Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:37, курс лекций
Внимание не относится ни к психологическим процессам, ни к психологическим свойствам личности ==> разная трактовка понятия «внимание».
Первые работы, рассматривающие внимание, – работы Вундта (конец 19в.). С его точки зрения, внимание – это фиксационная точка сознания или поле ясного видения.
Лекции по общей психологии
Автор Агеева Зоя Александровна, кандидат психологических наук, доцент
ТЕМА: ВНИМАНИЕ
Анализ внимания. Общая характеристика внимания.
Внимание не относится ни к психологическим процессам, ни к психологическим свойствам личности ==> разная трактовка понятия «внимание».
Первые работы, рассматривающие внимание, – работы Вундта (конец 19в.). С его точки зрения, внимание – это фиксационная точка сознания или поле ясного видения.
Его последователь, Титчинер, считал, что внимание – это свойство ощущения.
Милль: внимание – результат эмоций.
Винсент Блок: внимание – уровень бодрствования.
В начале 20в. гештальтпсихология отказалась от понятия «внимание».
Причины разнообразия трактовок.
В основе их лежит специфика внимания. Гальперин считает, что специфические особенности внимания заключается в том, что:
1) внимание не является
2) внимание, в отличие от других психических процессов, не имеет собственного продукта, т.к. оно лишь улучшает протекание других процессов и положительно влияет на их эффективность.
Современные взгляды на внимание. Рубинштейн и Добрынин.
Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность психики (сознания) на определенных объектах, имеющих для личности устойчивое или ситуативное значение.
Основные функции внимания:
1) исходная функция внимания – отбор объектов, значимых (релевантных) для человека;
2) удержание объектов в сознании до тех пор, пока они нам необходимы;
3) контроль и регуляция за
выполняемой деятельностью.
Виды внимания:
1. Непроизвольное
2. Произвольное
3. Послепроизвольное
Сравнительный анализ видов внимания
Основные характеристики |
Виды внимания | ||
Цель |
Внимание |
Происхождение |
|
- + + |
- + - |
Биологическое Социальное Социальное |
НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ |
1. Непроизвольное внимание (пассивное, эмоциональное).
Для поддержания его не нужно прилагать никаких усилий. Оно возникает независимо от желания, цели, потребностей, возникает само собой. Не требует волевого усилия. Связь непроизвольного внимания с эмоциями и чувствами.
Причины непроизвольного внимания:
1) внешние – они определяются особенностями действующих на человека раздражителей;
2) внутренние – это особенности самого человека;
3) значимость раздражителя.
Внешние причины:
1) сила действующего раздражителя (сильный звук, яркий свет). Важна не столько абсолютная сила раздражителя, сколько его относительная сила (более сильная на фоне более слабых раздражителей, которые привлекают внимание);
2) величина объектов;
3) новизна (абсолютная и
4) длительность (чем дольше, тем меньше внимания – привыкание);
5) движение (движущиеся объекты
привлекают внимание больше, чем
объекты, находящиеся в
Внутренние причины:
1) интересы личности;
2) опыт человека;
3) эмоции и чувства;
4) состояние человека.
Значимость – соответствие внешних особенностей раздражителя внутренним потребностям человека.
2. По мере развития возникает Про
Причины появления: цель и воля ==> отсутствие интереса компенсируется волевым усилием (не интересно? – Но надо!).
3. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного.
Причины. Возникновение интереса в процессе работы приводит к тому, что исчезает волевое усилие, но остается цель.
Непроизвольное внимание роднит человека с животными, а произвольное – продукт воспитания (социум) – влияния взрослого на ребенка.
Основные свойства внимания.
1. Объем внимания.
2. Распределение внимания.
3. Концентрация внимания.
4. Устойчивость внимания.
5. Переключение (или переключаемость) внимания.
1. Объем внимания.
объем – это количество объектов, которые человек может воспринять и осознать в условиях одноразового и кратковременного предъявления (восприятия).
Пример: открыть и сразу закрыть дверь в аудиторию ==> задание: что успели заметить в аудитории?
Объем внимания у здорового взрослого человека 7?2 (5-9) единиц.
Объем внимания изучается с помощью тахистоскопического метода.
2. Распределение внимания.
Означает одновременное
Легкость распределения
1) от содержания совмещаемых видов деятельности: одна – физическая, другая – умственная. Совмещение одинаковых видов деятельности проходит сложнее (писать и разговаривать одновременно);
2) от степени автоматизации
Пример: профессиональное вязание + просмотр ТV; «отточенное» печатание на машинке + чтение с листа – одно другому не мешает.
? Главное условие распределения внимания – автоматизация.
3. Концентрация внимания
– это сила сосредоточения внимания на объекте или на работе; при высокой концентрации внимания человек не отвлекается на внешние посторонние раздражители и наоборот.
Факторы, влияющие на концентрацию внимания:
1) обстановка, в которой работает человек;
2) содержание выполняемой работы (легче сосредотачивается на интересном содержании);
3) трудность или степень
4) концентрация внимания зависит и от особенностей личности, которая эту работу выполняет:
а) ответственность;
б) дисциплинированность;
в) волевые качества.
5) концентрация внимания связана и с темпераментом человека
а) высокая концентрация внимания – у сангвиников, флегматиков;
б) низкая концентрация внимания – у меланхоликов, холериков.
Почему так происходит?
И темперамент человека и свойства внимания зависят от типа нервной системы. Это понятие ввел Павлов и определил его следующим образом: это качественно своеобразное сочетание основных свойств нервных процессов.
Свойства нервных процессов (по Павлову)
1. Сила нервных процессов (
а) сильная;
б) слабая.
Сила нервных процессов
Это способность нервных клеток долго находиться в одном из состояний:
* возбуждение (активность)
* торможение (пассивность).
2. Уравновешенность нервной системы – это соотношение по силе 2-х нервных процессов. Если оба процесса равны В=Т (по силе), то нервная система уравновешена. Если один процесс сильный, другой слабый В>Т (или наоборот), то нервная система неуравновешенна.
3. Подвижность нервной системы – это легкость смены одного процесса другим в одной и той же области мозга. Если одно уступает место другому легко, то мы говорим о подвижной нервной системе: возбуждение быстро сменяется торможением и наоборот.
Сила + уравновешенность + подвижность ==> сангвиники
Сила + уравновешенность + инертность ==> флегматики
Сила + неуравновешенность ==> холерики
Слабый тип нервной системы ==> меланхолики
! Концентрация внимания зависит от силы нервных процессов и от уравновешенности. Чем сильнее и уравновешеннее нервная система, тем выше концентрация внимания, поэтому высокая концентрация внимания у сангвиников и флегматиков.
Плохая концентрация внимания у меланхоликов и холериков, но причины разные (слабость – у меланхоликов; неуравновешенность – у холериков).
4. Устойчивость внимания - длительность сосредоточения (временная характеристика внимания, как долго человек может быть внимательным).
Устойчивость зависит от тех же факторов, что и концентрация внимания (см. выше!) + устойчивость является непостоянной характеристикой человека.
Изменения устойчивости внимания проявляется в колебаниях внимания:
а) микроколебания осуществляются с периодом от 2 до 3 – 12 секунд, их выявить сложно. Методика «двойственного изображения » (лицо – ваза);
На работу человека микроколебания не влияют.
б) макроколебания осуществляются с периодом 15-20 минут. Они отражаются на выполнении работы. После 15-20 минут происходит утомление ==> внимание рассеивается.
5. Переключаемость.
Переключение внимания с одной деятельности на другую.
Легкость переключения зависит от:
а) содержания работы (на интересную работу переключение быстрее, чем на скучную);
б) степени трудности работы;
в) особенностей личности (темперамент).
Переключение внимания зависит от подвижности нервной системы. Высокая переключаемость будет у сангвиников, низкая – у флегматиков, меланхоликов.
Индивидуальные особенности (характеристики) внимания
Индивидуальные особенности
Подвижность НС (переключаемость внимания)
Между силой нервной системы
и подвижностью наблюдается криволинейная
зависимость, аналогичная связь
между свойствами внимания, которые
связаны с силой и подвижностью
*Флегматики (высокая концентрация, устойчивость, низкая переключаемость).
*Сангвиники (высокая концентрация, устойчивость и переключаемость внимания).
*Холерики (относительно низкая концентрация, устойчивость, плохая переключаемость).
*? Меланхолики – слабое внимание.
Причины рассеянности
Нет однозначного ответа, т.к. рассеянность может быть различной.
Типы рассеянности:
1. Истинная рассеянность – неспособность человека к концентрации внимания. Чрезмерно низкая концентрация внимания. Не может сосредоточиться. Низкая устойчивость внимания.
2. Мнимая рассеянность – все эти характеристики высокие. Рассеянность возникает из-за чрезмерно низкой переключаемости внимания при высокой концентрации и устойчивости и низком объеме внимания.
Пример: ученые (рассеянные в жизни).
Основные нарушения внимания
1) связано с сужением сознания
(низкий объем внимания, очень
низкое распределение внимания)
2) патологическая отвлекаемость. Это нарушение концентрации и устойчивости внимания. Этот тип возникает, как и в первом случае, так и при психических заболеваниях (маниакально-депрессивный психоз), астенических состояниях;
3) вязкость, чрезмерная инертность внимания (человек «увязает» в проблеме, не может переключиться). Возникает как и в ? и ?, так и при эпилепсии. И, наоборот, чрезмерная гиперподвижность внимания отмечается при маниакально-депрессивном психозе (в маниакальной фазе).
Развитие внимания
В процессе взросления человека происходит развитие внимания
Изменение видов внимания. От непроизвольного внимания к произвольному, а потом возникает послепроизвольное внимание.
Как происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию. Этот вопрос изучался Рибо, Выготским.
Оба они признавали, что произвольное внимание социально по своей природе, в отличие от непроизвольного внимания, природа которого биологична.
Теория Рибо (развитие внимания у детей).
Зарождение произвольного внимания, состоящего в способности ребенка удерживать внимания на непривлекательном объекте, возникает под влиянием воспитания.
Рибо говорил о том, что только путем насилия, наказания, принуждения можно ребенка заставить сделать неинтересную работу, но необходимую для него.
Основной принцип – заинтересованность ребенка, но опосредованным путем, т.е. искусственно сделать привлекательным то, что ребенку неинтересно.
Пример: Непосредственный интерес к картинкам проявляется в опосредованном интересе к чтению (прочитаешь – узнаешь, что означает картинка!).
Основная задача родителей – научиться заинтересовывать ребенка, вызывать у ребенка опосредованный интерес к непривлекательному занятию.
Таким образом, основной механизм развития произвольного внимания – замена непосредственного интереса (картинка) опосредованным интересов (к чтению).
Рибо выделяет несколько стадий развития произвольного внимания.
1) Страх
наказания может стимулировать
к выполнению неинтересной
2) Сложные
эмоции (самолюбие, чувство
3) Превращение
произвольного внимания в
Выготский продолжил теорию Рибо и разработал свою культурно-историческую концепцию развития психики. Одно из основных понятий, введенных Выготским в отечественную психологию, – понятие “Высшие психические функции”.