Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:20, дипломная работа
В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь дети-сироты. С каждым днем растет количество детских домов и воспитывающихся в них, уже сейчас превышая послевоенный уровень.
ВВЕДЕНИЕ 3
Часть 1 ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ НА УСПЕШНОСТЬ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ 5
Глава 1: Социальная адаптация как цель воспитательной работы в детском доме 5
Глава 2: Особенности социальной адаптации воспитанников детских домов 7
Глава 3: Особенности психического развития воспитанников детских домов и их влияние на успешность социальной адаптации 8
Часть 2 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ФУНКЦИИ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ 14
Глава 1: Необходимость коррекцнонно-развивающей направленности работы по социальной адаптации воспитанников детских домов 14
Глава 2: Рекомендации по реализации коррекционно-развивающих функций работы по социальной адаптации воспитанников детских домов 15
2.1. Организационно-педагогические рекомендации: 15
2.2. Психолого-педагогические рекомендации: 18
Проведение коррекционной работы с дошкольниками 18
Проведение коррекционной работы с младшими школьниками 21
Проведение коррекционной работы с подростками 23
Глава 3: Экспериментальная проверка эффективности рекомендаций по практической реализации коррекционно-развивающих функций работы по социальной адаптации воспитанников детских домов 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ЛИТЕРАТУРА 35
5.стремление
к самостоятельности,
6. богатый
своеобразный мир чувств и
переживаний (подростки из
Специфика развития детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях, свидетельствует (62), что многие свойства и качества личности в целом сохраняются на протяжении всего пребывания в учреждении, обнаруживая себя в той или иной форме. К ним можно отнести особенности внутренней позиции (слабая ориентированность на будущее, возникающая у дошкольников, сохраняется и у старших подростков), эмоциональную уплощенность, упрощение и обеднение образа "Я", несформированную избирательность в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру; импульсивность, неосознанность и несамостоятельность в поведении; ситуативность поведения и мышления; сниженная инициативность общения, ослабленная чувствительность к оттенкам поведения старших, относительная бедность арсенала средств общения, особенно эмоциональных экспрессии. Эти особенности психического развития воспитанников детских домов, возникшие в раннем детстве, в дальнейшем не исчезают, а приобретают новое качество, углубляются.
Как уже было указано выше, на успешность социальной адаптации воспитанников детского дома влияет уровень их образовательной подготовки, уровень развития социально-бытовых навыков и отношений и особенности их психического развития (которые формируются за время пребывания в детском доме). Хотя все эти факторы важны и взаимосвязаны, именно особенности психического развития воспитанников можно выделить как базовый фактор, прямо влияющий на все остальные и в значительной мере определяющий успешность социальной адаптации детей-сирот.
В самом деле, такие особенности психического развития воспитанников, как слабая ориентированность на будущее, задержки развития образного мышления (требующего внутреннего плана действий), слабая развитость произвольного внимания, повышенная утомляемость, тревожность и агрессивность, неумение конструктивно общаться отсутствие перспективных планов на будущее,- приводят к тому, что воспитанники с трудом овладевают учебной программой, у них с большим трудом формируются необходимые социально-бытовые навыки и отношения. Это же приводит к значительным сложностям и в получении профессии.
Неправильно складывающиеся полоролевые представления приводят к тому, что воспитанники испытывают значительные трудности в создании собственной семьи и ее сохранении, с трудом входят в родительскую семью мужа или жены, не в состоянии выстроить полноценные отношения с супругом, сводя все либо к сексуальным играм, либо к каким то требованиям, оторванным от реальности (78). У них быстро исчерпывается первоначальная привязанность, поддержание супружеских отношений не получает развития.
Неумение общаться влечет за собой доминирование защитных форм поведения, таких, как неадекватная лояльность или агрессивность (например, стремление обвинить во всем окружающих, неумение и нежелание признать свою вину и др.). Нарушение регуляции произвольной деятельности, саморегуляции поведения проявляется в основном в том, что воспитанники детских домов не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, правильно распоряжаться деньгами. Воспитание в основном послушания, формальное дисциплинирование приводит к тому, что воспитанники ориентируются в своих поступках в основном на оценку окружающих и легко попадают после выпуска под чужое криминальное влияние сильной личности.
Все эти особенности психического развития, а так же потребительское отношение к людям, установка, что все для них что-то должны и обязаны помогать (психологический и социальный инфантилизм) чрезвычайно затрудняет успешное вхождение воспитанников детского дома в современный социум.
Не случайно средства массовой информации отмечают, что значительное число выпускников детских домов, не сумев успешно адаптироваться к самостоятельной жизни, после выпуска из детского дома не могут найти свое место в обществе, спиваются, теряют жилье, совершают преступления, попадают в места лишения свободы, кончают жизнь самоубийством (40). Это ли не горький упрек современной педагогике?
Психологическая наука доказала, что основной путь развития личности - через деятельность и общение. Многочисленные исследования (37,51,61,62,63,78) убедительно показывают, что условия пребывания в детском доме не требуют от воспитанников тех свойств и качеств личности, которые будут затребованы в их самостоятельной жизни и определяют успешность социальной адаптации. Обобщая данные этих исследований, можно сделать следующие выводы:
Очевидно, что пребывание в условиях детского дома приводит к появлению ряда особенностей в психическом развитии воспитанников (как это было показано выше). В основном это задержки психического развития и формирование ряда негативных личностных образований. А так как на успешность социальной адаптации (как результата) в значительной степени влияют именно особенности психического развития, необходимо, что бы вся работа по социальной адаптации (как процесс) носила коррекционно-развивающую направленность. Это позволяет выделить в работе по социальной адаптации воспитанников детских домов коррекционно-развивающие функции.
При реализации
коррекционно-развивающей
В качестве теоретического обоснования коррекционно-развивающей направленности работы по социальной адаптации воспитанников детских домов я исходил из основных положений гуманистической психологии о том, что для нормального развития личности необходимо удовлетворение не только биологических, но и социальных, духовных потребностей ребенка (29). Пребывание в условиях детского дома приводит к недостаточному удовлетворению ряда важнейших потребностей воспитанников, обеспечивающих фундамент для нормального, полноценного психического развития ребенка. Депривация этих потребностей ведет к появлению ряда (комплекса) негативных личностных образований, которые закрепляются и делают невозможным успешное вхождение воспитанников в самостоятельную жизнь. Реализация коррекционно-развивающих функций работы по социальной адаптации воспитанников позволит активно влиять на развитие личности воспитанников и подготовить их к успешной самостоятельной жизни в открытом современном социуме.(37)
Анализ литературы,
передового педагогического опыта позволяе
Эмоциональная обстановка в детском доме должна быть комфортна для ребенка. У детей должны быть удовлетворены важнейшие потребности - в безусловном принятии и любви, внимании, заботе, поддержке, признании и уважении. В детском доме не должно быть раздражающих звуков (недопустимо постоянно говорить на повышенных тонах, кричать на ребенка). Для полноценного развития он должен быть включен в разнообразные виды деятельности, при их организации педагогу следует четко планировать коррекцнонно-развивающий эффект, а руководителям - отслеживать его достижение.
4. Необходима согласованная
интеграция всех воспитательных воздействий,
оказывающих влияние на процесс развития
личности, в воспитательную систему
(учреждения, группы), в которой
важнейшими компонентами выступают детское
самоуправление и совместная личностно-значимая
деятельность. (10,11,23,) В вос питательной
работе необходимо сделать акцент не на
формальное днсциплинирование, воспитание
послушания, а на развитие личностного
потенциала каждого ребенка. Основной
целью этой работы должна стать подготовка
воспитанника к самостоятельной жизни в
обществе, именно по этому критерию она
и должна оцениваться.(см. Поляков С.Д.
Психопедагогика воспитания.- М,, 1996)
5. Практика показывает эффективность
комплексного подхода в реализации
коррекционно-развивающей
направленности работы по социальной
адаптации.
Необходима целенаправленная,
согласованная и систематическая работа
медиков,
психолога, социального педагога, дефектолога,
воспитателей и др. специалистов.
Коррекционно-развивающую работу целесообразно организовать в ряд этапов (22):
Одним из возможных способов практической реализации коррекционно-развивающей направленности работы по социальной адаптации являются специально организованные занятия (уроки, тренинги) с детьми. Практика показывает, что вначале целесообразно ввести цикл таких занятий для дошкольников или младших школьников. Эти занятия должны проходить в четко определенное время в режиме дня (например 2-3 раза в неделю по 45 минут) и проводиться в игровой форме. Дети привыкают, что в определенное время вся группа собирается вместе, они играют, рисуют, слушают музыку, пьют чай, и потом, в старших классах это происходит уже автоматически, входит в привычку. С каждым годом содержание этих занятий должно усложнятся, включаются новые игры и упражнения. В рамках этих занятий можно проводить и "Огоньки", "Поле чудес", праздники именинников, турниры знатоков и т.д. Часто такие занятия называются "Час игры", "Групповой час". Материал таких занятий хорошо дополняет курс по социально-бытовой ориентировке, проводимый в некоторых детских домах.