Кризисное вмешательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:05, монография

Описание работы

Кризисная психология и психотерапия – относительно новые, но интенсивно развивающиеся сферы психологической практики. Своим возникновением они «обязаны», прежде всего, негативным плодам цивилизации – техногенным катастрофам, военным действиям, авариям. Исследования психического состояния людей – участников, жертв или свидетелей подобных событий либо стихийных бедствий выявили у многих наличие различных нарушений психики, в том числе и особого состояния – посттравматического стрессового расстройства. Общество постепенно осознало наличие проблем дезадаптации ветеранов войн, свидетелей аварий на АЭС, природных катастроф и других экстремальных событий. Выявление большого количества суицидов, актов насилия, совершаемых бывшими участниками войн, нарушений психики и проблем дезадаптации у жертв и свидетелей катастроф заставило развернуть программы по изучению долговременных последствий травматических событий и способов их профилактики и устранения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Часть первая
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КРИЗИСНОЙ ПОМОЩИ 5
Е. И. Крукович, В. Г. Ромек
Глава I
Кризисные состояния
и их последствия: критерии и стратегии помощи 5
1. Критерии кризисного состояния 5
2. Принципы кризисной интервенции 12
Е. И. Крукович
Глава II
СОСТОЯНИЕ ГОРЯ 17
1. Горе как естественный и патологический процесс 17
2. Психологическая помощь при переживании горя 22
3. Практические задания 26
Е. И. Крукович
Глава III
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
КАК ФОРМА КРИЗИСНОГО РЕАГИРОВАНИЯ 32
1. Распознавание суицидальной опасности 32
2. Помощь при потенциальном суициде 51
3. Практические задания 54
Часть вторая
ПСИХОТЕРАПИЯ ОСЛОЖНЕННЫХ
КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ 59
В. Г. Ромек
Глава I
МЕТОДЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ
ПСИХОТЕРАПИИ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ 59
1. Особенности поведенческой психотерапии 60
2. Этапы поведенческой психотерапии кризисных состояний 64
3. Методы поведенческой терапии последствий кризисных ситуаций 66
4. Методы поведенческой психотерапии кризисных состояний 69
Е. И. Крукович
Приложение
Практикум по поведенческой
терапии генерализованной тревоги 74

Работа содержит 1 файл

Кризисное вмешательство.doc

— 473.00 Кб (Скачать)

 

Пациент упоминает о том, что друзья волнуются за него: они и способствовали его появлению в кабинете терапевта (см. пункты 4, 58, 68). С другом он обсуждал свои суицидальные намерения (п. 24). Таким образом, мы можем быть уверены хотя бы в том, что он не находится в социальной изоляции. Однако мы не знаем, как обстоят дела с работой, и также не имеем точной информации по индикаторам 1, 6 и 8.

Таблица 5

Оценка поведенческих индикаторов суицидального риска

 

Поведенческие индикаторы

Наличие (+) или отсутствие (–)
индикатора

1) злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем

? (не выявлено)

2) эскейп-реакции в прошлом

? (не выявлено)

3) изоляция от людей и жизни

– (нет)

4) снижение повседневной активности

? (не выявлено)

5) изменение привычек

? (не выявлено)

6) частое прослушивание траурной или просто скорбной музыки

? (не выявлено)

7) предпочтение тем смерти и самоубийства в разговорах и чтении

– (нет)

8) «приведение дел в порядок»;

– (нет)

 

Судя по пунктам 4, 24 58, 68, можем уверенно заключить, что нет полной самоизоляции от других людей, также пациент не проявляет активного интереса к теме суицидального поведения. Он не следует и ритуалу «приведения дел в порядок», поскольку его суицидальный план в значительной степени зависит от случая, это похоже на игру в «русскую рулетку»: может быть, плохое состояние не продлится десять дней подряд, но не исключен и противоположный вариант развития событий. Следует учитывать, что подобный план ни в коей мере не снижает суицидальный риск. По остальным индикаторам у нас нет информации.

Таблица 6

Оценка когнитивных индикаторов суицидального риска

 

Когнитивные индикаторы

Наличие (+) или отсутствие (–)
индикатора

Разрешающие установки к суицидальному поведению

? (не установлено)

Негативная триада (негативные мысли)

о себе

+

о будущем

+

об окружающем мире и жизни в целом

+

«Туннельное видение»

+

Наличие суицидальных мыслей, намерений, планов

мысли

+

намерения

+

конкретный план

+

 

Оценивая когнитивные индикаторы, находим информацию, свидетельствующую о высоком риске суицидального поведения. Пациент выражает негативное отношение к себе (см. п. 34), пессимистичен по отношению к будущему (см. п. 10), не видит каких-либо способов решения проблемы, кроме самоубийства (см. п. 20), имеет конкретный суицидальный план и средства самоубийства (пусть даже и не эффективные). Неэффективность предполагаемого средства самоубийства не снижает риск суицидального поведения. Оценивая летальность планируемого способа суицида, следует исходить не из фактической летальности способа, а из представлений собеседника.

При чтении интервью может возникнуть вопрос: правильно ли поступает терапевт, сообщая пациенту о неэффективности предполагаемого средства (50 таблеток аспирина)? На этот вопрос просто ответить, если мы придерживаемся этических принципов психотерапевтической и консультационной практики, поскольку одним из главных принципов является честность консультанта (терапевта). Нужно ли быть честным, если на карту поставлена жизнь человека? Попробуем представить себе, что терапевт из лучших побуждений (например, предполагая, что если пациент все же совершит суицидальную попытку, то останется жив) ввел пациента в заблуждение, сказав ему, что 50 таблеток аспирина – смертельная доза. Пациент не погиб, но утратил доверие не только к этому терапевту, но и к другим представителям профессии. Он больше ни к кому не обращался за помощью, нашел более надежный способ суицида и совершил повторную попытку, которая оказалась «удачной». Из данного примера, однако, не следует делать вывод, что задачей консультанта является информирование кризисных пациентов или телефонных собеседников о действенности тех или иных препаратов. Например, не стоит убеждать подростка, который сообщает, что проглотил ртуть из термометра или сделал себе инъекцию бензина и ожидает скорой смерти, в том, что его жизнь вне опасности. Однако на такие прямые вопросы, как «смертельна ли такая доза лекарства?», консультант обязан либо предоставить конкретную информацию, в которой он уверен, либо сразу отказаться отвечать.

Таблица 7

Оценка эмоциональных индикаторов суицидального риска

 

Эмоциональные индикаторы

Амбивалентные чувства по отношению к жизни

Депрессивное настроение

Переживание горя

Наличие (+) или отсут­ствие (–) индикатора

+

+

– (не установлено)

 

Выявлено еще два индикатора риска суицидального поведения (см. пункты 6, 10, 14, 30, 68 интервью).

Предварительный вывод о хорошем интеллектуальном потенциале пациента мы можем сделать, полагаясь на впечатление о стиле его речи и словарном запасе. Желание жить определенно выражается в посещении терапевта. Наличие друзей может свидетельствовать о коммуникативном потенциале. Отсутствие опыта значимых близких отношений с девушкой и неразрешенность этой проблемы указывают нам на возможный ключ кризисной помощи. По поводу внешних ресурсов следует получить дополнительную информацию.

Таблица 8

Ресурсы пациента

 

Ресурсы пациента

Наличие (+) или отсутствие (–)
индикатора

Внутренние:

 

интеллект

+

инстинкт самосохранения

+

коммуникативный потенциал

?

социальный опыт

опыт решения проблем

Внешние:

 

поддержка семьи и друзей

+

стабильная работа

?

приверженность религии

?

финансовая стабильность

?

медицинская помощь

?

индивидуальная психотерапевтическая программа

?+

 

Основной вывод из анализа интервью: высокая степень риска суицидального поведения. Несмотря на то что терапевт сообщил пациенту о неэффективности его предполагаемого средства самоубийства, вероятность суицидальных действий остается высокой, поскольку, не разбираясь в лекарствах, люди в кризисном состоянии иногда просто принимают все лекарства, имеющиеся в домашней аптечке.

Сделанный вывод можно проверить, воспользовавшись Шкалой оценки угрозы суицида, разработанной Американской ассоциацией превенции суицидов. Шкала предназначена для экспресс-диагностики, поэтому лучше вначале учиться определять степень суицидального риска, используя детальный анализ состояния пациента, факторов и индикаторов суицидального риска.

Итак, по суммарной оценке суицидальность пациента соответствует третьему уровню, т. е. высокой степени суицидального риска.

Необходима суицидальная интервенция: установление контакта с близкими, друзьями пациента, попытки найти альтернативный выход из сложившейся ситуации. Поиски альтернатив должны проводиться совместно с пациентом. Задачей номер один является выработка конкретного плана действий. Особенно важно обсудить, чем человек будет занят в ближайшие часы и дни, с кем и где проведет это время.

Психотерапевт должен быть доступен для пациента с высоким риском суицидального поведения в любое время. Если этот человек обратился в службу телефонной экстренной психологической помощи, ему предлагается звонить любому дежурному консультанту, так как все сотрудники должны быть проинформированы о сложившейся ситуации. Частнопрактикующий консультант или психотерапевт обязан сообщить такому пациенту номер телефона, по которому он всегда сможет с ним связаться.

 

Шкала оценки угрозы суицида

 

Пол

+

Мужской

Возраст

+

12–24, 45 и выше

Депрессия

+

Депрессивные состояния в прошлом, депрессия в настоящее время

Предыдущие попытки

 

Да

Зависимость от психоактивных веществ

 

Да

Потеря рационального мышления

 

Иррациональное мышление, психотическое состояние

Нехватка социальной поддержки

 

Нет семьи, друзей, круга общения

Конкретный план

+

Время, место, способ

 

Летальность данного способа исполнения

+

Легкость его исполнения

Отсутствие супруга (близкого человека)

+

Одинокий, овдовевший, разведенный, живущий отдельно

Болезни

 

Хроническое заболевание, сопровождающееся сильными болями и/или утратой трудоспособности, подвижности, с плохим медицинским прогнозом

ИТОГО

6

 

ОЦЕНКА (количество отмеченных пунктов)

0–2

УРОВЕНЬ I

Невысокая степень суицидального риска

3–4

УРОВЕНЬ II

Средний уровень суицидального риска – необходимы интервенция и поддержка

5–6

УРОВЕНЬ III 

Высокая степень суицидального риска – необходима антисуицидальная интервенция

7–10

УРОВЕНЬ IV

Очень высокая степень суицидального риска – требуется неотложная интервенция

Информация о работе Кризисное вмешательство