний (хроническая тревожность – это  невроз). Но, если мы научимся управлять  своими эмоциями, болезни нам не страшны.

 

2 пути управления эмоциями (стрессом).

 

1. Профилактика эмоций.

 

2. Управление возникшими эмоциями:

* ослабить тревогу;

* устранить.

 

1. Профилактика эмоций. Основные способы:

 

1) удовлетворение всех своих  потребностей, или их ограничение,  что или нереально, или нежелательно;

 

2) избежание трудных ситуаций;

(пример: переход от сложной работы  к более легкой)

 

3) включить интеллект, т.е. подготовиться  к трудной ситуации:

* повысить информированность (разведка)

   (пример: узнать любимые вопросы учителя перед экзаменом)

* отработать стратегии поведения

   (пример: буду вести себя так в одних случаях и иначе в    других)

    Пример: придумать причины своего опоздания.

* снизить значимость (ценность) данной  ситуации.

 

 

 

 

 

 

2 Управление возникшими  эмоциями.

 

Основные способы:

 

1. Вытеснение (обычное забывание).

Пример: при обиде мысленно забыть и простить.

 

2. Включение интеллекта (рациональные приемы управления эмоциями):

а) самооправдание;

б) снизить ценность труднодостижимого  объекта;

в) повысить ценность того, что имею;

г) сравнить с достижениями других людей (с теми, у кого еще хуже).

 

3. Эмоциональная разрядка (проводится по механизму психологической защиты):

* сублимация (найти канал для  агрессии или гнева)

* смещение (на другого человека)

* двигательная активность (уборка, аэробика), разрядить эмоцию на двигательном уровне

 

4. Эмоциональное ослабление (слушание музыки, чтение книги и др):

* выговорится (устно или письменно)

* выплакаться

* «заспать» ситуацию

* аутогенная тренировка (мышечная  релаксация), переключение сознания на какую-то деятельность, трудотерапия.

 

 

ТЕМА: ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ

 

Психология воли

 

Программа курса:

1. Понятие Воли в современной  психологии:

а) история учения о воле в современной  науке, т.е. теории Воли;

б) понятие воли в современной  психологии (воля, как психологическая реальность, специфика воли и ее функции);

в) значение воли в жизни человека.

 

2. Волевая регуляция поведения.  Структура волевого действия.

а) понятие волевого действия в  современной психологии;

б) структура волевого действия (основные этапы);

в) анализ отдельных этапов волевого действия;

г) волевое усилие как главный  специфический элемент волевого поведения (природа волевых усилий, психологические механизмы волевых  усилий, характеристики и виды волевых  усилий);

д) волевые усилия и основные этапы волевых действий;

е) волевые состояния и их анализ;

ж) соотношение волевой и эмоциональной  регуляции поведения.

 

3. Волевые качества личности:

а) сущность и специфика волевых  качеств (чем отличаются от других свойств  личности);

б) структура волевых качеств;

в) классификация волевых качеств;

г) характеристика отдельных волевых  качеств.

 

 

 

4. Индивидуальные особенности волевой  сферы личности.

а) индивидуальные характеристики волевой  сферы;

б) патология волевой сферы;

в) возраст и половые особенности волевой сферы;

г) развитие (воспитание и самовоспитание) волевой сферы.

 

Литература

 

1. Ильин Е.И. Психология воли. – С-Пб., 2001.

2. Эмоционально–волевая регуляция  поведения и деятельности. Сб. статей. 1986.

3. Иванников В.А. Психол. механизмы  волевой регуляции. – М., 1992.

4. Селиванов В.И. Воля и ее  воспитание. 1976.

5. Шульга Ф.И. Психологические  основы формирования воли. 1993.

 

Понятие воли в современной  психологии

 

Психология воли является наименее разработанной проблемой в психологии, т.к. до сих пор нет серьезных практических наработок по этому вопросу, нет единства взглядов. Нет единой методики ==> разные точки зрения.

 

В житейском сознании воля также  трактуется по-разному. С одной стороны, воля понимается как «свобода» («Вольному  воля»), с другой стороны, как «желание» (изъявление желания народа), с третьей стороны, как свойство личности (волевой человек).

 

Тот же разброс и в психологии. Некоторые ученые вообще отказываются от понятия воли. В зарубежной психологии – это особенности мотивационного процесса (так понимается воля). Начиная с 70-х г.г. понятие «Воля» у западных психологов заменяется понятием «самоконтроль», которое отождествляется с самоуправлением.

 

Некоторые отечественные ученые придерживаются этой же точки зрения.

 

Теории воли

 

Они отражают отсутствие единства взглядов на волю. В конце 19 в. первые психологи активно изучали волю – это была центральная проблема. Но постепенно это понятие заменяется другим, или от него отказываются. Пытаясь обобщить и систематизировать материал, накопленный при исследовании данной проблемы, Ильин в своей монографии выделяет несколько научных направлений по-разному трактующих волю:

 

Основные теоретические позиции:

1) воля как волюнтаризм;

2) воля как свободный выбор;

3) воля как произвольная мотивация;

4) воля как особая форма психической  регуляции поведения;

5) воля как механизм преодоления  препятствий и трудностей на  пути достижения цели;

6) воля как долженствование.

 

Характеристика теорий.

 

1. Воля как волюнтаризм

 

* Волюнтаризм – это особое  направление идеалистической философии. Само слово было введено в науку в 1873 Теннисом, немецким социологом для обозначения данного направления. Идеи волюнтаризма нашли отражение и в психологии.

 

Сущность этого направления: воля рассматривается как сущность, первооснова всех других психических процессов. Это некая космическая сила, носящая недетерминированный характер, но зато она обуславливает все другие психические процессы. Воля – это основа основ. Волевые акты ничем не определяются, но сами определяют другие психические процессы.

 

Наиболее полно это направление  нашло отражение в работах  Шопенгауэра, Вундта, Мюнстенберга: сознание и интеллект есть вторичное проявление воли.

 

Сразу же были и критики волюнтаризма: Кант считал, что у воли должны быть причины для ее возникновения. По Канту свобода воли – это подчинение нравственному закону истоки которого коренятся в личности.

 

Критика шла и со стороны физиологов: в основе волевых актов то же лежат  рефлекторные процессы.

 

На основе этой критики возникают  другие теории.

 

2. Воля понималась как свобода выбора действия. Выбор действия – сущность волевого акта. Исходя из этого, была построена первая схема основных этапов волевого действия:

 

1 этап * возникновение разных влечений

 

2 этап * задержка влечений и выбор  одного из них (принятие решения)

 

3 этап * переход желания в действие (волевой импульс) ==> переход в  поступок

 

Возражение против этой теории.

 

В рамках этой теории воля понималась как борьба мотивов, а. сущность заключается  в принятии решения.

 

Но 1) не всякая борьба мотивов решается участием воли;

 

2) конфликтность мотивов волей  не определяется, главное – участие  мышления человека, его интеллект.

 

3. Воля как произвольная мотивация.

 

Воля здесь понимается широко и  связывается с мотивацией в целом. Предпосылкой являются работы Аристотеля. Объяснение природы разумных действий человека. С его точки зрения само знание не обладает решающим, побудительным значением к действию. Знание лишено побудительной силы, а воля имеет этот побудительный характер. Воля – некая сила, вызывающая действие согласно разуму.

 

Именно с помощью воли человек  управляет своим поведением.

Воля рождает разумные желания.

Отсюда идет отождествление воли с  мотивами, желаниями человека.

Отечественный психолог Ланге: «Желание – это деятельная воля». Таким образом, воля = мотив.

 

Такое равенство привело в западной психологии к отказу от понятия воля, но в отечественной психологии эта  теория видоизменена. Не отождествление воли и мотива, а принятие связи  между волей и мотивом:

 

1) воля рассматривается как важный элемент мотивационных процессов. С помощью воли происходит усиление одних мотивов и потребностей и торможение других.

 

2) упор делается на роль мотива  в волевом акте мотив – это  неизбежный компонент волевого  поведения, то есть все волевое  поведение всегда мотивировано в отличие от непроизвольного (реактивного) поведения.

 

Разные взгляды на связь между  волей и мотивом

 

4. Воля как особая форма психической  регуляции.

 

Воля – высшая форма психической  регуляции поведения. Суть этой теории полно отразилась в работах Л.М. Веккера.

 

Основные положения: воля – высшая функция произвольной регуляции  поведения, осуществляемая на основе критериев  интеллектуальной, нравственной, эмоциональной  общественной ценности того или иного  действия.

 

Психическая регуляция поднимается на уровень личности: воля – это способность личности управлять своим поведением. Воля несет в себе черты личностной зрелости и требует развитого самосознания.

 

5. Воля как механизм преодоления  препятствий.

 

Именно так понимают сущность волевых процессов многие современные ученые. Волевое усилие является механизмом преодоления возникших трудностей. Эта позиция представлена в работах Симонова. С его точки зрения, такое понимание воли позволяет определять ее биологические предпосылки, которые есть и у животных: рефлекс свободы (наличие препятствия порождает у животных активность с точки зрения Павлова). Рефлекс свободы – самостоятельная форма поведения, для которой адекватным стимулом является препятствие.

 

С точки зрения Симонова, препятствие  порождает у человека потребность преодолеть препятствия, эта появляющаяся потребность является волей. Воля – потребность преодоления препятствия.

 

Критика: Роль разума не менее важна  в преодолении препятствий, чем  сила воли.

 

6. Воля как долженствование.

 

    Эта теория наиболее разработана у грузинских психологов. Основной принцип – Я должен ==> возникновение волевого поведения. Но это «должен» связано с моралью человека, а не с личными желаниями. Посредством воли человек освобождается от плена актуальной потребности. Воля – нравственное свойство личности.

Информация о работе Лекции по "Общей психологии"