Лекции по "Общей психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:37, курс лекций

Описание работы

Внимание не относится ни к психологическим процессам, ни к психологическим свойствам личности ==> разная трактовка понятия «внимание».

Первые работы, рассматривающие внимание, – работы Вундта (конец 19в.). С его точки зрения, внимание – это фиксационная точка сознания или поле ясного видения.

Работа содержит 1 файл

АГЕЕВА Лекции по общей психологии.doc

— 913.00 Кб (Скачать)

 

Теория развития Выготского

Исходное  положение: произвольное внимание как  и любая другая высшая психическая  функция имеет:

 

1) социальное происхождение;

2) опосредованный характер (опосредовано  по структуре);

3) произвольный, сознательный характер (по способу осуществления).

 

 

Выготский выделяет 2 линии развития внимания:

 

1. “Натуральное развитие внимания”  (обусловлено действием биологических процессов – созревание нервной системы + ее развитие).

2. Культурное развитие внимание (обусловлено действием социальных  факторов: обучение, воспитание, общение).

 

   В результате культурного развития ребенок овладевает собственным вниманием, начинает управлять им ==> формируется произвольное внимание.

   Общим законом управления поведением является управление поведением через стимуляцию. (Искусственные стимулы – это знаки. Для ребенка – жест и слово (искусственные стимулы), именно эти знаки являются средством, при помощи которого ребенок начинает управлять своим вниманием.

 

Развитие произвольного  внимания у детей

 

Выготский выделяет 3 стадии формирования произвольного внимания.

 

1. Процесс общения ребенка со  взрослым. Вначале это – указательный жест рук или пальца (это искусственный символ для ребенка – знак) – когда еще ребенок не умеет говорить. С помощью жеста взрослый направляет внимание ребенка на какой-либо предмет. Затем жест заменяется словом.

 

2. Постепенно, со временем ребенок  использует жесты и слово по отношению к взрослому, привлекая тем самым внимание взрослого к интересующему его предмету.

 

3. Ребенок использует систему  словесных знаков по отношению  к управлению своего собственного  поведения. Т.е. слово выступает  как инструкция к поведению.

 

I этап – взрослый управляет  вниманием ребенка (жест, слово). II этап – ребенок использует  жест, слово и управляет взрослым; III этап – ребенок управляет  своим вниманием сам.

 

В развитии произвольного внимания большое значение имеет речь.

 

Возрастные ступени  в развитии внимания.

 

1) 1-ые месяцы жизни до 5 месяцев возраста – непроизвольное внимание.

     Врожденные формы  поведения (ориентировочный рефлекс  – рефлекс сосредоточения, рефлекс  «что такое?») = признаки элементарного  непроизвольного внимания, которое привлекается сильными или биологически значимыми раздражителями.

    По мере созревания  нервной системы (совершенство  ощущений и восприятий).

 

2) Постепенно, по мере развития  восприятия ребенка с 3-5 месяцев до 1 года, восприятие становится предметным и константным (долгое разглядывание, исследование предмета). Объектами внимания становятся отдельные предметы, заинтересовавшиеся ребенка (яркие, блестящие, новые и т.п.), ориентировочно – исследовательская «деятельность»

 

3) конец 1 года – начало 2 года. Ребенок начинает понимать речь взрослого человека, начинает подчиняться требованиям родителей. Но внимание очень неустойчиво ==> не заканчивается доведением дела до конца. Этот период характеризуется зачатком произвольного внимания (родители управляют вниманием ребенка).

 

4) 2 года – 3 года. Более устойчивое произвольное внимание.

 

5) 4 – 5 лет. Развитие произвольного внимания Ребенок выполняет сложные, развернутые речевые инструкции взрослого.

 

6) 5 - 6 лет. Впервые проявляются элементарные формы произвольного внимания. На этом этапе впервые ребенок начинает управлять самостоятельно своим вниманием посредством самоинструкции (внешней, а потом внутренней речи).

     На всех этих стадиях  ведущим является непроизвольное  внимание. Наиболее активно в школьном возрасте развивается произвольное внимание.

 

7) Школьный возраст

     В младшем школьном  возрасте все же ведущим остается  непроизвольное внимание и лишь  к подростковому возрасту происходит  совершенствование произвольного  внимания, оно становится относительно зрелым.

 

Развиваются не только виды, но и свойства внимания.

 

Развитие основных свойств  внимания. (Концентрация и устойчивость)

 

По мере созревания организма повышается сила нервной системы, ее работоспособность. Нервная система становится более уравновешенной повышается концентрация и повышается устойчивость внимания.

 

1. 0-3 года. Низкая концентрация и  устойчивость внимания (внимание  непроизвольное).

 

2. После 3 лет. Резкое улучшение  свойств внимания. Более высокая  концентрация и высокая устойчивость внимания, но еще непроизвольного.

 

3. Младший школьный возраст.  Низкая концентрация и устойчивость, т. к. слабая нервная система,  низкая уравновешенность. Преобладание  процессов возбуждения над торможением.

 

4. В подростковом возрасте наблюдается прогрессивное развитие всех свойств внимания, кроме устойчивости внимания, которая зависит от гормональных процессов, происходящих в организме подростка ==> низкая устойчивость внимания.

 

5. Внимание развивается с возрастом ==> Уровни развития внимания (кривые Пако, Шевчук).

 

 

До 30 лет происходит прогрессивное  улучшение внимания, затем стабилизация и спад (40-45 лет). Изменяется не только уровень свойств внимания, меняется структура взаимоотношений между  основными свойствами внимания.

 

Физиологические основы внимания

 

Главное физиологическое условие  внимания – общий уровень активности нервной системы. Уровень активности нервной системы определяет уровень  бодрствования человека (поведенческий  уровень).

 

Существует 5 уровней активности нервной  системы  соответственно 5 уровней бодрствования:

 

1) глубокий сон (внимание отсутствует).

2) дремотное бодрствование.

3) пассивное (диффузное бодрствование  («сенсорный покой»).

4) активное бодрствование («бодрствование  внимания»).

5) чрезмерное бодрствование (высокая активность нервной системы человека проявляется в повышенном эмоциональном состоянии, возбуждении и нарушении внимания).

 

    Для объяснения избирательности  внимания нужно привлечь работы  Павлова и Ухтомского, их основные  положения.

    Павлов ввел понятия: «очаг оптимальной возбудимости». Он же установил законы ВНД. Один из этих законов – закон отрицательной индукции.

    Состояние внимания связано  с избирательным повышением возбудимости (активности) мозговых структур, обеспечивающих  выполнение деятельности.

 

Очаг оптимальной возбудимости

 

В той области мозга, которая  отвечает за восприятие раздражителя, происходит избирательное повышение  активности. В тех участках коры головного мозга, которые принимают  участие, или обеспечивают восприятие раздражителя, более активно возникает очаг повышенной (оптимальной) возбудимости.

 

Закон отрицательной индукции.

 

    Возникновение процессов  возбуждения в каких-либо областях  мозга приводят к возникновению  торможения в соседних областях.

   Очаг оптимальной возбудимости по закону отрицания индукции тормозит все другие участки коры.

   Таким образом, все посторонние  раздражители поступают в заторможенные  области коры и поэтому не  воспринимаются.

 

Ухтомский ввел понятие:

«доминанта или доминантный  очаг возбуждения»

 

     Отличие от очага оптимальной возбудимости: Доминант. Очаг более устойчив, он подпитывается (усиливается) за счет недоминантных очагов. Доминантный очаг действует как «вампир». Далее механизм тот же самый, что и у Павлова.

   Любая психическая функция  организуется при участии нервной системы. Кора больших полушарий состоит из 3 блоков:

  

*Лобные доли отвечают за произвольное, целенаправленное поведение человека. Нарушение лобных долей приводит к нарушению целенаправленного поведения. Это блок регуляции и управления поведением.

 

*В стволовой части мозга – блок тонуса (энергетический блок).

 

*Остальные области – блок восприятия, переработки и хранения информации. Внимание обеспечивается всеми 3-мя этими блоками. Но у каждого блока своя функция в организации внимания.

 

    Функцию энергетического  блока выполняет ретикулярная  формация. Обеспечивает активацию  нервной системы (способствует  повышению или понижению активности).

    Лобные доли в организации  внимания выполняют более сложные  функции.

    Обеспечивают произвольное внимание.

    В коре больших полушарий  в лобных долях обнаруживаются  специальные нервные клетки, которые  называются клетками внимания.

 

Выделяют две их разновидности:

 

1. Детекторы новизны (реагируют  на любые изменения физического  раздражителя. Обеспечивают реакции на новые раздражители.

 

2. Клетки установки ожидания. Они  обеспечивают реакции организма  на раздражители, не соответствующие  ожидаемым.

 

Разные полушария тоже выполняют  разные функции в организации  внимания.

 

Правое полушарие связано с непроизвольным вниманием. Высшая форма внимания (произвольное внимание) связано с левым полушарием.

 

 

ТЕМА: ПАМЯТЬ

 

Основные вопросы по теме «Память»

 

I. Общая  характеристика памяти.

1. Память  и ее роль в жизнедеятельности  личности. Психологические теории памяти (ассоциативная, гештальтеория, деятельностная, смысловая, информационно – кибернетическая – когнитивная).

2. Физиологические  механизмы памяти.

 

II. Виды  памяти.

1. Классификация  видов памяти.

2. Анализ  отдельных видов памяти.

 

III. Процессы  памяти.

1. Запоминание.  Его виды. Факторы, определяющие  успешность запоминания (непроизвольного  и произвольного).

2. Сохранение. Причины забывания информации (фактор  времени; реминисценция; интерференция  и ее механизмы (причины); вытеснение (по Фрейду).

3. Воспроизведение. Его виды. Условия успешного воспроизведения.

 

IV. Индивидуальные  особенности памяти.

1. Индивидуальные  характеристики памяти (в норме); различия в процессах и видах  памяти.

2. Основные  нарушения памяти и их причины:

    а) Корсаковский синдром;

    б) амнезии;

    в) гипомнезии (снижение, ослабление);

    г) гипермнезии (улучшения);

    д) парамнезии (обманы  памяти).

 

V. Развитие памяти.

1. Возрастание динамики.

2. Тренировка памяти.

 

В определении памяти в психологии нет существенных разногласий, т.к. эта тема наиболее разработана.

 

Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком какой-либо информации. Память обеспечивает накопление индивидуального опыта человеком, т.к. составляет необходимую предпосылку любого обучения. Сеченов называл память «краеугольным камнем психического развития». Память обеспечивает целостность нашей личности.

 

Экспериментальное изучение памяти началось очень давно. Первыми - это вопрос о механизмах запоминания – занимались различные психологи, физиологи, медики, техники и др. ==> разные теории памяти разрабатывались

 

Психологические теории памяти.

 

1. Ассоциативная теория  памяти.

 

   Одним из 1-ых психологов, основоположником ее является Эббингауз (немецкий психолог), его работа «О памяти».

   Ассоциация – связь, соединение между чем-то и чем-то.

   Суть ассоциативной теории: если 2 или несколько психического образования появляются в сознании одновременно или непосредственно друг за другом – то между ними возникает ассоциативная связь, и впоследствии при появлении в сознании одного из элементов этой связи возникает представление обо всех ее элементах. Необходимым и достаточным условием запоминания является образование ассоциаций.

 

Условия образования ассоциативных  связей.

 

1. Одновременность появления в  сознании соответствующих объектов или явлений (одновременность восприятия). Смежность в пространстве и во времени.

2. Сходство.

3. Противоположность.

 

Этим условиям соответствуют типы ассоциаций:

 

1) ассоциации по смежности (во  времени и в пространстве). Если что-то вместе воспринимаем, то вместе и запоминаем. Если появляется один элемент, то «всплывает» и другой (возврат на прежнее место, если что-то забыл);

2) по сходству;

3) по противоположности, контрасту.

 

Вывод: Любое сравнение нового со старым, т.е. установление сходства или различия, приводит к лучшему запоминанию.

             Пример: Чехов «Лошадиная фамилия».

 

Но ассоциативная теория памяти не единственная, кроме ее положительного значения (в рамках ее вскрыт важный механизм запоминания), следует отметить ее неполноту ==> возникают вопросы: непонятны причины забывания; роль повторений в запоминании.

 

Почему  у разных людей в одних условиях память разная?

На основе критики ассоциативной теории памяти возникает.

 

2. Гештальттеория памяти.

 

Гештальт  – это целостная организация, структура, несводимая к сумме составляющих ее элементов.

Суть теории: если 2 или несколько элементов воспринимается человеком как принадлежащие к одному гештальту, то впоследствии при восприятии одного из этих элементов, возникает воспоминание обо всем гештальте в целом (фрагмент репродукции – картина в целом). В качестве основы запоминания выступает целостная организация материала (в частности, пространственная организация), игнорируется роль других факторов в запоминании.

Отрицательное в этой теории: она не смогла вскрыть все причины запоминания.

 

3. Деятельностная теория памяти.

    Запоминание любой информации определяется тем, какое место она занимает в структуре любой деятельности, и зависит от цели и содержания деятельности.

    Прочность определяется тем, какова роль и значение соответствующего материала в деятельности субъекта: лучше запоминается то, что связано с целью деятельности.

Информация о работе Лекции по "Общей психологии"