Курс лекций по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:25, курс лекций

Описание работы

Психолого-андрагогическая диагностика обучающихся
Человек является главным субъектом, началом и конечной целью процесса своего обучения. Следовательно, организация этого процесса в огромной степени зависит от личности обучающегося, его физиологических, психологических, социальных, профессиональных особенностей. И потому фундаментальной задачей при организации обучения любого человека является уяснение обучающим и самим обучающимся этих особенностей.
Эта цель осуществляется на этапе, который мы можем назвать этапом психолого-андрагогической диагностики обучающихся (в случае обучения невзрослых - это этап психолого-педагогической диагностики обучаемых).

Работа содержит 1 файл

3 курс 1 сем дополнен.docx

— 104.65 Кб (Скачать)

§   получать методические рекомендации по проведению тех или иных форм учебных занятий (частные методики);

§   узнавать сведения о некоторых технологиях, применяемых в информационной деятельности.

Дидактические аудио и видео  учебные материалы в настоящее  время в основном записываются на магнитные носители, аудио-и видеокассеты и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона или видеомагнитофона. Учебные аудиоматериалы используются для записи лекций и инструкций к учебному курсу, не требующему графических иллюстраций, а также для записи уроков по обучению иностранным языкам, что наиболее распространено. В видеоформе могут быть представлены лекции, инструктивные занятия, иллюстративный материал к печатным изданиям, учебным ситуационным задачам.

Компьютерные сети — это специфическое  средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи. Компьютерные сети используются в дистанционном обучении в режиме удаленных баз данных, в том  числе Интернета, электронной почты  и электронной конференции.

В России наиболее широко дистанционное  обучение применяется в учебных  центрах при университетах. В  Московском государственном авиационном  технологическом университете (МАТИ) проводится дистанционная подготовка абитуриентов для поступления в  это учебное заведение из числа  школь ников, проживающих в удаленных районах России. При Астраханском государственном техническом университете (АГТУ) функционирует центр дистанционной подготовки для учащихся выпускных классов, военнослужащих, инвалидов и всех желающих повысить уровень знаний и подготовиться к поступлению в высшие учебных заведения, не прибегая к посещению подготовительных курсов. В Московском государственном индустриальном университете дистанционное обучение используется для обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы МВД России и осужденных исправительных колоний.

Среди вузов, имеющих активно действующие  центры дистанционного обучения, широко известны Московский государственный  университет электроники и математики (МИЭМ), имеющий множество филиалов по всей стране, МГУ им. М. В.Ломоносова, Московский государственный авиационный  институт (МАИ), Московский государственный  университет экономики, информатики  и статистики (МЭСИ), Пензенский государственный  университет, Петрозаводский государственный  университет, Рязанский государственный  педагогический университет, Челябинский  государственный технический университет, Самарский государственный авиационный  университет, Санкт-Петербургский государственный технический университет, Санкт-Петербургский институт точной механики и оптики, Тамбовский государственный технический университет, Томская государственная академия управляющих систем и радиоэлектроники, Томский политехнический университет, Уральский государственный технический университет, Ухтинский индустриальный институт и др.

Для деятельности учебно-дистанционных  вузовских центров характерны следующие  направления:

§   совершенствование информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ);

§   применение новейших ИТТ в дистанционном обучении;

§   развитие форм культурного обмена и делового сотрудничества со всеми заинтересованными российскими и зарубежными организациями;

§   корпоративное (фирменное) дистанционное обучение, осуществляющееся на базе и в интересах подготовки кадров для какой-либо определенной фирмы (корпорации).

ДО развивается не только в рамках систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в сфере бизнеса.

Тенденция развития корпоративного (фирменного) дистанционного обучения отмечается в  банковских системах, системах РАО  «Газпром», Центробанка, Санэпидемслужбы и др. По своим техническим и дидактическим возможностям эти системы превосходят системы дистанционного обучения вузов.

Например, дистанционное обучение в интересах «Газпрома» обеспечивает первичное обучение для лиц, впервые  принятых на работу; ежегодное повышение  квалификации руководителей, специалистов, техников и высококвалифицированных  рабочих по актуальным направлениям профессиональной деятельности; обучение лиц, готовящихся к освоению второй профессии или должностному перемещению.

Дистанционное обучение в интересах  «Газпрома» обеспечивает:

§   первичное обучение для лиц, впервые принятых на работу на предприятия и в организации РАО «Газпром»;

§   ежегодное повышение квалификации по актуальным направлениям профессиональной деятельности руководителей, специалистов, техников и высококвалифицированных рабочих;

§   периодическое обучение по специальным образовательным программам для поддержания квалификации всего контингента руководителей и специалистов на уровне, достаточном для эффективного исполнения должностных обязанностей;

§   обучение лиц, готовящихся к должностным перемещениям;

§   обучение лиц, готовящихся освоить вторую профессию или перейти на работу по другой профессии.

Задание для самоконтроля

Подготовьте реферат на одну из тем:

1. Опыт зарубежных корпораций  в организации дистанционного  обучения населения.

2. Дистанционное образование взрослых  в различных регионах России: проблемы и перспективы.

3. Модели дистанционного обучения  для педагогов.

4. Центры дистанционного обучения  взрослых на современном этапе.

5. Дидактические особенности электронных  учебных средств.

Рекомендуемая литература

1.        Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение: Учеб.-метод, пособие. - М., 1997.

2.        Богданова А. И., Деренжи Н.Д., Стефанова В. С. Информация и образование в XXI в. // Открытое образование.— 2001. — № 1.

3.        Глейзер Г. Д. Новая Россия: Общее образование и образующееся общество // Педагогика. — 2000. — № 6.

4.        Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. — М 2000.

5.        Кларин М. В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта // Педагогика. — 2000. — № 7.

6.        Концепция создания и развитие системы дистанционного образования в России. — М., 1995.

7.        Моисеева М. В. Координатор как ключевая фигура процесса дистанционного обучения // Открытое образование. — 2001. — № 1.

8.        Полат Е. С. Дистанционное обучение. — М., 1998.

9.        Понятия и Пр'инципы дистанционной педагогики // Школа 2000: Концепции, методики, эксперимент: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И.Дика, А. В. Хуторского. — М., 1999.

 

 

 

 

 

 

 

Создание  условий  для обучения людей с ограничениями  жизнедеятельности в специальных  учреждениях, группах, образовательных  сообществах.

 

Специфика образования взрослых инвалидов

В отечественной  практике Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), а также «Положением  о признании лица инвалидом» (1996) законодательно закреплено понимание  социальной модели инвалидности как  социальной недостаточности, возникшей  вследствие нарушения здоровья, сопряженной  со стойким расстройством функций  организма, обусловившим ограничение  жизнедеятельности и потребность  в социальной защите. Таким образом, понимание специфики обучения социальной группы инвалидов в рамках непрерывного образования основывается на трактовке  инвалидности как ограничения жизнедеятельности  человека. Выступая как целостная психобиологическая система, инвалидность представляет собой контекст, во многом определяющий характер деятельности человека и систему его отношений с окружающим миром и другими людьми (А. И. Вовк, Д. И. Вихорев, В. 3. Кантор, С.А. Расчетина, В.М.Финкельштейн).

Модели обучения взрослых инвалидов столь же вариативны, сколь многообразны жизненные драмы  этих людей и породившие их причины. Можно выдвинуть различные обоснования  для выделения отдельных групп  среди лиц с ограничениями  жизнедеятельности. Инвалиды от рождения в течение детских и юношеских  лет могли в какой-то мере адаптироваться к своему состоянию. У взрослых, ставших  инвалидами в результате болезни, несчастного  случая, участия в военных действиях, в памяти существует опыт жизни без  ограничений, связанных с инвалидностью. Этим обусловлены принципиальные отличия в стратегии обучения инвалидов. Сам характер ограничений (нарушения зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, связанные с центральной нервной системой, и др.) и степень самостоятельности человека в организации своей жизни порождают специфику образовательных потребностей, целей и способов обучения той или иной группы инвалидов.

В международной  практике учебной работы с инвалидами существуют две основные линии. Первая предполагает их интеграцию в обычную  жизнь социума, где создаются  благоприятные условия для полноценного взаимодействия и партнерства со здоровыми людьми. Вторая линия ориентирована  на создание для обучения людей с  ограничениями жизнедеятельности  специальных учреждений, групп, образовательных  сообществ, информационного пространства, приспособленного к состоянию инвалидности.

Образование в жизни взрослых инвалидов  может иметь разную целевую направленность: повышение существующего образовательного ценза; профессиональная подготовка; реализация творческого потенциала, интеллектуальное развитие; адаптация к состоянию  инвалидности; включение в социально-общественную деятельность и др.

Независимо от выбранной модели образование должно основываться на принципах:

§   гуманизма (признание самоценности человека, сострадание, сочувствие, поддержка людей с ограничениями жизнедеятельности);

§   развития (индивидуальное обучение инвалида вопреки ограничениям, когда их преодоление заключает в себе развивающий смысл);

§   партнерства (взаимного интереса и сотрудничества всех участников обучения);

§   ангажированности (активное включение в обучение как часть жизнедеятельности);

§   адаптивности (речь идет об информационно-коммуникативной системе, с одной стороны, максимально адаптированной к особенностям ограничений человека, а с другой — адаптирующей инвалида к собственному состоянию как потенциально продуктивному в социальном плане).

В системе образования взрослых инвалидов привычные дидактические  и андрагогические принципы приобретают новое смысловое звучание. Так, реализация известных из школьной практики доступности и посильности обучения по отношению к взрослым с ограничениями жизнедеятельности требует соответствующего оборудования (слуховые аппараты, приспособления для передвижения, учебные брайлевские тексты и др.); точности выбора физиологически и психологически целесообразного объема содержания, темпа и временного режима работы с ним; подачи материала в модальности, обеспечивающей его адекватное восприятие.

В соответствии с обозначенными  целями и принципами в образовании  взрослых инвалидов наряду с развитием  и адаптацией на первый план выступают  такие функции, как компенсаторная .восполняющая упущенные или нереализованные возможности развития, профессиональной подготовки, неудобства состояния ограниченности жизнедеятельности), коррекционная (позволяющая вносить поправки и изменения в содержание и условия обучения в ответ на образовательные потребности, информационные запросы инвалидов в рамках их реальных возможностей) и поддерживающая (направленная на оказание социально-психологической помощи средствами обучения и организацию сопровождения инвалида на образовательном пути). В реальной практике все эти функции тесно переплетаются. Андрагог, работающий со взрослым инвалидом, должен глубоко понимать, что активное включение инвалида в образовательный процесс становится для него сродни подвигу, ибо предстоит пройти путь по преодолению ограничений. Поэтому первостепенная задача андрагога — оказать инвалиду необходимую помощь в преодолении комплекса трудной:

§   физических (наличие физических недостатков и ограничений, затрудняющих включение в учебную работу); психологических (отсутствие установки на получение или продолжение образования, недооценка себя как личности, интересной для других, принятие позиции успешного учащегося и т.д.); социальных (реализация своих прав на обучение и трудоустройство, соответствующее уровню образования; непонимание реальных перспектив использования полученных знаний, умений в социальной практике); образовательных (наличие серьезных пробелов в знаниях, длительный перерыв в обучении, отсутствие навыков учения и самообразования);

§   нравственно-волевых (необходимость проявить силу духа, приложить усилия воли для успешности обучения).

С учетом неординарности контекста  жизнедеятельности инвалида выстраивается  модель его обучения. Независимо от избранной модели общей задачей  для андрагога остается формирование у инвалида установки на преодоление разобщенности с социумом с помощью образования, понимание компенсаторной роли успешного обучения, позволяющего внести свой вклад в жизнь социума. В позиции андрагога при обучении инвалидов часто оказываются люди с очень разным уровнем подготовки и предшествующим опытом. Помимо специалистов, имеющих профильное (педагогическое, психологическое, медицинское и др.) образование, в эту деятельность могут быть включены социальные работники, волонтеры, сами инвалиды, пережившие аналогичные трудности и желающие оказать помощь своим собратьям по ситуации, их родственники.

Образование призвано помочь инвалиду пересмотреть свое отношение к ценности и социальной значимости собственной  жизни, сформировать позитивный взгляд на себя как уникальную личность, находящуюся  в контексте жизни человечества. Обращение с помощью андрагога в ходе обучения к смыслам и ценностям, носящим всечеловеческий характер, позволяет людям с ограниченными в физическом плане возможностями выстроить новый контекст своего бытия, увидеть горизонты своих возможных достижений, не ограничиваться сугубо утилитарными, прикладными задачами. Андрагог может использовать в качестве уникальных примеров творческие достижения инвалидов, сумевших получить не только вузовское, но и научное образование, освоивших впоследствии творческие профессии (например, писательница Ольга Скороходова, сценарист и режиссер Александр Суворов).

Оказавшись в образовательной  ситуации, инвалидам бывает трудно идентифицировать себя с ролью человека, успешно обучающегося и имеющего перспективу дальнейшего применения полученного образовательного потенциала в разных сферах деятельности и общения. В этом случае необходима внешняя  поддержка, позволяющая сформировать соответствующую образовательную  мотивацию, потребность в новых  знаниях, начиная с наиболее актуальных для конкретной личности. Требуется также обеспечить расширение образовательного поля инвалида за счет новых контактов, вовлечения в информационный поиск с использованием современных технологий, благодаря чему становятся очевидными конкретные образовательные результаты. Все это формирует опыт и мотивацию достижения успеха в познании, вызывает удовлетворение процессом деятельности, который возможно осуществить самостоятельно от замысла до завершения.

Информация о работе Курс лекций по "Психологии"