Лекции по "Общей психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:37, курс лекций

Описание работы

Внимание не относится ни к психологическим процессам, ни к психологическим свойствам личности ==> разная трактовка понятия «внимание».

Первые работы, рассматривающие внимание, – работы Вундта (конец 19в.). С его точки зрения, внимание – это фиксационная точка сознания или поле ясного видения.

Работа содержит 1 файл

АГЕЕВА Лекции по общей психологии.doc

— 913.00 Кб (Скачать)

Лекции по общей психологии

Автор Агеева Зоя Александровна, кандидат психологических наук, доцент

 

ТЕМА: ВНИМАНИЕ

 

Анализ внимания. Общая характеристика внимания.

 

Внимание не относится ни к психологическим  процессам, ни к психологическим  свойствам личности ==> разная трактовка понятия «внимание».

 

Первые работы, рассматривающие  внимание, – работы Вундта (конец 19в.). С его точки зрения, внимание –  это фиксационная точка сознания или поле ясного видения.

Его последователь, Титчинер, считал, что внимание – это свойство ощущения.

Милль: внимание – результат эмоций.

Винсент Блок: внимание – уровень бодрствования.

В начале 20в. гештальтпсихология отказалась от понятия «внимание».

 

Причины разнообразия трактовок.

 

В основе их лежит специфика внимания. Гальперин считает, что специфические особенности внимания заключается в том, что:

 

1) внимание не является самостоятельным  психологическим процессом, оно  является необходимым условием  для протекания всех психологических  процессов;

 

2) внимание, в отличие от других  психических процессов, не имеет собственного продукта, т.к. оно лишь улучшает протекание других процессов и положительно влияет на их эффективность.

 

Современные взгляды  на внимание. Рубинштейн и Добрынин.

 

Внимание – это избирательная  направленность и сосредоточенность психики (сознания) на определенных объектах, имеющих для личности устойчивое или ситуативное значение.

 

Основные функции внимания:

1) исходная функция внимания  – отбор объектов, значимых (релевантных)  для человека;

2) удержание объектов в сознании до тех пор, пока они нам необходимы;

3) контроль и регуляция за  выполняемой деятельностью. Гальперин  сводит внимание к этой функции.

 

Виды внимания:

1. Непроизвольное

2. Произвольное

3. Послепроизвольное

 

Сравнительный анализ видов  внимания

 

Основные характеристики

Виды внимания

Цель

Внимание

Происхождение

 

-

+

+

-

+

-

Биологическое

Социальное

Социальное

НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ

ПРОИЗВОЛЬНЫЕ 
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ


 

 

 

1. Непроизвольное внимание (пассивное, эмоциональное).

 

Для поддержания его не нужно  прилагать никаких усилий. Оно возникает независимо от желания, цели, потребностей, возникает само собой. Не требует волевого усилия. Связь непроизвольного внимания с эмоциями и чувствами.

 

Причины непроизвольного внимания:

1) внешние – они определяются  особенностями действующих на человека раздражителей;

2) внутренние – это особенности  самого человека;

3) значимость раздражителя.

 

Внешние причины:

1) сила действующего раздражителя (сильный звук, яркий свет). Важна  не столько абсолютная сила  раздражителя, сколько его относительная сила (более сильная на фоне более слабых раздражителей, которые привлекают внимание);

2) величина объектов;

3) новизна (абсолютная и относительная)  – слабое изменение, любое  изменение привычного раздражителя  привлекает внимание так же, как  и новые раздражители;

4) длительность (чем дольше, тем  меньше внимания – привыкание);

5) движение (движущиеся объекты  привлекают внимание больше, чем  объекты, находящиеся в состоянии  покоя; начало движения и его  прекращение вызывают наибольшее  внимание).

 

Внутренние причины:

1) интересы личности;

2) опыт человека;

3) эмоции и чувства;

4) состояние человека.

 

Значимость – соответствие внешних  особенностей раздражителя внутренним потребностям человека.

 

2. По мере развития возникает Произвольное внимание (активное, волевое).

 

Причины появления: цель и воля ==> отсутствие интереса компенсируется волевым  усилием (не интересно? – Но надо!).

 

3. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного.

 

Причины. Возникновение интереса в процессе работы приводит к тому, что исчезает волевое усилие, но остается цель.

Непроизвольное внимание роднит человека с животными, а произвольное –  продукт воспитания (социум) – влияния  взрослого на ребенка.

 

Основные свойства внимания.

1. Объем внимания.

2. Распределение внимания.

3. Концентрация внимания.

4. Устойчивость внимания.

5. Переключение (или переключаемость)  внимания.

 

 

 

 

 

1. Объем внимания.

объем – это количество объектов, которые человек может воспринять и осознать в условиях одноразового и кратковременного предъявления (восприятия).

 

Пример: открыть и сразу закрыть  дверь в аудиторию ==> задание: что  успели заметить в аудитории?

 

Объем внимания у здорового взрослого человека 7?2 (5-9) единиц.

Объем внимания изучается с помощью  тахистоскопического метода.

 

2. Распределение внимания.

 

Означает одновременное выполнение 2-х или нескольких видов деятельности. Человек занят не одной, а сразу  несколькими деятельностями.

 

Легкость распределения внимания зависит:

1) от содержания совмещаемых  видов деятельности: одна – физическая, другая – умственная. Совмещение одинаковых видов деятельности проходит сложнее (писать и разговаривать одновременно);

2) от степени автоматизации одного  из видов деятельности. Если одна  из работ доведена до автоматизма,  то другая деятельность может  совмещаться.

 

Пример: профессиональное вязание + просмотр ТV; «отточенное» печатание на машинке + чтение с листа – одно другому  не мешает.

? Главное условие распределения  внимания – автоматизация.

 

3. Концентрация внимания

– это сила сосредоточения внимания на объекте или на работе; при высокой концентрации внимания человек не отвлекается на внешние посторонние раздражители и наоборот.

 

Факторы, влияющие на концентрацию внимания:

1) обстановка, в которой работает  человек;

2) содержание выполняемой работы (легче сосредотачивается на интересном содержании);

3) трудность или степень сложности  выполнения работы.

 

 

4) концентрация внимания зависит  и от особенностей личности, которая  эту работу выполняет:

               а) ответственность;

               б) дисциплинированность;

               в) волевые качества.

 

5) концентрация внимания связана  и с темпераментом человека

               а) высокая концентрация внимания – у сангвиников, флегматиков;

               б) низкая концентрация внимания – у меланхоликов, холериков.

 

Почему так происходит?

 

И темперамент человека и свойства внимания зависят от типа нервной  системы. Это понятие ввел Павлов и определил его следующим  образом: это качественно своеобразное сочетание основных свойств нервных  процессов.

 

Свойства нервных процессов (по Павлову)

 

1. Сила нервных процессов (нервной  системы)

а) сильная;

б) слабая.

 

Сила нервных процессов определяет работоспособность человека.

 

Это способность нервных клеток долго находиться в одном из состояний:

* возбуждение (активность)

* торможение (пассивность).

 

2. Уравновешенность нервной системы – это соотношение по силе 2-х нервных процессов. Если оба процесса равны В=Т (по силе), то нервная система уравновешена. Если один процесс сильный, другой слабый В>Т (или наоборот), то нервная система неуравновешенна.

 

3. Подвижность нервной системы – это легкость смены одного процесса другим в одной и той же области мозга. Если одно уступает место другому легко, то мы говорим о подвижной нервной системе: возбуждение быстро сменяется торможением и наоборот.

 

Сила + уравновешенность + подвижность ==> сангвиники

Сила + уравновешенность + инертность ==> флегматики

Сила + неуравновешенность ==> холерики

Слабый тип нервной системы ==> меланхолики

 

! Концентрация внимания зависит  от силы нервных процессов и от уравновешенности. Чем сильнее и уравновешеннее нервная система, тем выше концентрация внимания, поэтому высокая концентрация внимания у сангвиников и флегматиков.

 

Плохая концентрация внимания у  меланхоликов и холериков, но причины  разные (слабость – у меланхоликов; неуравновешенность – у холериков).

 

4. Устойчивость внимания - длительность сосредоточения (временная характеристика внимания, как долго человек может быть внимательным).

 

Устойчивость зависит от тех  же факторов, что и концентрация внимания (см. выше!) + устойчивость является непостоянной характеристикой человека.

 

Изменения устойчивости внимания проявляется  в колебаниях внимания:

 

а) микроколебания осуществляются с  периодом от 2 до 3 – 12 секунд, их выявить  сложно. Методика «двойственного изображения » (лицо – ваза);

    На работу человека микроколебания не влияют.

б) макроколебания осуществляются с  периодом 15-20 минут. Они отражаются на выполнении работы. После 15-20 минут  происходит утомление ==> внимание рассеивается.

 

 

5. Переключаемость.

 

Переключение внимания с одной  деятельности на другую.

Легкость переключения зависит  от:

а) содержания работы (на интересную работу переключение быстрее, чем на скучную);

б) степени трудности работы;

в) особенностей личности (темперамент).

 

Переключение внимания зависит от подвижности нервной системы. Высокая переключаемость будет у сангвиников, низкая – у флегматиков, меланхоликов.

 

Индивидуальные особенности (характеристики) внимания

 

Индивидуальные особенности внимания зависят от типов темперамента человека и определяются свойствами нервной системы.

 

Подвижность НС (переключаемость внимания)

 

 

Между силой нервной системы  и подвижностью наблюдается криволинейная  зависимость, аналогичная связь  между свойствами внимания, которые  связаны с силой и подвижностью.

 

*Флегматики (высокая концентрация, устойчивость, низкая переключаемость).

 

*Сангвиники (высокая концентрация, устойчивость и переключаемость внимания).

 

*Холерики (относительно низкая концентрация, устойчивость, плохая переключаемость).

 

*? Меланхолики – слабое внимание.

 

Причины рассеянности

Нет однозначного ответа, т.к. рассеянность может быть различной.

 

Типы рассеянности:

 

1. Истинная рассеянность – неспособность человека к концентрации внимания. Чрезмерно низкая концентрация внимания. Не может сосредоточиться. Низкая устойчивость внимания.

2. Мнимая рассеянность – все эти характеристики высокие. Рассеянность возникает из-за чрезмерно низкой переключаемости внимания при высокой концентрации и устойчивости и низком объеме внимания.

    Пример: ученые (рассеянные в жизни).

 

 

 

 

Основные нарушения  внимания

 

1) связано с сужением сознания (низкий объем внимания, очень  низкое распределение внимания). Этот тип возникает при органических  поражениях головного мозга человека;

2) патологическая отвлекаемость. Это нарушение концентрации и устойчивости внимания. Этот тип возникает, как и в первом случае, так и при психических заболеваниях (маниакально-депрессивный психоз), астенических состояниях;

3) вязкость, чрезмерная инертность  внимания (человек «увязает» в проблеме, не может переключиться). Возникает как и в ? и ?, так и при эпилепсии. И, наоборот, чрезмерная гиперподвижность внимания отмечается при маниакально-депрессивном психозе (в маниакальной фазе).

 

Развитие внимания

В процессе взросления человека происходит развитие внимания

 

Изменение видов внимания. От непроизвольного внимания к произвольному, а потом возникает послепроизвольное внимание.

    Как происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию. Этот вопрос изучался Рибо, Выготским.

    Оба они признавали, что произвольное внимание социально по своей природе, в отличие от непроизвольного внимания, природа которого биологична.

 

Теория Рибо (развитие внимания у детей).

    Зарождение произвольного внимания, состоящего в способности ребенка удерживать внимания на непривлекательном объекте, возникает под влиянием воспитания.

    Рибо говорил о том, что только путем насилия, наказания, принуждения можно ребенка заставить сделать неинтересную работу, но необходимую для него.

   Основной принцип – заинтересованность ребенка, но опосредованным путем, т.е. искусственно сделать привлекательным то, что ребенку неинтересно.

    Пример: Непосредственный интерес к картинкам проявляется в опосредованном интересе к чтению (прочитаешь – узнаешь, что означает картинка!).

    Основная задача родителей – научиться заинтересовывать ребенка, вызывать у ребенка опосредованный интерес к непривлекательному занятию.

    Таким образом, основной механизм развития произвольного внимания – замена непосредственного интереса (картинка) опосредованным интересов (к чтению).

    

Рибо выделяет несколько стадий развития произвольного внимания.

 

1) Страх  наказания может стимулировать  к выполнению неинтересной деятельности ==> надо обратиться к эмоциям  ребенка (чувство страха и желание получить поощрение);

2) Сложные  эмоции (самолюбие, чувство соревнования, чувство долга и т. д.).

3) Превращение  произвольного внимания в привычку.

 

Выготский продолжил теорию Рибо и разработал свою культурно-историческую концепцию развития психики. Одно из основных понятий, введенных Выготским в отечественную психологию, – понятие “Высшие психические функции”.

Информация о работе Лекции по "Общей психологии"