Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:52, реферат

Описание работы

Вопрос о том, как лучше всего наладить снабжение людей товарами, обсуждается уже не одно столетие. Здесь возможны две полностью противоположные системы.
Первая предполагает наличие мудрого, справедливого, всезнающего руководителя, который централизованно планирует и определяет все сверху. Вторая система строится на утверждении, что существуют миллионы честолюбивых и эгоистичных людей, у которых лишь одна цель – выгода. Национал-экономист Адам Смит в 1776 г. описал то, что происходит в этом случае, следующим образом: «Ими управляет невидимая рука, заставляя идти к цели, о которой они и не мыслили. Служа своим интересам, они способствуют всеобщему благу значительно эффективнее, чем они намеревались».

Работа содержит 1 файл

юр псих.docx

— 368.75 Кб (Скачать)

Чтобы достичь высокого уровня мастерства в ораторском искусстве, необходимо знать и уметь применять риторические методы аргументирования в публичных  выступлениях. Приведем наиболее полный перечень этих методов, описанных С. С. Миронченко и Л. Г. Павловой.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД. Представляет собой прямое обращение к собеседнику, которого мы знакомим с фактами и  сведениями, являющимися основой  нашей доказательной аргументации, или же — если речь идет о контраргументах  — пытаемся, насколько это возможно, оспорить и опровергнуть факты и доводы собеседника. Важную роль здесь играют заключения экспертов, цифровые примеры, которые являются прекрасным фоном как для поддержки наших тезисов и положений, так и для опровержения тезисов и положений собеседника.

МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЯ. Основан на выявлении противоречий в высказываниях противника.

МЕТОД «ИЗВЛЕЧЕНИЯ ДОВОДОВ». Основывается на точной аргументации, которая постепенно, шаг за шагом, посредством частичных  выводов приводит нас к желаемому  результату. При контраргументации  это означает опровержение ошибочных  выводов противоположной стороны  или требование корректных и логически  правильных доказательств. В таком  случае этот метод имеет название «опровержение демонстрации», иными  словами, выявление того, что тезис  противоположной стороны логически  не вытекает из аргументов. Задача состоит  в том, чтобы проанализировать ход  рассуждения оппонента и показать отсутствие в изложении действительной логической связи.

МЕТОД СРАВНЕНИЯ. Имеет исключительное значение, особенно когда сравнения  подобраны удачно, что придает  выступлению большую яркость  и силу внушения. При контраргументации, когда наш собеседник приводит какое-то

сравнение, нужно попытаться рассмотреть  это сравнение критически и, если возможно, доказать его шаткость.

МЕТОД «ДА - НО». Случается, что собеседник приводит достаточно взвешенные аргументы, однако они охватывают преимущественно  слабые стороны предложенной альтернативы; поскольку действительно редко  случается так, что все говорят  только «за» или только «против», легко  применять метод «да—но», который позволяет рассмотреть и другие стороны решения. Мы можем спокойно согласиться с собеседником, а потом пустить в ход так называемое «но».

МЕТОД «КУСКОВ». Состоит в расчленении  выступления собеседника таким  образом, чтобы были ясно различимы  отдельные части: «это точно», «на  это существуют разные точки зрения», «это полностью ошибочно». При этом целесообразнее не касаться наиболее сильных аргументов собеседника, а  преимущественно ориентироваться  на слабые места и пытаться именно их и опровергнуть.

МЕТОД ИГНОРИРОВАНИЯ. Очень часто  бывает так, что факт, изложенный собеседником, не может быть опровергнут, но зато его ценность и значение можно  с успехом проигнорировать. Собеседник придает значение чему-то, что, по нашему мнению, не столь важно. Мы констатируем это и анализируем.

МЕТОД ВИДИМОЙ ПОДДЕРЖКИ. Весьма эффективен. Суть его заключается в том, что  после аргументации собеседника  мы ему вообще не возражаем и не противоречим, а, к изумлению всех присутствующих, наоборот, приходим на по- мощь, приводя новые доказательства в пользу его аргументов. Но только для видимости. А затем следует контрудар: «Вы забыли в подтверждение вашего тезиса привести еще и такие факты... (перечисляем их). Но все это вам не поможет, так как...» — теперь наступает черед ваших контраргументов.

МЕТОД «ДОВОД К ЧЕЛОВЕКУ», ИЛИ «АССОЦИАТИВНОСТЬ». Апелляция к сопереживанию, через  воздействие на эмоциональную и  рациональную память слушателей. При  этом используются аналогии, ссылки на прецеденты, образность высказываний. Следует, правда, подчеркнуть, что этот метод применяется только в сочетании  с использованием достоверных и  обоснованных аргументов.

Формирование убеждения и принятие решения судом.

Формирование судейского убеждения  — не просто результат воздействия  на сознание судей определенной совокупности доказательств, установленной и  проверенной в ходе судебного  разбирательства. Оно всегда складывается на основе рационального познания причинно-следственных и иных связей между фактами объективной  действительности, ценностного к  ним подхода, их соотношения с  запретами уголовного права, чувственного переживания полученных по уголовному делу результатов, сделанных из них  правовых выводов.

Осознание судьей своей роли в осуществлении  правосудия способствует появлению  критического отношения к выводам  органов предварительного расследования. Такое отношение способствует критическому взгляду на результаты предварительного расследования, помогает вскрыть допущенные при расследовании ошибки или  нарушения закона.

Анализ данных анкетирования приводит к выводу, что на формирование судейского убеждения также влияют социально-психологические (поведение подсудимого в суде и т. д.) и внесудебные факторы (требование общественных организаций, оценка средств массовой информации). По анкетным данным, 57,6 % судей считают, что их убеждение формируют следующие  факторы: предварительное изучение материалов уголовного дела, доказанность (недоказанность) обвинения в ходе судебного следствия, а также  прошлая преступная деятельность подсудимого; 19,8 % опрошенных добавили к этому  еще социально-психологические факторы.

В философской литературе процесс  формирования убеждения передается формулой «познано—понято—пережито—принято за истину». Например, В. Ф. Бохан переносит  эту формулу на формирование судейского убеждения с некоторыми дополнениями, а именно: «познано—понято—пережито—принято за истину—подготовлено решение». Составные части этой формулы  он рассматривает как элементы судейского убеждения. Н. Л. Гранат и Ю. Н. Погибко полагают, что приведенная выше формула должна иметь выражение «познал—определил ценность—принял как истину—принял решение».

В гносеологическом аспекте процесс  формирования судейского убеждения  развертывается в системе «незнание—знание»: от вероятностного знания — к знанию истинному и достоверному, полученному  в результате исследований совокупности доказательств.

Так, решая вопрос о предании обвиняемого  суду, судья предполагает два окончательных  вывода по делу: обвинительный тезис, сформулированный в обвинительном  заключении, может подтвердиться  или не подтвердиться в судебном разбирательстве. Оба мнения как  вероятностные предположения результата доказывания представляются для  судьи равнозначащими. В ходе доказывания  одно из них перерастает в достоверный, истинный вывод, исключающий любое  иное решение по уголовному делу.

В психологическом аспекте существенным для процесса формирования судейского убеждения является перерастание сомнения (как следствия вероятностного знания) в убежденность судьи, характеризующую  достоверность полученных знаний и  готовность действовать в соответствии с ними.

Сказанное позволяет наметить следующие  этапы формирования убеждения: а) предварительное  изучение материалов уголовного дела с целью решения вопроса о предании обвиняемого суду; б) планирование судебного разбирательства и выдвижение судебных версий; в) проверка материалов предварительного следствия в судебном разбирательстве; г) судебные прения и сопоставление своих оценок с оценками обвинения и защиты и, наконец, д) окончательное формирование убеждения судьи в совещательной комнате при выработке коллективного убеждения. Два первых этапа характеризует убеждение в гносеологическом аспекте как вероятностное знание, а в психологическом — наличие сомнений. В ходе судебного следствия судья, изучая доказательства, направляет свою деятельность на устранение возникших сомнений, подтверждает вероятные предположения или приходит к выводу, что они были необоснованными. На двух последних этапах происходит окончательное формирование судейского убеждения. Безусловно, это деление имеет схематический характер. Но сейчас важно подчеркнуть, что процесс формирования убеждения не только основывается на исследовании собранных доказательств, но и является выражением личностной позиции судьи, его этических взглядов, профессионального правосознания, требований закона Как организатор процесса судья должен обладать высоким уровнем организованности, целеустремленностью, настойчивостью, собранностью и другими волевыми качествами. Кроме того, председательствующему в процессе необходимо иметь незаурядные организаторские способности, которые реализуются в сложных условиях состязания между сторонами уголовного процесса.

Исправительно-трудовая психология.

Предмет и задачи исправительно-трудовой психологии.

Исправительно-трудовая психология исследует  психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации  к нормальному существованию  в нормальной социальной среде, динамику личности осужденного, факторы, влияющие на его перевоспитание, структуру  коллектива осужденных, а также разрабатывает  практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных. Исправительно-трудовая психология тесно связана с исправительно-трудовым правом, педагогикой, психологией труда и социальной психологией.

Перед исправительно-трудовыми учреждениями стоят чрезвычайно сложные задачи перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному  существованию в обществе.

Эти задачи не могут быть решены без  использования данных различных  наук, изучающих личность человека, его взаимоотношения с коллективом, а также роль различных факторов, положительно или отрицательно воздействующих на личность осужденного. Одной из наиболее актуальных наук, способствующих решению указанных выше задачу является исправительно-трудовая психология, которая исследует закономерности психической деятельности человека, отбывающего наказание, и основные факторы, влияющие на него в процессе перевоспитания.

Попадая в ИТУ, почти каждый осужденный планирует для себя только освобождение. Перед воспитателями ИТУ стоит  гораздо более сложная задача: планирование нового человека, умение видеть этого нового человека в каждом осужденном и с помощью мер  воспитательного воздействия добиваться, чтобы осужденный тоже стремился  к перестройке, переделке собственной  личности.

Под влиянием определенных условий  жизни у каждого человека образуется устойчивая система реагирования на факторы окружающей среды, складывается динамический стереотип. У преступника (вора, хулигана, грабителя и т. п.) при длительном занятии преступной деятельностью также вырабатываются своеобразные привычки и навыки, и  в этом случае порой можно говорить о динамическом преступном стереотипе. Человек привыкает к отсутствию постоянного жилья, перестает систематически трудиться и теряет трудовые навыки, зато приобретает преступные и впоследствии каждую ситуацию рассматривает только с одной точки зрения — можно  ли в данных обстоятельствах безнаказанно совершить преступление?

Прежде чем приспосабливать  такого человека к существованию  в нормальной социальной среде, необходимо разрушить его преступный стереотип  и заменить трудовым. В ИТУ преступный стереотип начинает постепенно «таять», поскольку не подкрепляется преступной практикой и мысленным повторением преступных операций. Этот положительный процесс идет тем быстрее, чем активнее осужденный включился в трудовую, учебную и общественную деятельность. Исправительно-трудовая психология исследует динамику личности осужденного, факторы, положительно влияющие на него и способствующие активной перестройке его личности: режим, труд, коллектив, воспитательное воздействие, а также факультативные факторы семья, дружеские связи с лицами, находящимися на воле, учеба, увлечение самодеятельностью и т. д.

Среди преступников, признанных вменяемыми, значительное количество невротиков и  психопатов. Для перевоспитания и  ресоциализации этих лиц наряду с обычными мерами необходима разработка медико - психологических методов воздействия.

Как известно, в юридическом аспекте  наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая судом  лицу, умышленно или неосторожно  совершившему преступление. В наказании  выражается отрицательная оценка, даваемая государством антиобщественному, противоправному  деянию и лицу, его совершившему. Являясь карой за совершенное  преступление, уголовное наказание  преследует взаимосвязанные и взаимообусловленные  цели исправления, перевоспитания осужденного  и предупреждения совершения преступления.

Таким образом, наказание преследует три цели: покарать, исправить и  перевоспитать осужденного, а также  предупредить преступление (общая и  специальная профилактика). Все они  имеют различное психологическое  обоснование, и каждой из них присущ свой психологический механизм.

В психологическом аспекте наказание  как кара есть фактор отрицательного подкрепления. Карательная функция  выражается в причинении осужденному  физических и моральных страданий. Мера этих страданий и переживаний  определяется судом, и всегда величина ее является индивидуальной.

Наказание имеет ряд особенностей, заставляющих осужденного переживать отрицательную реакцию государства. Прежде всего — отрыв от общества и от привычной для каждого  человека среды, сознание длительности этого отрыва. Кроме того, это  лишение определенных прав и преимуществ, и среди них основным является лишение свободы. Последнее —  это ограничение ряда потребностей. Наиболее важным является лишение человека возможности планировать свое поведение.

Возможность исправления и перевоспитания осужденного основана на присущей человеческой психике способности претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды, т. е. на ее пластичности. Пластичность психики выступает, следовательно, как основная психологическая предпосылка возможности исправления и перевоспитания. Наиболее отчетливо фактор целенаправленной организации внешней среды проявляется в деятельности исправительно-трудовых учреждений. Указанные две цели наказания достигаются различными путями. Причинение страданий — «карательный эффект» достигается реализацией требований режима и срока действия наказания и осуществляется изоляцией и принудительной регламентацией личностных проявлений осужденных, их жизни и быта. Напротив, исправительно-трудовое воздействие («исправительный эффект») достигается путем применения специальных средств исправления и перевоспитания, путем ресоциализации личности.

Информация о работе Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности