Лекции по "Общей психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:37, курс лекций

Описание работы

Внимание не относится ни к психологическим процессам, ни к психологическим свойствам личности ==> разная трактовка понятия «внимание».

Первые работы, рассматривающие внимание, – работы Вундта (конец 19в.). С его точки зрения, внимание – это фиксационная точка сознания или поле ясного видения.

Работа содержит 1 файл

АГЕЕВА Лекции по общей психологии.doc

— 913.00 Кб (Скачать)

 

 

Любая эмоция включает в себя 3 основных компонента:

1) субъективные переживания (собственные  эмоции);

2) двигательные реакции (специфические):

   • мимика

   * особенности речи (от высоты голоса и заканчивая общей интонацией)

   * жесты

   * почерк

   * позы

   * походка

3) неспецифические вегетативные реакции: изменение всех систем организма. Изменения в организме носят неспецифический характер: изменение артериального давления, частоты пульса и т.п.

 

Существуют специальные  методики на выявление двигательной реакции (мимические словари и т.д.).

 

Методы диагностики:

1) опросники;

2) Розенцвейг (поведенческий).

 

 Для диагностики эмоций необходимо пользоваться несколькими методиками.

  Эмоции проявляются и измеряются на физиологическом, поведенческом, психологическом уровнях (изменение артериального давления, частоты пульса).

  Наиболее ярким экспрессивным проявлением эмоции является мимика:

 

Все лицо человека делится на 3 зоны: разные эмоции по-разному проявляются в разных зонах лица и с разной степенью интенсивности Голос один из тонких индикаторов эмоций (человек эмоциональный, открытый, голос звонкий, громкий и т. д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоции

Характерные мимические изменения

Точность идентификации

Выраженность

экспрессивных

изменений

Каждая отдельная

зона

Выражение лица в целом

1. Страх

Лоб и брови почти прямые и  сдвинуты; горизонтальные морщины в  центре лба

 

Верхние веки подняты так, что видна  склера. Нижние приподняты и напряжены. В результате глаза расширенны

 

рот раскрыт, губы растянуты и напряжены  имеют узкую эпилептическую форму

3

 

 

3

 

 

 

 

3

1

 

 

2

 

 

 

 

3

5

2. Гнев

брови спущены и сведены между  бровями вертикальные складки

 

верхние веки напряжены, нижние приподняты.

 

В результате глаза прищурены.

Рот закрыт, губы и зубы сжаты. Ноздри расширяются, крылья носа приподнимаются.

3

 

 

2

 

 

3

3

 

 

3

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

3. Горе

внутренние уголки бровей подняты  вверх

 

верхние веки неподвижны, нижние веки подняты вверх

 

рот закрыт уголки опущены, напряжения и натяжения в области рта  нет

2

 

 

2

 

 

2

4

 

 

2

 

 

2

3

 

 

3

4. Удивление

брови подняты и округлены. Горизонт морщины пересекают весь лоб.

 

Глаза открыты, широко распахнуты.

 

Рот овальной формы. Напряжения в области  рта нет

3

 

 

3

 

3

3

 

 

2

 

5

6


 

Виды эмоций

 

Существует множество классификаций  эмоций: по модальности, длительности, направленности.

 

Влияние эмоций на поведение  и деятельность

 

2 типа эмоций:

 

1 Стенические эмоции («стена» –  сила).

 

2 Астенические эмоции.

 

1. Стенические эмоции способствуют повышению активности организма и человека в целом (прилив энергии, сил, повышение работоспособности, быстрота соображения и др.). Отражаются таким образом на протекании психических процессов. В организме происходят и физиологические изменения: улучшается питание всех внутренних органов, прилив крови и т. д. ==> прилив сил. Наиболее известные стенические эмоции: радость, воодушевление, восторг, гнев, ярость.

 

2. Астенические эмоции подавляют активность человека, оказывают тормозящее влияние

 

(противоположное влияние: скачки  мыслей, трудно сосредоточиться).

 

Тормозящее влияние отражается и на двигательной активности (усталость, вялая походка, тяжесть груза внутри).

 

Физиологические изменения:

 

Кровеносные сосуды суживаются. Нарушается питание всех органов ==>

 

озноб, угнетение.

 

Пример: страх, печаль ==> тревога, депрессия.

 

Такое деление эмоций вызывает вопрос: является ли эмоция вредным или полезным явлением для человека?

 

* Эмоции являются полезными, т. к. способствуют адаптации человека, ибо большинство эмоций сопровождаются мобилизацией энергетических ресурсов организма.

 

В этом смысле эмоции имеют позитивное значение.

 

Противоположная точка  зрения:

 

* с другой стороны эмоция  это всегда – дезадаптация  организма и личности к различным  ситуациям. Когда человек не  видит выхода из создавшейся  ситуации, ему трудно ==> нарушение  целесообразности поведения.

 

Какое влияние эмоции оказывают  на деятельность человека?

 

Этот вопрос исследуется экспериментально. Существует множество примеров, когда  эмоции позитивно или негативно  влияют на деятельность

 

Пример: актеры, экзамены.

 

Взаимовлияние деятельности и эмоций.

 

1. Деятельность ? Эмоции (результат деятельности, соотнесенный с уровнем притязаний). Если результаты деятельности равен уровню притязаний, то эмоции положительные.

 

2. Эмоции ? Деятельность (влияние эмоций на деятельность неоднозначно): от положительного до отрицательного.

 

От чего зависит конкретный характер влияния эмоций на деятельность?

 

От знака самой эмоции: положительные эмоции оказывают положительное влияние на деятельность, отрицательные эмоции приводят к нарушению деятельности

 

Пример: опрос лучше начинать с легких вопросов ==> воодушевление, подъем деятельности.

 

? Сила эмоциональных переживаний

 

Отсутствие эмоций (безразличие), так  же, как и очень сильные эмоции мешает продуктивному выполнению работы.

 

Нужна середина – средняя степень волнения за исход деятельности.

 

Сильная заинтересованность приводит к повышению эмоционального волнения, и это мешает выполнению работы, ее продуктивности.

 

 

3 графика отражают влияние эмоций  на продуктивность деятельности  в зависимости от трудности  работы.

 

I – выполнение трудной работы (усиление волнения быстро приводит  к снижению продуктивности деятельности)

 

II – легкая работа (усиление  эмоции улучшает выполнение работы, только очень сильные эмоции  нарушают деятельность)

 

III – средняя степень сложности работы

 

Личностные особенности человека выполняющего данную работу:

 

1) степень эмоциональной устойчивости  личности – если человек характеризуется  эмоциональной неустойчивостью,  то у него спад продуктивности  происходит раньше. Для людей  эмоционально устойчивых – позже!

 

2) уровень притязания личности;

 

3) степень интернальности (локус  контроля).

 

Второе и третье особенности  определяют степень заинтересованности и соответственно влияют на силу эмоциональных  переживаний.

 

 

VI. Индивидуальные особенности эмоциональной сферы человека

 

(индивидуальные характеристики  эмоций)

 

1. Эмоциональная возбудимость (определяется силой раздражителя, способная вызывать у человека ответную эмоциональную реакцию). Она определяется особенностями нервной системы (силой и уравновешенностью). Чем слабее нервная система, тем выше ее возбудимость Чем сильнее нервная система, тем ниже эмоциональная возбудимость.

 

2. Сила эмоций. У одних эмоции протекают очень сильно. Чем выше неуравновешенность нервной системы, тем сильнее эмоции. К аффектам склонны неуравновешенные личности.

 

Сила эмоций связана с силой  и уравновешенностью нервной  системы.

 

3. От неуравновешенности и уравновешенности  нервной системы зависит импульсивность эмоций (эмоциональная несдержанность и низкий волевой контроль за своим поведением), степень воспитанности, культуры, а не только неуравновешенность нервной системы.

 

4. Длительность эмоциональных переживаний. Она связана с подвижностью нервной системы. У людей с инертным типом нервной системы эмоции отличаются большей устойчивость.

 

5. Экспрессивность – импрессивность. Импрессивности: человек испытывает переживание, но внешне никак не проявляет это. Экспрессивность: внешнее проявление эмоций в жестах, мимике, походке ==> вегетативные изменения ==> болезни, «организм грызет сам себя» (выливается в поведении, особенностях голоса)

 

Все эти характеристики тесно связаны, так как определяются типом нервной  системы.

6. Тип модальной структуры эмоциональности  (тип эмоциональности).

 

Тип эмоциональности – последняя  эмоциональная характеристика носит качественный характер и относится к качеству переживаний – предрасположенность человека переживать одну из основных базовых эмоций.

 

Ольшанникова выделяет основные эмоции: радость, гнев, страх, печаль.

 

Эти основные эмоции существуют в чистом виде. Все остальные эмоции – это смешение этих эмоций.

 

От чего зависит тип эмоциональсти?

 

1. Пол человека.

 

По отрицательным эмоциям различаются

 

У мужчины: чаще переживается радость  и гнев.

У женщин: радость, страх, печаль.

 

По положительным эмоциям женщины и мужчины не отличаются.

 

2. Функциональная асимметрия  больших полушарий коры головного  мозга. Правое полушария отвечает за отрицательные эмоции, левое доминирует положительные эмоции. Полушарие с большей активностью называется доминантным, а с меньшей - субдоминантным. Левое полушарие отвечает за абстрактно-аналитическое мышление, а правое за образное мышление. Переживаемые нами эмоции зависят от наших интеллектуальных способностей.

 

3. Особенности мышления  человека. Тип эмоциональности зависит от когнитивного стиля личности. Два его параметра:

 

* аналитичность (аналитики дробят  информацию ==> глубокий анализ)

* синтетичность (не дробят, не  копаются в мелочах)

для аналитиков характерны страх и  печаль; для синтететиков – гнев.

 

4. Особенности характера человека влияют на тип эмоциональности (по Кэттеллу).

 

Чаще переживающие страх: интровертированность, тревожность, социальная

подчиненность, эмоциональная неустойчивость, чрезмерная озабоченность.

 

Гнев: тревожность, независимость, мнительность, самодостаточность, доминантность, обеспокоенность, эмоциональная неустойчивость, неприятие социальных норм.

 

Радость: уверенность в себе, высокий самоконтроль, доминантность, низкая тревожность, экстравертность, социальная смелость, склонность к риску.

 

Патология эмоций. Нарушения.

 

Любое психическое заболевание  всегда сопровождается эмоциональными нарушениями.

 

Крайние полюса рассмотренных выше индивидуальных характеристик –  это патология.

 

Нарушения (патология) эмоций

 

1. Эмоциональная возбудимость. Чрезмерно низкая эмоциональная возбудимость, тупость – при шизофрении. Чрезмерно высокая эмоциональная возбудимость – при неврозе и различных вариантах психопатий.

 

2. Сила эмоций (грубость, жесткость). Склонность к аффективным вспышкам  – психопаты. Эпилептоидный, гипертимный тик.

 

3. Длительность эмоции по отношению  к разным эмоциям (положительным  и отрицательным).

 

Отрицательные эмоции:

 

● при различных типах психопатий (эпилептоиды)

 

● при маниакально-депрессивном синдроме

 

Положительные эмоции: гипертимный тип.

 

4. Чрезмерная лабильность (изменчивость) эмоций. Настроение меняется по  каждому пустяку (у циклоидов).

 

5. При органических нарушениях  мозга и при различных формах  слабоумия (эйфоричность).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Фрустрация

 

1. Понятия фрустрации в современной психологии.

2. Причины ее возникновения.

3. Ее формы.

4. Индивидуальные особенности фрустрации.

5. Значение фрустрации в жизни  личности.

 

Литература:

 

1. Мерлин В.С. Лекции по психологии  мотивов человека.

2. Левитов Н.Д. Фрустрация, как один из видов психических состояний/Вопросы психологии, 1967, № 6

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания.  М., 1984.

4. Фрустрация. Конфликтная защита/Вопросы  психологии, 1991, № 6.

5. Т.Шибутани. Социальная психология. М., 1969. С.73-78.

 

1. Что такое Фрустрация.

 

· Фрустрация – от лат. Frustratio? Что  означает «обман, тщетное ожидание». Фрустрация – это уничтожение  планов, расстройство замыслов.

 

Фрустрация – это психическое  состояние, возникающее у человека при наличии препятствия на пути достижения цели и выражающееся в особых эмоциональных переживаниях и формах поведения (Левитов).

 

· Фрустрация – эмоциональное состояние, возникающее при блокаде мотивов (потребностей). Когда человек не может реализовать мотивы, или  достичь цели (Мерлин).

 

· Фрустрация это реакция человека на жизненные трудности или неудачиÞ она появляется в разных ситуациях в различных эмоциональных переживаниях и формах поведения (досада, разочарование, раздражение, гнев, ярость, враждебность).

 

Фрустрацию следует отличать от фрустратора.

 

Фрустратор – это причины  возникновения фрустрации; препятствие  на пути к поставленной цели.

 

2. Причины возникновения  фрустрации - это причины наших неудач.

 

К этой проблеме обращались Розенцвейг, Мерлин.

Информация о работе Лекции по "Общей психологии"