Лекции по "Общей психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:37, курс лекций

Описание работы

Внимание не относится ни к психологическим процессам, ни к психологическим свойствам личности ==> разная трактовка понятия «внимание».

Первые работы, рассматривающие внимание, – работы Вундта (конец 19в.). С его точки зрения, внимание – это фиксационная точка сознания или поле ясного видения.

Работа содержит 1 файл

АГЕЕВА Лекции по общей психологии.doc

— 913.00 Кб (Скачать)

2. Мы отличаемся друг от друга и по скорости запоминания.

3. Отличаясь  по скорости, мы отличаемся и  по прочности хранения информации.

 

Прочность и скорость тесно связаны друг с другом. Они определяются (разное их соотношение) типом темперамента человека.

 

· Холерики – быстро запоминают информацию, быстро забывают, прочность запоминания низкая.

· Флегматики – медленно запоминают, низкая скорость запоминая, но высокая прочность.

· Сангвиники – оптимальное сочетание  прочности и скорости (все высокое).

· Меланхолики – все низкое (медленно запоминают и плохо хранят информацию).

 

4. Типы памяти.

   Определяется преимущественным развитием одного из видов памяти. Тип – это преобладание развития одного из видов памяти у данного конкретного человека.

   Выделяют 3 основных типа памяти (в зависимости от продуктивности запоминания материала разной модальности):

1) наглядно-образная  память (преимущественно развитие  образной памяти).

2) словесно-абстрактная  память (отличается легкостью запоминания  абстрактного теоретического материала; запоминаемый материал часто не вызывает зрительных ассоциаций – образная идентификация затруднена);

3) смешанный  тип памяти (все виды памяти  развиты или одинаково хорошо, или плохо, либо на среднем  уровне).

Встречаются 2 разновидности наглядно-образной памяти

· Люди с  преобладанием зрительной памяти (человек  хорошо запоминает любой образный материал: лица, хорошо ориентируется в лесу и т.д.).

· Люди с  преобладанием слуховой памяти (лучше  один раз услышать, чем семь раз  увидеть).

Зрительная память хорошо развита у художников.

 

От чего зависит тип памяти?

Тип памяти определяется преобладанием активности одного из полушарий головного мозга.

При 1) –  преобладание активности правого полушария ==> наглядно-образный тип памяти

2) – преобладание  активности левого полушария ==> словесно-абстрактный тип памяти

 

Нарушения памяти (патология)

1. Корсаковский сидром – сложная форма поражения памяти при хроническом алкоголизме.

Признаки:

* Нарушение памяти на текущие  события (неспособность запоминания  новой информации)

Пример: ел или нет, гулял или  нет – не помнит ничего.

* Нарушение ориентации в пространстве  и во времени (забыл дорогу  домой).

* Конфабуляции – это ложные  воспоминания (с увлечением рассказывает  о том, чего не было, но свято  в это верит).

Причины:

  1. Хронический алкоголизм
  2. Различные поражения головного мозга, травмы, нейрохирургические операции, опухоли, энцефалиты
  3. отравление угарным газом + алкоголизм + неполноценное питание

 

2. Амнезия – это потеря памяти (основная причина - травма головного мозга.

   Человек или забывает свое прошлое (ретроградная, т.е. забывает то, что происходило до травмы) или утрачивает способность к запоминанию новой информации (антероградная амнезия).

Основные виды по длительности:

- временные амнезии (при эпилептических  припадках);

- прогрессирующие амнезии (утрачивается возможность запоминания новой информации).

Основные виды по содержанию:

- общие амнезии: поражаются все  виды памяти;

- агнозия: нарушается зрительная  память;

- апраксия: нарушается двигательная  память (например, человек забыл, как пользоваться данным предметом);

- афазия: нарушается слуховая память.

Иногда антероградная  амнезия сочетается с ретроградной амнезией.

 

3. Гипомнезия (гип – мало, гипомнезия – ослабление памяти). Это обычно возрастное явление. Основная причина – атеросклероз (нарушается кровообращение головного мозга). Другие причины: тяжелое, хроническое утомление.

 

4. Гипермнезия (гипер – много). Память улучшается, т.е. обостряется способность к воспроизведению запомненной информации. Но это явление встречается редко, при серьезных нарушениях сознания (тяжелое соматическое заболевание с высокой температурой).

 

5. Парамнезия – это обман памяти, причины ее не изучены.

Основные ее виды:

- конфубуляция (ложные воспоминания);

- криптомнезия (когда старую, хорошо  знакомую информацию человек воспринимает как новую, неизвестную – «непреднамеренный плагиат»;

- обратное криптомнезии («мы с  вами где-то встречались»), т.е.  новое воспринимается как старое, известное.

 

ТЕМА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ

 

I. Общая характеристика эмоций и чувств.

  1. Психологические теории эмоций.

  2. Понятие эмоций и чувств, их соотношение.

  3. Специфика эмоциональных явлений.

  4. Основные функции эмоций (значение эмоций).

  5. Классификация эмоциональных явлений.

 

II. Эмоции и их роль в поведении и деятельности человека.

   1. Эмоции и их виды.

   2. Физиологические основы эмоций.

   3. Экспрессивные проявления эмоций (мимика, жесты, походка, речь, поза, почерк).

   4. Связь эмоций с другими психологическими процессами.

   5. Влияние эмоций на поведение и деятельность. Закон Йеркса – Додсона.

 

III. Фоновые и аффективные эмоциональные  состояния.

   1. Чувственный (эмоциональный) тон и его характеристика.

   2. Настроение, отличие от других психических состояний. Основные причины настроений, влияние на поведение и деятельность.

   3. Аффект – специфика аффективных состояний. Виды аффектов. Проявление аффектов в поведении и деятельности.

 

IV. Фрустрация.

   1. Что такое фрустрация? (Основные понятия).

   2. Причины фрустрации.

   3. Виды.

   4. Индивидуальные особенности поведения человека в ситуации фрустрации.

   5. Значение фрустрации в жизни личности.

 

V. Стрессовые состояния.

   1. История развития учения о стрессе (Ганс Селье).

   2. Понятие «эмоциональный стресс». Причины стрессовых состояний. Типы стрессов, классификация, стресс и деятельность; стресс и здоровье (стресс как источник соматических и психических заболеваний).

   3. Саморегуляция эмоциональных состояний. Профилактика сильных эмоциональных состояний, переживаний. Управление эмоциональными состояними.

 

VI. Индивидуальные особенности  эмоциональной сферы человека.

   1. Индивидуальные характеристики эмоций.

   2. Возрастные и половые различия.

   3. Основные эмоциональные нарушения.

   4. Эмоции и личность

 

Литература

1. Кэрролл Изард. Эмоции человека 1980 г.

2. Рейковский Я. Экспериментальная  психология эмоций 1996 г.

3. Ф. Пиаже. Экспериментальная  психология. Выпуск 5 т. 5 1975 г.

4. Хрестоматия. Психология  эмоций. Тексты 1984 г.

5. Ганс Селье. Стресс  без дистресса. 1982 г.

6. Додонов Б. И. В  мире эмоций 1987 г.

7. Вилюнас В.К. Психология  эмоциональных явлений 1976 г.

8. Дерябин В.С. Чувства,  влечения, эмоции. 1974 г.

9. Якобсон П. Психология  чувств. 1961 г.

10. Бодров В.А. Психология  стресса. 1995 г.

11. Ладанов И.Д. Управление стрессом. 1989 г.

12. Василюк Ф.Е. Психология  переживаний. Анализ, преодоления  критических ситуаций. 1984 г.

 

I. Психологические теории  эмоций

 

На вопрос, что такое эмоции, пытались отвечать уже древние философы. Их волновали вопросы о двойственной природе эмоций: психические переживания и различные телесные изменения. Что первично? – переживания или телесные изменения?

 

Два направления:

1. Интеллектуалистический  подход – эмоции, как самостоятельное, а телесные изменения – как их следствие.

2. Сенсуалистский подход – эмоции есть следствие телесных изменений.

Существует множество  психологических теорий эмоций.

 

  Первая теория получила название – Периферическая теория эмоций

(У. Джемс – Ланге).

   Психологическая теория эмоций начинается с работы Джемса «Что такое эмоция?»

(1884 г.) здесь он изложил свои  взгляды на эмоцию.

   До этой работы существовало утверждение: все телесные изменения, есть следствие эмоций.

  Пример: человек покраснел от стыда - телесное проявление зависит от эмоций.

  Джемс перевернул эту формулу: он считает первичными телесные изменения: телесные изменения – причина эмоций, а эмоции – следствие телесных изменений.

 

Схемы эмоциональных изменений  по Джемсу:

Эмоция есть осознание телесных изменений.

Пример: человек боится потому, что дрожит, радуется потому, что смеется.

 

  Вначале идет восприятие какого-то объекта ? оно вызывает телесные изменения, осознание человеком этих изменений ? приводит к возникновению эмоций (мы огорчены, потому что плачем).

  Осознание телесных изменений. Если телесные изменения не осознаются, то эмоция не возникает:

 

Положительное в теории Джемса:

Джемс указал на связь эмоций с  телесными, органическими изменениями.

   Пример: на это указывают и актеры, играющие на сцене. Изображение каких-то эмоции при помощи каких-то жестов. Характерной мимики.

 

Отрицательное в теории Джемса: признание первичности телесных изменений.

Серьезные аргументы против теории Джемса высказал У.Кеннон:

 

? Физиологические изменения сопровождающие  эмоции, носят однотипный характер. Эмоция гораздо разнообразнее физиологических изменений.

 

? Если искусственным путем вызвать  те же физиологические изменения  можно, то эмоцию этим вызвать  нельзя, например, с помощью фармакологических  средств.

 

? Если прервать поступление  импульсов в ЦНС (человек не осознает телесных изменений), то эмоция все равно возникает.

 

Периферическая теория послужила толчком для разработки физиологических теорий эмоций (см. о них в Психофизиологии).

 

Наиболее  популярной из них является – Активационная  теория (Эмоция – это высокий уровень активации ЦНС).

 

 

Мотивационные теории эмоций

Авторы: Изард, Томкинс и др. По мнению Изарда, фундаментальные  эмоции являются и мотивирующим и  смыслообразующим переживанием.

 

Они отождествляю эмоции с мотивом ==> название теорий. Наиболее ярко это проявляется в теории Изарда «Теория дифференциальных эмоций».

Пример: ревность Отелло послужила мотивом к его  действиям.

 

У Изарда: интерес – это одно из проявлений эмоций. Если эмоция не отождествляется  с мотивом, то признается ее тесная связь.

 

Эмоции сопровождает мотив ==> Эмоция есть выражение мотивационно–потребностной сферы человека ==> Эмоции – причины, детерминанты поведения.

 

«Причина без эмоций бессильна», - так считали сторонники мотивационной  теории эмоций. «Эмоция без причины  – слепа» (Томкинс).

 

Когнитивные теории эмоций (Арнольд)

Эмоция здесь связывается с  познавательными (когнитивными) процессами ==> название теорий.

   Причины возникновения эмоций сводятся к оценке ситуации человеком ==> познавательный акт. Таким образом, эмоция рассматривается как функция разума, она сопровождает познавательный акт.

 

Восприятие ситуации ? оценка ее ? Эмоции как ответ на оценку ситуации

 

Эмоция рассматривается как  функция разума, а познавательные процессы или включаются в Эмоцию, или связываются с ней.

 

Личностные (персонологические) теории

Рассматривают Личность в целом.

   Характер эмоциональных переживаний зависит от структуры личности, личностных особенностей.

  При этом наиболее эмоциогенными ситуациями являются те, которые затрагивают ядро Личности – «Я – концепцию» ==> реакция.

  Но не только личность влияет на эмоции, но и наоборот ==> связь между личностью и эмоцией двусторонняя. Личностные свойства – это вторичные эмоции.

  Пример: тревожность – свойство личности, но она возникает из-за частого переживания чувства тревоги, беспокойства.

   Вывод: в разных теориях эмоций на первый план выдвигаются разные проявления личности.

   На стыке этих теорий возникают когнитивно – мотивационные теории, наиболее известна из них информационная теория Симонова (см. ниже).

 

Современные взгляды на эмоции и  чувства.

 

   Чувства – это отражение отношений Человека, как субъекта потребностей, к значимым для него объектам.

   Таким образом, эмоциональные отношения возникают к тем объектам, которые интересуют нас, т. е. соответствуют нашим потребностям.

   Эмоция – это форма проявлений чувств (переживания).

   Некоторые авторы отождествляют эмоции и чувства, другие – разделяют их ==> Кто прав? Эмоции имеют биологическое значение, и чувства связывают с удовлетворением социальных потребностей.

   Но  чаще всего эмоции рассматриваются как форма проявления чувств!

 

Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение человека к значимым для него объектам (Пример: чувство любви).

 

Эмоция связана с ситуативным значением объекта для человека.

 

Основные функции эмоций

Существуют  разные классификации. Нет единства понимания.

1. Сигнальная  функция.

2. Регулятивная  функция.

 

1. Сигнальная функция – эмоция является сигналами того, что в данный момент является значимым для человека.

 

2. Регулятивная функция – эмоции энергизируют деятельность, усиливают или ослабляют нашу активность ==> регулируют выполнение деятельности (улучшают или ухудшают ее выполнение).

 

Эмоциональная сфера человека сложна и многогранна. В нее входят не только многочисленные эмоции и чувства, но и целая группа эмоциональных состояний – специфических переживаний человека, которые характеризуются относительной ревностью и значительной устойчивостью. Их продолжительность может быть от нескольких часов до нескольких дней и более.

 

Специфика эмоциональных явлений (чем отличаются эмоции от других психических  явлений?)

Информация о работе Лекции по "Общей психологии"