Карьера: гендерный аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности связанные с гендерным отличием, влияющие на построение карьеры.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие "Карьера" и особенности ее развития
2.Рассмотреть понятие Гендер и изучить гендерные стереотипы
3.Выявить влияние гендерного аспекта на построение карьеры

Содержание

Введение
1. Карьера :
1.1 Понятие виды и модели карьеры
1.2 планирование и развитие карьеры
2. Гендерный аспект:
2.1 Определение понятия «гендер» и гендерные стереотипы
2.2 Сравнительный анализ влияния гендера на построение карьеры
3 Методики для исследования гендерного аспекта и карьеры:
3.1 Методика Сандры Бем "Маскулинность - Фемининность"
3.2 методика Шейна «Якоря карьеры»
Заключение
Приложение A
Приложение B
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 81.20 Кб (Скачать)

   Гендер создается  (конструируется) обществом как социальная  модель женщин и мужчин, определяющая  их положение и роль в обществе  и его институтах (семье, политической  структуре, экономике, культуре  и образовании, и др.). Гендерные  системы различаются в разных  обществах, однако в каждом  обществе эти системы асимметричны  таким образом, что мужчины  и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения,  профессии и прочее) считаются  первичными, значимыми и доминирующими,  а женщины и все "женское/фемининное" определяется как вторичное, незначительное  с социальной точки зрения  и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система - это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.

Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы  играет сознание людей. Конструирование  гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и  поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлыки "мужеподобная женщина" или "мужик, а ведет  себя как баба" весьма болезненно переживаются людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные  виды психических расстройств). С  момента своего рождения человек  становится объектом воздействия гендерной  системы - в традиционных обществах  совершаются символические родильные  обряды, различающиеся в зависимости  от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек  новорожденного во многих обществах  также определены его полом. Проведенные  исследования показывают, что новорожденных  мальчиков больше кормят, зато с  девочками больше разговаривают. В  процессе воспитания семья (в лице родителей  и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через  книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные  нормы, формируют определенные правила  поведения и создают представления  о том, кто есть "настоящий мужчина" и какой должна быть "настоящая  женщина". Впоследствии эти гендерные  нормы поддерживаются с помощью  различных социальных (например, право) и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ. Воплощая в своих  действиях ожидания, связанные с  их гендерным статусом, индивиды на микроуровне поддерживают (конструируют) гендерные различия и, одновременно, построенные на их основе системы  господства и властвования.

Типичным примером социополового, а не гендерного подхода является традиционный вопрос социологов, адресованный только женщинам: "Хотели бы Вы сидеть дома, если бы имели такую материальную возможность?" или пресловутые опросы на тему "Может ли женщина быть политиком?" Может ли женщина быть успешнее в карьере чем мужчина? Такого рода социологам просто невдомек, что результаты их исследований уже предрешены самой методологией.

     Псевдогендерными  исследованиями являются также  и популярные исследования по  социологии труда, в которых  описание "мужских и женских"  профессий или рабочих мест  не сопровождается анализом причин  и смысла этой дифференциации. С позиций социополового подхода  невозможно объяснить, почему  подавляющую часть врачей, судей  или банковских служащих в  СССР составляли женщины, а  в Европе и США это были  в подавляющей массе мужчины.  Ситуация проясняется только  тогда, когда с позиций гендерной  теории исследователь анализирует,  каковы престижность той или  иной профессии в обществе  и размер оплаты труда.

  Очевидно, что женщин  среди врачей в СССР больше  было не потому, что они "от  природы более милосердны и  склонны к самоотверженности" (как сказали бы биодетерминисты), и не потому, что такова социальная  роль представительниц их пола (как сказали бы приверженцы  социополовой теории), а потому, что  эта работа была низкооплачиваемой  (по сравнению, например, с работой  в военно-промышленном комплексе)  и в целом малопрестижной (например, рабочие имели гораздо больше  социальных льгот, чем врачи).

Понимание гендера как  культурного символа связано  с тем, что пол человека имеет  не только социальную, но и культурно-символическую  интерпретацию. Иными словами, биологическая  половая дифференциация представлена и закреплена в культуре через  символику мужского или женского начала. Это выражается в том, что  многие не связанные с полом понятия  и явления (природа, культура, стихии, цвета, божественный или потусторонний  мир, добро, зло и многое другое) ассоциируются  с "мужским/маскулинным" или "женским/фемининным" началом. Таким образом, возникает  символический смысл "женского" и "мужского", причем "мужское" отождествляется с богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью  и т. д. (и, соответственно, бог, творчество, сила и прочее символизируют маскулинность, мужское начало). "Женское" ассоциируется  с противоположными понятиями и  явлениями - природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью и т. д., которые, в свою очередь, символизируют фемининность, женское начало. Классификация мира по признаку мужское/женское и половой  символизм культуры отражают и поддерживают существующую гендерную иерархию общества в широком смысле слова.

Итак, мы видим, что понятие  гендер обозначает, в сущности, и  сложный социокультурный процесс  формирования (конструирования) обществом  различий в мужских и женских  ролях, поведении, ментальных и эмоциональных  характеристиках, и сам результат - социальный конструкт гендера. Важными  элементами создания гендерных различий являются противопоставление "мужского" и "женского" и подчинение женского начала мужскому началу.

Современная гендерная теория не пытается оспорить существование  тех или иных биологических, социальных, психологических различий между  конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам  по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная  оценка и интерпретация, а также  построение властной системы на основе этих различий. Гендерный подход основан  на идее о том, что важны не биологические  или физические различия между мужчинами  и женщинами, а то культурное и  социальное значение, которое придает  общество этим различиям. Основой гендерных  исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и  иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.

Полоролевая идентичность как  мужчин, так и женщин формируется  и изменяется в зависимости от условий воспитания, обучения и степени  давления полоролевых стереотипов, прививаемых средствами массовой информации. Несмотря на декларирование «равных  возможностей» для мужчин и женщин в приобретении той или иной профессии, исторически сложившиеся стереотипные представления о «мужских» или  «женских» специальностях довлеют  среди значительной части населения.[15]

На фоне происходящих в  настоящее время социальных, политических и экономических изменений во всем мире, содержание гендерных ролей  подвергается трансформации. Однако во многих культурах мужчины и женщины  воспринимаются как обладающие взаимоисключающими, противоположными личностными и  поведенческими характеристиками. Мужчины  представляются как агрессивные, сильные, независимые, умные и творческие; женщины - как покорные, эмоциональные, консервативные и слабые. Определение  маскулинности исключительно как "мужского", а феминности только как "женского" является стереотипным, формирующим ошибочные консервативные представления.[29]

Метаанализ половых различий в значимости тех или иных характеристик работы показал, что существенными являются 33-40 признаков, причем наиболее выраженные различия связаны с тем, что женщины предпочитают работу с людьми и рассматривают качество производственных отношений как один из основных факторов выбора профессии, а мужчины придают основное значение свободе и автономии деятельности.

Гендерные стереотипы, сопровождающие и современный процесс социализации, могут дезориентировать, оказавшись ложными или мало отвечающими  действительности, и серьезно деформировать  личностное развитие и межличностное  взаимодействие. Не смотря на то, что  стереотипные представления имеют  тенденцию оставаться стабильными  на протяжении длительного времени как в индивидуальном, так и общественном сознании, изменение ценностей и культуры отношений людей закладывает основу для формирования новых норм и правил поведения в современном мире.

   Для современной общественной жизни многих стран характерен процесс выравнивания социальных прав мужчин и женщин, приводящий к некоторой феминизации общества и появлению большого числа женщин-лидеров.

   В практике гендерные аспекты охватывают особенности различных подходов к руководству и построение карьеры, особенности межличностных отношений с учетом мужской и женской психики и характерных черт интеллекта.

Мужчины отличаются от женщин в построение своей карьеры, управлению коллективом, преодолевания деловых  конфликтов.[19]

Прослеживаются различия по способу преодаления препятствий, мужчины пользуются интеллектом  и силой, а женщины в большинстве  случаев хитростью и ловкостью. Мужчины ориентированы на перспективные  проблемы и задачи, большинство женщин предпочитает ориентироваться на текущие  проблемы и решать их по мере поступления. У женщин наблюдается повышенная потребность в эмоциональном  удовлетворении от работы, а у мужчин - пониженная. Решающим фактором у мужчин становится рассудочность, женщина  же склонна подходить к решению  проблемы с большой долей чувственности. Мужчины при построении карьеры, принятия важных, деловых решений  склонны быть более замкнутыми, чем  женщины. Отношение к внешнему миру у мужчин - реалистическое и критичное, а у большинства представительниц женского пола - идеализированное и  интуитивное. Соответственно мужчина  на руководящей должности обычно проявляет сдержанное поведение, а  женщина - более эмоциональное. Наглядно - действенный тип мышления конкурирует  здесь с мужским словесно - логическим. Обьектом внимания у мужчин становиться  - содержание деятельности, а у женщины - форма. Отношение к делам, к окружающим у мужчин прямолинейное, а у женщин - гибкое, все от того, что у мужчин заинтересованность деловая, а у женщин скорее личная, если не учитывать карьеристок.[8]

 Исследования социологов  показывают, что по некоторым  параметрам женщины обладают  даже не "благоприятными возможностями", а явными преимуществами для  успешного осуществления функций  построения карьеры, повышения  по карьерной лестницы, получения  руководящих должностей. Вместе  с тем существуют попытки представить  деятельность женщины-руководителя  в упрощенном виде как использование  одной из двух противоположных  друг другу моделей управления -"железная леди" и "старшая  сестра".

"Железная леди" холодна,  авторитарна, самоуверенна и хорошо  знает о своей силе. Она в  совершенстве владеет закулисными  приемами, отвергает дискуссии и  обмен мнениями как неэффективное  средство. Она строга и требовательна  к подчиненным, в системе мотивации  опирается на наказания, от  подчиненных ожидает дисциплины и уступчивости, ценит в них главным образом, профессиональные способности.

Напротив, "старшая сестра" опирается на коллективные формы  принятия решений, поощряет дискуссии  и полемику. Будучи сама неординарной личностью, предпочитает, чтобы рядом  с ней работали такие же сильные  коллеги. Благосклонна к подчиненным, ожидает от них полной отдачи. Она  ценит в своих сотрудниках  чувство единой команды. Для "старшей  сестры" важны не только профессиональные, но и моральные, психологические  качества работников. Не приемлет интриг, развивает гласность, конструктивную критику. В системе мотивации  делает упор на вознаграждения, поощряет новаторство и творческий подход к делу. Безусловно, эти два типа женщины-руководителя являются весьма полярными и в практике управления дают различные сочетания, что позволяет  сделать вывод о многообразии и специфике подходов к управлению.

По сравнению деловых  и психологических качеств женщины  и мужчины исследования показали, что по ряду анализируемых параметров есть определенные отличия. Вместе с  тем, в серьезных научных экспериментах  не нашли подтверждения некоторые  мнения о различиях в умственных возможностях, способностях к обучению, качествах характера и темперамента у представителей обоих полов.

В принятии решений анализ гендерных различий показал, что  женщины- чаще принимают осторожные, уравновешенные решения, опираются  на ситуативное управление. Мужчины  предпочитают диспозиционное управление, они более уверены в себе, последовательны  и настойчивы в достижении целей, склонны к самоанализу и независимости.

   Исследования также показывают, что мужчины чаще всего выбирают агрессивный стиль руководства, считая, что если руководитель по таким критериям как профессионализм, опыт, компетентность, изобретательность, ответственность, готовность к риску и быстрота в принятии решений, превосходит своих подчиненных, они должны выполнять его распоряжения.

    Женщины же более склонны к социальному партнерству. В ситуации требующей наказания подчиненного женщины часто прибегают к мерам морального и психического воздействия, а не к административным. Отношения с рядовыми работниками строятся по принципу сотрудничества, признания вклада и значимости каждого человека. Женщина-руководитель лучше сглаживает конфликты, чем мужчина, она больше вникает в суть конфликта, анализирует его причины для того, чтобы исключить их в будущем.

Информация о работе Карьера: гендерный аспект