Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:25, курс лекций
Психолого-андрагогическая диагностика обучающихся
Человек является главным субъектом, началом и конечной целью процесса своего обучения. Следовательно, организация этого процесса в огромной степени зависит от личности обучающегося, его физиологических, психологических, социальных, профессиональных особенностей. И потому фундаментальной задачей при организации обучения любого человека является уяснение обучающим и самим обучающимся этих особенностей.
Эта цель осуществляется на этапе, который мы можем назвать этапом психолого-андрагогической диагностики обучающихся (в случае обучения невзрослых - это этап психолого-педагогической диагностики обучаемых).
§ получать методические рекомендации по проведению тех или иных форм учебных занятий (частные методики);
§ узнавать сведения о некоторых технологиях, применяемых в информационной деятельности.
Дидактические аудио и видео учебные материалы в настоящее время в основном записываются на магнитные носители, аудио-и видеокассеты и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона или видеомагнитофона. Учебные аудиоматериалы используются для записи лекций и инструкций к учебному курсу, не требующему графических иллюстраций, а также для записи уроков по обучению иностранным языкам, что наиболее распространено. В видеоформе могут быть представлены лекции, инструктивные занятия, иллюстративный материал к печатным изданиям, учебным ситуационным задачам.
Компьютерные сети — это специфическое средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи. Компьютерные сети используются в дистанционном обучении в режиме удаленных баз данных, в том числе Интернета, электронной почты и электронной конференции.
В России наиболее широко дистанционное обучение применяется в учебных центрах при университетах. В Московском государственном авиационном технологическом университете (МАТИ) проводится дистанционная подготовка абитуриентов для поступления в это учебное заведение из числа школь ников, проживающих в удаленных районах России. При Астраханском государственном техническом университете (АГТУ) функционирует центр дистанционной подготовки для учащихся выпускных классов, военнослужащих, инвалидов и всех желающих повысить уровень знаний и подготовиться к поступлению в высшие учебных заведения, не прибегая к посещению подготовительных курсов. В Московском государственном индустриальном университете дистанционное обучение используется для обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы МВД России и осужденных исправительных колоний.
Среди вузов, имеющих активно действующие
центры дистанционного обучения, широко
известны Московский государственный
университет электроники и
Для деятельности учебно-дистанционных вузовских центров характерны следующие направления:
§ совершенствование информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ);
§ применение новейших ИТТ в дистанционном обучении;
§ развитие форм культурного обмена и делового сотрудничества со всеми заинтересованными российскими и зарубежными организациями;
§ корпоративное (фирменное) дистанционное обучение, осуществляющееся на базе и в интересах подготовки кадров для какой-либо определенной фирмы (корпорации).
ДО развивается не только в рамках систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в сфере бизнеса.
Тенденция развития корпоративного (фирменного) дистанционного обучения отмечается в банковских системах, системах РАО «Газпром», Центробанка, Санэпидемслужбы и др. По своим техническим и дидактическим возможностям эти системы превосходят системы дистанционного обучения вузов.
Например, дистанционное обучение в интересах «Газпрома» обеспечивает первичное обучение для лиц, впервые принятых на работу; ежегодное повышение квалификации руководителей, специалистов, техников и высококвалифицированных рабочих по актуальным направлениям профессиональной деятельности; обучение лиц, готовящихся к освоению второй профессии или должностному перемещению.
Дистанционное обучение в интересах «Газпрома» обеспечивает:
§ первичное обучение для лиц, впервые принятых на работу на предприятия и в организации РАО «Газпром»;
§ ежегодное повышение квалификации по актуальным направлениям профессиональной деятельности руководителей, специалистов, техников и высококвалифицированных рабочих;
§ периодическое обучение по специальным образовательным программам для поддержания квалификации всего контингента руководителей и специалистов на уровне, достаточном для эффективного исполнения должностных обязанностей;
§ обучение лиц, готовящихся к должностным перемещениям;
§ обучение лиц, готовящихся освоить вторую профессию или перейти на работу по другой профессии.
Задание для самоконтроля
Подготовьте реферат на одну из тем:
1. Опыт зарубежных корпораций в организации дистанционного обучения населения.
2. Дистанционное образование
3. Модели дистанционного
4. Центры дистанционного
5. Дидактические особенности
Рекомендуемая литература
1. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение: Учеб.-метод, пособие. - М., 1997.
2. Богданова А. И., Деренжи Н.Д., Стефанова В. С. Информация и образование в XXI в. // Открытое образование.— 2001. — № 1.
3. Глейзер Г. Д. Новая Россия: Общее образование и образующееся общество // Педагогика. — 2000. — № 6.
4. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. — М 2000.
5. Кларин М. В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта // Педагогика. — 2000. — № 7.
6. Концепция создания и развитие системы дистанционного образования в России. — М., 1995.
7. Моисеева М. В. Координатор как ключевая фигура процесса дистанционного обучения // Открытое образование. — 2001. — № 1.
8. Полат Е. С. Дистанционное обучение. — М., 1998.
9. Понятия и Пр'инципы дистанционной педагогики // Школа 2000: Концепции, методики, эксперимент: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И.Дика, А. В. Хуторского. — М., 1999.
Создание условий
для обучения людей с ограничениями
жизнедеятельности в
Специфика образования взрослых инвалидов
В отечественной
практике Федеральным законом «О
социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» (1995), а также «Положением
о признании лица инвалидом» (1996)
законодательно закреплено понимание
социальной модели инвалидности как
социальной недостаточности, возникшей
вследствие нарушения здоровья, сопряженной
со стойким расстройством функций
организма, обусловившим ограничение
жизнедеятельности и
Модели обучения
взрослых инвалидов столь же вариативны,
сколь многообразны жизненные драмы
этих людей и породившие их причины.
Можно выдвинуть различные
В международной
практике учебной работы с инвалидами
существуют две основные линии. Первая
предполагает их интеграцию в обычную
жизнь социума, где создаются
благоприятные условия для
Образование в жизни взрослых инвалидов
может иметь разную целевую направленность:
повышение существующего
Независимо от выбранной модели образование должно основываться на принципах:
§ гуманизма (признание самоценности человека, сострадание, сочувствие, поддержка людей с ограничениями жизнедеятельности);
§ развития (индивидуальное обучение инвалида вопреки ограничениям, когда их преодоление заключает в себе развивающий смысл);
§ партнерства (взаимного интереса и сотрудничества всех участников обучения);
§ ангажированности (активное включение в обучение как часть жизнедеятельности);
§ адаптивности (речь идет об информационно-коммуникативной системе, с одной стороны, максимально адаптированной к особенностям ограничений человека, а с другой — адаптирующей инвалида к собственному состоянию как потенциально продуктивному в социальном плане).
В системе образования взрослых
инвалидов привычные
В соответствии с обозначенными целями и принципами в образовании взрослых инвалидов наряду с развитием и адаптацией на первый план выступают такие функции, как компенсаторная .восполняющая упущенные или нереализованные возможности развития, профессиональной подготовки, неудобства состояния ограниченности жизнедеятельности), коррекционная (позволяющая вносить поправки и изменения в содержание и условия обучения в ответ на образовательные потребности, информационные запросы инвалидов в рамках их реальных возможностей) и поддерживающая (направленная на оказание социально-психологической помощи средствами обучения и организацию сопровождения инвалида на образовательном пути). В реальной практике все эти функции тесно переплетаются. Андрагог, работающий со взрослым инвалидом, должен глубоко понимать, что активное включение инвалида в образовательный процесс становится для него сродни подвигу, ибо предстоит пройти путь по преодолению ограничений. Поэтому первостепенная задача андрагога — оказать инвалиду необходимую помощь в преодолении комплекса трудной:
§ физических (наличие физических недостатков и ограничений, затрудняющих включение в учебную работу); психологических (отсутствие установки на получение или продолжение образования, недооценка себя как личности, интересной для других, принятие позиции успешного учащегося и т.д.); социальных (реализация своих прав на обучение и трудоустройство, соответствующее уровню образования; непонимание реальных перспектив использования полученных знаний, умений в социальной практике); образовательных (наличие серьезных пробелов в знаниях, длительный перерыв в обучении, отсутствие навыков учения и самообразования);
§ нравственно-волевых (необходимость проявить силу духа, приложить усилия воли для успешности обучения).
С учетом неординарности контекста жизнедеятельности инвалида выстраивается модель его обучения. Независимо от избранной модели общей задачей для андрагога остается формирование у инвалида установки на преодоление разобщенности с социумом с помощью образования, понимание компенсаторной роли успешного обучения, позволяющего внести свой вклад в жизнь социума. В позиции андрагога при обучении инвалидов часто оказываются люди с очень разным уровнем подготовки и предшествующим опытом. Помимо специалистов, имеющих профильное (педагогическое, психологическое, медицинское и др.) образование, в эту деятельность могут быть включены социальные работники, волонтеры, сами инвалиды, пережившие аналогичные трудности и желающие оказать помощь своим собратьям по ситуации, их родственники.
Образование призвано помочь инвалиду
пересмотреть свое отношение к ценности
и социальной значимости собственной
жизни, сформировать позитивный взгляд
на себя как уникальную личность, находящуюся
в контексте жизни
Оказавшись в образовательной
ситуации, инвалидам бывает трудно
идентифицировать себя с ролью человека,
успешно обучающегося и имеющего
перспективу дальнейшего