Лекции по "Общей психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:37, курс лекций

Описание работы

Внимание не относится ни к психологическим процессам, ни к психологическим свойствам личности ==> разная трактовка понятия «внимание».

Первые работы, рассматривающие внимание, – работы Вундта (конец 19в.). С его точки зрения, внимание – это фиксационная точка сознания или поле ясного видения.

Работа содержит 1 файл

АГЕЕВА Лекции по общей психологии.doc

— 913.00 Кб (Скачать)

 

1. Причины возникновения.

  У эмоций они свои.

 

I. Чтобы возникла эмоция нужна  потребность.

 

Причины возникновения  эмоций рассматриваются в рамках теории Симонова (Информационная теория).

 

Э=fП (эмоция есть функция потребностей человека).

 

Но эта  формула дополняется Э= fП (Ии-Ин).

 

Ии – имеющаяся у человека информация о возможных способах удовлетворения потребностей. Это средство достижения потребностей;

 

Ин – информация, необходимая для удовлетворения потребностей;

 

Э – эмоция, ее степень качества и знак;

 

П – сила и качество актуальной потребности;

 

Р – оценка вероятности удовлетворения потребности;

 

+Э – положительная эмоция;

 

-Э – отрицательная эмоция.

 

 

 

 

Анализ этой формулы позволяет  сделать выводы:

 

1) Э не равно 0, если П не  равно 0;

 

2) + Э, если Ии больше или  равно Ин (если человек знает  много способов удовлетворения  потребностей);

 

3) – Э, если Ин > Ии (человек  не знает как удовлетворить  данную потребность).

 

Качество эмоции (положительное  или отрицательное) и сила эмоционального переживания определяется силой  потребностей и вероятностью (возможностью) удовлетворения данной потребности, которая  в свою очередь, определяется соотношением между Ии и Ин, степенью рассогласования между двумя типами информации.

 

Но связь неоднозначная.

 

Если вероятность удовлетворения очень высокая или очень низкая, то это приводит к ослаблению эмоциональных  переживаний.

 

Эмоции влияют на потребности. Динамика потребностей определяется силой Э и Р (вероятностью удовлетворения потребностей). При низкой Р и – Э потребность становится слабее, усиление потребностей происходит при повышении Р и + Э.

 

Пример: успех (+ Э) → усиление потребности в достижении.

 

Ситуации разрыва между Ии и Ин = эмоциональные ситуации:

* Любая новая ситуация является  эмоциогеннее привычной ситуации.

* Необычность ситуации – высокая  эмоциогенность.

* Внезапные ситуации приводят  к той же реакции.

 

Самой главной причиной возникновения эмоции является потребность.

Но есть и другие причины.

 

II. Психическое заражение  является 2-ой причиной возникновения  эмоции.

 

Легче заразиться чужими эмоциями в  неорганизованной группе, толпе.

 

Механизм психологического заражения  усиливается во время массовых сборищ, во время каких-то (например, религиозных) обрядов. “З” = передача эмоционального состояния от одного человека другому.

 

Условия:

1) количество окружающих человека  людей;

2) насколько легко человек может  идентифицироваться с другими.

 

Поэтому вероятность психологического заражения зависит от количества людей, которые нас окружают и от идентификации себя с другими.

 

III. Образование условно-рефлекторных  связей с эмоциогенными раздражителями  является 3-ей причиной.

 

Пример: детям предъявляли различные  нейтральные предметы, вместе со слабым ударом электрического тока ==> эмоция страха (стали бояться этих предметов).

 

IV. Эмоция возникает  на основе врожденного и онтогенетического  опята как ответ на биологически  значимый раздражитель.

 

2. Полярность – это особое свойство эмоциональных явлений, отличающее эмоцию от других психологических явлений. Это знак эмоции, т.к. в зависимости от потребностей, мы можем испытывать:

а) + Э (положительные эмоции). Если объекты способствуют удовлетворению потребностей.

б) – Э (отрицательные эмоции). Если препятствуют им.

в) амбивалентные эмоции: к одному и тому же объекту мы относимся  и положительно и отрицательно (люблю  и ненавижу?). Смешанная полярность.

г) неопределенные эмоции: иногда знак эмоций четко не определен (полярность не выявлена в данный момент).

 

3. Экспрессивность  эмоций (выразительность).

Экспрессивность – это выразительность. Она обусловлена деятельностью различных

физиологических систем человека, связью эмоций с деятельностью различных  систем организма.

 

Пример:

* Под влиянием эмоциональных проявлений изменяется сердечно-сосудистая система (кровяное давление; частота пульса; цвет кожи и др.);

* изменения в дыхательной системе  (частота дыхательных сокращений);

* изменения в пищеварительной  системе (запоры или поносы, спазмы желудка);

* сексуальные изменения;

* общий обмен веществ.

(На этих изменениях основаны  детекторы лжи)

Изменяется голос, жесты, мимика, позы.

 

4. Эмоции имеют особую динамику (развертывание во времени).

 

Любая эмоция проходит 3 стадии во времени:

 

1. Эмоциональное напряжение (здесь эмоция не проявляется в поведении) не имеет экспрессивного характера.

2. Эмоциональная разрядка (когда  эмоция ярко проявляется в  поведении в речи, в жестах, в  мимике).

3. Угасание эмоции (успокоение человека, возвращение его в нормальное состояние) (после взрыва, всплеска).

 

 

 

Итак: Основные специфические характеристики эмоциональных явлений:

1) причины; 2) полярность; 3) экспрессивность; 4) особая динамика.

 

Классификация эмоциональных  явлений.

Основные виды эмоциональных  переживаний

 

Эмоциональные явления (разные классификации):

1. Основное их отличие в степени  устойчивости:

    а) эмоционального процесса;

    б) эмоционального состояния;

    в) эмоционального свойства личности.

2. Эмоциональные явления разделяются  на:

    а) высшие чувства

    * нравственные чувства

    * интеллектуальные чувства

    * эстетические чувства;

    б) формы переживания чувств

     * чувственный тон

     * настроение

     * аффекты

     * эмоции

     * стрессовые состояния

     * фрустрации

3. Фоновые и аффективные эмоциональные состояния (чувственный тон, настроение, аффект)

 

I. Чувственный (эмоциональный) тон.

Это простейшая форма переживания чувств. Эмоция выступает как признак других

психических процессов. Это эмоциональная окраска  психических процессов, или особое

свойство  ощущений.

 

* Эмоциональный  тон – такая форма переживания  чувств, при которой отражение

субъективного отношения человека к объекту  выступает как отражение свойств  этого

объекта.

   Пример: приятный вкус, запах.

 

   Чувство (эмоция) при этом не осознается само по себе, а осознается как особое свойство предметов или действий, вызывающих к себе эмоциональное отношение. Эмоция здесь проявляется не как самостоятельное эмоциональное переживание, а как свойство ощущения, восприятия.

  Эмоциональный тон отличается не только простотой, но и малой дифференцированностью (разновидностью).

   Пример: приятно – неприятно.

 

Причины возникновения эмоционального тона

 

1. Сила ощущений, сила физического  раздражителя (FSt)

2. Качество ощущений (модальность ощущений). Эмоциональный тон зависит от модальности ощущений. Каждое ощущение включает в себя познавательный + эмоциональный компонент:

   * познавательный компонент преобладает над эмоциональным (выражен в зрительном, слуховом, осязательном ощущениях).

   * эмоциональный компонент (выражен в обонятельных ощущениях).

3. Новизна действующих раздражителей.

4. Зависит от личностных особенностей  человека.

 

Связь эмоционального тона с личностными  особенностями особенно ярко проявляется  в области зрительного восприятия, при восприятии цвета (тест Люшера).

  Теплые тона (красный, оранжевый, желтый) предпочитают люди эмоциональные, энергичные, властные, вплоть до агрессивности.

  Холодные тона (синий, голубой, зеленый) предпочитают менее эмоциональные люди. Менее энергичные, сдержанные, более пассивные.

 

Цвет 

Самоощущение

Тип

поведения

Цели

Свойства характера

Красный

Бодрое, всегда деятельное

Активный

1. Стремление к достижениям

 

2. Подчинение

себе др. людей

1. Активность, чрезмерная

эмоциональность, общительность,

высокие волевые качества, доминантность.

 

2. Агрессивность, плохое управление  собой

(импульсивность)

Синий

Довольное, умиротворенное

Спокойный

1. Потребность в покое, удовольствиях

 

2. Гармоничные связи с другими  людьми

1. Высокая интровертирован-ность (темно-синий).

 

2. Добродушие, леность, пассивность  (светло-синий).

Зеленый

Строгий, важный, серьезный человек

Настойчивый

Потребность в самоутвержде-нии, престиже, значимости

Твердость, упорство, эмоциональная  сдержанность, хороший самоконтроль

Жёлтый

Веселое, радостное

Беззаботный

Стремление к свободе и независимости

Оптимистичная жизнерадостность, экзальтированность, экстравертная личность


 

 

Эмоциональный тон сопровождает все типы ощущений.

Вкусовые ощущения (предпочтения)

Люди, которые любят кислые блюда – эгоисты.

Сладкое – романтично настроенные  люди, способные на самопожертвование.

Соленое – скупость.

Острое – наивность, открытость.

 

Слуховые ощущения

    Восприятие музыки (различия в восприятии у композиторов экстравертов – буря,

ритм, гром, у интровертов – спокойные, медленные, печальные ритмы).

   Изучение чувственного тона имеет широкое практическое значение в фармакологии, медицине, промышленности, лечении.

  Пример:

* таблетки для людей, страдающих  сердечно-сосудистыми заболеваниями нельзя окрашивать в красный цвет

* при уточнении диагноза психиатры  используют цветовой тест Люшера (невротики предпочитают сине-зеленый  цвет)

* розовый цвет часто используют  для лечения психических больных  (успокоение)

 

II. Настроение это относительно длительное устойчивое эмоциональное состояние, которое слабо выражено в поведении человека (низкая экспрессивность в жестах и т д.).

 

Рубинштейн: Оно носит не предметный, а личностный характер (оно определяет восприятие всех объектов: когда у человека радостное настроение, то всё его «радует»).

 

Настроение очень часто носит  беспричинный характер (тоска или  беспричинное веселье), точнее, настроение всегда имеет определенные причины, но они не всегда осознаются человеком.

 

Причины разнообразны:

1) соответствие результатов деятельности изначально поставленным целям;

2) общая удовлетворенность жизненной  позицией (оптимист или пессимист);

3) факты и события жизни;

4) физическое самочувствие (человек,  который заболевает, отличается  раздражительностью).

   Но изменение настроения может сопровождать заболевание (стенокардия), тревожность, страх.

  Кислородное голодание – улучшение настроения, беспричинная эйфория;

  Органические поражения головного мозга – умственная отсталость («смех без причины – признак дурачины»); эпилепсия, рассеянный склероз ==> изменение настроения.

5) Искусственные  средства изменения настроения: пища, запахи цветов, алкоголь,

наркотики и т. д.

 

Аффект

Наиболее  ярко выраженное эмоциональное состояние. Это обычно внезапно возникающая, кратковременная бурнопротекающая эмоциональная реакция, сопровождающаяся нарушением сознания и потерей волевого контроля за поведением.

 

Это не просто страх, а Ужас, не просто радость, а  Восторг, гнев ==> ярость ==> Это бурная эмоциональная вспышка

 

Аффект отличается от других эмоций на всех стадиях протекания (3):

1) эмоциональное  напряжение;

2) эмоциональная  разрядка;

3) эмоциональное  угасание.

 

Специфика Аффекта

 

1. На стадии  эмоционального напряжения наблюдается  сужение сознания. Человек думает  только о причине аффекта (об обидчике). На этой стадии аффект не проявляется в поведении, человек сдерживает себя.

 

2. На стадии эмоциональной разрядки  – происходит нарушение сознания  и потеря контроля над собой  (невменяемое состояние) ==> акты  агрессии, насилия. Аффект вызывает сильные изменения во всех физиологических системах человека.

 

3. Аффективный шок – общее  истощение психических и физических  сил: вялость и апатия, сонливость, ступор, обморок.

 

2 типа аффектов. Виды аффективных  состояний

 

1. Патологический аффект (свойственен патологическим личностям, психопатам на 2-ой стадии. Резкое изменение сознания, агрессивные действия на 3-ей стадии, амнезия).

 

2. Физиологический аффект (у нормальных  людей нарушение сознания не  так ярко выражено. На 3-ей стадии  человек испытывает облегчение и раскаяние).

 

Чем определяется предрасположенность  к аффективным вспышкам:

 

1. Тип нервной системы. При  неуравновешенной нервной системе  аффективное состояние возникает  чаще (холерики);

2. Уровень культуры, воспитанности.  Невоспитанный человек «взрывается» чаще.

3. Сензитивные люди (особо чувствительные), ранимые: долго терпят обиды,  накапливается эмоциональное напряжение ==> немотивированная аффективная  вспышка (кумулятивный аффект)

 

Как влияет аффективное состояние  на деятельность и поведение человека

 

   Если человек теряет контроль над собой, это негативно проявляется, прежде всего, в интеллектуальной деятельности: действия и решения не рациональны.

   Но в состоянии аффекта физическая мышечная сила резко увеличивается. Этот фактор используют тренеры в спорте, они сознательно провоцируют состояние аффекта у спортсмена.

    Пример: за пловцом плывет акула (пловец это должен представить)

 

Как избавиться от аффективных состояний (методы):

 

1) путем волевого усилия;

2) путем изменения обстановки, ситуации, чтобы отвлечься;

3) путем переключения эмоциональной;

4) энергии в реальные физические  действия.

 

II. Эмоции.

 

Эмоции - обычная форма переживания чувств. Это не аффект, не стресс, это эмоциональная реакция средней силы и длительности.

Эмоции – это субъективное переживание человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям, сопровождающееся специфическими двигательными реакциями и неспецифическими сдвигами в деятельности внутренних органов.

Информация о работе Лекции по "Общей психологии"