Карьера: гендерный аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности связанные с гендерным отличием, влияющие на построение карьеры.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие "Карьера" и особенности ее развития
2.Рассмотреть понятие Гендер и изучить гендерные стереотипы
3.Выявить влияние гендерного аспекта на построение карьеры

Содержание

Введение
1. Карьера :
1.1 Понятие виды и модели карьеры
1.2 планирование и развитие карьеры
2. Гендерный аспект:
2.1 Определение понятия «гендер» и гендерные стереотипы
2.2 Сравнительный анализ влияния гендера на построение карьеры
3 Методики для исследования гендерного аспекта и карьеры:
3.1 Методика Сандры Бем "Маскулинность - Фемининность"
3.2 методика Шейна «Якоря карьеры»
Заключение
Приложение A
Приложение B
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 81.20 Кб (Скачать)

демонстрирует преувеличенную мужественность в  другой  области,  тем  самым, компенсируя своей  не состоятельностью.  Одной  из  таких  областей  является твёрдость (жёсткость).

      Норма твердости  существует у мужчин в  нескольких  формах:  физической, умственной  и эмоциональной.

      Норма физической  твердости - это ожидание от  мужчины физической силы и  мужественности. Самооценка  мужчин, которые не являются  физически   сильными,  хотя  чувствуют,  что   окружающие

ожидают от них  именно  этого,  может  серьезно  снизится.

  Временами норма физической  твердости может довести до  насилия, особенно в том случае,  когда

социальная ситуация предполагает, что  не  проявить  агрессию  будет  не  по мужски,  или когда  мужчина чувствует, что  его  мужественность  под  угрозой или под вопросом.

      Норма умственной  твердости содержит ожидание  того, что  мужчина  будет  выглядеть компетентным  и знающим.  Человек, пытающийся соответствовать   этой

модели сверхкомпетентности, начинает тревожиться, как только  понимает,  что чего-то не знает. Наибольшая проблема состоит в  том,  что  в  межличностных отношениях мужчина  старающийся  соответствовать  этой  норме  часто  унижает других тем,  что  отказывается  признать   перед  ними  свою  неправоту  или допустить, что кто-то знает  больше чем он.

      Норма эмоциональной  твердости подразумевает, что  мужчина  должен  быть эмоционально  твердым: испытывать мало чувств  и быть  в  состоянии  разрешить  свои эмоциональные трудности  без помощи со стороны.  То, что делает  мужчину мужчиной,  обедняет его отношения с детьми и другими людьми.[21]

Вывод»

Гендер, означает совокупность социальных и культурных норм, которые  общество предписывает выполнять людям  в зависимости от их биологического пола.

.Быть в обществе мужчиной  или женщиной означает не просто  обладать теми или иными анатомическими  особенностями - это означает  выполнять те или иные предписанные  нам гендерные роли.

Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается

Современная гендерная теория не пытается оспорить существование  тех или иных биологических, социальных, психологических различий между  конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам  по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная  оценка и интерпретация, а также  построение властной системы на основе этих различий.

Несмотря на декларирование «равных возможностей» для мужчин и женщин в приобретении той или  иной профессии, исторически сложившиеся  стереотипные представления о «мужских»  или «женских» специальностях довлеют  среди значительной части населения.

Для современной общественной жизни многих стран характерен процесс  выравнивания социальных прав мужчин и женщин, приводящий к некоторой  феминизации общества и появлению  большого числа женщин-лидеров

Мужчины отличаются от женщин в построение своей карьеры, управлению коллективом, преодолевания деловых  конфликтов

Мужчины отличаются от женщин в построение своей карьеры, управлению коллективом, преодолевания деловых  конфликтов.

Прослеживаются различия по способу преодоления препятствий, мужчины пользуются интеллектом  и силой, а женщины в большинстве  случаев хитростью и ловкостью. Мужчины ориентированы на перспективные  проблемы и задачи, большинство женщин предпочитает ориентироваться на текущие проблемы и решать их по мере поступления. У женщин наблюдается повышенная потребность в эмоциональном удовлетворении от работы, а у мужчин - пониженная. Решающим фактором у мужчин становится рассудочность, женщина же склонна подходить к решению проблемы с большой долей чувственности. Мужчины при построении карьеры, принятия важных, деловых решений склонны быть более замкнутыми, чем женщины. Отношение к внешнему миру у мужчин - реалистическое и критичное, а у большинства представительниц женского пола - идеализированное и интуитивное. Соответственно мужчина на руководящей должности обычно проявляет сдержанное поведение, а женщина - более эмоциональное. Наглядно - действенный тип мышления конкурирует здесь с мужским словесно - логическим. Объектом внимания у мужчин становиться  - содержание деятельности, а у женщины - форма. Отношение к делам, к окружающим у мужчин прямолинейное, а у женщин - гибкое, все от того, что у мужчин заинтересованность деловая, а у женщин скорее личная, если не учитывать карьеристок.[18]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методики для исследования гендерного аспекта и карьеры

 

3.1 Методика Сандры Бем "Маскулинность - Фемининность"

Поло-ролевой опросник Сандры Бем (1974 год) — это наиболее широко используемый инструмент для измерения того, как взрослый человек оценивает себя с точки зрения гендера.

   Каждый человек  является обладателем множества  психологических черт характера.  Некоторые черты являются как  бы «бесполыми», универсальными, а некоторые черты традиционно  связываются с типично мужской  или типично женской психологией.  Некоторые типичные мужские или  женские черты имеют свои эволюционно-генетические  и физиологические основания,  предпосылки. Например, уровень агрессивности  и доминантности (рассматриваемые  как типично мужские черты), как  оказалось, коррелирует с уровнем  концентрации у индивидов мужских  половых гормонов – андрогенов. Другие черты формируются в  процессе социализации, воспитания  и развития личности. Не случайно  же существуют социальные стереотипы  маскулинности и фемининности. Хотя  дело по преимуществу обстоит  все-таки так, что приобретение  тех или иных типично мужских  или типично женских психологических  черт происходит в результате  совместного влияния обеих групп  факторов – биологического и  социального порядка. В этом  контексте психологический пол  радикально отличается от пола  биологического. Остановимся коротко  на трех основных понятиях, о  которых принято говорить в  связи с феноменом «психологический  пол» – маскулинность, фемининность, андрогинность.

   К типично мужским  чертам традиционно относятся  такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность  к риску, самостоятельность, уверенность  в себе и др. В специальных  исследованиях было установлено  (Christiansen К., Knussmann R., 1987), что генерализованная  спонтанная агрессивность, а также  сексуальная агрессия коррелируют  с уровнем содержания андрогенов (мужские половые гормоны) в  сыворотке крови. В другом исследовании  на выборке в 191 человек было  показано (Lau Sing, 1989), что маскулинных  индивидов отличает большее самоуважение  в целом, а также более высокая  самооценка в области академических  достижений и собственной внешности  – физическое Я.

К типично женским чертам традиционно относятся такие, как  уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию  и др. Социальные стереотипы фемннинности меньше касаются полевых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам.

В соответствии с существующими  представлениями индивид не обязательно  является носителем четко выраженной психологической маскулинности  или фемининности. В личности могут  быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. В уже упоминавшемся выше исследовании (Lau Sing, 1989) было показано, что адрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности (физическое Я).

 Опросник включает  в себя шестьдесят прилагательных, каждое из которых обследуемый  оценивает по семи балльной  шкале исходя из того, насколько  точно оно его характеризует.  Двадцать прилагательных из этого  списка составляют шкалу мужественности: мужественный(-ая), анализирующий(-ая), амбициозный(-ая), агрессивный(-ая), доминантный(-ая) и т. д.; еще двадцать составляют  шкалу женственности: женственный(-ая), теплый(-ая), любящий(-ая) детей, внимательный(-ая) к нуждам окружающих и т.  д.; а оставшиеся двадцать —  нейтральные: завистливый(-ая), надежный(-ая), серьезный(-ая), с большим самомнением,  тактичный(-ая). Прилагательные были  отобраны исходя из того, какие  характеристики считались гендерно-соответствующими  в то время, когда создавалась  шкала. Это делалось с целью  определить место гендера в  культурном контексте, а не  в личности отдельного человека (Сандра Бем 1993 год). Человек, набравший  большое количество баллов как  по шкале мужественности, так  и по шкале женственности, считается  андрогинным; тот, кто набрал  высокий балл по шкале женственности,  но низкий — по шкале мужественности, считается женственным; тот же, чей балл по шкале мужественности  намного превышает результаты  по шкале женственности, считается  мужественным. Термином «недифференцированный»  в этом опроснике обозначаются  те, кто набрал одинаково низкие  баллы как по шкале мужественности, так и по шкале женственности.  Поло-типизированным человеком мы  называем того, чье самоопределение  и поведение совпадает с тем,  которое считается в его обществе  гендерно-соответствующим.[32]

Существует ряд научных  работ, в которых исследовались  результаты проведения тестирования в  не американских группах. Интересно, что  они нередко противоречат общепринятым стереотипам. Согласно Де Леон (DeLeon, 1993), афроамериканцы и пуэрториканцы, как  мужчины, так и женщины, более  андрогинны, чем евроамериканцы. Два  других исследования тоже показали, что  афроамериканские женщины набирают больший балл по андрогинии, чем  евроамериканки (Binion, 1990; Dugger, 1988). Это  можно объяснить исторически  сложившимся высоким уровнем безработицы среди чернокожих мужчин и низкой оплатой их труда, в результате чего чернокожие женщины заняли на рынке рабочей силы более уверенные позиции по сравнению с белыми женщинами. Исторический опыт афроамериканок привел к тому, что их представление о женственности стало включать уверенность в себе, физическую силу, находчивость и самостоятельность (Dugger, 1988). В исследовании, проведенном в 1983 году. Пу Наталл и Васкес-Наттал среди женщин, обучающихся в колледжах, наиболее высокие баллы по шкале мужественности набрали чернокожие студентки, за ними следовали латиноамериканские женщины, а затем девушки европейской расы (отчет об исследовании см. Vazquez-Nuttall et al., 1987). Такие же результаты были получены Де Леон (DeLeon, 1993).

 Сравнение результатов  методики у афроамериканских, пуэрториканских  и евроамериканских мужчин показало, что самый высокий процент  мужчин женственного типа и  самый низкий процент мужчин  мужественного типа обнаружился  среди пуэрториканцев. Пуэрториканские  мужчины в среднем набирали  значительно больше баллов по  шкале женственности, чем мужчины  из афроамериканской и евроамериканской  подгрупп. Де Леон считает причиной  то, что пуэрториканская культура  поощряет проявления привязанности  к семье, заботы о других, заботы  о детях — черты, которые  описывают в методике женственный  тип. Перечисленные исследования  указывают нам на роль культуры  в создании гендерных типов,  на роль пола - мужчина или женщина,  а также на явный недостаток  научных работ в этой области.[32]

 

3.2 Методика «Якоря карьеры»

методика диагностики  ценностных ориентаций в карьере

(Э.Шейн, перевод и адаптация  В.А.Чикер, В.Э.Винокурова)

 

Методика «Якоря карьеры» Э.Шейна, направленна на диагностику  мотивации профессиональной деятельности сотрудников, например, руководителей  среднего и высшего звена.

Для любого человека характерны определённая личностная концепция, таланты, побуждения, мотивы и ценности, которыми он не сможет поступиться, осуществляя  выбор карьеры.

Прошлый жизненный опыт формирует  определённую систему ценностных ориентаций, социальных установок по отношению  к карьере и работе вообще.

В организациях используется в рамках психологического отбора, диагностики профессионального  пути и построении карьеры, психологического сопровождения резерва кадров на выдвижение, исследований организационной  культуры подразделений, в рамках профессионального  консультирования.

Предназначена для практических психологов, студентов психологических  факультетов.

«Якоря карьеры» — это  ценностные ориентации, социальные установки, интересы и т.п. социально обусловленные  побуждения к деятельности, характерные  для определённого человека. Карьерные  ориентации возникают в начальные  годы развития карьеры, они устойчивы  и могут оставаться стабильными  длительное время. При этом очень  часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно. [26]

С помощью данной методики определяется ведущая карьерная  ориентация - количество набранных  баллов должно быть не менее пяти (подсчет  соответственно ключу). Иногда ведущей  не становится ни одна карьерная ориентация - в таком случае карьера не является центральной в жизни личности.

Измеряемые параметры

Профессиональная компетентность

Эта ориентация связана с  наличием способностей и талантов в  определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т. д.).

Человек с такой ориентацией  хочет быть мастером своего дела, он бывает особенно счастлив, когда достигает  успеха в профессиональной сфере, но быстро теряет интерес к работе, которая не позволяет развивать  свои способности.

Одновременно такой человек  ищет признания своих талантов, что  должно выражаться в статусе, соответствующем  его мастерству.

Он готов управлять  другими в пределах своей компетентности, но управление не представляет для  него особого интереса.

Поэтому многие из этой категории  отвергают работу менеджера, управление рассматривают как необходимое  условие для продвижения в  своей профессиональной сфере.

Обычно это самая многочисленная группа в большинстве организаций, обеспечивающая принятие компетентных решений.

В данном случае первостепенное значение имеют ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота  ответственности за конечный результат  и соединение различных функций  организации.

С возрастом и опытом работы эта карьерная ориентация проявляется  сильнее.

Такая работа требует навыков  межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы  нести бремя ответственности  и власти.

Человек с карьерной ориентацией  на менеджмент будет считать, что  не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой сможет управлять различными сторонами  деятельности предприятия: финансами, маркетингом, производством продукции, разработками, продажами.

Информация о работе Карьера: гендерный аспект