Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:52, реферат

Описание работы

Вопрос о том, как лучше всего наладить снабжение людей товарами, обсуждается уже не одно столетие. Здесь возможны две полностью противоположные системы.
Первая предполагает наличие мудрого, справедливого, всезнающего руководителя, который централизованно планирует и определяет все сверху. Вторая система строится на утверждении, что существуют миллионы честолюбивых и эгоистичных людей, у которых лишь одна цель – выгода. Национал-экономист Адам Смит в 1776 г. описал то, что происходит в этом случае, следующим образом: «Ими управляет невидимая рука, заставляя идти к цели, о которой они и не мыслили. Служа своим интересам, они способствуют всеобщему благу значительно эффективнее, чем они намеревались».

Работа содержит 1 файл

юр псих.docx

— 368.75 Кб (Скачать)

Как уже отмечалось, кроме главных  факторов (труд, режим, коллектив и  воспитание), которые действуют постоянно, на осужденного могут влиять и  так называемые факультативные факторы. К ним относятся семья осужденного, его дружеские связи с людьми на воле, участие в художественной самодеятельности, занятия художественными  ремеслами, учеба и некоторые  другие. Однако наличие указанных  факторов вовсе не означает, что  гарантировано положительное их влияние. Так, неурядицы в семье  осужденного могут отрицательно сказаться на его настроении, дружеские  связи с людьми, находящимися на воле, далеко не всегда положительно влияют на перестройку личности осужденного  и т. д. Но неверно и вообще игнорировать факультативные факторы, пренебрегать их положительным влиянием на результаты воспитательного процесса, когда  это возможно. Одним из наиболее сильных факторов этой категории  является семья осужденного. Если у него есть дети, жена, родители, целесообразно использовать этот фактор как доминирующий при воспитании чувства перспективы на будущее.. Осужденный, любящий своих родственников, должен видеть в своем будущем возможность соединиться с ними и осознавать, что эта возможность тем быстрее реализуется, чем лучше он будет работать, соблюдать требования режима и способствовать положительной перестройке своей личности.

Лишение свободы разрушает сложившуюся  ранее систему отношений человека с другими людьми, в его общении  возникает вакуум. Страдая от вынужденного одиночества, осужденный с первых дней пребывания в колонии начинает подыскивать  себе друга, товарища, единомышленника, руководствуясь или общими интересами, или общими целями совместной деятельности (работа на производстве, учеба в  школе и т. д.), или одинаковыми  отношениями к наказанию, требованиям  режима, воспитательным воздействиям, или же чувством симпатии, личной привязанности. Друг может выбираться также по национальному  признаку, по профессиональным интересам, по схожести судеб (чаще всего в семейной жизни), по возрастному признаку и  т. д. Первоначально, как правило, осужденный ориентируется на одного человека, но так как тот уже связан с  другим или с другими осужденными, образуется малая группа.

Малые группы, таким образом, возникают  самостоятельно, независимо от

администрации, стихийно. Практически  в любом коллективе осужденных на любой стадии его развития имеются  малые группы. В исправлении и  перевоспитании осужденных они играют особую роль: в них создается тот  микроклимат, который оказывает  нередко решающее влияние на поведение  осужденных, здесь же со всей силой  действуют механизмы подражания, соперничества и самоутверждения. В малой группе воспитателю приходится иметь дело с групповой убежденностью, групповыми интересами, повседневными  традициями. Между воспитателем и  осужденным, как и между коллективом  и личностью осужденного, всегда стоит малая группа. Взгляды и  убеждения, а также установки  осужденного, образ его поведения  существенно зависят от господствующих взглядов и мнений в группе, трансформируются под их воздействием. Это обязывает  воспитателя иметь полное представление  об этих взглядах и убеждениях. В  противном случае он не сумеет заранее  подготовить контраргументы и будет  вести работу с тем или иным осужденным вслепую. Важно также  уметь максимально использовать социально-психологические механизмы (заразительность, групповое давление).

Возникнув, каждая группа проходит свой путь развития, внутри нее выкристаллизовывается  определенная структура, выражающаяся в установлении иерархии отношений членов группы. Любой член каждой из этих групп выполняет обязанности в соответствии с отведенной ему ролью. В группе всегда выделяется лидер («вожак», «первый номер»), «вторые», «третьи» и т. д.

В процессе организации и становления  отрицательно направленной малой группы нередко возникает нездоровое соперничество, а порой и борьба между лидерами. Побеждает тот, кто сумеет подчинить  себе остальных осужденных. Но, захватив лидерство, «вожак» перестает сам  лично творить суд и расправу. Всю черную работу он поручает обычно другим осужденным, оставляя за собой  функцию организатора, вдохновителя, «верховного судьи». Поэтому ни о  какой истинной дружбе между членами  отрицательно направленной малой группы не может быть речи. В то же время  в малой группе с положительной  направленностью обычно складываются товарищеские, дружеские отношения, проявляются взаимные симпатии.

Выявление групповых лидеров связано  с расшифровкой ролей, которые играет та или иная личность в коллективе. Существует опасность допустить  в этом ошибку, во-первых, потому что  личность может играть разные роли в официальных и неофициальных  отношениях, и во-вторых, потому что  лидеры отрицательных групп и  преступных группировок тщательно  маскируют свои истинное отношение  к администрации, установленным  порядкам в ИТУ и свою роль в  группе.

Все это важно знать для профилактики, предупреждения и разрешения конфликтов. Правильное разрешение конфликтов и  психопрофилактика имеют исключительное значение для исправления и перевоспитания осужденных.

Гуманизация исправительно-трудовой системы, очевидно, будет осуществляться через разработку и внедрение более мягких мер наказания, сокращение сроков наказания, введение альтернативных лишению свободы мер наказания, индивидуализацию мер наказания по отношению к лицам, совершившим преступление. Все это потребует более серьезных и всесторонних психологических исследований по разработке и внедрению широкого спектра психолого-педагогических методов воздействия на личность, группу, коллектив осужденных.

Перспективным является исправление  правонарушителя через исповедь, покаяние, примирение с потерпевшим, что создает предпосылки для  подлинной перестройки личности, ее ресоциализации и создания перспективы социальной адаптации.

Психологическая характеристика адаптации  освобожденного к условиям жизни на свободе.

Изучение личности осужденного  к моменту его освобождения из ИТУ имеет большое значение для  решения вопросов борьбы с рецидивной преступностью. С этой проблемой  тесно связана проблема адаптации (приспособления) освобожденного к  условиям нормального существования  в нормальной социальной среде на свободе. Как уже отмечалось, главным видом готовой продукции ИТУ является социально здоровый человеческий материал — освобожденные из заключения. К сожалению, еще нередки случаи, когда лица, вышедшие из ИТУ, вновь совершают преступления. В этой связи встает проблема доказательства исправления человека, которая не менее актуальна, чем проблема доказательства виновности.

Обобщение опыта деятельности ИТУ  убеждает в необходимости проведения специальной работы по психологической  подготовке осужденных к жизни в  новых условиях. Значение психологической  подготовки существенно возросло в  связи с тем, что в последние  годы в криминологии подвергся глубокому  анализу психологический фактор, и в частности его роль в  рецидивной преступности. Именно в  последние годы была выявлена недостаточность  нравственной и практической подготовки осужденного к жизни в нормальных условиях. Психологическая подготовка выступает начальным и завершающим  звеном в процессе исправления и  перевоспитания осужденных. Психологическая  подготовка осужденных заключается  в активизации их психики, настрое  их чувств, привычек, психических состояний  и формировании установки на то, чтобы вести себя подобающим образом  в новых условиях. В результате таких целенаправленных психических  воздействий у осужденного формируется  психологическая готовность жить в  новых условиях, которая обеспечивает быстрое включение его в новую  социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты  энергии на преодоление внутреннего  сопротивления и напряжения. Необходимость  психологической подготовки вызвана  тем, что человек, попадая в новые  условия жизни и социальную среду, встречается со специфическими трудностями, к преодолению которых он не всегда психологически готов. Такая встреча  для осужденных часто бывает неожиданной  и вызывает реакции, неадекватные условиям ситуации и требованиям норм морали. Нередко это усугубляется неправильным отношением окружающих к осужденным, что ведет к чрезмерному возбуждению  или торможению нервных процессов  и к нервным срывам. Осужденный начинает неверно оценивать свое поведение и поступки других людей  и, как следствие, неправильно действовать. Психологическая подготовка помогает преодолеть инертность человеческой психики, ускоряет ее перестройку в связи  с изменением обстоятельств.

Выделяют:

- психологическую подготовку осужденных  к отбыванию уголовного наказания  в конкретном виде ИТУ; 

- психологическую подготовку при  перемещении осужденных в рамках  ИТУ, в связи с изменением  условий их содержания;

- психологическую подготовку осужденных  при переводе из воспитательно-трудовых в исправительно-трудовые колонии при достижении совершеннолетия;

- психологическую подготовку освобождаемых к жизни на свободе.

Важнее всего активизировать положительные  качества личности в процессе психологической  подготовки осужденных к жизни в  новых условиях. Это можно сделать обращением к лучшим сторонам личности, напоминанием ее былых заслуг, активизацией позитивных установок, морально-политических и правовых чувств, выражением уверенности, что осужденный оправдает доверие воспитателей и т. п. Можно напомнить и о прошлых ошибках, но излишнее напоминание об отрицательных качествах личности осужденного и неправильном поведении обычно вызывает у людей, решивших порвать с преступным прошлым, психологический барьер, делает их невосприимчивыми к психологическим воздействиям.

СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. По современным воззрениям, психологическая подготовка состоит  из двух основных разделов: общей и  специальной психологической подготовки. Система общего воздействия на осужденных является неотъемлемой частью их исправления  и перевоспитания. В ней принято  различать способы индивидуального  и коллективного (группового) психологического воздействия. Индивидуальное психологическое  воздействие осуществляется воспитателем на отдельную личность; коллективное — направлено на группу осужденных с целью вызова таких групповых  психических состояний, которые  благоприятно влияли бы на всех членов данного коллектива по закону психологической  инерции. Психологическое воздействие, при котором осужденный получает информацию непосредственно, называется прямым. Иллюстрацией этого вида воздействия  могут служить психотерапевтические беседы с осужденным и совместный с ним анализ причин его прошлых  действий и поступков.

Психологическое воздействие называется косвенным, когда в процессе психопрофилактической  беседы осужденный делает вывод о  том, как ему поступать в том  или ином случае на основе опыта  других людей. Следовательно, как индивидуальное, так и коллективное воздействие  может быть прямым или косвенным.

Методы внушения (суггестии) с их основным средством воздействия  — словом — могут помочь осужденным в подготовке к жизни в новых  условиях. Внушение, в отличие от убеждения, — это психологическое  воздействие, рассчитанное на некритическое  восприятие осужденным воспитательной информации в силу авторитетности личности воспитателя. Внушение может осуществляться только в бодрствующем состоянии. Воспитатель  не имеет права пользоваться гипнозом и наркогипнозом; эти методы внушения могут применять только врачи: психотерапевт или психиатр. Выделяют два способа проведения внушения: словесное — путем прямого речевого воздействия на осужденного и косвенное, опосредованное каким-либо предметом или действием.

Механизм самовнушения заключается  в реализации осужденным заданной воспитателем схемы. Поэтому самовнушением осужденных воспитатель может управлять. Механизм самовнушения схож с механизмом психологической  тренировки, при которой воспитатель  стремится развивать у осужденных стремление заниматься определенной деятельностью (например, выработка адаптационных  механизмов к ближайшему окружению).

Всех лиц, освобождающихся из мест заключения, можно разделить на три  категории.

ЛИЦА, ВПОЛНЕ ИСПРАВИВШИЕСЯ В ПЕРИОД ОТБЫТИЯ НАКАЗАНИЯ. После освобождения эти лица стремятся активно включиться в честную трудовую жизнь. Иногда это стремление способно преодолеть значительные трудности, с которыми освобожденный сталкивается в период адаптации.

ЛИЦА С ДЕФЕКТАМИ ВОСПИТАНИЯ. Эти дефекты у освобожденных  могут быть в мировоззрении, в  правосознании (обычно в отдельных  его аспектах), в моральных и  нравственных программах, а также  в области трудовых навыков. Положительный  прогноз поведения лиц этой категории  после освобождения в значительной степени зависит от условий окружающей среды, в которую они попадут.

ЛИЦА, НЕ ИСПРАВИВШИЕСЯ В ПРОЦЕССЕ ОТБЫТИЯ НАКАЗАНИЯ.

В процессе пребывания в местах лишения  свободы по ряду причин эти лица не избавились от своих преступных взглядов, наклонностей, установок, а  порой даже преступного мировоззрения. Что еще хуже, в иных случаях  в местах лишения свободы они  обогатили свой преступный опыт, развили  преступные навыки и преступное мировоззрение. Освобождение эти лица рассматривают  как возможность продолжения  преступной деятельности. При длительном занятии преступной деятельностью (в особенности у воров) может  сформироваться так называемый динамический преступный стереотип поведения. В  этом случае человек рассматривает  каждую «благоприятную» ситуацию как  возможность совершить очередную  кражу.

Процесс адаптации к условиям нормального  существования в нормальной социальной среде после длительного срока  лишения свободы — сложное  явление, требующее активных волевых  усилий, высоких нравственных и моральных  качеств, хорошо развитого правосознания. Человек должен в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков. Он должен уметь тратить заработанные деньги, обеспечивать себя одеждой, питанием, жильем, активно перемещаться в пределах иногда довольно значительных расстояний и т. д.

Успех адаптации зависит по крайней мере от трех групп факторов. К первой группе относится личность самого освобожденного: его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, правосознание, мораль, нравственность, этика, образование, специальность, трудовые навыки и т. д.

Ко второй — условия внешней  среды, окружающей личность освобожденного; наличие жилья, прописки; семья и  взаимоотношения с ней; работа, удовлетворенность  ею и взаимоотношения с трудовым коллективом; отношения с членами  малых групп, в которые освобожденный  входит по месту работы, жительства и т. п.; тактика работников милиции, которые осуществляют надзор.

К третьей группе относятся условия, в которых находился осужденный ИТУ и которые сказываются  на его поведении в первые месяцы свободы: организация трудового  процесса, структура коллектива осужденных, срок пребывания в ИТУ, учеба, воспитательное воздействие администрации, структура  малых групп, в которые входил осужденный.

Информация о работе Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности