Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:52, реферат
Вопрос о том, как лучше всего наладить снабжение людей товарами, обсуждается уже не одно столетие. Здесь возможны две полностью противоположные системы.
Первая предполагает наличие мудрого, справедливого, всезнающего руководителя, который централизованно планирует и определяет все сверху. Вторая система строится на утверждении, что существуют миллионы честолюбивых и эгоистичных людей, у которых лишь одна цель – выгода. Национал-экономист Адам Смит в 1776 г. описал то, что происходит в этом случае, следующим образом: «Ими управляет невидимая рука, заставляя идти к цели, о которой они и не мыслили. Служа своим интересам, они способствуют всеобщему благу значительно эффективнее, чем они намеревались».
Как уже отмечалось, кроме главных
факторов (труд, режим, коллектив и
воспитание), которые действуют постоянно,
на осужденного могут влиять и
так называемые факультативные факторы.
К ним относятся семья
Лишение свободы разрушает сложившуюся
ранее систему отношений
Малые группы, таким образом, возникают самостоятельно, независимо от
администрации, стихийно. Практически
в любом коллективе осужденных на
любой стадии его развития имеются
малые группы. В исправлении и
перевоспитании осужденных они играют
особую роль: в них создается тот
микроклимат, который оказывает
нередко решающее влияние на поведение
осужденных, здесь же со всей силой
действуют механизмы
Возникнув, каждая группа проходит свой путь развития, внутри нее выкристаллизовывается определенная структура, выражающаяся в установлении иерархии отношений членов группы. Любой член каждой из этих групп выполняет обязанности в соответствии с отведенной ему ролью. В группе всегда выделяется лидер («вожак», «первый номер»), «вторые», «третьи» и т. д.
В процессе организации и становления отрицательно направленной малой группы нередко возникает нездоровое соперничество, а порой и борьба между лидерами. Побеждает тот, кто сумеет подчинить себе остальных осужденных. Но, захватив лидерство, «вожак» перестает сам лично творить суд и расправу. Всю черную работу он поручает обычно другим осужденным, оставляя за собой функцию организатора, вдохновителя, «верховного судьи». Поэтому ни о какой истинной дружбе между членами отрицательно направленной малой группы не может быть речи. В то же время в малой группе с положительной направленностью обычно складываются товарищеские, дружеские отношения, проявляются взаимные симпатии.
Выявление групповых лидеров связано с расшифровкой ролей, которые играет та или иная личность в коллективе. Существует опасность допустить в этом ошибку, во-первых, потому что личность может играть разные роли в официальных и неофициальных отношениях, и во-вторых, потому что лидеры отрицательных групп и преступных группировок тщательно маскируют свои истинное отношение к администрации, установленным порядкам в ИТУ и свою роль в группе.
Все это важно знать для
Гуманизация исправительно-трудовой системы, очевидно, будет осуществляться через разработку и внедрение более мягких мер наказания, сокращение сроков наказания, введение альтернативных лишению свободы мер наказания, индивидуализацию мер наказания по отношению к лицам, совершившим преступление. Все это потребует более серьезных и всесторонних психологических исследований по разработке и внедрению широкого спектра психолого-педагогических методов воздействия на личность, группу, коллектив осужденных.
Перспективным является исправление
правонарушителя через
Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.
Изучение личности осужденного к моменту его освобождения из ИТУ имеет большое значение для решения вопросов борьбы с рецидивной преступностью. С этой проблемой тесно связана проблема адаптации (приспособления) освобожденного к условиям нормального существования в нормальной социальной среде на свободе. Как уже отмечалось, главным видом готовой продукции ИТУ является социально здоровый человеческий материал — освобожденные из заключения. К сожалению, еще нередки случаи, когда лица, вышедшие из ИТУ, вновь совершают преступления. В этой связи встает проблема доказательства исправления человека, которая не менее актуальна, чем проблема доказательства виновности.
Обобщение опыта деятельности ИТУ
убеждает в необходимости проведения
специальной работы по психологической
подготовке осужденных к жизни в
новых условиях. Значение психологической
подготовки существенно возросло в
связи с тем, что в последние
годы в криминологии подвергся глубокому
анализу психологический
Выделяют:
- психологическую подготовку
- психологическую подготовку
- психологическую подготовку
- психологическую подготовку
Важнее всего активизировать положительные качества личности в процессе психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях. Это можно сделать обращением к лучшим сторонам личности, напоминанием ее былых заслуг, активизацией позитивных установок, морально-политических и правовых чувств, выражением уверенности, что осужденный оправдает доверие воспитателей и т. п. Можно напомнить и о прошлых ошибках, но излишнее напоминание об отрицательных качествах личности осужденного и неправильном поведении обычно вызывает у людей, решивших порвать с преступным прошлым, психологический барьер, делает их невосприимчивыми к психологическим воздействиям.
СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ. По современным воззрениям,
психологическая подготовка состоит
из двух основных разделов: общей и
специальной психологической
Психологическое воздействие называется косвенным, когда в процессе психопрофилактической беседы осужденный делает вывод о том, как ему поступать в том или ином случае на основе опыта других людей. Следовательно, как индивидуальное, так и коллективное воздействие может быть прямым или косвенным.
Методы внушения (суггестии) с их основным средством воздействия — словом — могут помочь осужденным в подготовке к жизни в новых условиях. Внушение, в отличие от убеждения, — это психологическое воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие осужденным воспитательной информации в силу авторитетности личности воспитателя. Внушение может осуществляться только в бодрствующем состоянии. Воспитатель не имеет права пользоваться гипнозом и наркогипнозом; эти методы внушения могут применять только врачи: психотерапевт или психиатр. Выделяют два способа проведения внушения: словесное — путем прямого речевого воздействия на осужденного и косвенное, опосредованное каким-либо предметом или действием.
Механизм самовнушения заключается
в реализации осужденным заданной воспитателем
схемы. Поэтому самовнушением
Всех лиц, освобождающихся из мест заключения, можно разделить на три категории.
ЛИЦА, ВПОЛНЕ ИСПРАВИВШИЕСЯ В ПЕРИОД ОТБЫТИЯ НАКАЗАНИЯ. После освобождения эти лица стремятся активно включиться в честную трудовую жизнь. Иногда это стремление способно преодолеть значительные трудности, с которыми освобожденный сталкивается в период адаптации.
ЛИЦА С ДЕФЕКТАМИ ВОСПИТАНИЯ. Эти дефекты у освобожденных могут быть в мировоззрении, в правосознании (обычно в отдельных его аспектах), в моральных и нравственных программах, а также в области трудовых навыков. Положительный прогноз поведения лиц этой категории после освобождения в значительной степени зависит от условий окружающей среды, в которую они попадут.
ЛИЦА, НЕ ИСПРАВИВШИЕСЯ В ПРОЦЕССЕ ОТБЫТИЯ НАКАЗАНИЯ.
В процессе пребывания в местах лишения
свободы по ряду причин эти лица
не избавились от своих преступных
взглядов, наклонностей, установок, а
порой даже преступного мировоззрения.
Что еще хуже, в иных случаях
в местах лишения свободы они
обогатили свой преступный опыт, развили
преступные навыки и преступное мировоззрение.
Освобождение эти лица рассматривают
как возможность продолжения
преступной деятельности. При длительном
занятии преступной деятельностью
(в особенности у воров) может
сформироваться так называемый динамический
преступный стереотип поведения. В
этом случае человек рассматривает
каждую «благоприятную» ситуацию как
возможность совершить
Процесс адаптации к условиям нормального существования в нормальной социальной среде после длительного срока лишения свободы — сложное явление, требующее активных волевых усилий, высоких нравственных и моральных качеств, хорошо развитого правосознания. Человек должен в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков. Он должен уметь тратить заработанные деньги, обеспечивать себя одеждой, питанием, жильем, активно перемещаться в пределах иногда довольно значительных расстояний и т. д.
Успех адаптации зависит по крайней мере от трех групп факторов. К первой группе относится личность самого освобожденного: его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, правосознание, мораль, нравственность, этика, образование, специальность, трудовые навыки и т. д.
Ко второй — условия внешней среды, окружающей личность освобожденного; наличие жилья, прописки; семья и взаимоотношения с ней; работа, удовлетворенность ею и взаимоотношения с трудовым коллективом; отношения с членами малых групп, в которые освобожденный входит по месту работы, жительства и т. п.; тактика работников милиции, которые осуществляют надзор.
К третьей группе относятся условия, в которых находился осужденный ИТУ и которые сказываются на его поведении в первые месяцы свободы: организация трудового процесса, структура коллектива осужденных, срок пребывания в ИТУ, учеба, воспитательное воздействие администрации, структура малых групп, в которые входил осужденный.
Информация о работе Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности