Курс лекций по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:25, курс лекций

Описание работы

Психолого-андрагогическая диагностика обучающихся
Человек является главным субъектом, началом и конечной целью процесса своего обучения. Следовательно, организация этого процесса в огромной степени зависит от личности обучающегося, его физиологических, психологических, социальных, профессиональных особенностей. И потому фундаментальной задачей при организации обучения любого человека является уяснение обучающим и самим обучающимся этих особенностей.
Эта цель осуществляется на этапе, который мы можем назвать этапом психолого-андрагогической диагностики обучающихся (в случае обучения невзрослых - это этап психолого-педагогической диагностики обучаемых).

Работа содержит 1 файл

3 курс 1 сем дополнен.docx

— 104.65 Кб (Скачать)

Часто инвалиды недооценивают себя в качестве полноценных участников и потенциальных инициаторов  коммуникативных связей в среде обучающихся, не имеющих ограничения жизнедеятельности или имеющих их в меньшей степени. Переломить ситуацию позволяет организация групповых форм учебной работы, предполагающих наращивание позитивного опыта общения и взаимодействия. Задача андрагога — создать условия, способствующие раскрепощению личности, путем использования диалога, интерпретации и анализа различных точек зрения. Эффективно включение слушателей в групповые формы деятельности, имитационное моделирование, групповую рефлексию, совместное создание творческого продукта. В такой образовательной ситуации инвалиду легче преодолеть замкнутость и определенный психологический барьер, что делает более плодотворным процесс социализации. Образовательный процесс призван способствовать расширению сферы социального окружения инвалидов, созданию условий для их включения в систему социального партнерства. Степень индивидуальной активности в образовательной ситуации напрямую связана с выходом на новый уровень понимания возможностей обучения для последующей самореализации. Об этом свидетельствуют многочисленные факты выступлений инвалидов с инициативами образовательного, профессионального и общекультурного характера (разработка и реализация индивидуальных образовательных программ, компьютерных программ, программ переобучения с целью получения новых специальностей и после-{дующего трудоустройства и т.д.).

Социальной группе инвалидов предоставлено  право получать профессиональное образование в различных формах. В зависимости от имеющихся деприваций определенные инвалидов

Формы группы инвалидов (в основном с сенсорны-организации ми нарушениями) проходят обучение в тех образования или иных реабилитационно-образовательных взрослых учреждениях профессионального образования.

В настоящее время спектр учебных  заведений, имеющих структуры для  обучения инвалидов в рамках начального, среднего, высшего профессионального  образования, расширяется. Прием и  обучение в них ведутся на основании  трудовых рекомендаций медико-социальной экспертизы (МСЭ).

В связи с ростом числа инвалидов  с комплексными нарушениями жизнедеятельности  актуализируются проблемы, связанные  с разработкой индивидуальных образовательных  программ формального и неформального  видов. Их успешность во многом определяется эффективностью деятельности службы сопровождения. Эта служба в рамках МСЭ, выполняя общие функции, отличается объектами  внимания (отдельные группы инвалидов, сообщество внутри социальной группы, отдельные личности и т.д.), объемом  и способами деятельности, характером предоставляемых реабилитационных услуг.

На базе инновационных профессионально-образовательных  Учреждений для инвалидов проводится профориентационная работа, функционирует отдел профессионального отбора и профессиональной учебы, сотрудники которого определяют профессиональную пригодность слушателя и обосновывают возможные сроки обучения по каждой из специальностей, специфику индивидуального сопровождения, возможный прогноз обучения.

Для успешного обучения инвалидов  необходимо, чтобы содержание, методы обучения и его организационно-педагогиче-ские условия были максимально приближены к конкретному человеку с учетом всего комплекса его психофизиологических возможностей и социального опыта. Сегодня ситуацию обучения облегчают:

§   использование возможностей телекоммуникаций и баз данных для информационной поддержки образовательного процесса;

§   обеспечение доступа к массивам научной, учебно-методической информации на базе Интернет-класса, оборудованного рабочими местами;

§   развитие дистанционного образования, особенно актуального для учащихся с проблемами опорно-двигательного аппарата, живущих вдали от современных учебных центров;

§   оборудование учебных и рабочих мест с учетом характера депривации (использование брайлевской строки, магнитофонов для слабослышащих; специальных технических средств реабилитации для лиц с проблемами опорно-двигательного аппарата и др.).

В качестве примера можно привести интересный опыт, накопленный в обучении слепых и слабовидящих. Использование  информационных технологий людьми со значительной потерей зрения предоставляет  им практически равные возможности  со зрячими пользователями. Для этого  применяются компьютеры, оснащенные специальными программными средствами, с помощью которых можно обеспечить чтение плоского текста. Современные  планшетные сканеры в сочетании  с программами распознавания  текста позволяют прочесть его вслух  с помощью синтезатора речи. Инвалиды, имеющие остаточное зрение, используют в своей работе программы по увеличению изображения на обычном видеодисплее.

В последние годы в работе с инвалидами повышается роль активного обучения. Все шире используются:

§   кейс-технологии, в рамках которых слушатель получает полный комплект учебных материалов по каждой дисциплине (обычные учебные пособия, их электронные версии на дискетах, видеокассетах, или в виде мультимедийных программ), а также возможность познакомиться с типовыми проблемами и вариантами их решений;

§   сетевые технологии (Интернет, региональные, локальные телекоммуникационные сети);

§   телевизионные технологии, реализуемые с помощью системы спутникового телевидения;

§   учебные фирмы.

Значительное число инвалидов  по заключению МСЭ не могут участвовать  в профессиональной деятельности. Международная  концепция «независимой жизни» ориентирует  на использование в работе с ними широкой палитры оздоровительных, социальных, культурно-образовательных  программ, позволяющих удовлетворять  самые разные познавательные интересы. В последние годы на региональном и муниципальном уровнях активно  действуют сообщества инвалидов, формирующие  своими силами кулыурно-образовательные и оздоровительные программы. В рамках реализации образовательных инициатив развиваются международные связи И формы участия инвалидов в совместных гуманитарных программах с другими регионами и государствами. Они затрагивают широкий круг жизненно важных проблем: организация быта, основанная на принципе независимости от окружающих; содержательный досуг; создание семьи; построение взаимоотношений с родственниками и друзьями; организация собственного дела; арттерапия; инвалидный спорт и многое другое. !' Спектр проблем, интересующих инвалидов, предполагает наличие высокого профессионального уровня андрагога, работающего в сфере обучения и поддержки инвалидов, и особых духовно-нравственных качеств, позволяющих выходить за рамки должностных обязанностей и рассматривать проблемы образования лиц [с ограничениями жизнедеятельности в широком гуманитарном плане. Андрагог, работающий с инвалидами, должен быть внутренне готов к встрече с непростыми с психологической точки зрения ситуациями. Постоянное общение с людьми, ограниченными в жизнедеятельности, требует большого мужества, сострадания, милосердия, умения проникнуть в содержание их жизненных и образовательных проблем, понять причины не всегда адекватных поведенческих реакций и проявлений. Вместе с тем андра-гогическая позиция в системе обучающего взаимодействия с инвалидами должна строиться на отношениях ценностно-смыслового равенства, проявлении безусловного уважения к подопечным, веры в их жизненный и творческий потенциал.

Помимо обучения инвалидов андрагог иногда вынужден выполнять просветительскую миссию по отношению к их родственникам, без помощи которых организовать образовательный процесс бывает просто невозможно.

Задания и вопросы для  самоконтроля

1. Прочитайте статью «Инвалиды» в Российской педагогической энциклопедии (М., 1993. — Т. 1). Назовите причины, по которым инвалиды с различными видами ограничений жизнедеятельности могут испытывать трудности в обучении. Обоснуйте, каким образом эти трудности могут быть преодолены в системе образования.

2. Какими профессионально-личностными  качествами, на ваш взгляд, Должны  обладать андрагоги, работающие с инвалидами различных групп.

3. Раскройте смысл функций образования  инвалидов. Обоснуйте, какую роль  играет служба сопровождения  в развитии адаптационной, компенсаторной, развивающей и коррекционной  функций. Воспользуйтесь Материалами,  приведенными в приложениях 8 и 9 (модели организации и управления  системой образования инвалидов). <…>

 

 

 

 

Тема 2.3.Андрагогика  – теория и практика обучения взрослых

Вариативность моделей  и способов обучения взрослых  инвалидов.

Адаптивные системы  образования взрослых

Важно понять, как обеспечивается в процессе обучения различных групп взрослого населения реализация адаптационной функции образования. В образовании адаптация рассматривается как двуединый процесс приспособления социально-образовательной среды обучения к личности взрослого учащегося и активного включения взрослого субъекта учеб ной деятельности в проектирование адаптивной информационно-образовательной среды и разработку индивидуальных образовательных маршрутов. возникает необходимость адаптации:

§   психологической (мотивационной), основанной на перестройке стереотипа действий личности, мышления взрослого человека при выборе стратегий и методов работы, направленной на достижение прогнозируемого результата учебы;

§   организационно-целевой, выраженной в сближении целей всех участников образовательного процесса и системы организации образовательного процесса на основе учета индивидуальных особенностей и реальных условий;

§   содержательной, предусматривающей функционально-целевой отбор учебного материала, вариативное построение учебных планов и программ, развитие моделей интерактивного обучения;

§   технологической, открывающей возможность приспособления обучающей программы к особенностям конкретных условий обучения с помощью проектирования технологий, приемов и методов разноуровневого и дифференцированного обучения, выбора форм проведения занятий и средств личностно-ориентированного управления учебно-познавательной деятельностью;

§   контрольно-оценочной, связанной с тем, что взрослые учащиеся, даже принадлежащие к одной и той же социальной группе, совершенно по-разному воспринимают и усваивают один и тот же учебный материал, что предопределяет у них различные потребности в формах контроля за его усвоением.

Необходимость многосторонней адаптации  вызвала к жизни понятия «адаптивная  школа» и «адаптивное образование». Стратегия функционирования адаптивной школы взрослых складывается из двух составляющих. Она стремится, во-первых, приспособиться к индивидуальным особенностям учащихся, во-вторых, по возможности  гибко реагировать на социокультурные изменения и вызовы окружающей среды. В результате такого встречного движения обучающиеся адаптируются к условиям быстро меняющейся жизни. Адаптивное образование направлено на решение задач формирования профессионально-личностной культуры человека, соответствующей уровню жизни общества, и создание условий для продуктивного выбора и освоения образовательных программ. Среди принципов адаптивного обучения можно выделить гибкость, открытость, ориентацию на реальные потребности субъекта обучения, культуросообразность (как соответствие принятым в данный момент в социуме культурным моделям), вариативность. Вечерняя школа как гибкая система адаптивного обучения молодежи и взрослых имеет свои сложившиеся традиции, особенности, историю развития и преобразования. Вечерние Эта школа, зародившаяся в России в 20-е годы (сменные) прошлого столетия как образовательное учреждение для взрослых, прошла такие стадии развития: школа мастеров, школа первой профессии, очно-заочная школа и др. школы

В соответствии с Федеральным законом  «Об образовании», постановлением Правительства  Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1237 было утверждено типовое положение  «О вечернем (сменном) общеобразовательном  учреждении», в котором определялось, что гражданам Российской Федерации  любого возраста (работающим и неработающим) предоставляется реальная возможность для получения основного общего и среднего (полного) общего образования.

Общеобразовательные программы в  учреждении осваиваются в следующих  формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, семейного образования, самообразования, экстерната. Как вечерние открыты общеобразовательные (сменные) школы, центры образования, а также учебно-консультационные пункты, классы (группы) вечернего и заочного обучения в общеобразовательных учреждениях, позволяющие реализовывать образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования, а также профессиональные программы начального и дополнительного образования, с учетом особенностей и возможностей учреждения.

Контингент вечерних (сменных) общеобразовательных  учреждений разнороден по возрасту, подготовленности, социальной зрелости, профессиональной направленности и мотивам обучения.

Это подростки, ушедшие из дневной  школы по разным причинам, работающая молодежь, несовершеннолетние и взрослые, отбывающие наказание в исправительных учреждениях пенитенциарной системы  России.

В настоящее время в вечерних (сменных) школах около 30 % учащихся в  возрасте 15 лет и моложе, 45 % — 16—17 лет, 24% — 18 — 29 лет, 1,3 % составляют обучающиеся старше 30 лет.

Сложность контингента обучающихся  в вечерних (сменных) общеобразовательных  учреждениях требует дифференцированного  подхода к разработке образовательных  программ разного уровня, выбора содержания, форм и методов обучения.

Так, в вечерних школах реализуются  учебные программы: компенсирующего  обучения (5 —9-е классы); ускоренного (4-семест-рового) обучения (5 —9-е классы); 2-годичного обучения за курс полной средней школы; профильного обучения по системе «Школа—вуз»; индивидуального обучения, экстерната.

В вечерней (сменной) общеобразовательной  школе используются такие организационные  формы обучения, как очные и  заочные классы (группы); классы углубленного изучения ряда предметов; классы коррекционно-развивающего обучения; система индивидуального  консультирования и др. Обучающимся предоставляется право выбора различных режимов, вариантов сочетания программ общего и начального профессионального образования.

Информация о работе Курс лекций по "Психологии"