Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:37, курс лекций
Внимание не относится ни к психологическим процессам, ни к психологическим свойствам личности ==> разная трактовка понятия «внимание».
Первые работы, рассматривающие внимание, – работы Вундта (конец 19в.). С его точки зрения, внимание – это фиксационная точка сознания или поле ясного видения.
Любая эмоция включает в себя 3 основных компонента:
1) субъективные переживания (
2) двигательные реакции (
• мимика
* особенности речи (от высоты голоса и заканчивая общей интонацией)
* жесты
* почерк
* позы
* походка
3) неспецифические вегетативные реакции: изменение всех систем организма. Изменения в организме носят неспецифический характер: изменение артериального давления, частоты пульса и т.п.
Существуют специальные методики на выявление двигательной реакции (мимические словари и т.д.).
Методы диагностики:
1) опросники;
2) Розенцвейг (поведенческий).
Для диагностики эмоций необходимо пользоваться несколькими методиками.
Эмоции проявляются и измеряются на физиологическом, поведенческом, психологическом уровнях (изменение артериального давления, частоты пульса).
Наиболее ярким экспрессивным проявлением эмоции является мимика:
Все лицо человека делится на 3 зоны: разные эмоции по-разному проявляются в разных зонах лица и с разной степенью интенсивности Голос один из тонких индикаторов эмоций (человек эмоциональный, открытый, голос звонкий, громкий и т. д.).
Эмоции |
Характерные мимические изменения |
Точность идентификации | ||
Выраженность экспрессивных изменений |
Каждая отдельная зона |
Выражение лица в целом | ||
1. Страх |
Лоб и брови почти прямые и сдвинуты; горизонтальные морщины в центре лба
Верхние веки подняты так, что видна склера. Нижние приподняты и напряжены. В результате глаза расширенны
рот раскрыт, губы растянуты и напряжены имеют узкую эпилептическую форму |
3
3
3 |
1
2
3 |
5 |
2. Гнев |
брови спущены и сведены между бровями вертикальные складки
верхние веки напряжены, нижние приподняты.
В результате глаза прищурены. Рот закрыт, губы и зубы сжаты. Ноздри расширяются, крылья носа приподнимаются. |
3
2
3 |
3
3
3 |
4 |
3. Горе |
внутренние уголки бровей подняты вверх
верхние веки неподвижны, нижние веки подняты вверх
рот закрыт уголки опущены, напряжения и натяжения в области рта нет |
2
2
2 |
4
2
2 |
3
3 |
4. Удивление |
брови подняты и округлены. Горизонт морщины пересекают весь лоб.
Глаза открыты, широко распахнуты.
Рот овальной формы. Напряжения в области рта нет |
3
3
3 |
3
2
5 |
6 |
Виды эмоций
Существует множество
Влияние эмоций на поведение и деятельность
2 типа эмоций:
1 Стенические эмоции («стена» – сила).
2 Астенические эмоции.
1. Стенические эмоции способствуют повышению активности организма и человека в целом (прилив энергии, сил, повышение работоспособности, быстрота соображения и др.). Отражаются таким образом на протекании психических процессов. В организме происходят и физиологические изменения: улучшается питание всех внутренних органов, прилив крови и т. д. ==> прилив сил. Наиболее известные стенические эмоции: радость, воодушевление, восторг, гнев, ярость.
2. Астенические эмоции подавляют активность человека, оказывают тормозящее влияние
(противоположное влияние:
Тормозящее влияние отражается и на двигательной активности (усталость, вялая походка, тяжесть груза внутри).
Физиологические изменения:
Кровеносные сосуды суживаются. Нарушается питание всех органов ==>
озноб, угнетение.
Пример: страх, печаль ==> тревога, депрессия.
Такое деление эмоций вызывает вопрос: является ли эмоция вредным или полезным явлением для человека?
* Эмоции являются полезными, т. к. способствуют адаптации человека, ибо большинство эмоций сопровождаются мобилизацией энергетических ресурсов организма.
В этом смысле эмоции имеют позитивное значение.
Противоположная точка зрения:
* с другой стороны эмоция
это всегда – дезадаптация
организма и личности к
Какое влияние эмоции оказывают на деятельность человека?
Этот вопрос исследуется экспериментально. Существует множество примеров, когда эмоции позитивно или негативно влияют на деятельность
Пример: актеры, экзамены.
Взаимовлияние деятельности и эмоций.
1. Деятельность ? Эмоции (результат деятельности, соотнесенный с уровнем притязаний). Если результаты деятельности равен уровню притязаний, то эмоции положительные.
2. Эмоции ? Деятельность (влияние эмоций на деятельность неоднозначно): от положительного до отрицательного.
От чего зависит конкретный характер влияния эмоций на деятельность?
От знака самой эмоции: положительные эмоции оказывают положительное влияние на деятельность, отрицательные эмоции приводят к нарушению деятельности
Пример: опрос лучше начинать с легких вопросов ==> воодушевление, подъем деятельности.
? Сила эмоциональных переживаний
Отсутствие эмоций (безразличие), так же, как и очень сильные эмоции мешает продуктивному выполнению работы.
Нужна середина – средняя степень волнения за исход деятельности.
Сильная заинтересованность приводит к повышению эмоционального волнения, и это мешает выполнению работы, ее продуктивности.
3 графика отражают влияние
I – выполнение трудной работы
(усиление волнения быстро
II – легкая работа (усиление
эмоции улучшает выполнение
III – средняя степень сложности работы
Личностные особенности
1) степень эмоциональной
2) уровень притязания личности;
3) степень интернальности (локус контроля).
Второе и третье особенности определяют степень заинтересованности и соответственно влияют на силу эмоциональных переживаний.
VI. Индивидуальные особенности эмоциональной сферы человека
(индивидуальные
1. Эмоциональная возбудимость (определяется силой раздражителя, способная вызывать у человека ответную эмоциональную реакцию). Она определяется особенностями нервной системы (силой и уравновешенностью). Чем слабее нервная система, тем выше ее возбудимость Чем сильнее нервная система, тем ниже эмоциональная возбудимость.
2. Сила эмоций. У одних эмоции протекают очень сильно. Чем выше неуравновешенность нервной системы, тем сильнее эмоции. К аффектам склонны неуравновешенные личности.
Сила эмоций связана с силой и уравновешенностью нервной системы.
3. От неуравновешенности и
4. Длительность эмоциональных
5. Экспрессивность –
Все эти характеристики тесно связаны, так как определяются типом нервной системы.
6. Тип модальной структуры
Тип эмоциональности – последняя эмоциональная характеристика носит качественный характер и относится к качеству переживаний – предрасположенность человека переживать одну из основных базовых эмоций.
Ольшанникова выделяет основные эмоции: радость, гнев, страх, печаль.
Эти основные эмоции существуют в чистом виде. Все остальные эмоции – это смешение этих эмоций.
От чего зависит тип эмоциональсти?
1. Пол человека.
По отрицательным эмоциям
У мужчины: чаще переживается радость и гнев.
У женщин: радость, страх, печаль.
По положительным эмоциям женщины и мужчины не отличаются.
2. Функциональная асимметрия
больших полушарий коры
3. Особенности мышления человека. Тип эмоциональности зависит от когнитивного стиля личности. Два его параметра:
* аналитичность (аналитики
* синтетичность (не дробят, не копаются в мелочах)
для аналитиков характерны страх и печаль; для синтететиков – гнев.
4. Особенности характера человека влияют на тип эмоциональности (по Кэттеллу).
Чаще переживающие страх: интровертированность, тревожность, социальная
подчиненность, эмоциональная неустойчивость, чрезмерная озабоченность.
Гнев: тревожность, независимость, мнительность, самодостаточность, доминантность, обеспокоенность, эмоциональная неустойчивость, неприятие социальных норм.
Радость: уверенность в себе, высокий самоконтроль, доминантность, низкая тревожность, экстравертность, социальная смелость, склонность к риску.
Патология эмоций. Нарушения.
Любое психическое заболевание всегда сопровождается эмоциональными нарушениями.
Крайние полюса рассмотренных выше индивидуальных характеристик – это патология.
Нарушения (патология) эмоций
1. Эмоциональная возбудимость. Чрезмерно низкая эмоциональная возбудимость, тупость – при шизофрении. Чрезмерно высокая эмоциональная возбудимость – при неврозе и различных вариантах психопатий.
2. Сила эмоций (грубость, жесткость).
Склонность к аффективным
3. Длительность эмоции по
Отрицательные эмоции:
● при различных типах психопатий (эпилептоиды)
● при маниакально-депрессивном синдроме
Положительные эмоции: гипертимный тип.
4. Чрезмерная лабильность (
5. При органических нарушениях мозга и при различных формах слабоумия (эйфоричность).
IV. Фрустрация
1. Понятия фрустрации в современной психологии.
2. Причины ее возникновения.
3. Ее формы.
4. Индивидуальные особенности
5. Значение фрустрации в жизни личности.
Литература:
1. Мерлин В.С. Лекции по
2. Левитов Н.Д. Фрустрация, как один из видов психических состояний/Вопросы психологии, 1967, № 6
3. Василюк Ф.Е. Психология
4. Фрустрация. Конфликтная защита/Вопросы психологии, 1991, № 6.
5. Т.Шибутани. Социальная психология. М., 1969. С.73-78.
1. Что такое Фрустрация.
· Фрустрация – от лат. Frustratio? Что означает «обман, тщетное ожидание». Фрустрация – это уничтожение планов, расстройство замыслов.
Фрустрация – это психическое состояние, возникающее у человека при наличии препятствия на пути достижения цели и выражающееся в особых эмоциональных переживаниях и формах поведения (Левитов).
· Фрустрация – эмоциональное состояние,
возникающее при блокаде
· Фрустрация это реакция человека на жизненные трудности или неудачиÞ она появляется в разных ситуациях в различных эмоциональных переживаниях и формах поведения (досада, разочарование, раздражение, гнев, ярость, враждебность).
Фрустрацию следует отличать от фрустратора.
Фрустратор – это причины возникновения фрустрации; препятствие на пути к поставленной цели.
2. Причины возникновения фрустрации - это причины наших неудач.
К этой проблеме обращались Розенцвейг, Мерлин.