Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:25, курс лекций
Психолого-андрагогическая диагностика обучающихся
Человек является главным субъектом, началом и конечной целью процесса своего обучения. Следовательно, организация этого процесса в огромной степени зависит от личности обучающегося, его физиологических, психологических, социальных, профессиональных особенностей. И потому фундаментальной задачей при организации обучения любого человека является уяснение обучающим и самим обучающимся этих особенностей.
Эта цель осуществляется на этапе, который мы можем назвать этапом психолого-андрагогической диагностики обучающихся (в случае обучения невзрослых - это этап психолого-педагогической диагностики обучаемых).
Критерии профессионализма библиотекарей: эрудированность, принадлежность к читательской элите, знание потребностей и вкусов читателей, коммуникативная культура, образцовое речевое поведение, понимание и психологии конкретного читателя, и своей просветительской миссии. Работа библиотекаря как андрагога, повышение его профессиональной квалификации в этом плане — особая область применения принципов андрагогики.
Задание для самоконтроля
Проведите небольшое социально-
Рекомендуемая литература
1. Айзенберг А. Я. Социально-культурная роль чтения и самообразования в развитии личности // Вопросы философии. — 1986. — № 6.
2. Алексахин С. Мультимедиа в обучении // Человек и труд. — 1997. — № 3.
3. Воложенинова Н.Ю. Роль библиотеки в подготовке специалистов // Специалист. — 1999. — № 11
Специфика образования взрослых инвалидов.
Широкое применение
в системе образования
Дистанционное обучение можно определить как целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе. ДО представляет собой:
§ обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно (Е.С.Полат);
§ комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям пользователей с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений дополнительного профессионального образования (Ю.А.Первин);
§ новую ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видеои аудиотехники (Л. П. Давыдов);
§ синтетическую, интегральную, гуманистическую форму обучения, базирующуюся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий, их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению (А. А. Андреев).
ДО сохраняет преимущества, присущие традиционным фор-Мам обучения: контакты с преподавателями и слушателями, контроль за правильностью усвоения материала. Кроме того, оно обладает рядом достоинств: свободный график обучения; независимость от места расположения; экономия транспортных расходов; Удобный вид представления материалов; индивидуальный темп обучения; отсутствие ограничений на возраст, коммуникабельность, здоровье.
Долговременная цель развития ДО в мире — дать возможность обучающемуся в любом месте пройти курс обучения любого колледжа или университета. В 1994 г. в России была принята Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования, созданы Евразийская Ассоциация дистанционного обучения, Ассоциация международного образования, разработана Концепция создания и развития системы дистанционного обучения в Российской Федерации.
Дистанционное обучение открывает
новые перспективы
§ абитуриентов, готовящихся к поступлению в вузы;
§ молодежи, вынужденной совмещать учебу с работой в силу ограниченной пропускной способности вузовской системы или по семейным обстоятельствам;
§ лиц, имеющих медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях;
§ военнослужащих, офицеров, увольняющихся в запас, и членов их семей; офицеров и солдат срочной службы МВД и погранвойск;
§ высвобождающихся специалистов конверсионных предприятий ВПК;
§ лиц всех возрастов, проживающих в отдаленных регионах страны.
Можно выделить следующие принципы организации дистанционного обучения:
§ гибкость, проявляющуюся в отсутствии регулярных занятий в виде лекций, семинаров и свободном выборе времени, необходимого для освоения курса; модульность, выражающуюся в том, что каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области; параллельность, связанную с тем, что обучение может проводиться при совмещении с основной профессиональной деятельностью;
§ дальнодействие, заключающееся в отсутствии препятствий в виде расстояния от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения;
§ асинхронность, подразумевающую возможность реализации технологий обучения и учения независимо во времени;
§ массовость, означающую некритичность параметра «количество обучающихся»;
§ рентабельность, предполагающую экономическую эффективность ДО;
§ широкое применение новых информационных технологий. Существует множество организационных моделей ДО: по принципу экстерната, университетское, на основе автономных обучающих систем, интегрированное обучение с использованием мультимедийных программ, неформальное и др. Преподавателя в системе ди станционного обучения называют тьютором, а процесс педагогической деятельности — тьюториалом. Появление в современной практике электронных тьюторов (интеллектуальных обучающих программ) позволяет говорить о возможности выполнения андрагогических функций не только человеком, но и компьютером.
В дистанционных формах обучения применяются такие методы, как информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся: самостоятельную познавательную деятельность студентов с различными источниками информации, учебными материалами курса; оперативное и систематическое взаимодействие обучаемых с ведущим преподавателем и куратором курса; групповую работу с использованием различных методов работы над соответствующими модулями изучаемого курса; совместные проекты студентов с иногородними и зарубежными партнерами.
Интерес представляет организация
компьютерных лабораторных практикумов,
где обучающемуся предлагается в
интерактивном режиме «собрать»
на экране монитора соответствующую
лабораторную установку. Процесс правильности
стыковки элементов контролируется
автоматически. На созданной таким
образом виртуальной
В системе дистанционного обучения широко используются разнообразные средства: печатные и электронные издания; компьютерные обучающие системы в обычных и мультимедийных вариантах исполнения; учебные аудиои видеоматериалы; компьютерные сети. Печатные издания, представляющие собой традиционные учебники, учебно-методические пособия, широко используются в системах ДО, где технический уровень оснащения образовательного процесса высок. Как правило, печатные издания для системы дистанционного обучения имеют блочно-модульную структуру, снабжены инструкциями по изучению материала и организации самостоятельной работы; обязательными элементами в них являются контрольные задания, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания, толковые словари.
Электронные издания представляют
собой электронный вариант
Компьютерные обучающие системы (программно-методические комплексы, программные средства учебного назначения, конт-ролирующе-обучающие программы) заявили о себе как о средстве обучения в начале 70-х годов, когда появились персональные компьютеры. В этих системах сосредоточены средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Компьютерные обучающие системы позволяют:
§ индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
§ осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
§ осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
§ высвобождать учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;
§ визуализировать учебную информацию;
§ моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;
§ проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;
§ формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
§ развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);
§ усиливать мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
§ формировать культуру познавательной деятельности и др. Компьютерные обучающие системы на современном этапевключают электронные (компьютеризированные) учебники; контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.
Разновидностью компьютерной обучающей
системы можно считать
Электронный учебник позволяет решать следующие задачи:
§ получать сведения об учебной программе и тематическом плане учебной дисциплины, последовательности занятий и логике изучения тем;
§ индивидуально просматривать, изучать или повторять учебный, методический и информационно-справочный материал;
§ наглядно представлять на дисплее компьютера весь дидактический материал и наглядные пособия (схемы, рисунки, таблицы, графики, текст и т.д.);
§ осуществлять самоконтроль (с автоматизированным выставлением оценок) усвоения содержания учебных тем и всей дисциплины в целом, а также получать рекомендации по дополнительному изучению недостаточно усвоенных учебных тем; получать информацию о рекомендованной учебной, научной и методической литературе;
§ распечатывать образцы планов проведения занятий и методические разработки по всем темам;
§ размножать раздаточные материалы (планы, таблицы, задания и т.д.), необходимые для проведения занятий со слушателями и курсантами;
§ иметь доступ к базе данных по законодательным актам и руководящим документам, регламентирующим информационную деятельность в стране и в Вооруженных Силах, а также учебно-воспитательный процесс в вузах Министерства обороны Российской Федерации;