Курс лекций по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:25, курс лекций

Описание работы

Психолого-андрагогическая диагностика обучающихся
Человек является главным субъектом, началом и конечной целью процесса своего обучения. Следовательно, организация этого процесса в огромной степени зависит от личности обучающегося, его физиологических, психологических, социальных, профессиональных особенностей. И потому фундаментальной задачей при организации обучения любого человека является уяснение обучающим и самим обучающимся этих особенностей.
Эта цель осуществляется на этапе, который мы можем назвать этапом психолого-андрагогической диагностики обучающихся (в случае обучения невзрослых - это этап психолого-педагогической диагностики обучаемых).

Работа содержит 1 файл

3 курс 1 сем дополнен.docx

— 104.65 Кб (Скачать)

Наполняемость классов в городских  учреждениях устанавливается в  количестве не менее 25 обучающихся; в  учреждениях, расположенных в рабочих  поселках, сельской местности, в учреждениях  при ИТУ — не менее 15 обучающихся. При меньшем количестве обучающихся учреждение может организовывать группы с заочной формой обучения и обучение по индивидуальному плану.

Допускается сочетание различных  форм получения образования. Условия  и порядок освоения общеобразовательных  программ устанавливаются уставом  учреждения.

Учебно-консультационные пункты (УКП) вечерней школы открываются в  городах при наличии 60 обучающихся, в рабочих поселках, сельской местности, в ИТУ — при наличии не менее 30 обучающихся.

Группы по заочной форме обучения учреждение открывает при наличии  не менее 9 обучающихся. При численности в классе менее 9 обучающихся освоение общеобразовательных программ осуществляется по индивидуальному плану, количество учебных часов в неделю устанавливается из расчета 1 академический час на каждого человека.

При наличии необходимых условий  и средств возможно открытие и  содержание учреждений, учебно-консультационных пунктов, классов, групп по заочной  форме обучения с меньшей наполняемостью, а также увеличение количества учебных  часов на индивидуально обучающегося по заочной форме обучения, что  определяется уставом учреждения.

Учреждение может иметь классы с очной формой обучения, классы с углубленным изучением предметов, классы (группы) компенсирующего обучения, группы с заочной формой обучения, индивидуально обучающихся.

В учреждение принимаются все желающие на основании личного заявления, аттестата об основном общем образовании (свидетельства о неполном среднем  образовании) или сведений о промежуточной  аттестации из общеобразовательных  учреждений, справки из образовательных  учреждений начального или среднего профессионального образования  с указанием количества часов, прослушанных по общеобразовательным предметам.

Значительно расширяются возможности  вечерних школ в связи с приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении положения  о получении общего образования  в форме экстерната» от 23.06.2000 г. К традиционному контингенту  — призывникам в армию, будущим  мамам — добавляется новая  категория — это беженцы, вынужденные  переселенцы, уволенные в запас, работники охранных предприятий, милиции. В числе новых претендентов на экстернат безработные, которым  сертификат нужен для трудоустройства, а также ученики гимназий, лицеев, колледжей, которые имеют, как правило, высокий уровень подготовки, повышенные требования к образованию. Каждому  из обратившихся в экстернат нужны доброе отношение, внимание и длительное индивидуальное наставничество и сопровождение. Под сопровождением понимается использование индивидуальных программ и маршрутов, позволяющих реализовать личностно-ориентированное обучение экстернов по установленному стандарту образования. Индивидуальные образовательные маршруты базируются на изучении уровня подготовки контингента, отношения к образованию, возрастных особенностей экстернов, опыта информационного взаимодействия.

По учебной подготовке и отношению  к образованию условно можно  разделить экстернов на категории:

§   со средней и слабой подготовкой и низкими образовательными запросами, не планирующих после получения аттестата продолжать образование;

§   с высокой и средней образовательной подготовкой, предполагающих продолжить образование в вузах и специальных учебных заведениях;

§   имеющих особые образовательные запросы, остановивших свой выбор на престижных вузах.

В рамках экстерната возможны следующие  варианты индивидуального продвижения:

§   индивидуальное — экстерн готовится к экзаменам самостоятельно, получая учебный материал у преподавателя и согласовывая сроки прохождения аттестации. Не исключается обращение экстерна за индивидуальными разовыми консультациями по отдельным предметам;

§   групповое — экстерн проходит обучение по отдельным предметам (выбор — по желанию) в группах по 5 —8 человек, готовясь по остальным дисциплинам самостоятельно;

§   смешанное — экстерн может обучаться в особой группе подготовки по всем предметам, предусмотренным базисным учебным планом. Если он не справляется с рабочим ритмом в группе, срок обучения продлевается в индивидуальном порядке.

Учебный план, составленный с учетом особенностей и склонностей экстернов, утверждается педсоветом экстерната.

При обучении различных категорий  учащихся по индивидуальным образовательным  программам используется широкий набор  методических приемов и средств. Однако общим компонентом любых  способов работы учащихся по указанным  программам являются технологии подготовки их к самостоятельной познавательной деятельности, к самообразованию.

Образовательные технологии — это  системная совокупность способов деятельности по успешному осуществлению концепции  индивидуального образования. В  условиях организации обучения по индивидуальным маршрутам образовательные технологии создают гибкое адаптивное пространство для реализации целей и содержания образования в особых условиях (проведение консультационно-установочных занятий, семейное образование).

Образовательные технологии призваны объединить усилия андрагогов по выработке единой стратегии и методологии индивидуального обучения по конструированию программ для учащихся, разработке индивидуальных учебных планов, проведению системы занятий теоретического и практического (лабораторного) характера, способов управления самостоятельной учебной работой.

Совершенно очевидно, что процесс  индивидуального обучения по образовательному маршруту осуществляет андрагог, владеющий всем арсеналом методических средств и процедур, использующихся в сложившейся системе. Методическое мастерство андрагога по реализации целей обучения, отбору содержания, изучаемых понятий, формированию системы общеучебных и предметных умений, организации работы с учеником-взрослым является базовой основой для реализации специфической новой функции — руководства обучением лиц, определивших свой индивидуальный образовательный маршрут.

Развитие умений самостоятельной  работы у взрослых — основная задача обучения по индивидуальным маршрутам. Взрослый, ""ориентированный на определенный выбор образовательной программы и режима обучения, должен осознать, что предстоит непосредственное взаимодействие с педагогом. Основной упор делается на организацию самостоятельного изучения отдельных вопросов или тем учебного предмета, что выдвигает на первый план проблему развития готовности учащихся к самообразованию и руководства этой деятельностью педагогом. Можно выделить в этом плане несколько моделей деятельности педагога-андрагога.

Первая модель — информативно-установочная. Предполагает со стороны андрагога проблемное изложение основных понятий изучаемой темы, раскрытие взаимосвязи понятий, показ способов применения знаний путем анализа алгоритмов действий. В рамках этой модели, предназначенной преимущественно для изучения фундаментальных теоретических вопросов курса, взрослый учащийся самостоятельно на основе решения прикладных задач углубляет и систематизирует полученные представления.

Вторая модель — вводно-установочная. Согласно ей, андрагогу предстоит дать введение в тему, изложить наиболее сложные опорные представления и на этой основе путем постановки специальных заданий организовать углубление знаний.

Третья модель — оперативно-деятельностная. Связана с созданием ориентировочной основы деятельности обучаемых по решению различных по назначению учебных задач. На занятиях решаются типовые задачи, формируются обобщенные умения и алгоритмы действий. Эта модель имеет особую значимость при изучении дисциплин с большим объемом операционных действий — русского языка, математики, физики.

Четвертая модель — активная самообразовательная  деятельность на основе использования  технологий модульного обучения. Для  обеспечения индивидуальных маршрутов  андрагогом должны быть разработаны пакеты учебных модулей, ориентированные на достижение конкретных дидактических целей при подготовке к зачетам или экзаменам.

Задания для самоконтроля

1. На основании материалов главы  и рекомендованной литературы  составьте варианты определений  «Адаптивное обучение — это...».

2. Опишите возможности реализации  функций адаптивного обучения  применительно к специфике обучения  различных категорий взрослых (работающая  молодежь в вечерней (сменной)  школе; военнослужащие, уволенные  в запас; осужденные и др.).

3. Охарактеризуйте основные формы  получения взрослыми общего среднего  и профессионального образования,  их нормативно-правовую базу.

4. Раскройте ваше понимание оснований  проектирования технологий образования  взрослых и моделей андрагогической деятельности по сопровождению взрослого на индивидуальном образовательном маршруте.

Рекомендуемая литература

1.        Вечерняя сменная школа: Проблемы и факторы развития / Общ. ред. А. Е. Марона. — СПб., 1997.

2.        Гуманистические основы технологий обучения взрослых в различных образовательных системах / Под ред. А. Е. Марона. — СПб., 1999.

3.        Инновационные модели образовательных технологий и систем / Под ред. А. Е. Марона. — СПб., 1998.

4.        Марон А. Е. Теоретико-методологические основы проектирования технологий обучения взрослых // Образование взрослых на рубеже веков: Вопросы методологии, теории и практики / Науч. ред. В. И. Подобед. — СПб., 2000. - Т. IV.- Кн. 1.

5.        О проблемах функционирования вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Решение коллегии от 19.05 98 № 7/1.

 

 

 

Тема 2.3.Андрагогика  – теория и практика обучения взрослых

Профессионально-реабилитационные образовательные учреждения для  инвалидов.

В сфере образования  инвалидам установлены следующие  гарантии.

1. Необходимые условия для получения  образования и профессиональной  подготовки:

Общее образование инвалидов  осуществляется с освобождением  от оплаты как в общеобразовательных  учреждениях, оборудованных при  необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных  образовательных учреждениях.

2. Обеспечение получения образования  в соответствии с индивидуальной  программой реабилитации инвалида:

  • основного общего;
  • среднего (полного) общего
  • начального профессионального;
  • среднего профессионального;
  • высшего профессионального.

3. Для инвалидов, нуждающихся  в специальных условиях для  получения профессионального образования:

Создание специальных  профессиональных образовательных  учреждений различных типов и  видов или соответствующих условий  в профессиональных образовательных  учреждениях общего типа.

Специальные условия указанных  образовательных учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:

  • приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;
  • адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.

4. Профессиональная подготовка  и профессиональное образование  инвалидов:

В специальных профессиональных образовательных учреждениях для  инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных  программ, адаптированных для обучения инвалидов.

5. Обеспечение:

  • инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой;
  • инвалидам возможности пользования услугами сурдопереводчиков.

6. Предоставление дополнительных  льгот и возможностей при получении  образования:

  • на уровне Российской Федерации;
  • в отдельных субъектах РФ.

7. Право на неоднократное  бесплатное профессиональное образование,  согласно п. 7 ст. 50 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании»:

"Граждане Российской  Федерации вправе в установленном  порядке неоднократно получать  бесплатное профессиональное образование  по направлению государственной  службы занятости, в случае  потери возможности работать  по профессии, специальности,  в случае профессионального заболевания  и (или) инвалидности, в иных  случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации".

Особенности приема инвалидов в  вузы

Приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011 № 2895 "Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования" предусмотрено, что прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться:

Согласно п. 3.4, прием  граждан с ограниченными возможностями  здоровья может осуществляться как  на основании результатов ЕГЭ, так  и на основании результатов вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно (при отсутствии результатов ЕГЭ), особенности проведения которых установлены главой VI настоящего Порядка.

Информация о работе Курс лекций по "Психологии"