Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:25, курс лекций
Психолого-андрагогическая диагностика обучающихся
Человек является главным субъектом, началом и конечной целью процесса своего обучения. Следовательно, организация этого процесса в огромной степени зависит от личности обучающегося, его физиологических, психологических, социальных, профессиональных особенностей. И потому фундаментальной задачей при организации обучения любого человека является уяснение обучающим и самим обучающимся этих особенностей.
Эта цель осуществляется на этапе, который мы можем назвать этапом психолого-андрагогической диагностики обучающихся (в случае обучения невзрослых - это этап психолого-педагогической диагностики обучаемых).
Эти факторы крайне важны для
организации эффективного обучения:
для расположения обучающегося в
учебной аудитории в
Выявление указанных стилей обучающегося имеет огромное значение для организации эффективного обучения. В условиях индивидуализации обучения, постулируемых андрагогическими принципами, эта операция позволяет учесть такие индивидуальные особенности обучающихся, которые напрямую связаны с процессом обучения, в частности, с процессом усвоения учебного материала. Причем это важно как для обучающих, так и для самих обучающихся.
Процесс обучения у человека диалектически связан с процессом познания. С одной стороны, обучение является одной из форм познания как «воспроизведения в сознании характеристик объективной реальности»', с другой стороны, познание как «открытие нового, до того неизвестного», как творческая деятельность можно рассматривать в качестве одного из моментов процесса обучения.
Как бы то ни было, но каждый обучающийся обучается, в частности, воспринимает информацию и овладевает ею, совершенно индивидуально, в зависимости от своих психофизиологических особенностей и индивидуальных характеристик познавательной деятельности.
Индивидуальные особенности
Особенности познавательной деятельности
связаны прежде всего с психическим
типом личности. В частности, весьма
важны отличия когнитивных
В первом случае процесс познания осуществляется через конкретные действия, образы: от конкретного к абстрактному, от частного к общему. Во втором случае процесс познания осуществляется от абстрактного к конкретному, от общего к частному, от слова к образу, через глубокий анализ.
Как экстравертивные и
Для людей экстравертивного когнитивного
стиля нужны источники с
Обучение людей
Проблеме учебных стилей уделяется
большое внимание в теории и практике
обучения как взрослых, так и невзрослых
в США. Она разрабатывается
Одной из самых распространенных классификационных систем является классификатор типов личности Майерса - Бриггс.
В этой системе выделяются четыре
дихотомических параметра, основанных
на противопоставлении парных понятий,
обозначающих различные социально-
- экстравертивность - интровертивность;
- ощущения - интуиция;
- мышление - чувства;
- суждения-восприятие.
Как трактуются данные дихотомии в классификаторе Майерса - Бриггс?
Противопоставление «
Люди интровертивного склада черпают энергию в своем внутреннем мире идей, концепций и абстракций. Они могут быть достаточно общительны, но нуждаются в спокойствии для пополнения своей энергии. Интроверты жаждут постичь окружающий мир, они сосредоточенны и склонны к рефлексии. Их девиз: все приходит в свое время к тому, кто умеет ждать! Они обдумывают любую ситуацию, любое решение.
Источником энергии для
Каковы же, в соответствии с данным классификатором, особенности учебных стилей обучающихся, относящихся к тому или другому из рассмотренных типов?
Интроверты предпочитают систематизированное
обучение, при котором получаемая
ими информация была бы интегрирована
в целое и взаимосвязана. С
их точки зрения, настоящее знание
- это взаимосвязанные части
Экстраверты учатся, обучая других. Они не уверены, что уяснили материал, до тех пор, пока не объяснят его себе и другим. Экстравертам нравится работать в группах. Наиболее подходящие методы обучения в таких группах - совместное и проблемное обучение.
Противопоставление «ощущения - интуиция» указывает на то, каким образом обучающийся воспринимает окружающий мир: при помощи непосредственного наблюдения или же посредством ощущений и воображения.
Одни предпочитают опираться на
свои пять чувств, а другие больше доверяют
«шестому» чувству - интуиции. Люди,
полагающиеся на свои чувства, ориентируются
на детали и факты. Те, которые доверяют
своей интуиции, строят модели, устанавливают
связи между имеющимися у них
фактами и стремятся
В процессе обучения люди, полагающиеся на свои чувства, предпочитают хорошо организованные, линейно структурированные лекции и такие задания, которые основаны на систематическом получении инструкций.
Люди, полагающиеся на свою интуицию, предпочитают эвристические методы обучения, основанные на открытии. Для того чтобы понять предмет, им необходимо иметь общее представление или единую схему. Такие обучающиеся способны легко составлять достаточно точные концептуальные карты либо сопоставительные таблицы.
Противопоставление «мышление-
В первом случае обучающиеся предпочитают
принимать беспристрастные
«Мыслителям» должны быть ясны курс обучения, его цели и ожидаемые результаты. При этом цель должна быть определенной, направленной на действие, когнитивной, эмоциональной и психомоторной. «Мыслителям» необходимо знать, что они должны делать, чтобы овладеть учебным материалом.
«Чувствователи» предпочитают обучаться в небольших дружных группах.
Противопоставление «суждения - восприятие» помогает определить взгляд обучающегося на мир: как на четко структурированную систему или как на нечто стихийное.
Люди, в процессе обучения основывающиеся преимущественно на суждениях, решения принимают быстро, иногда даже поспешно, они решительны и организованны. Они сосредоточиваются на выполнении задачи, их интересует суть проблемы. Они планируют свою работу и строго выполняют эти планы, сроки для них - святое.
«Восприимчивые» постоянно откладывают
окончательное решение и
При обучении людей, склонных к быстрым
суждениям, исключительно полезны
все те формы, которые помогают спланировать
процесс обучения и реализовать
план, в частности интенсивные
и исследовательские формы
При обучении «восприимчивых» необходимо помогать им выполнить те задания, за которые они взялись, для чего следует разделить задачи на несколько подзадач и установить жесткие сроки их выполнения.
Естественно, в реальной жизни не
бывает людей только одного типа. В
каждом из нас наличествует определенная
комбинация психофизиологических особенностей.
Поэтому и классификатор
Как всякая схема и любая классификация, классификатор Майерса - Бриггс довольно условен. Он дает лишь ориентацию в организации процесса обучения людей с различными психологическими, эмоциональными, когнитивными особенностями.
Главная идея этого классификатора
заключается в том, что при
обучении, особенно взрослых людей, необходимо
учитывать их когнитивный стиль,
чтобы верно определить индивидуальные
особенности организации
Технические действия обучающегося и обучающего на этапе диагностики различны.
Обучающий проводит диагностические тесты, анкеты, собеседования, осуществляет наблюдение.
Анкеты и тесты могут быть
стандартными или общими, но более
эффективны анкеты и тесты, адаптированные
либо разработанные обучающими в
соответствии с конкретными
При этом важно в комплексе осуществлять указанные выше действия.
В связи с этим необходимо подчеркнуть
подчиненную, не главную, роль тестов при
осуществлении психолого-
Во-первых, как правило, современные
тесты в основном чисто психологические.
Они практически дают мало информации
об особенностях именно конкретных обучающихся,
а не просто определенных психологических
типов личности. Во-вторых, тесты
при всех своих несомненных достоинствах
(краткосрочность, массовость, быстрота
обработки и сравнимость
Поэтому при осуществлении психолого-
Обучающийся при осуществлении психолого-андрагогической диагностики выполняет диагностические задания и постепенно овладевает технологией самостоятельной учебной деятельности, в частности самодиагностикой образовательных потребностей, когнитивного и учебного стилей.
Функции активных участников процесса обучения на данном этапе также различны.
Обучающий выполняет следующие функции: 1) эксперта в области технологии обучения взрослых, в частности технологии самостоятельной деятельности обучающегося по психолого-андрагогической диагностике; 2) организатора совместной с обучающимся деятельности по диагностике; 3) наставника, консультанта, вдохновителя взрослых обучающихся, оказывающего им прямую и косвенную поддержку в их стремлении к обучению.
Выполняя казанные функции, обучающий консультирует обучающегося по вопросам технологии осуществления психолого андрагогической диагностики, оказывает ему помощь в овладении умениями и навыками проведения самостоятельной диагностики, организует совместную работу с обучающимся в процессе осуществления диагностики, формирует и поддерживает у обучающегося устойчивую мотивацию обучения.