Коррекционно-развивающие функции работы по социальной адаптации воспитанников детских домов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:20, дипломная работа

Описание работы

В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь дети-сироты. С каждым днем растет количество детских домов и воспитывающихся в них, уже сейчас превышая послевоенный уровень.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Часть 1 ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ НА УСПЕШНОСТЬ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ 5
Глава 1: Социальная адаптация как цель воспитательной работы в детском доме 5
Глава 2: Особенности социальной адаптации воспитанников детских домов 7
Глава 3: Особенности психического развития воспитанников детских домов и их влияние на успешность социальной адаптации 8
Часть 2 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ФУНКЦИИ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ 14
Глава 1: Необходимость коррекцнонно-развивающей направленности работы по социальной адаптации воспитанников детских домов 14
Глава 2: Рекомендации по реализации коррекционно-развивающих функций работы по социальной адаптации воспитанников детских домов 15
2.1. Организационно-педагогические рекомендации: 15
2.2. Психолого-педагогические рекомендации: 18
Проведение коррекционной работы с дошкольниками 18
Проведение коррекционной работы с младшими школьниками 21
Проведение коррекционной работы с подростками 23
Глава 3: Экспериментальная проверка эффективности рекомендаций по практической реализации коррекционно-развивающих функций работы по социальной адаптации воспитанников детских домов 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ЛИТЕРАТУРА 35

Работа содержит 1 файл

diplom соц адапт детск дом.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

Эти занятия  проводит, как правило, воспитатель, наиболее сложные занятия может проводить психолог, дефектолог, Главное здесь - хорошая методическая подготовка воспитателя (постановка цели, задач, целесообразный отбор методов, форм и средств этой работы, контроль результативности), систематичность занятий, а так же контроль администрации, регулярное обсуждение результатов на педагогических советах, методическом объединении и обучение педагогов методике самоанализа таких занятий. Результативность этих занятий обязательно должна учитываться при материальном стимулировании и аттестации воспитателей. План этих занятий по каждой группе целесообразно включить в годовой план работы детского дома.

Если младшие  воспитанники привыкнут к таким  занятиям как к завтраку, урокам, и если на них дети будут испытывать радость и удовольствие, они будут им по настоящему интересны (а не новой принудительной необходимостью) - такие занятия станут естественны, привычны и желанны для старшеклассников, и позволят полностью реализовать заложенный в них коррекционно-развивающий эффект. Владение методикой их проведения - показатель высокого профессионализма воспитателя и должно обязательно учитываться при подведение итогов, награждении, поощрениях и аттестации.

Материал  для коррекционно-развивающих занятий и методика их проведения очень широко представлены в современной литературе (4,15,16,17,18,27,30,32,39,45,51,52,65,67,69,73,74,75,76).

8. Одна из важнейших проблем в детском доме - неудовлетворенная потребность детей-сирот в любви. Депривация этой потребности влечет множество нарушений в развитии личности воспитанников. Учитывая это, а так же эмоциональную перегрузку воспитателей, можно рекомендовать один из возможных способов решения этой проблемы (34).

Многие нарушения  в поведении ребенка происходят потому, что его эмоциональный "резервуар" не заполнен. Эффективнее всего выразить свою любовь к ребенку, заполнить его эмоциональный "резервуар" через: безусловное принятие ребенка, физический контакт, контакт глаз и пристальное внимание (уделить каждому ребенку персонально 15-20 минут в день, но в эти минуты сосредоточить свое внимание исключительно на нем).

         9..Учитывая неудовлетворенную потребность  у воспитанников детского 
дома в неформальном общении с взрослыми, искажением его форм, а так же то, 
что общение - ведущая деятельность для подростков, то, что неумение конструктивно общаться, ведет к значительным трудностям в социальной адаптации воспитанников, при проведении коррекционно-развивающей работы, в повседневном общении с детьми воспитателям необходимо широко использовать технологии развивающего общения. (15,16,22,29,31)

          10.В настоящее время одной из  острейших организационно-педагогических 
проблем детского дома является недостаточная психолого-педагогическая подготовка персонала.(62) Учитывая, что воспитателей учреждений интернатного типа в ВУЗах стали готовить совсем недавно, число детских домов постоянно растет, многие воспитатели вообще не имеют базового педагогического образования, а система курсовой переподготовки и повышения квалификации может охватить лишь небольшой процент педагогов, эта проблема стоит особенно остро. 
Поэтому, в рамках действующих в детских домах методических объединениях,  научно- методических советах и т.д. необходимо организовать обучение педагогов знаниям основ коррекционной педагогики, психологической диагностики, современных педагогических технологий, основам опытно-экспериментальной работы. 

11. Критическим фактором, определяющим многие негативные особенности 
психического развития детей в детском доме, выступает отсутствие положительного влияния семьи. Иногда педагоги детских домов, понимая это, пытаются построить свои отношения с воспитанниками по типу семейных, ставя перед собой цель непосредственно заменить детям мать или отца. При этом чрезмерно эксплуатируется эмоциональная сторона общения, что, однако, не приносит ожидаемых результатов, а зачастую только эмоционально изматывает, выхолащивает педагога. По ряду причин можно согласиться с мнением авторитетных медиков и психологов, которые после многолетнего изучения этой проблемы, еще в 1990 году писали (62): "... связи воспитателей и воспитанников не должны имитировать семейные, а напротив, необходимо сознательно разрабатывать задачи и конкретные способы построения особого стиля общения, который учитывает качественную специфику таких учреждений". Анализ последующий опыт по этой проблеме показывает, что приближение к семейным отношениям лучше всего удается в детских домах семейного типа, где на семейную пару приходится 4-7 приемных детей. В других условиях получается "эрзац" семейных отношений, который всегда хуже оригинала. (37) К сожалению, действующая практика показывает, что большинству детских домов по вполне понятным причинам легче копировать семейные отношения, чем искать свою специфику этих отношений.

2.2. Психолого-педагогические рекомендации:

Проведение коррекционной  работы с дошкольниками

1. При проведении  занятий с дошкольниками и  младшими школьниками предпочтение  следует отдавать игровым формам. Основная трудность в их проведении заключается в том, что дети не могут долго сосредоточиться на содержании высказываний воспитателя, их взгляд и внимание скользит по сторонам, и в результате ребята часто не знают, чему их учили. Для привлечения и удержания внимания детей нужны специальные приемы. Одним из них может быть совместное планирование занятий и подведение его итогов. В процессе занятий дети должны узнавать то, что обещал рассказать или показать воспитатель, останавливать связь между тем, что было запланировано и с тем, что происходит на самом деле. Эту связь лучше подчеркнуть словами: "Помните, что хотели сделать сегодня?" и т.д.

На занятиях в детском доме должно быть как  можно меньше чисто словесных объяснений и как можно больше наглядного материала, практических действий. В конце занятия, прогулки следует еще раз обобщить, подвести итог, напомнить наиболее существенные моменты.

Многие дети на занятиях в детском доме постоянно  нарушают правила, принятые в учебной ситуации: одни забывают поднять руку, другие, напротив, постоянно тянут руку, не зная, что сказать, третьи вообще не слышат педагога и заняты своими делами. Замечания воспитателя и заучивание правил поведения обычно не помогает, ведь эти нарушения происходят потому, что правила существуют для детей на словах, отдельно от их собственного поведения. Чтобы облегчить детям осознание своих действий, психологи советуют вместо замечаний и похвал раздавать им своеобразные метки правильного и неправильного поведения (кружочки, звездочки и т.д.). Цель таких значков - привлечь внимание ребенка к своему поведению. С помощью данного приема вся картина поведения ребенка как бы фиксируется в виде вполне реальных наглядных предметов. Это не только интересно для детей, но и позволяет сравнивать поведение одного ребенка на разных занятиях. Важно, чтоб ребенок сам давал себе оценку, опираясь на полученные значки.

  1. При проведении занятия недопустима похвала за неуспех. Это отрицательно сказывается на формировании адекватной самооценки ребенка, искажает его понимание критериев успешности. Оценка детских достижений, как правило, всегда должна быть адекватна результату. (Исчерпывающе подробно вопрос о поощрениях и наказаниях ребенка описан у В.Леви в книге "Нестандартный ребе- 
    нок"). Заслуженная похвала может быть достаточно аффективной, высказываться 
    с эмоциональным подъемом, с радостью за ребенка, а отрицательная оценка всегда 
    должна быть короткой и проговариваться в совокупности с утверждением, что 
    неуспех вызван сложностью выполняемого дела и он вполне преодолим. Оценку 
    необходимо   давать   развернутую,   следует   избегать   безликих   оценок   типа 
    "хорошо", "плохо". Нужно снабжать оценку пояснениями, задающими ребенку 
    критерии успеха или неуспеха в каждом текущем деле, это способствует своевременному становлению самостоятельности ребенка.
  2. Наблюдая за самостоятельными действиями ребенка во время игры, иногда участвуя в ней на правах партнера, воспитатель время от времени может задавать ему вопросы, направленные на осознание его действий и состояний: "Во что 
    ты играешь? Тебе не скучно? Что ты будешь делать с этой машинкой?» и т.д. Вопросы воспитателя должны как бы остановить непрерывный поток спонтанных 
    действий ребенка. Если детям трудно ответить на них, на первых порах следует 
    помочь им, подсказывая (и корректируя) их собственные состоянии и возможные 
    планы: "Ты сейчас сердишься? Тебе уже надоело в это играть? Во что ты будешь 
    играть дальше? Ты играешь в шофера?" и т.д.

Вопросы взрослого, включенного в деятельность ребенка, преследуют три основные цели:

  1. Установить связь между прошлыми, настоящими и будущими действиями ребенка, выделить для них цель действий и средства ее достижения. Вопросы взрослого, 
    типа: "Что ты хочешь построить (нарисовать, слепить)? Что тебе для этого нужно? 
    С чего нужно начать?" - направлены как раз на это. Если ребенок не может на них 
    ответить, следует высказаться как бы за него, планируя в речи действия по ходу их 
    осуществления. Когда ребенок привыкнет к подобным вопросам, он начнет задавать их себе и отвечать на них сам, сначала это будет происходить во внешней речи. Если дети будут играть не молча, а, разговаривая, комментируя свои действия 
    вслух, как это часто делают дети из семьи, произойдет важный сдвиг в их осознании собственных действий,
  2. Вторая цель этих вопросов - способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка. Как правило, воспитанники, живущие   в 
    дефиците личностного общения, не замечают своих настроений, чувств, переживаний. Взрослый может выделить эти переживания для ребенка и подсказать их: 
    "Тебе обидно, что тебя не взяли в игру, ты очень расстроился, да?" и т.п. Аналогичным образом можно открывать, показывать ребенку переживания других детей, особенно это важно в конфликтных ситуациях.

3. Следующая цель этих вопросов - ставить ребенка в ситуацию сознательного вы 
бора, побудить к принятию самостоятельных решений. В детском доме дети быстро привыкают жить по инструкции, подчиняясь готовым решениям взрослых. В 
результате они неспособны сами осуществить сознательный выбор, что-то решить 
самостоятельно. В рамках детских самостоятельных игр необходимо предоставить 
им такую возможность и побуждать к сознательному и свободному выбору. Вопросы типа: "Во что ты хочешь играть? С кем ты будешь играть? Кем хочешь быть 
в игре - шофером, летчиком? Почему?" - заставляют ребенка представлять различные варианты собственных будущих действий и предвидеть их последствия, осознавать свои собственные желания. ( Это позволит заложить базу для связи своих поступков, выборов с их последствиями, приучит детей нести ответственность за свои действия, и, в дальнейшем, осознанно планировать свою жизненную перспективу).

4. Каждый вечер полезно устраивать с ребятами беседы о прожитом дне. Воспитатель может начать разговор сам, напоминая, как они сегодня гуляли, какие 
были занятия, чему новому научились, что хорошего сделали для других и т.д. Можно вести разговор по кругу, можно предложить детям дать нравственную оценку того или иного поступка, события (из жизни, фильма, прочитанной на ночь книги). Иногда нужно обращаться к кому-нибуть из ребят, что бы он напомнил, что было дальше (если вспоминают весь день по порядку). Если ребята молчат, 
можно продолжить самому, или спросить у ребят, кто помнит. Важно, чтоб дети 
узнавали свой прожитый день в рассказе воспитателя и сами пытались вспомнить, 
что с ними сегодня было.

Следует постоянно  обращать особое внимание на состояние  детей, их настроение. Можно спросить, например, было ли у них сегодня что-нибудь веселое, смешное, кто сегодня чему-то обрадовался, кто плакал и почему. Если дети не знают, что ответить (а на первых порах такое молчание наблюдается очень часто) нужно помочь детям - самому напомнить какой-нибудь забавный эпизод или детскую ссору, спросить, из-за чего она возникла, простили ли дети друг друга и т.д. Понятно, что такие беседы требуют от воспитателя пристального внимания к детям в течение всего дня и запоминания всех существенных событий.

Когда подобные беседы станут привычными, дети сами будут  откладывать в памяти нужные эпизоды и охотно рассказывать о них. В беседах нужно стремиться к тому, что бы дети не ограничивались перечислением режимных моментов (погуляли, поели, поспали), а обязательно постарались вспомнить, что-нибуть о себе и рассказать это своими словами. Такие неформальные рассказы, как бы бедны и примитивны они не были, надо поддерживать и поощрять. Своеобразный "устный дневник" дисциплинирует сознание ребенка, развивает внимание, память, самосознание.

5. Жизнь детей в детском доме нужно по возможности насыщать событиями, 
обогащать новыми впечатлениями: устраивать концерты, в которых дети сами 
участвуют, инсценировать сказки, водить их на экскурсии, организовывать новые 
игры и т.д. Но дети не должны быть пассивными участниками происходящих событий, которых внезапно куда-то ведут, что-то показывают, а проживать события 
активно, ждать и готовится к ним, Для такого  настроя нужны беседы о завтрашнем дне, проводимые каждый вечер.

При планировании следующего дня важно выделить какой-либо главный эпизод, сделать его желанным и привлекательным для детей  ("Завтра будем играть в новую интересную игру"). Причем об этом нужно не просто сообщить, но и по возможности подробно раскрыть привлекательность предстоящего, чтобы увлечь детей и заставить их с нетерпением, радостью ждать завтрашнего дня.

6. Очень полезно связывать в сознании детей прошлые события с будущими. 
Если сегодня начато какое-то дело или занятие, то завтра его нужно продолжить, 
определив при этом конкретный план предстоящих действий. Связь между вчерашним, сегодняшним и завтрашним днем можно устанавливать как для отдельных ребят, так и для группы в целом. Постепенно следует подключать самих ребят 
к планированию своей жизни (игр, занятий).

 

 

 

 

 

Проведение коррекционной  работы с младшими школьниками

  1. Для полноценного интеллектуального развития детей-сирот и особенно 
    их творческого мышления, креативности необходимо всемерно обогащать и рас 
    ширять конкретно-чувственный опыт воспитанников. Полезно увеличивать пространство общения, чаще совершать прогулки, экскурсии, по возможности менять 
    помещения, обстановку, в которой дети играют и занимаются. Остро необходимо 
    увеличение числа и разнообразия предметов, с которыми ребенок может активно 
    иметь дело - от бытовых вещей до предметов, специально предназначенных для 
    развития различных сторон психики ребенка (пластилин, песок, кубики, лото и 
    т.д.)
  2. Целесообразно разработать особый курс занятий по изобразительной 
    деятельности и словесному творчеству, направленный на развитие воображения. 
    Очень хороши задания типа: дорисовать начатый рисунок, угадать по расположению точек, что задумал художник, рисовать одну картину по очереди всем, раз 
    укрась доброго и злого волшебника, найди выход из лабиринта и т.д.

Информация о работе Коррекционно-развивающие функции работы по социальной адаптации воспитанников детских домов