Коррекционно-развивающие функции работы по социальной адаптации воспитанников детских домов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:20, дипломная работа

Описание работы

В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь дети-сироты. С каждым днем растет количество детских домов и воспитывающихся в них, уже сейчас превышая послевоенный уровень.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Часть 1 ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ НА УСПЕШНОСТЬ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ 5
Глава 1: Социальная адаптация как цель воспитательной работы в детском доме 5
Глава 2: Особенности социальной адаптации воспитанников детских домов 7
Глава 3: Особенности психического развития воспитанников детских домов и их влияние на успешность социальной адаптации 8
Часть 2 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ФУНКЦИИ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ 14
Глава 1: Необходимость коррекцнонно-развивающей направленности работы по социальной адаптации воспитанников детских домов 14
Глава 2: Рекомендации по реализации коррекционно-развивающих функций работы по социальной адаптации воспитанников детских домов 15
2.1. Организационно-педагогические рекомендации: 15
2.2. Психолого-педагогические рекомендации: 18
Проведение коррекционной работы с дошкольниками 18
Проведение коррекционной работы с младшими школьниками 21
Проведение коррекционной работы с подростками 23
Глава 3: Экспериментальная проверка эффективности рекомендаций по практической реализации коррекционно-развивающих функций работы по социальной адаптации воспитанников детских домов 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ЛИТЕРАТУРА 35

Работа содержит 1 файл

diplom соц адапт детск дом.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

Второй  блок - уровень развития социально-бытовых навыков и отношений. Этот блок включает в себя такие условия успешности социальной адаптации воспитанников, как развитие формирование санитарно-гигиенических навыков и отношений, трудовых навыков, навыков культуры поведения, социально-бытовую ориентировку. (77)

Обычно этот блок знаний и умений органично дает семья, поэтому в условиях детского дома необходима целенаправленная работа по данному направлению.

Воспитанников необходимо научить ухаживать за собой, следить за своим внешним видом, одеждой и обувью, готовить, стирать, гладить, сушить, чистить вещи, производить уборку, пользоваться средствами связи, транспортом, производить покупки, прививать навыки культурного поведения и т.д. - иначе выпускник будет просто беспомощен в самостоятельной жизни.

Третий  блок факторов, влияющих на успешность социальной адаптации -особенности психического развития воспитанников детских домов.

Если удалось  воспитать личность с осознанным отношением к себе, другим, обществу, Родине, труду и т.д., личность с активной жизненной позицией, умеющую делать осознанный выбор на уровне современной Культуры и способную нести за него ответственность, личность, умеющую строить жизненную перспективу, конструктивно решать конфликты, умеющую взаимодействовать с окружающими, - то можно смело прогнозировать успешную социальную адаптацию такой личности.

Для успешной самостоятельной жизни в современном  социуме у воспитанников должны быть развиты социальная активность, самостоятельность, ответственность, готовность к продолжению образования, получению профессии и строительству семьи. Все вышеперечисленное определяется в первую очередь именно особенностями психического развития воспитанников.

В данной работе я сконцентрировал усилия именно на изучении влияния особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальной адаптации, т.к. считаю этот фактор одним из основных по значению, но недостаточно учитываемым в практической работе.

Следует отметить, что исследования особенностей психического развития воспитанников детских  домов активно начали проводиться  лишь в последние годы (51, 52, 61, 62, 63, 78). До 1991 года было проведено только одно (!) серьезное психологическое исследование по данной проблеме - изучение детей в школе-интернате, проведенное под руководством Л.И. Божович в 1960 году (6). И, наверное, один из показателей гуманизации общества является то, что мы повернулись лицом к этим проблемам.

Анализ условий  пребывания в детском доме позволяет выделить ряд их особенностей по сравнению с условиями воспитания в семье, что прямо влияет на особенности психического развития воспитанников детских домов.

Чехословацкие психологи И.Лангмейер и З.Матейчик (37) на основании обобщения данных, имеющихся в мировой науке и практике, а так же своего многолетнего изучения психического развития детей, воспитывающихся в детских домах и школах интернатах, еще в 1984 году ввели понятие психических лишений или психической депривации, которую они определяют как психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некоторых основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере в течение продолжительного времени. Она может быть частичной или полной, эмоциональной, сенсорной, социальной, моторной.

Что же приводит к психической депривации воспитанников? Это и отсутствие матери, ограниченность социальных контактов (многолетнее пребывание с ограниченным контингентом детей и взрослых в течение ряда лет, в "четырех стенах"), то, что воспитатель проводит с детьми лишь часть дня, частая сменяемость персонала, жесткая регламентация поведения и т.д.

Эти специфические  условия пребывания в детском  доме обуславливают особенности психического развития воспитанников детских домов по ряду существенных параметров (51 ,52, 61, 62).

Общевозрастные особенности психического развития заключаются в том, что у воспитанников темп психического развития замедлен и имеется ряд качественных негативных особенностей, которые отмечаются на всех возрастных ступенях детства - от младенчества (!) до подросткового возраста и дальше.

Эти особенности  по-разному и в неодинаковой степени  обнаруживают себя на каждом возрастном этапе, но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности. Постепенно они наслаиваются друг на друга и без систематической и целенаправленной профилактической и коррекционно-развиваюшей работы приводят к значительным сложностям в социальной адаптации воспитанников.

Уже дети первого года жизни, воспитывающиеся в домах ребенка, отличаются от ровесников, растущих в семья: они вялы, апатичны, лишены жизнерадостности, у них снижена познавательная активность, уплощены эмоциональные проявления. Эти дети характеризуются снижением общего жизненного тонуса и энергетического уровня психических процессов, однообразием и недеференцированностью последних, преобладанием оборонительных реакций над ориентировочными, вялостью эмоциональных проявлений (как положительных, так и отрицательных), отклонением и искажением в становлении ряда важных (ядерных) личностных образований. Те предличностные образования или внутренние структуры, которые возникают у детей на первом году жизни и ложатся в основу формирования личности ребенка, у воспитанников дома ребенка деформированы. У них не возникает привязанности к взрослому, они недоверчивы, замкнуты, печальны и пассивны. Само общение характеризуется вялостью, робостью, безынициативностью и скудностью коммуникативных средств ребенка.

Во втором полугодие жизни этих детей, в  отличие от воспитывающихся в семье, не возникает аффективно-личностной связи с взрослым, они не стремятся разделить с ним свои эмоции, не ищут у него сопереживания в новой или пугающей(именно это приводит к снижению познавательной активности у воспитанников в дальнейшем).

У малышей второго и третьего года жизни, воспитывающихся в домах ребенка, к перечисленным выше особенностям добавляются новые: пониженная любознательность, отставание в развитии речи, задержка в овладении предметными действиями, своеобразная эмоциональная глухота, выражающаяся в нечувствительности ребенка к различиям в отношении взрослого, несформированность самостоятельности как свойства личности.

На втором и третьем году жизни в связи  с задержками в развитии следующей ступени коммуникативной деятельности - деловых контактов с взрослыми - у детей из дома ребенка появляется невосприимчивость к даваемым взрослым образцам деятельности, неадекватное отношение к оценке взрослого (похвала слабо интенсифицирует деятельность ребенка, порицание совсем не изменяет ее). Практически положительная и отрицательная оценка взрослого не дифференцируется, это приводит к задержкам в овладении активной речью и предметными действиями, в становлении важных личностных образований.

У дошкольников обращает на себя внимание сниженная эмоциональность, пассивность во всех видах деятельности (особенно в игре), отсутствие способности к сопереживанию другим людям, наглядно-действенная форма мышления (у их ровесников из семьи складывается уже наглядно-образная), импульсивность во всех видах поведения, слабая его осознанность, отклонения в развитии образа себя; обедненность речи; слабость, неустойчивость внимания; конфликтность со сверстниками.

У младших школьников, воспитывающихся в детских учреждениях интернатного типа, обнаружены специфические отклонения в развитии интеллектуальной и мотивационно-потребностной сфер их личности. Они выражаются в задержке (или отсутствии) развития у детей образного мышления, требующего внутреннего плана действия, что приводит к последовательному нарастанию трудностей в усвоении учебного материала, предполагающего год от года повышение требований к умению действовать во внутреннем плане (в уме). Эти дети характеризуются неразвитостью произвольности в поведении, саморегуляции, в планировании действий, повышенной конфликтностью и агрессивностью, импульсивностью поведения. Следует отметить бедность речи воспитанников, отставание в овладении навыками письма, счета, пространственными представлениями, Контакты со взрослыми у этих детей характеризуются столкновением потребности в безусловном положительном отношении с фрустированностью потребности в интимно-личностном (а не формальном) общении.

В подростковом возрасте особенности психического развития воспитанников интернатных учреждений проявляются главным образом в становлении личности. Это обнаруживается в особенностях образа "Я" (в отношении к себе и представлениями о себе); особенностях ценностно-мотивационной сферы (характере намерений, желаний, идеалах подростков); особенностях формирования психологического пола и многом другом.

Подростка, воспитывающего в детском доме, характеризует  особая внутренняя позиция, выражающая в слабой ориентированности на будущее, связанностью лишь с актуальной, конкретной жизнедеятельностью; конфликтностью системы требований, предъявляемой к образцам мужественности и женственности; ориентированность в отношении к себе на оценку окружающих, а не на собственную самооценку (как это отмечается у подростков из семьи); размытость и неясность образа "Я". Этот образ развивается у подростков из детского дома медленнее и иначе, чем у их сверстников из семьи.

Ряд особенностей проявляется у подростков из детских  домов в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Эти отношения связаны с определенными свойствами личности этих детей. Так, к 10-11 годам у подростков устанавливаются отношения к взрослым и сверстникам, основанные на их практической полезности для ребенка, формируется способность "не углубляться в привязанности", поверхностность чувств, моральное иждивенчество (привычка жить по указке). Отмечается осложнение в становлении самосознания (переживание своей ущербности, ненужности). Значительно возрастают трудности в овладении учебным материалом, что осложняется грубыми нарушения дисциплины. Последнее выражается в уходах (побегах) детей, бродяжничестве, воровстве, употреблении спиртных напитков, другими формами делинквитного поведения. (78)

Становление самосознания у подростков из детского дома так же имеет свою специфику. У воспитанников детского дома наблюдается более низкий уровень развития самооценки, ее неустойчивость, зависимость от мнения других. Для большинства детей характерна заниженная самооценка, инверсия образа "Я". Они отрицательно оценивают свою личность в целом. Большой процент детей из детского дома (по сравнению с детьми из семьи) воспринимает отношение к себе других людей как критическое, т.е. они проецируют свое отношение к себе на отношение к себе других людей. У воспитанников детских домов выше уровень агрессивности, тревожности и враждебности.

В оценке себя дети из семьи ориентированы больше на нравственные качества, тогда как дети из детского дома ценят себя в основном за успехи-неуспехи в учебной деятельности и поведения. Можно предположить, что это связано с сильной потребностью детей детского дома в признании со стороны взрослого, а быстрее всего этого можно добиться во "внешне заметной" деятельности - учебе, поведении, в то время как способность помогать кому-то, сопереживать, умение понять другого не всегда могут быть адекватно оценены взрослыми в детском доме. В семье же родители чаще ориентируют детей именно на проявление нравственных качеств.

Подростки детского дома характеризуются упрощенным, некритичным  отношением к себе, их отличает меньшее приятие себя и неуверенность в себе. Отмечается, что у около 40 процентов воспитанников отмечается психологическая усталость (75). Это, по видимому, связано с постоянной регламентацией их жизни, с тем, что они практически никогда не остаются одни, редко могут делать самостоятельный выбор или принимать значимые решения. Эта твердая регламентация поведения значительно ослабляет у воспитанников необходимость в самостоятельной организации своей жизни, работы, распределении времени (и не развивает этих навыков), что приводит к недостаточному развитию эмоционально-волевых качеств и затрудняет их социальную адаптацию после выпуска из детского дома.

Обобщая данные исследования (62,78) по выявлению различия образа "Я" у подростков, живущих в семье и воспитанников детского дома, можно отметить, что у последних: преобладает общая самооценка над самооценкой характера, т.е. наблюдается одноплановая нерасчлененная модель собственного внутреннего мира; в самооценке преобладает ориентация на мнение окружающих; характерна приземленность, бедность ценностей и идеалов, связанных с повседневной жизнью и проблемами ближайшего окружения.

Все эти данные, а так же наличие большого числа  высказываний, типичных для дошкольного и младшего школьного возраста по некоторым важным категориям, позволяют сделать вывод об отставании в развитии образа "Я" воспитанников детского дома, в соответствии этого образа более ранней ступени возрастного развития.

Однако это  отставание не исчерпывает всей специфики  развития образа "Я" у воспитанников учреждений интернатного типа. Выявлены следующие различия образа "Я" между подростками, живущими в семье и воспитывающимися в детском доме (78):

1. значимость дружеских связей, описание себя как друга и своего умения понимать 
других людей (подростки, живущие в семье) - слабая выраженность в образе "Я" 
представлений о себе как о друге, полное отсутствие высказываний о трудностях в 
понимании других людей (дети-сироты);

  1. первостепенное значение интересов, увлечений, умений для самоопределения, 
    ощущения своей индивидуальности (подростки из семьи) - недостаточная  
    выраженность представлений о собственных умениях, интересах в образе "Я" (дети- сироты);
  2. важное место в образе "Я" планов достаточно отдаленного будущего (семьи, 
    профессионального самоопределения) у подростков из семьи - в планах представ 
    только ближайшее будущее, проблемы актуальной сегодняшней жизни, отсутствуют высказывания, касающиеся профессионального самоопределения,- у детей-сирот;
  3. незначимость категории "Поведение" (подростки из семьи) - распространенность 
    этой категории и характерность высказываний, типичных для детей более младшего возраста (дети-сироты);

Информация о работе Коррекционно-развивающие функции работы по социальной адаптации воспитанников детских домов