Карьера: гендерный аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности связанные с гендерным отличием, влияющие на построение карьеры.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие "Карьера" и особенности ее развития
2.Рассмотреть понятие Гендер и изучить гендерные стереотипы
3.Выявить влияние гендерного аспекта на построение карьеры

Содержание

Введение
1. Карьера :
1.1 Понятие виды и модели карьеры
1.2 планирование и развитие карьеры
2. Гендерный аспект:
2.1 Определение понятия «гендер» и гендерные стереотипы
2.2 Сравнительный анализ влияния гендера на построение карьеры
3 Методики для исследования гендерного аспекта и карьеры:
3.1 Методика Сандры Бем "Маскулинность - Фемининность"
3.2 методика Шейна «Якоря карьеры»
Заключение
Приложение A
Приложение B
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 81.20 Кб (Скачать)

   Мужчины, обычно, используют лидерство в стиле сделки, представляя рабочие отношения как серию обменов - сделок с подчиненными в виде награды за хорошо выполненные поручения или наказания за неадекватное поведение, чаще используют позиционную власть, стараются повысить свой авторитет и усовершенствовать методы руководства подчиненными. Их методы в целом направлены на перестройку сферы правил и норм.

   Женщины же, зачастую, практикуют в лидерстве развитие взаимодействия, инициирующее подчиненных интегрировать личные и коллективные интересы. Они связывают свою власть больше с личностными характеристиками, чем с формальным статусом. Активнее стремятся к тому, чтобы придать положительную окраску деловому взаимодействию со своими подчиненными - поощряют их участие, делятся властью и информацией, повышают самооценку подчиненных, стимулируя, тем самым, полное раскрытие их способностей на рабочем месте. Они в большей степени, чем мужчины прилагают усилия к созданию неформальной атмосферы в при построении деловых отношений в организации.[8]

   Немаловажное значение в изучении взаимосвязи гендерных аспектов и успешной карьеры имеет психолого-конфликтологический аспект. Несмотря на то, что частота конфликтов в мужских и женских коллективах примерно одинакова, причины конфликтов различны, и протекают они по-разному:

1. Причина конфликта в  мужском трудовом коллективе - свойственное  сильной половине стремление  к соперничеству, конкуренции.  Вступление в конфликт для  женщины - чаще всего защитная  реакция, вызванная желанием сохранить  работу, положение в обществе.

2. Мужчины более склонны  к конфликтам, которые связаны  с выполнением профессиональных  обязанностей. Женщины, как правило,  чаще конфликтуют на личной  почве.

3. Источники возникновения  конфликтов в мужской среде  - производственные проблемы, перспективы  роста, неожиданное расширение  круга выполняемых обязанностей. Осложнения межличностных отношений  в женском коллективе могут  быть вызваны условиями работы (распределение премий, отпусков, график  работы).

4. Конфликты в мужских  коллективах протекают открыто:  как вызов, протест против лидера, иерархии или нарушения правил  игры. В женских организациях  течение конфликта более скрыто, с использованием сплетен, злословия,  мелких пакостей за спиной.

5. Фаза разрешения противоречия  в мужской организации наступает  в момент, когда отношения конфликтующих  сторон начинают влиять на  результат работы. Эскалация конфликта  в женском коллективе также  заметно ухудшает результаты  совместной работы, но на это  мало кто обращает внимание: главное,  сильнее досадить сопернице.

Надо заметить, что именно в гомогенном коллективе (только мужском  или только женском) происходит заострение негативных черт, традиционно считающихся  преимущественно женскими и мужскими. Возникает своего рода синергетический  эффект, снимающий внутренние моральные  барьеры.

 Женщины очень поздно  решаются делать карьеру. Часто  только через десять лет работы  на фирме они решаются занять  более высокое положение, но  для запланированной карьеры  это слишком поздно.

Большинство женщин слишком  пассивны. Вместо том, чтобы что-то предпринять  самим, они позволяют событиям идти своим чередом.

Женщины считают, что решающим фактором профессионального успеха является их самореализация. В результате такой "эгоцентричности" они перестают  интересоваться более существенными  вещами в своем окружении, такими, скажем, как система отношений  и информационных каналов на предприятии, возникающих на неофициальном уровне. Они не признают и не воспринимают каких-либо взаимных лояльных отношений, зависимостей отношений типа "ты - мне, я - тебе", взаимной полезности, протекций, возникающих между сотрудниками и всегда учитываемых в известной  степени в своей деятельности мужчинами.

Женщины воспринимают карьеру  как личный рост, как самореализацию. Мужчины же понимают под карьерой престижные и перспективные должности.

Мужчины соотносят выполняемую  ими работу исключительно со своими представлениями о карьере, т.е. рассматривают  ее как продвижение по службе, преуспевание. Женщины разделяют два понятия: выполняемую работу и карьеру. Работа для них осуществляется "здесь  и сейчас", а карьера является исключительно личной целью, о результатах  достижения которой может судить только сама женщина.[8]

С самого детства мужчины  настроены на то, что они будут  работать, чтобы по меньшей мере суметь прокормить себя. Только незначительная часть женщин в детстве задумывалась над этим вопросом. Большинство же из них надеется найти кого-то, кто  будет их содержать. Разница в  настрое и направлении мышления, вытекающая из различных представлений, складывающихся еще в детстве, огромна.

Мужчины рассматривают карьеру  как существенную составную часть  своей жизни. Если возникают какие-либо проблемы личного характера, то мужчины  ищут возможности "передергивать" личную и профессиональную "карты". Женщины же настаивают на четком разграничении  личных и профессиональных проблем, в случае конфликта они однозначно выбирают тот или иной путь.

Если мужчины начинают свою работу на фирме, то они уже  автоматически имеют "генеральский жезл в ранце".

Женщины же, напротив, своей  работой должны постоянно доказывать, что они занимаются своим делом, хотя все и предполагают обратное.

Другое типичное различие относится к понятию "личная стратегия". Мужчины определяют ее как достижение поставленной цели. Когда перед ними стоит новая задача, они постоянно  задаются вопросом: "Что мне это  даст?" Это решающий вопрос, так  как он ставит на карту их будущее. Элемент времени отсутствует  в рассуждениях у женщин. Они лишь думают о том, как можно лучше решить проблему в данном месте и в настоящий момент, не учитывая, какие последствия эта проблема будет иметь для них в будущее. Уже во время игры в футбол мальчики учатся тому, как необходимо объединяться в команду, что можно выиграть и проиграть, что отдельные члены команды могут иметь плохой характер. Ведь команда должна насчитывать одиннадцать игроков. Как правило, девочки не приобретают опыта действовать в составе команды. Если они занимаются спортом, то предпочитают одиночные виды спорта, такие, как конный спорт или теннис. Большинство девушек никогда не узнает, что означает "командный дух", они не учатся объединяться в группы и побеждать всем вместе, несмотря на то, что отдельные члены группы не вызывают симпатии.

Следующим типичным различием  в мышлении мужчины и женщины  является их оценка риск. Для мужчины  риск означает потерю или прибыль, победу или поражение, опасность или  шанс. Женщины оценивают риск как  принципиально отрицательный момент. Для них он означает потерю, опасность, боль. По возможности они избегают риска. В  остальном женщины склонны  в противоположность мужчинам в  своем ролевом поведении  чаще всем  придерживаться взгляда; "Я  именно такая, какая есть, нравится это  другим или нет!" По моему  им труднее отмежеваться от руководителя, работы или некой возникшей ситуации. Женщины принимают все очень  серьезно. Они вкладывают в происходящее что-то совершенно особенное, поэтому  особенно болезненно реагируют на критику  и личные оскорбления. Они меньше всем думают о том, что могут справиться с работой, с которой еще незнакомы  или которую никогда не выполняли.[10]

 Разница в мышлении  обусловливает то, что большое  количество мальчиков учатся  льстить и подстраиваться к  друг другу, а девочки очень  редко считают это необходимым.  Позднее по причинам совместных  ожиданий и раннего опыта мужчины  учатся участвовать в заседаниях  и договариваться между собой,  терпеть друг друга. Все это  женщины находят непостижимым. Групповое  поведение мужчины является в  действительности таким феноменом,  который заставляет женщин творить  примерно следующее: "Как  только  могут двое мужчин, абсолютно  не переносящих друг друга,  сидеть вместе на собрании  и делать вид, что уважают  и помогают друг другу, в  то время как другие знают,  как обстоит дело в действительности"

  Деятельность фирмы  соответствует действиям коллектива, члены котором заботятся, с  одной стороны, о прибыли, а  с другой - только о собственном  выживании, соответствующая ситуация  в отношении прибыли и выживания  определяет чаще всего положение  каждом отдельного члена коллектива. До тех пор, пока нет прибыли,  выигрыша, необходимо соблюдать  благоразумие. Чем ради преднамеренно  наживать врагов, если можно продвинуться  вперед, приобрести друзей?

Даже двенадцатилетние мальчишки  знают, что они нуждаются в  десяти других, чтобы образовать футбольную команду, а такие что они, возможно, могут нормально переносить друг друга, а возможно, и нет.

  Женщины же заботятся  о сохранении хороших отношений,  так как эти отношения являются  для них самоцелью, и в традиционном  женском опыте вряд ли имеется  что-то, что может противоречить  этой самоцели. На  основании   этом женщины часто оказываются  в ловушке нетерпимости, которую  можно определить следующим образом: "Он/она мне не нравится, я  не могу с ним/с ней работать".

Также в обществе сложились  гендерные стереотипы не позволяющие  в полной мере реализовать себя, как женщинам так и мужчинам

   Одной из значительных  ограничений,  налагаемых  традиционной  женской

ролью в наше время является то,  что  работающая  женщина  продолжает  нести 69% работы по дому.  Увеличение  доли времени,  которое  женщины  посвящают  работе,  привело  лишь  к  небольшому сокращению их домашних обязанностей, а количество времени отнимаемого у  них заботой о детях и вовсе осталось неизменным.[31]

      В работе  женщины обычно ниже  по  статусу,  чем  мужчины.     Большинство  самых  престижных  профессий   в  нашем  обществе   буквально   оккупированы мужчинами научные  работники,  врачи,  профессора  университетов.  Существует

множество доказательств  более низкой власти женщин в своих  организациях  по сравнению  с   мужчинами.   Женщины   гораздо   реже   занимают   должности, предлагающие контроль над ресурсами  и определение  того,  какие  цели  фирма будет преследовать и каким способом.  Это  происходит  отчасти,  потому  что

мужские  гендерные  стереотипы  включают  в  себя  больше  качеств,  которые считаются необходимыми для завоевания и удержания  власти.  Поэтому  мужчины кажутся более  подходящими для руководящих  ролей.[18]

      Женщины   пытающиеся  сделать  карьеру   иногда  сталкиваются  с   таким  явлением как «стеклянный потолок»  Эта метафора  выражает  тот   факт,  что  в некоторых организациях  существует как бы невидимый   потолок,  выше  которого женщины  не могут продвинутся. Общепринятые  стереотипы,  предполагающие,  что  мужчины  гораздо  лучшие  лидеры,  чем  женщины  отчасти   ответственны за существование  «стеклянного потолка».

      Еще одной  проблемой работающих женщин  является то,  что  они   трудятся дома немного больше  чем их работающие  мужья,  что   приводит  к  разрыву  во  времени отдыха.

      У домохозяек  так же существует множество  проблем. Большинство  из  них  не может удовлетворить свои  социальные потребности. К   тому  же  большинствосоциологов  согласны, что женщина, зарабатывающая  деньги, пользуется  в  доме  большей властью.

   На сегодняшний   день  существует  сравнительно  немного  исследований, касающихся  ограничений,  которые  накладывает   традиционная  мужская  роль.

Психологи начали изучать  женскую роль  после  того,  как  внимание 

      Структура  ролевых норм мужчины складывается  из трех  факторов.       Первый связан с ожиданиями,  что  мужчины  завоёвывают   статус  и  уважение  других

(норма статуса). 

   Второй  фактор,  норма  твёрдости,  отражает  ожидание  от

мужчины умственной, эмоциональной  и физической твёрдости.

    Третий  фактор  – это ожидание того, что мужчина  должен избегать стереотипно   женских  занятий и видов  деятельности (норма антиженственности).

      Норма успешности (статус)  –  гендерный  стереотип   утверждающий,  что социальная  ценность  мужчины  определяется  величиной   его   заработка   и успешностью на работе. С   этой  нормой  связан  целый   ряд  ограничений  для

мужчины.  Во-первых,   большинство   мужчин   не   способно   на сто процентов   ей соответствовать   из-за   чего   имеют   заниженную   самооценку. Носитель традиционной мужественности никогда не знает меры и  не  может  наслаждаться

тем, что имеет. Он должен постоянно  наращивать  объём  и  время  работы,  и такой  стиль  жизни  часто  приводит  к  появлению  обусловленных   стрессом физиологических  и  психологических  симптомов.  Мужчины  склонны   выбирать работу и карьеру в зависимости  от того, на сколько хорошо это  оплачивается.

Финансовое давление особенно обременяет тех мужчин, чьи жёны  сидят  дома  и не работают. Если несколько человек  зависят  от   тебя   экономически,  это серьёзно давит на психику. Точка зрения, что  главная обязанность  мужчины  в семье  –  исправно  приносить  большую  зарплату,  отрицательно  влияет   на исполнение им родительских функций,  так  как,  чтобы  соответствовать  этим

ожиданиям, мужчина должен посвящать  всё  своё  время  работе.  Например,  в

      Компенсация   чувства   несостоятельности,    в   профессиональной   и  экономической сферах  –  называется  компенсаторной  мужественностью.  Когда мужчина не соответствует  одному  из  аспектов  мужской   гендерной  роли,  он

Информация о работе Карьера: гендерный аспект