Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:50, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности связанные с гендерным отличием, влияющие на построение карьеры.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие "Карьера" и особенности ее развития
2.Рассмотреть понятие Гендер и изучить гендерные стереотипы
3.Выявить влияние гендерного аспекта на построение карьеры
Введение
1. Карьера :
1.1 Понятие виды и модели карьеры
1.2 планирование и развитие карьеры
2. Гендерный аспект:
2.1 Определение понятия «гендер» и гендерные стереотипы
2.2 Сравнительный анализ влияния гендера на построение карьеры
3 Методики для исследования гендерного аспекта и карьеры:
3.1 Методика Сандры Бем "Маскулинность - Фемининность"
3.2 методика Шейна «Якоря карьеры»
Заключение
Приложение A
Приложение B
Список использованной литературы
1.2 Планирование карьеры
Карьера сотрудника
в организации складывается из
желания самого сотрудника
Организации, руководители которых понимают важность управления деловой карьерой своих сотрудников, делают серьезный шаг на пути к собственному процветанию. Управление карьерой дает возможность «вырастить» специалиста или руководителя в стенах своей организации.
На первый взгляд может показаться, что управление карьерой требует больших затрат времени и денег и явно уступает по эффективности найму уже сложившегося специалиста высокой квалификации. Но при более детальном анализе становится понятно, что эти затраты оправдывают себя в полной мере.
С одно стороны,
сотрудник, который прошел все
этапы профессионального роста
в одной организации, лучше
знает ее специфику, сильные
и слабые стороны. Именно это
и делает его работу более
продуктивной. В отличие от того,
кто придет в организацию «с
улицы», ему не потребуется время
на усвоение корпоративной
Можно с уверенностью
сказать, что управление
Одним из основных
условий успешной карьеры
Американский психолог Голланд предложил свою теорию выбора карьеры. По его мнению, выбор карьеры есть выражение личности, а не случайное событие, где играет роль «шанс». Выбор профессии по Голланду сводится к поиску наиболее подходящего для себя окружения, т.е. профессиональной группы, в которой находятся люди такой же ориентации, обладающие специфическими личностными особенностями. Он считает, что достижения человека в том или ином виде карьеры зависят от соответствия между личностью и обстановкой.
Голланд выделяет шесть типов людей:
1. Реалистический – люди, имеющие атлетические или механические способности, любят работать с предметами, машинами;
2. Исследовательский
– люди, любящие наблюдать, учиться,
исследовать, анализировать,
3. Артистический
– люди, любящие работать в
неформализованных ситуациях,
4. Социальный –
люди искусные в речах,
5. Предпринимательский
– люди, которые любят оказывать
влияние, управлять людьми ради
организационных или
6. Стандартный – люди, любящие работать с фактами, данными, обладающие способностью к вычислениям и расчетам, следующие инструкциям.
Предложенная им классификация
является одной из наиболее
популярных типологий,
Специально разработанный опросник выявляет наличие, выраженность тех или иных качеств и дает Голланду основание отнести человека к определенному типу и тем самым рекомендовать наиболее подходящий круг профессий. Хотя один из типов всегда доминирует, человек, тем не менее, может приспособиться к условиям обстановки в рамках двух и более типов. [25]
Кроме того, можно выделить основные ситуации, в каких человек делает выбор профессии:
1) Традиция: вопрос о выборе не возникал в силу традиции, обычаев.
2) Случай: выбор произошел
случайно в силу некоего
3) Долг: выбор профессии
связан с представлением о
долге, о своей миссии, призвании
или обязательствах перед
4) Целевой выбор: выбор
связан с сознательным
Особое место в
управлении карьерой занимает
её планирование. Любой человек
планирует свое будущее,
При поступлении на работу человек ставит перед собой определенные цели, но так как и организация, принимая его на работу, также преследует определенные цели, то нанимающемуся необходимо уметь реально оценивать свои деловые качества. Человек должен уметь соотнести свои деловые качества с теми требованиями, которые ставит перед ним организация, его работа. От этого зависит успех всей его карьеры.
Нанимаясь на работу, человек должен знать рынок труда. Не зная рынка труда, он может поступить на первую попавшуюся привлекательную для него работу. Но она может оказаться не той, что он ожидал. Тогда начинается поиск новой работы.
Допустим, что человек хорошо знает рынок труда, ищет перспективные области применения своего труда и узнает, что для его знаний и умений работу найти трудно, так как много желающих работать в этой области, в результате возникает сильная конкуренция. Обладая возможностью к самооценке и зная рынок труда, он может отобрать отрасль и регион, где хотел бы жить и работать. Правильная самооценка своих навыков и деловых черт предполагает знание себя, своей силы, слабостей и недостатков. Только при этом условии можно правильно поставить цели карьеры. [25]
Целью карьеры нельзя назвать область деятельности, определенную работу, должность, место на служебной лестнице. Она имеет более глубокое содержание. Цели карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь эту конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей. Цели карьеры меняются с возрастом, а также по мере того, как меняемся мы сами, с ростом нашей квалификации и т.д. Формирование целей карьеры – это процесс постоянный.
В качестве примера можно привести следующие цели карьеры:
1) заниматься видом деятельности
или иметь должность,
2) получить работу или
должность, которые отвечают
3) занимать должность,
усиливающую возможности и
4) иметь работу или
должность, которые носят
5) работать по профессии
или занимать должность,
6) иметь работу или
должность, которые хорошо
7) иметь работу или должность, дающие возможность продолжать активное обучение;
8) иметь работу или
должность, которые
Средством реализации
плана карьеры является
К сожалению, для
успешного для успешного
Управление карьерой
состоит в организации
Развитием карьеры
называют те действия, которые
предпринимает работник и организация
для реализации плана карьеры
и профессионального
Таким образом, управление служебной
карьерой - это сложный процесс, требующий
значительных затрат, однако его формальное
наличие не гарантирует реализации
профессиональных амбиций всем работникам
организации. Люди отличаются друг от
друга и по способностям, и по
уровню образования, и по квалификации.Не
стоит также забывать о гендерных
различиях и о целях личности.
Так что не каждый даже при наличии
действенной системы
Вывод:
Карьера (от французского сariera) – успешное продвижение вперед в той или иной области деятельности
Карьера – это динамическое явление , то есть постоянно изменяющийся и развивающийся процесс.
Личностный аспект предполагает рассмотрение этого явления с позиции человека личности, раскрывает особенности видения карьеры ее деятелем
Карьера – это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом”
Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков
Карьера сотрудника
в организации складывается из
желания самого сотрудника
Особое место в управлении
карьерой занимает её планирование. Любой
человек планирует свое будущее,
основываясь на своих потребностях
и социально-экономических
Цели карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь эту конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей. Цели карьеры меняются с возрастом, а также по мере того, как меняемся мы сами, с ростом нашей квалификации и т.д
Управление служебной карьерой - это сложный процесс, требующий значительных затрат, однако его формальное наличие не гарантирует реализации профессиональных амбиций всем работникам организации. Люди отличаются друг от друга и по способностям, и по уровню образования, и по квалификации.Не стоит также забывать о гендерных различиях и о целях личности.
2. Гендерный аспект
2.1 Определение понятия
«гендер» и гендерные
Современная социально-психологическая
наука различает понятия пол
и гендер. Традиционно первое из
них использовалось для обозначения
тех анатомо-физиологических