Коррекционно-развивающие функции работы по социальной адаптации воспитанников детских домов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:20, дипломная работа

Описание работы

В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь дети-сироты. С каждым днем растет количество детских домов и воспитывающихся в них, уже сейчас превышая послевоенный уровень.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Часть 1 ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ НА УСПЕШНОСТЬ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ 5
Глава 1: Социальная адаптация как цель воспитательной работы в детском доме 5
Глава 2: Особенности социальной адаптации воспитанников детских домов 7
Глава 3: Особенности психического развития воспитанников детских домов и их влияние на успешность социальной адаптации 8
Часть 2 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ФУНКЦИИ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ 14
Глава 1: Необходимость коррекцнонно-развивающей направленности работы по социальной адаптации воспитанников детских домов 14
Глава 2: Рекомендации по реализации коррекционно-развивающих функций работы по социальной адаптации воспитанников детских домов 15
2.1. Организационно-педагогические рекомендации: 15
2.2. Психолого-педагогические рекомендации: 18
Проведение коррекционной работы с дошкольниками 18
Проведение коррекционной работы с младшими школьниками 21
Проведение коррекционной работы с подростками 23
Глава 3: Экспериментальная проверка эффективности рекомендаций по практической реализации коррекционно-развивающих функций работы по социальной адаптации воспитанников детских домов 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ЛИТЕРАТУРА 35

Работа содержит 1 файл

diplom соц адапт детск дом.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

Любой ребенок  в детском доме остро нуждается  в любви и внимании, но так как детей в группе достаточно много и большое значение придается формальным сторонам общения - режиму дня, дисциплине и т.д., то либо воспитатель ограничивается этим чисто формальным общением, либо вынужден становится "эмоциональным донором" со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Метод эмоционального принятия ребенка включает в себя ряд техник - контакт глаз, физический контакт с ребенком, технику пристального внимания. Этот метод позволяет заполнить "эмоциональный резервуар" каждого ребенка в группе и оптимален по разнице затраченных усилий и результативности.

Кроме этих методов, в работе использовались элементы методики КТД, проводился вечерний самоанализ дня ("что было интересно, чему научились, что будем делать завтра" и т.д.), индивидуальные проблемные беседы (методики контактного взаимодействия Л.Б.Филонова(72) и нейро-лингвистического программирования) и групповые дискуссии; проводилась развивающая психодиагностика (с обсуждением полученных результатов); строился временной ряд (что было до детского дома, как живем сейчас, подробно моделируем варианты будущего). Были модифицированны органы детского самоуправления, очень широко использовались психокоррекционные игры и упражнения.

С целью сплочения  группы и развития ее коллектива, улучшению  психологического климата проводились "Огоньки", КВНы, праздники именинников, походы на природу, вечерние чаепития в кабинете у воспитателя.

Так же, в рамках всей системы работы по социальной адаптации проводилась работа по социально-бытовой ориентировки (прививались навыки культурного поведения, навыки самообслуживания, учились делать покупки в магазине и т.д.). Ребята обучались навыкам рационального выполнения домашних заданий, учились грамотно работать с учебником, им оказывалась помощь в учебе.

На третьем  этапе (апрель-май 1999 г.) было проведено  итоговое тестирование с целью определения динамики изменений выбранных параметров.

Обобщенные  данные по результатам первичного и  итогового среза представлены в таблицах 1-4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табл. 1: Динамика изменении уровня позитивности и адекватности самооценки

 

Показатели:

Первичная диагностика

Итоговая диагностика

Динамика в баллах

Средняя самооценка по 10 бальной шкале

    

     - прямая

 

 

5.76

 

 

4.88

 

 

- 0.91

— обратная

3.44

4.71

+ 1.27

Степень    адекватности самооценки (разница между прямой   и   обратной)

 

2.32

 

0.14

 

-2.18


 

 

Данные таблицы 1 говорят  о том, что в начале эксперимента средняя прямая самооценка воспитанников равнялась 5.76 (за счет нескольких воспитанников, чьи самооценки равнялись 7-10 баллам, остальные оценивали себя в основном на 3-4 балла), обратная ("зеркальная") равнялась 3.44, т.е. была явно занижена (ребята считали, что другие оценивают их намного ниже). Таким образом, самооценка в начале эксперимента была заметно неадекватной.

Итоговый  срез показывает, что в конце эксперимента средняя самооценка в группе стала равняться 4.88 (хоть формально она незначительно снизилась, фактически оценки ребят стали более однородны, практически все оценили себя на 4-5 баллов). Обратная самооценка наоборот, значительно увеличилась. Таким образом, разрыв между своей и ожидаемой самооценкой заметно снизился, что говорит о возросшей адекватности самооценки.

Обобщая эти  данные, можно сделать вывод, что  воспитанники научились более адекватно  оценивать и принимать себя, повысились их уверенность в собственных силах, их самооценка стала более адекватной, т.е. ребята научились уважать себя сами и стали считать, что достойны уважения со стороны других

 

Табл. 2: Динамика изменения степени комфортности воспитанников в группе

Количество  выборов (в процентах);

Первичная диагностика

Итоговая диагностика

Динамика

 (в процентах)

1 вариант

58

50

- 8

2-3 варианты

17

43

+ 26

Всего положительное отношение к группе (1,2,3 вариант)

75

93

+ 18

Отрицательное отношение к группе (4 вариант)

25

7

- 18


 

Данные таблицы 2 говорят о том, что в начале эксперимента в целом у воспитанников преобладало положительное отношение к группе ("слепое", без оттенков). Между тем четверть воспитанников хотела бы перейти в другую группу, т.е. в группе наблюдалось два полюса, что косвенно говорит и об отсутствии сплоченности.

В конце эксперимента незначительно снизилось количество воспитанников, безусловно принимающих группу, и между тем значительно увеличилось количество ребят, выбравших 2-3 вариант ответа, т.е. в их отношении к группе появились оттенки, ребята их увидели, осознали. Кроме того, значительно снизилось количество воспитанников, отвергающих группу.

Обобщая эти  данные, можно сделать вывод, что  отношение воспитанников стало более избирательным, они научились осознанно относиться к группе, видеть ее как плюсы, так и минусы, группа стала более сплоченной и значительно возросло количество ребят, принимающих группу, т.е. им стало более комфортно в ней.

 

Табл. З: Динамика изменения индекса эмоциональной сплоченности группы

 

 

Первичная диагностика

Итоговая диагностика

Динамика

Количество  взаим-

     

ных     положитель-

     

ных выборов

2

14

+ 12

Количество  взаим-

     

ных отрицательных  выборов

6

4

-2

Индекс       эмоцио-

     

нальной     сплочен-

     

ности группы

-4

10

+ 14


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данные таблицы 3 говорят о том, что в начале эксперимента в группе был довольно низкий (отрицательный) индекс эмоциональной  сплоченности - взаимные отрицательные выборы преобладали над взаимными положительными.

В конце эксперимента значительно увеличилось количество взаимоположительных выборов и уменьшилось количество взаимоотрицательных.

Обобщая эти  данные, можно сделать вывод, что  за время эксперимента в группе значительно  увеличился индекс эмоциональной сплоченности, воспитанники стали более дружные и дружелюбные, улучшился психологический климат в группе (снизился уровень тревожности, агрессивности и враждебности).

 

             Табл. 4: Динамика изменения уровня развития логического мышления воспитанников

                           (по методике Ровена)

 

 

Первичная диагностика

Итоговая диагностика

Динамика (количество)

Динамика (проценты)

Среднее   количество очков (макс. - 140)

72

87

+ 15

+ 21

Средняя   оценка в баллах (макс. - 9)

2

5

+ 3

+ 67


Данные таблицы 4 говорят о том, что за время эксперимента отмечается заметный рост уровня развития логического мышления. Он значительно вырос как в целом по группе, так и практически у всех воспитанников.

Учитывая, что  результаты первичного тестирования воспитанникам не разъяснялись (т.е. детям не объяснялось, какие задания они сделали правильно, какие нет), данные диагностики можно считать достаточно надежными.

Для более  точной оценки эффективности предложенных подходов и рекомендаций необходимо было сделать первичные и итоговые срезы и на контрольной группе, и после проведения экспериментальной работы сравнить полученные данные. Однако в данных конкретных условиях это было невозможно сделать, так как основное условие такого сравнения - как можно более однородная контрольная и экспериментальная группа, а в детском доме количество групп незначительно (5), они очень сильно отличаются по количеству, составу, возрасту детей и другим существенным параметрам, т.е. такое сравнение будет некорректным.

Более достоверные  данные по результативности можно получить, если продолжить работу по реализации данных подходов и рекомендаций на протяжении ряда лет, и, после выпуска оценить степень успешности социальной адаптации воспитанников. Это может быть темой отдельной многолетней экспериментальной работы, однако уже сейчас общий анализ диагностических данных позволяет сделать вывод о том, что применение предложенных рекомендаций оказалось достаточно эффективным - все параметры показали положительную динамику. Эти данные позволяют прогнозировать более высокий уровень социальной адаптации детей при их практической реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная  миссия детского дома заключается в  подготовке воспитанников к самостоятельной  жизни в современном открытом обществе. В настоящее время уровень этой подготовки нельзя признать достаточным. На низкую степень социальной адаптированности влияют и недостаточный уровень общеобразовательной подготовки, слабая степень развития социально-бытовых навыков и отношений, и особенности психического развития воспитанников детского дома.

Недостаточный учет влияния пребывания в условиях детского дома на развитие личности воспитанников и отсутствие целенаправленной и систематичной работы по корректировки этого влияния приводят к тому, что у воспитанников развиваются разнообразные отрицательные личностные образования, происходят задержки и искажения разных сторон психического развития, что делает невозможной успешную социальную адаптацию воспитанников после выпуска из детского дома.

Эти данные позволяют  говорить о коррекционно-развивающих  функциях работы по социальной адаптации  воспитанников детских домов. Содержанием  выделенных функций является целенаправленная и систематическая работа по профилактике негативных отклонений и задержек и искажений в развитии личности воспитанников, вызываемых пребыванием в условиях детского дома, коррекция уже сформировавшихся негативных личностных образований и развитие требуемых для успешной самостоятельной жизни качеств и свойств личности.

С целью практической реализации обозначенных функций были составлены и предложены систематизированные методические рекомендации и проведена экспериментальная проверка их эффективности. Экспериментальное исследование показала их достаточную эффективность в работе по социальной адаптации воспитанников, что позволяет рекомендовать эти рекомендации для широкого использования в учебно-воспитательном процессе в детских домах и школах-интернатах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

  1. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток,- М., 1995
  1. Беличева С.А. Социально-педагогические методики оценки социального развития   дезадаптированных подростков// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы: 1995, №1
  1. Берне Р. Развитие "Я" концепции и воспитание.-М., 1986
  2. Битянова Р.Н. Психология личностного роста: практическое пособие по проведению 
    тренинга личностного роста психологов, педагогов, соц. работников. -М., 1995
  3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.- М., 1998
  4. Божович Л.И. Психологическое изучение детей в школе-интернате. -М., 1960
  5. Буйнов М.И. Беседы о детской психиатрии.- М., 1992
  6. Буйнов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи.- М., 1982
  7. Вильдовская Л..З. Диагностика и коррекция.- М., 1991

10. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии/ Под ред.Н.Е.Щурковой.-М., 1998

  1. Воспитательная система класса/ Под ред. Е.Н.Степанова. -Псков, 1998
  2. Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере.- М., 1982
  1. Голубев Н.К., Битикис Б.П. Введение в диагностику воспитания,- М., 1989 
    14.Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков/ Под 
    ред. С .А. Беличивой и ИА.Коробейникова.- М., 1995

Информация о работе Коррекционно-развивающие функции работы по социальной адаптации воспитанников детских домов