Лекции по "Общей психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:37, курс лекций

Описание работы

Внимание не относится ни к психологическим процессам, ни к психологическим свойствам личности ==> разная трактовка понятия «внимание».

Первые работы, рассматривающие внимание, – работы Вундта (конец 19в.). С его точки зрения, внимание – это фиксационная точка сознания или поле ясного видения.

Работа содержит 1 файл

АГЕЕВА Лекции по общей психологии.doc

— 913.00 Кб (Скачать)

 

1. Наличие фрустратора, т.е. препятствия  на пути к поставленной цели.

 

Классификация фрустраторов.

 

1) Это «лишения» (отсутствие средств для удовлетворения какой-то потребности).

 

Они могут быть:

 

· внешними (пример: нет денег)

 

· внутренними (пример: нет знаний навыков)

 

2) Потери (были средства и их нет).

 

· внешние (Пример: финансовый крах, потеря близкого человека).

 

· внутренние (потеря здоровья, работоспособности)

 

3) Конфликты

 

· внешние (социальные, с другими  людьми)

 

· внутренние (у человека возникло 2 противоположных мотиваÞ борьба между ними

 

4) «Препятствия» есть средства удовлетворения потребностей, но на пути их использования возникают барьеры = препятствия.

 

* внешние (нормы, правила, действуют  ограничения, законы)

 

* внутренние (совесть, честность)

 

Но не всегда наличие фрустратора  приводит к возникновению фрустрации. Фрустратор – главная причина, необходимая, но недостаточная, важно учитывать дополнительные условия (причины).

 

2. Содержание самой блокированной  потребности и ее значимость.

 

* Сила блокированной потребности:  если потребность очень сильная ==> возникает фрустрация, если неудовлетворенная потребность слабая или незначимая, то фрустрация не возникает.

 

* Частота неудовлетворения потребности:  чем чаще не удовлетворяется  потребность, тем выше вероятность  фрустрации.

 

* Особенности самого человека, испытывающего неудачи, его толерантность (устойчивость) к фрустрации.

 

* Очень много зависит от того, как человек реагирует на неудачи.

 

2. «Формы фрустрации» = реакции на неудачу, блокаду потребности.

 

1. Агрессия. На основе изучения ее была выдвинута фрустрационная теория агрессивного поведения: если есть фрустрация, ищи агрессию и наоборот. Неудача приводит к агрессивному поведению.

 

* Агрессия – это разные формы  враждебного поведения. Она может  иметь разную направленность:

 

а) агрессия на фрустратор (на препятствие)

б) на себя (проявляется в разных формах: самообвинения, самобичевания, вплоть до самоубийства)

 

По способу проявления агрессия бывает:

* реальная

* воображаемая (мечты, фантазии)

 

По содержанию:

* физическая (драки, насильственные воздействия)

* вербальная (оскорбление, грубость)

 

2. Замещение (когда неудовлетворенная потребность заменяется другой)

 

3. Смещение (это удовлетворение блокированной потребности обходным, более легким путем. Потребность удовлетворяется другим объектом). Смещение с одной цепи на другую.

Пример: студент списывает со шпаргалки.

 

Чем сильнее потребность, тем менее  специфичен объект для ее удовлетворения.

Пример: если нет того, кого я люблю, я люблю того, кто рядом.

Пример: срыв зла на близких людях  из-за обиды на начальника.

 

4. Рационализация (обесценивание объекта неудовлетворенной потребности).

 

Мы ищем в неудаче положительные  моменты.

Пример: Ну и хорошо, что я туда не поступил.

 

5. Регрессия (возврат к более примитивным формам поведения).

 

Пример: При избежании ответственности человек обнаруживает беспечность, безотказность, чрезмерную покорность.

 

6. Депрессия (подавленное, угнетенное  настроение из-за неудачи).

 

7. Фиксации («закрепления» нецелесообразных форм поведения) - стереотипность поведения.

 

Она проявляется в том, что человек  сталкиваясь с каким-то запретом усиливает активность «запретного  поведения». Запретный плод – сладок!

 

8. Интенсификация усилий – при неудаче человек мобилизует все свои ресурсы для достижения цели

 

1. Индивидуальные особенности фрустрации.

Почему люди так по-разному реагируют  на неудачи? Это зависит от многих факторов. Однако, устойчивые индивидуальные различия часто связывают с типом  темперамента (Мерлин)

 

* для меланхолика характерны  тревожность, подавленность (депрессия), сознание собственной вины (агрессия на себя), регрессия

 

* для сангвиника – обесценивание  объекта неудовлетворенной потребности  по типу «зелен виноград» (рационализация) и замещение

 

* холерики ищут, на ком сорвать  в таких случаях зло, для  них характерны «агрессия на фрустратор», смещение фрустрации проявляется у него в досаде на других и озлоблении

 

* флегматики обнаруживают большую  толерантность к фрустрации при  склонности к фиксации в силу  инертности нервной системы.

 

2. Значение фрустрации.

Частые фрустрации могут наложить отпечаток на формирование личности (тревожность, агрессивность и т.п. – следствие фрустрации).

 

Фрустрация может иметь как  конструктивный (интенсификация усилий), так и деструктивный характер (депрессия, отказ от притязаний).

 

V. Стрессовые  состояния (стресс)

 

Современные взгляды на стресс

 

Стресс – это напряжение и  реакция на отсутствие напряжения, цели. Отсутствие мотивации – это  тоже стресс.

 

Понятие «Стресс» введено в науку  канадским физиологом Г.Селье при  описании общего адаптационного синдрома. Само слово «стресс» (в переводе с англ.) означает напряжение, в психологии оно используется для обозначения особого психического состояния.

 

В соврем. науке стресс – это  эмоциональное состояние, возникающее  в различных экстремальных  ситуациях. Стресс – состояние психического (эмоционального) напряжения, возникающее в наиболее сложных и трудных для человека условиях.

 

При этом эмоции человека могут быть различными:

 

* тревога

* страх

* гнев

* раздражение

* депрессия

 

Нет единства взглядов на содержание понятия «стресс». Одни психологи считают, что стресс – это негативные эмоции, а другие – что это не только негативные, но и позитивные эмоции (вызывают у человека состояние экстаза, воодушевления и т. д.).

 

? Отсюда эмоциональная трактовка  стресса неоднозначна

 

До сих пор нет четкого  различения между стрессом и конфликтом, кризисом и фрустрациями. Но фрустрация и кризис не всегда переживаются как  стресс.

 

Эмоциональный стресс – более общее  понятие. Наиболее разработана проблема стресса в прикладных дисциплинах.

 

Неоднозначны представления и  о причинах стрессовых состояний.

 

Причины возникновения стрессовых состояний (классификация Леви)

 

Причины возникновения – это  стрессоры (или стрессовые ситуации).

 

Стрессоры

 

1. Кратковременные:

 

● опасные ситуации, представляющие угрозу для человека, для его жизни, самооценки

● ситуации с неопределенным исходом; человек не знает, чем грозит ему  эта ситуация ==> тревога, волнение

● дефицит времени

● физический дискомфорт (холод, жара и т.д.)

● некоторые особенности выполняемой  человеком деятельности (сложность, ответственность, значимость результата)

 

 

 

 

2. Долговременные:

 

● оказывающие длительное воздействие: войны, тюремное заключение и любые  другие ситуации, связанные с нарушениями контактов между людьми

● военная служба

● экономический или политический кризис в стране

● тяжелые хронические или травматические заболевания

● профессиональная деятельность человека, связанная с чрезмерными умственными  или физическими нагрузками

 

? Все эти ситуации могут привести  к эмоциональному напряжению ==> влияние стресса на поведение и деятельность человека неоднозначно.

 

Стресс и деятельность

 

В психологии установлено 3 типа влияния  стресса на продуктивность выполнения работы.

 

1. Мобилизация деятельности – человек способен показать лучшие результаты в стрессовых условиях, чем в обычной ситуации.

 

Пример: спортсмен, студент (лучше  соображает, сосредоточен на проблеме, улучшение памяти, внимания) ==> высокая  продуктивность деятельности.

 

2. Демобилизация (когда снижается  уровень выполнения деятельности). Стресс оказывает негативное  влияние на протекание психических  процессов:

 

  • сужается объем памяти, ее нарушения

 

  • плохая переключаемость внимания

 

  • нарушение мышления ==> хаотичность мыслей

 

●    неспособность принимать решения

 

●    необдуманность, нерациональность

 

●    действия принимают импульсивный характер

 

3. Деструкция деятельности –  отказ от деятельности. Человек  не предпринимает никаких усилий  для выполнения деятельности. Состояние  ступора.

 

Пример: студент во время экзамена берет билет и отказывается на него отвечать.

 

От чего зависит влияние стресса  на деятельность?

Что влияет на характер этой зависимости?

 

Разные реакции человека на стресс:

1) стресс «льва»

2) стресс «кролика»

 

или у Селье:

  • аустресс (мобилизующий)
  • дистресс (диструктивный)

 

 

I. В основе тип нервной системы:

 

? сила нервной системы

? уравновешенность нервной системы

? подвижность нервной системы

 

Если присутствуют сила нервной  системы и уравновешенность, то происходит мобилизация.

При неуравновешенной и слабой нервной  системе ? демобилизация, деструкция.

Инертная нервная система ==> ригидный человек (флегматик) может работать в условиях стресса (сила + уравновешенность), если работа не связана с необходимостью быстро переключаться.

 

II. Тип темперамента

 

Лучше работают сангвиники (если деятельность не требует переключения с одного ее вида на другой) и флегматики.

Холерики – негативное влияние (неуравновешенность + сила)

Меланхолики – слабость + неурановешанность ==> дистресс

 

III. Степень эмоциональной неустойчивости  личности

 

Нетревожные люди в стрессовых ситуациях  работают лучше и продуктивнее, чем  тревожные. Эмоционально неустойчивые и тревожные люди понижают уровень  выполнения деятельности, ее продуктивности.

 

IV. Уровень притязаний личности (УП)

 

Если высокий уровень притязаний, то стресс будет более сильным.

Если низкий уровень притязаний (т.е. все равно как сделать), то стресса не будет.

 

V. Интеллектуальность человека  (обратная пропорциональность)

 

Между эмоциями и интеллектом есть зависимость: чем выше интеллект, тем ниже эмоциональность.

 

Интеллект позволяет человеку справляться  с трудной ситуацией ==> повышается стрессоустойчивость. Там, где человек  с высоким интеллектом начинает думать и действовать, человек с низким интеллектом начинает волноваться.

 

Стресс – это еще и физиологическая  реакция ==> оказывает влияние на здоровье.

 

Стресс и здоровье человека

 

Любая сильная эмоция сопровождается различными физиологическими изменениями  в организме (в пищеварительной системе, в выделительной, в системе органов дыхания и др.), но когда эмоция угасает, человек возвращается в прежнее состояние.

 

Если мы переживаем стресс часто  и ежедневно (стресс носит долговременный характер), то физиологические изменения  в организме становятся необратимыми. Длительный стресс – источник соматических заболеваний и психических нарушений.

 

Именно подавление эмоций, их блокировка на поведенческом уровне приводит к  усилению реакции на физиологическом  уровне.

 

В последнее время в медицине возникало особое направление - психосоматика (болезни на нервной почве) серьезные органические изменения

 

Какие заболевания связаны со стрессом и каков механизм их приобретения?

 

* соматические заболевая (см. ниже);

* болезни желудочно-кишечного тракта (см. ниже);

* кожные (нейродерматиты);

* кариес

* ревматические (4 причины артрита):

- крах супружеской жизни;

- одиночество и беспокойство;

- длительная обида;

- горе.

* сердечно-сосудистые заболевания:  на основе стресса возникают:  гипертония, инфаркты, инсульты, атеросклероз.

 

Любые отрицательная эмоции сопровождается: сужением кровеносных сосудов, повышением артериального давления, повышением частоты пульса, повышением свертываемости крови ==> закупорка кровеносных  сосудов ==> инфаркт или инсульт.

 

Высокое артериальное давление – признак гипертонии.

Сердечно-сосудистые заболевания чаще возникают у людей, деятельность которых связаны с эмоциональным напряжением (администратор, врач, учитель и т. д.).

Люди, заняты в сельском хозяйстве, заболевают сердечно-сосудистыми заболеваниями реже.

Болезни желудочно-кишечного тракта: язвы, колиты, т.к. при стрессе увеличивается секреция желудочного сока, повышается его кислотность. Нарушение баланса кальция ==> артриты, кариес.

Эндокринные заболевания возникают  тоже из-за стрессов.

 

Почему фактор один – стресс, а  болезни разные?

 

Существуют разные гипотезы:

 

1) страдают слабые органы в  организме;

2) характер переживаемых человеком  эмоций - в зависимости от того, какие эмоции переживаются, возникают  разные болезни.

 

Пример: гнев ? сердечно-сосудистые заболевания;

 

депрессия ? болезни желудочно-кишечного  тракта, психические заболевания.

 

3) характер заболеваний связан  с психологическими особенностями  личности.

 

Сердечно-сосудистые болезни возникают  чаще у честолюбивых людей, с высоким уровнем притязаний.

Информация о работе Лекции по "Общей психологии"